Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 19 декабря 2011 г.)
Наука: Философия
Секция: История философии
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СООТНОШЕНИЕ «ПРИЯТНЫХ» И «ИЗЯЩНЫХ» ИСКУССТВ В СТРУКТУРЕ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Загороднева Юлия Александровна
аспирант, Саратовский Государственный Технический Университет,
г. Саратов
E-mail: milenakc@yandex.ru
Искусства могут быть классифицированы по разным критериям. Первые классификации искусств берут свое начало в Древней Греции, а именно у софистов, которые разделили искусства на те, что жизненно необходимы и те, что являются приятным добавлением к жизни. Детальное разделение искусств на «приятные» и «изящные» в XVIIIвеке произвел И.Кант. Однако поскольку с того момента прошло достаточно много времени, мы вправе предположить, что соотношение приятных и изящных искусств изменилось. Рассмотрим современные изобразительные искусства с точки зрения классификации И. Канта.
Изобразительное искусство объединяет несколько близких друг другу видов искусства – живопись, графику, скульптуру.При всех различиях, существующих между живописью, графикой, скульптурой, всем им свойственны некоторые общие черты: они е могут развернуть изображаемые события во времени, но они придают воспроизводимым ими явлениям жизни непосредственную зримость. «Изобразительное искусство – это прекрасный, удивительный, притягательный мир. Не всегда можно просто, сразу же войти в него. Мир этот – часть нашей жизни, но живет он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графического листа» [7. C. 3].
«Живопись – есть искусство, и искусство в целом не есть бессмысленное созидание произведений, расплывающихся в пустоте, а целеустремленная сила; она призвана служить развитию и совершенствованию человеческой души» [3. C. 102].
Живописецнакладывает краскинаподготовленную поверхность. Таким образом, мы видим на полотне игру оттенков, светотени, разнообразие палитры цвета и все это воссоздает реальный мир. Лессинг писал: «живопись в своих подражаниях действительности уподобляет тела и краски, взятые в пространстве… Предметы, которые сами по себе или части которых сосуществуют друг подле друга, называются телами, следовательно, тела с их видимыми свойствами и составляют предмет живописи…» [5. C. 186-187]. Так же Лессинг пишет, что «…пространство – область живописца» [5. C. 210]. Но С.Даниэль отмечает, что «живопись имеет дело не столько с физическими телами и действиями, сколько с образами их восприятия и представления….. живопись существует только в процессе восприятия» [2. C. 126].
Графика– это искусство рисунка.Изобразительно выразительные средства графики во многом те же, что и у живописи. Но, в отличие от живописи, цвет в графике существенного значения не имеет.Пользуясь своими собственными скупыми, лаконичными, но очень выразительными средствами, графика создает свою собственную художественную форму, в которой с большей силой раскрываются столь, же важные и значительные стороны человеческой жизни, как и в форме живописной. «Станковая графика, рисунок, графика выставок, как и иллюстрация, во многих отношениях близки живописи. Целый ряд художественных техник, например, гуашь и в особенности акварель часто понимаются как своеобразный мост между живописью и графикой» [7. C. 23].
Графика – в высшей степени современное и необычайно оперативное искусство, оно идет по горячим следам событий самой жизни. «График обладает простыми и разнообразными материалами, потому что в пределах каждого есть выбор. Например, простой карандаш – от жесткого до очень мягкого, или обилие цветных с большей или меньшей сочностью. Богатейшие цветные наборы пастели, всевозможные фломастеры и другие перечисленные материалы, позволяют художникам работать линией, пятном, штриховками, что зависит от основного содержания и главной цели работы» [1. C. 65]. Далее Алексеева В.В. отмечает, что «Живопись и графика отличаются от скульптуры, как сон, воображение отличается от предмета, который держишь в руках…..Закрой глаза - и картины нет, а статуя все равно передает через осязание наших рук особенность своих изобразительных форм» [1. C. 65].
Скульптуравоспроизводит явления жизни в объемной форме. Главная задача, которая стоит перед пластическим искусством - объемное воспроизведения человека в материале. И в связи с этим к основным средствам скульптуры относят объем, силуэт, пластика.Они нужны для того чтобы художник создавая свое произведение рассчитывал на то, что должно просматриваться со всех сторон.В скульптуре принято отдельно выделять монументальную скульптуру.Скульптура, как правило, устанавливается на открытом месте, чтобы ее можно было рассмотреть со всех сторон.Здесь, как правило, не ставится акцент на отображении деталей, так как она не рассчитана на близкое рассматривание. Акцент на отображении деталей, ставится в скульптуре произведений, так как они находятся в помещениях и их можно близко рассмотреть. «Канонические моменты выражены в скульптуре и в росписи настолько не принужденно, настолько «от себя», что всегда кажутся взятыми из жизни, создавая покоряющее чувство непосредственности и легкости творчества, что можно сравнить лишь с тем, как поется песня, как бы она не была знакома, она всегда воспринимается, словно заново в интерпретации разных лиц» [6. C. 236].
