Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 19 декабря 2011 г.)
Наука: Философия
Секция: Социальная философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ДЕТЕРМИНАЦИЯ И НАПРАВЛЕНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СТРУКТУРЕ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ОТ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ К ГЛОБАЛЬНОЙ
Тильченко Максим Сергеевич
соискатель, Санкт-Петербургский Государственный Аграрный Университет, кафедра государственного, муниципального управления и истории,
г. Санкт-Петербург
E-mail: mtilchenko@yandex.ru
Со второй половины ХХ века начинается глубокое осознание и изучение процесса глобализации.В изучение этого явления внесли вклад такие ученые как У. Бек, Д. Белл, Ф. Бродель, И. Валлерстайн, Э. Гидденс, М. Дойл, М. Кастельс, Р. Робертсон, Л. Склэр, Дж. Сорос, Г. Томпсон, О. Тоффлер, Ф. Фукуяма, Д. Хелд, П. Хэрст и др. Однако, они рассматривают глобализацию как новацию, как процесс, не имеющий аналогов в истории и исключительный для нового времени. Автор данной статьи склонен считать, что процесс глобализации имеет очень давнюю историю и является сопутствующим эволюции социума в направлении становления глобальной цивилизации. Глобализация неотъемлема от общего хода развития цивилизации и может быть осмыслена только в контексте эволюции цивилизации. В этом утверждении автор опирается на работы таких ученных как В.И. Пантин, Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец, Ю.В. Кузовков, которые рассматривают глобализацию с данных позиций. Чтобы наиболее полно осветить данный подход необходимо более подробно остановится непосредственно на эволюции цивилизации.
На сегодняшний момент преобладают два противоположных взгляда на вопрос периодизации исторического процесса. Первая точка зрения связана с формационным подходом. В ее основе лежит линейно-прогрессивная траектория развития общества, прямое восхождение его от ступени к ступени. Вторая опирается на цивилизационный подход и представляет развитие общества в виде сменяющих друг друга циклов локальных цивилизаций. Российские ученые Б.Н. Кузык и Ю.В. Яковец смогли преодолеть этот антагонизм во взглядах. Они считают, что развитие общества имеет поступательно-цикличное движение и полагают, что на современном уровне познания правомерно говорить о трехмерном измерении цивилизационно-исторического времени-пространства, о единстве и многообразии глобальной, мировых и локальных цивилизаций [1, с. 27]. Локальные цивилизации своим циклическим развитием и сменой поколений обеспечивают поступательное движение мировых цивилизаций в общем векторе эволюции глобальной цивилизации. Данному процессу может служить иллюстрацией образ, созданный А. Дж. Тойнби на страницах своего фундаментального труда «Исследование истории»: «Циклические движения в человеческой истории, подобно физическим поворотам тележного колеса, способствуют посредством собственного монотонно повторяющегося циркулярного движения другому движению с более длительным ритмом. Это второе движение, в противоположность первому, как можно увидеть, является совокупным прогрессом в одном направлении, который, в конце концов, достигает своей цели и, достигнув ее, завершает этот ряд» [4, с. 359]. «Постоянное вращение колеса не является пустым повторением, если при каждом повороте оно перемещает вперед телегу, приближая ее к цели» [3, с. 387].
Глобальная цивилизация выражает единство человеческого рода, его судьбы. Началом ее становления можно считать момент, когда человек перешел от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства) к производящему (скотоводству, земледелию). Именно тогда он начал творить собственную историю, и мы уже можем говорить о существовании общества как такового, о единстве материального и духовного воспроизводства. Началом формирования предпосылок глобальной цивилизации можно считать неолитическую революцию в VIII тыс. до н. э. Таким образом, на протяжении десяти тысяч лет идет процесс становления глобальной общности, который завершается в наши дни. За этот период глобальная цивилизация прошла определенные стадии своего развития, меняя внутреннюю структуру и внешний облик.
Мировые цивилизации представляют собой периодически сменяющие друг друга фазы формирования и развития глобальной цивилизации и отличаются одна от другой социокультурным строем, численностью, структурой и динамикой народонаселения, степенью воздействия на природно-экологические процессы, технологическим и экономическим способами производства, общественно – политическим устройством. В основе теории мировых цивилизаций лежит формационная модель К.Маркса, но с учетом значимости социокультурной сферы в развитии общества.
Локальные цивилизации, представляют собой большие общности людей, этносов и народов, объединяемых единством социокультурных ценностей, исторических судеб, экономических и геополитических интересов, выражающих многообразие и изменчивость структуры глобальной и мировой цивилизации. Время от времени локальные цивилизации сменяют друг друга. Происходит изменение их состава, форм и связей. Это приводит к столкновению между ними, вследствие чего, нарушается процесс их диалога и взаимообогащения. Локальные цивилизации воплощают богатство и разнообразие человечества как единой системы, гарантируют ее устойчивость и обеспечивают целесообразную изменчивость при смене эпох, передачу культурного наследия и обогащения социального генотипа человечества. Периодически локальные цивилизации сходят с исторической сцены, другие на ней появляются, третьи разделяются, четвертые объединяются. Каждая из них имеет свой жизненный цикл, свою судьбу, но вместе они образуют богатую палитру многокрасочного мира глобальной цивилизации [1, с. 24-27].Таким образом, на современном этапе познания можно говорить о триединстве цивилизационного измерения. И на всем протяжении развития человеческой общности эволюция глобальной цивилизации сопровождается процессами интеграции в различных сферах жизнедеятельности социума, которые на современном этапе принято называть глобализацией.