Архитектура занимает особое место в семье искусств. В отличие от других видов искусства, которые принадлежат исключительно к сфере духовной культуры и представляют собой лишь воспроизведение действительности, архитектура относится как к духовной, так и к материальной культуре. Архитектурные сооружения – это не только яркие образы эпохи, а сама действительность, идейно-эстетически выраженная. В архитектуре искусство сочетается с практически полезной деятельностью: со строительством сооружений, отдельных зданий и их комплексов, ансамблей, призванных удовлетворять потребности людей, образующих материальную среду, в которой протекает их жизнедеятельность.
Архитектуру и строительное дело можно сблизить на том основании, что как архитектурное сооружение, так и обычное здание создаются с утилитарной целью, носят практически полезный характер. Но если для простого строения этого вполне достаточно, то для архитектурного сооружения или комплекса сооружений этого мало – практически полезное должно стать художественной ценностью, приобрести идейно-эстетический характер. Громадное количество жилых домов, выстроенных на протяжении веков в различных странах мира, чаще всего значения архитектурных сооружений не имели. И дело здесь не в том, что эти дома не красивы, а в том, прежде всего, что они не создавали образа времени, в них не отражалось общественное создание эпохи.
«Культурная значимость сооружения его способность выражать дух и идентичность города, нации – это функции которые оно должно выполнять; и по отношению к которым эстетический функционализм с его узкой техноко-экономической направленностью оказывается дисфункциональным» [4. C. 158]. «С конца 50-х годов архитектура чаще обращается к почти скульптурной пластической форме исходя из принципа единства архитектуры, ее форм с формами природы Перемены во взглядах на внутренние взаимоотношения эстетических моментов архитектуры меняют ее стилистическую направленность» [7. C. 40]. Для архитектуры характерно использование таких выразительных средств как симметрия, пропорциональность образующих сооружение элементов, ритм, масштабные соотношения с человеком, связь со средой и пространством. А так же очень важно эстетическое воздействие света, цвета, фактуры строительного материала.Не рациональное использование выразительных средств, которые не соответствуют архитектурному назначению сооружения занижает или обесценивает художественные качества данного сооружения. Одной из наиболее сложных форм архитектуры является градостроительство.В градостроительстве воплощаются архитектурные идеи строительств целых городов, расположения магистралей и площадей, парков и зеленых массивов, жилых домов, промышленных сооружений, общественных зданий и т.д. Привнесение изобразительных мотивов усиливает идеологическое содержание и эмоциональное воздействие сооружения. «Архитектура всегда была не только местом жилья, средством защиты от природы, но и выражала характер культуры народа. Архитектурные сооружения разных эпох сами по себе часто воспринимаются как памятники» [7. C. 31].
Рассмотрим искусство изготовления мебели. Это искусство предлагает нам огромный ассортимент мебели, который разнообразен как по видам изделий различного назначения, так и по материалам и способам изготовления. Развитие данного искусства связано также с ростом эстетических потребностей покупателей в области формообразования, колористического решения и стилевого соответствия мебели. Появление новых материалов и способов их обработки влечет за собой изменение многих показателей качества мебели – прочности, устойчивости к бытовым воздействиям и долговечности, безопасности, удобства эксплуатации и др. Для отделки мебели, посуды используют декоративно-прикладное искусство.
Произведения декоративно-прикладного искусства отражают культурный уровень народа той или иной эпохи. Они не только помогают людям жить, но и формируют их вкусы: обостряют художественное зрение, воспитывают чувство цвета, ритма, учат понимать замысел произведения, его образность.
Первую и главную особенность декоративно-прикладного искусства отражает само название – это искусство носит прикладной характер. Произведения декоративно-прикладного искусства имеют художественно-образное содержание, тогда когда они взаимодействуют с окружающей обстановкой. Таким образом, можно сделать вывод, что цель декоративно-прикладного искусства – это создание изделий, которые имеют практическое значение для человека.Произведение декоративно-прикладного искусства – это часть предметной среды, которая окружает человека, при этом эстетически ее обогащает.
Декоративная живопись учит видеть и познавать мир. К. Юон считал, что «декоративная мысль всегда лежала в основе образования больших историко-художественных стилей», «чувство декоративного является выражением национального самосознания, народного понимания красоты реального мира» [8.]