Глобализация в виде процессов интеграции и унификации имела место быть в различные исторические периоды, что выражалось в обмене информацией, культурными и духовными ценностями между различными цивилизациями. Еще у примитивных обществ на доцивилизационном этапе развития имелись различного рода контакты, которые приводили к возникновению единых стандартов жизнедеятельности. В античный период, благодаря широкому развитию торговых связей между цивилизациями, осуществляется колоссальный не только вещественный обмен, но и также обмен знаниями, информацией, культурой. Примером может служить знаменитый «шелковый путь» из Китая в Римскую империю и другие цивилизации. В средние века не меньшее значение имел торговый путь «из варяг в греки», связывающий Русь с Византийской империей. Таким образом, на всех этапах развития глобальной цивилизации присутствуют глобализационные процессы, выражающиеся в форме интеграции и унификации различных сторон жизнедеятельности общества. Никогда в истории развитие цивилизаций не происходило обособленно от ее соседей, всегда существовали различного рода взаимосвязи. Ярким примером этому может служить распространение мировых религий. Возникнув в локальных центрах, они, спустя некоторое время, распространились на всей территории планеты.
Естественно на различных этапах исторического развития глобализация имеет свои специфические черты. Специфика современного этапа глобализации обусловлена наличием высокой плотности экономических и культурных связей между цивилизациями, что стало возможным благодаря стремительному технологическому развитию, а также наличием тяжелейших глобальных проблем. Но, не смотря на различие, интеграционные процессы сопровождают развитие глобальной цивилизации на всем ее пути. По сути, глобализация – это механизм развития глобальной общности.
Вместе с тем глобализация противоречивый процесс нелинейного характера. Логично предположить, что глобализация, как процесс эволюции глобальной цивилизации, имеет не только поступательную, но и волновую (циклическую) составляющую, которая описывает подъемы и спады глобальной интеграции. Волны интеграции сменяются волнами дифференциации. Наглядным примером этому процессу служат периоды смены поколений локальных цивилизаций. Одни крупные цивилизации распадаются, и на их месте появляется несколько новых менее крупных – это характерно для периодов дифференциации, другие наоборот сливаются, образуя обширные качественно новые общности. Эта тенденция отчетливо прослеживается в периоды интеграции. Циклы и волны глобализации не отменяют ее поступательного развития, а, делают возможным обновление форм и содержания глобализации, возникновение новых ее механизмов. Иными словами, циклы развития глобализации, включающие разные его фазы, не отменяют самой глобализации, но, напротив, делают ее устойчивым и действительно всеобщим процессом, все более глубоко охватывающим самые различные общества и цивилизации. Возникшие важные изменения и нововведения в результате прохождения социальной системой эволюционного цикла, "отсеивающего" все лишнее, закрепляются в ней и формируют новые механизмы ее развития [2, с. 6].
Мы живем во время очередной смены поколений локальных цивилизаций, перехода от индустриальной мировой цивилизации к постиндустриальной «информационной» цивилизации и возможно завершающемся этапе построения глобальной цивилизации. Все эти процессы сопровождаются глобализацией всех сфер жизнедеятельности. Возможно, мы будем свидетелями очередной волны дифференциации, распада одних цивилизаций и образования других. В любом случае в ближайшее время нас ждут большие перемены не только политической карты и геополитических реалий, но и также изменения мировоззрения и духовные трансформации человечества.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что недопустимо рассмотрение и изучение процесса глобализации и эволюции человеческой цивилизации отдельно друг от друга как обособленные процессы. Это единый, органически связанный процесс. Глобализация может быть осмысленна исключительно в контексте эволюции глобальной цивилизации, а попытки вырвать ее из данного контекста приводят к потере ее истинной сущности и утрате взаимосвязей с другими значимыми событиями, позволяющими в полной мере осознать значение данного процесса и его роли в развитии человеческой общности.
Список литературы:
1.Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее. Т. 1 Теория и история цивилизаций. - М.: Институт экономических стратегий, 2006. – 786 с.
2.Пантин В.И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. — М., 2003. – 276 с.
3.Тойнби А.Дж. Исследование истории: В 3 т. Т. 2. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та: «Издательство Олега Абышко», 2006. – 446 с.
4.Тойнби А.Дж. Исследование истории: В 3 т. Т. 3. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та: «Издательство Олега Абышко», 2006. – 479 с.
дипломов
Оставить комментарий