Декоративность как необходимое качество изделий декоративно-прикладного искусства, как эстетическая ценность закреплена в их значимой форме. Внутренняя органичная декоративность отличается от внешней декоративности – декора как украшения и дополнительного свойства, не имеющего самостоятельной эстетической значимости в силу необязательности присутствия данной вещи. Исходя из выше рассмотренного, учитывая, что по И. Канту, приятные искусства — те, цель которых — только доставлять наслаждение к ним относится то привлекательное, что может развлечь общество за трапезой: занимательный рассказ, умение вызвать свободную оживленную беседу, настроить шутками и смехом на веселый лад, когда можно, как говорят, многое сболтнуть и никто не отвечает за сказанное, так как это рассчитано на минутное развлечение, а не на то, чтобы служить материалом для размышления и повторения и вторая подгруппа по И.Канту – это искусство, которое приносит пользу. А изящное искусство содействует «культуре способностей души» оно дает особое «удовольствие рефлексии», приближая сферу эстетического к сфере познания. В изящных искусствах цель искусства – в том, чтобы удовольствие сопровождало наши представления как виды познания. Мы можем сделать вывод, что современное искусство можно разделить на «приятное» и «изящное». ВXXIвеке к «приятному» искусству можно отнести: искусство изготовления стекла, посуды, мебели, сервировка стола, искусство речи, искусство общения, декоративно-прикладное искусство. Современное искусство изготовления посуды достигло такого уровня, что мы видим разнообразную посуду по форме, цвету, с разными элементами украшения. Покупая такую посуду, люди во–первых: наслаждаются ее внешним видом, а во-вторых: они из нее едят, таким образом, принося пользу она является необходимым элементом существования. Мы рассмотрели искусство изготовления мебели. Она постоянно усовершенствуется по функциям и дизайну, разнообразна по форме, размеру, цвету. Приносит уют, украшает комнату и в тоже время находится в постоянном использовании человека, то есть приносит пользу. Декоративно-прикладное искусство относится к «приятному» искусству исходя из названия и так как цель данного искусства – это создание изделий, которые имеют практическое назначение в общественном или частном быту, например, художественная обработка мебели, ткани и т. д. Произведение декоративно-прикладного искусства – это часть предметной среды, которая окружает человека, при этом эстетически ее обогащает. Эти искусства мы относит к «приятному искусству», исходя из их пользы. А к «изящному» искусству относятся: архитектура, живопись, скульптура. Живописец воссоздает реальный мир, используя для этой цели краски, накладываемые на специально подготовленную поверхность. Рассматривая работу художника, зритель получает эстетическое наслаждение. В искусстве скульптуры можно выделить два вида: монументальную (например, памятники) и скульптуру произведений находящихся в помещениях. Скульптура, как и живопись, дает человеку только эстетическое наслаждение, не принося никакой пользы. И обратимся к такому виду искусства – как архитектура. Архитектурные сооружения – это не только яркие образы эпохи, архитектура – это не обычное отражение действительности, а сама действительность, идейно-эстетически выраженная. Архитектура с нашей точки зрения занимает пограничную зону между «изящным» и «приятным» искусствами, так как с одной стороны, мы наслаждаемся ее произведениями и не более того. А с другой стороны, в архитектуре выделяют градостроение, которое удовлетворяет потребности людей, образуя материальную среду, в которой протекает их жизнедеятельность. И, следовательно, относится и к «приятному» искусству. Таким образом, отвечая на вопрос: дисбаланс «приятных» и «изящных» искусств в структуре постмодернистской культуры? Мы можем сделать вывод, что исходя из рассмотренных видов искусств в структуре постмодернистской культуры, дисбаланс не прослеживается. А, следовательно, «приятные» и «изящные» искусства находятся в равновесии.
Список литературы:
1.Алексеева В.В. Что такое искусство / В.В. Алексеева - М.: 1991. 236 с.
2.Даниэль С. Искусство видеть / С. Даниэль – Спб: Амфора. 207 с.
3.Кандинский В.В. О духовном в искусстве / В.В. Кандинский – М.: Архимед. 1992. 109 с.
4.Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. / П. Козловски – М.: Респ-ка, 1997. 240 с.
5.Лессинг Г.-Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. / Г.-Э. Лессинг – М.: 1957. – С. 186-187. 520 с.
6.Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры / М.А. Некрасова – М.: Изобразительное искусство. 1983. 344 с.
7.Ракитин В.И. Искусство видеть. / В.И. Ракитин – М.: Знание. 1972. 128 с.
8.Юон К.О композиции в живописи / К. Юон // Искусство – 1952.
дипломов
Оставить комментарий