Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 19 декабря 2011 г.)
Наука: Политология
Секция: Политика в России
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СПЕЦИФИКА ВИЗУАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Юдина Надежда Александровна
соискатель кафедры истории и социологии политики ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов
E-mail: udinadya1989@yandex.ru
Сегодня структура избирательного процесса в современной России усложняется. За два десятилетия, прошедших со времени первых конкурентных выборов в нашей стране, существенно обогатилась система используемых на практике способов воздействия на избирателей. Нередко избирательный процесс сопровождается наличием жесткой конкуренции среди кандидатов. По мере усиления политической конкуренции возросла необходимость использования новых нетрадиционных методов воздействия на выбор избирателей.
Визуальные коммуникациистали выступать эффективными средствами донесения до граждан посланий различных субъектов электорального процесса. Политика не делается всегда по одному рецепту. Если срабатывал один рецепт в избирательной кампании, это совсем не означает, что он будет эффективен всегда. Соответственно, стабильность современной информационной и знаковой среды политических коммуникаций напрямую зависит от эффективности проводимой политики в ходе избирательного процесса, которую можно обозначить как визуальную политику.
В широком смысле визуальная политика представляет собой совокупность концепций и дискурсов, связанную с формированием жизненно важных отношений между государством и социальными группами в области визуальных и знаковых коммуникаций [5, с. 62].
С точки зрения политической психологии, любое политическое действие (от указов президента до телевизионного интервью террориста) имеет экспрессивно-символическую сторону, которая служит эмоционально-смысловым «клейстером» для многообразных элементов общественной жизни. Подобная символическая экспрессивность отнюдь не всегда нацелена на обман чувств; она необходима любому политику, чтобы привлекать к себе внимание, создавать мотивы, провоцировать выбор избирателей в пользу кандидата. Кроме того, визуальная политика – это не просто стихийное появление кандидата на телевидении или позирование перед фотокамерами, – это сознательное использование визуальных ресурсов власти для ее упрочения и легитимации [4, с. 62-75].
Качественные изменения политической системы современной России позволяют осуществлять реальную визуальную политику, подкрепленную фактическими действиями и твердой позицией. Так, эпоха Владимира Путина создала возможность для реализации программ по созданию положительных образов кандидатов, символов, брендов, и знаков новой России. В избирательном процессе формирование имиджа кандидата посредством грамотной визуальной политики стало эффективным инструментом стабильного функционирования предвыборной кампании. Отвергать значение визуальных составляющих в ходе выборов сегодня не рационально.
Кроме того, мы можем констатировать, что произошло существенное смещение акцентов в преподнесении имиджей политиков в ходе избирательного процесса. В России не любили, осуждали раньше и осуждают сегодня богатых людей, так как часть населения живет за чертой бедности. Но во времена Б.Н. Ельцина этот фактор не учитывался в избирательном процессе, вероятно в связи с отсутствием опыта в использовании визуальной политики. Напротив, в 90-е годы XXвека имиджмейкеры старались изображать лидеров в красивых дорогих интерьерах, поддерживая тем самым их респектабельность и исключительность. Телепередачи, посвященные личной жизни политиков, снимались в их дорогих квартирах или домах, отражающие их высокий достаток [6, с. 13-18].
Сегодня в избирательном процессе политических лидеров учитываются настроения избирателей, их потребности. Имидж меньше ориентирован на материальный достаток политиков. Кандидатов зачастую позиционируют как политиков, которые в прошлом принадлежали к людям с низким социальным статусом, которые добились всего своим напряженным трудом. В последнее время в предвыборной агитации даже при съемках видеороликов, в фотографиях политиков не используются дорогие интерьеры, машины. Наоборот – политтехнологи стараются приблизить своих клиентов к народу, показывая поездки кандидатов по регионам, своеобразно преподнося их биографии, образы.
В отличие от прошлых эпох, современные политики инсценирует себя не при помощи статуй, медалей и триумфальных арок, а посредством фотографий и видеопродукции, прессы, радио и телевидения. Возможность при помощи СМИ оказывать влияние на массы населения, напрямую обращаясь к сознанию миллионов; эстетизация повседневности сообразно стандартам СМИ; лавинообразный (захлестывающий обыденное сознание) рост электронной информации, передаваемой со скоростью света, – все это ведет к многократному увеличению возможностей символической политики.
Для политиков уже давно не секрет, что массовая коммуникация представляет собой важнейший инструмент политического управления и обеспечения массовой лояльности к существующей власти. Это неудивительно, если учесть, что подавляющее большинство населения достаточную часть свободного времени проводит за просмотром развлекательных телепередач, журналов, газет. Следовательно, визуальный язык формирует среду обитания современного человека, он давно вошел в информационное и предметное содержание повседневной жизни. Этот язык наиболее понятен всем социальным слоям. В обществе массового потребления и массовой информации все более зрелищными становятся не только традиционные СМИ (газеты, журналы, книги), но и городские ландшафты, места массового пребывания. Значительный вклад в усиление зрелищности предвыборной кампании вносит наружная реклама – уличная, транспортная, в местах торговли, картинки, фотографии, листовки с портретом кандидата [7].
Визуальные материалы выполняют информационную, убеждающую и побуждающую функцию, в них используются запоминающиеся картинки, визуальная информация в виде изображений, как самих лидеров, так и логотипов партии. В электоральном процессе невербальные коммуникации используются чрезвычайно активно в силу высокой значимости результатов этого процесса для его участников, когда необходимо приложить максимальные усилия в достаточно короткий промежуток времени для получения заранее запланированного результата, часто – в условиях жесткой конкуренции [1].
Выборы представляют собой своеобразный процесс, в котором в силу его высокой эмоциональной насыщенности невербальные сигналы играют огромную роль, где графика агитационных материалов, оказывают большое влияние на избирателя, и люди делают свой окончательный выбор с учетом этого впечатления. Наибольшее значение в системе инструментов невербальной коммуникации имеет комплекс невербальных средств, направленных на приближение имиджа кандидата к доминирующему стереотипу целевой группы, а также цветовая гамма и графика используемых в политической рекламе [2].
Когда-то открытость Владимира Путина в беседах с журналистами казалась беспримерной, однако Дмитрию Медведеву сегодня удалось расширить рамки медиа-пространства. Если учесть, что до президентства Медведев, как и Путин, не только никуда и никогда не избирался, но и в принципе не был публичным политиком, в визуальной политике он достиг невероятного успеха. Так, например, главное свое послание «Россия, вперед!» он публикует не в традиционном печатном издании, а на электронных страницах интернет-ресурсов.
Графический дизайн играет чрезвычайно важную роль в электоральном процессе, так как он содержит визуальный образ, который имеет более сильное психологическое воздействие, нежели просто вербальный. Такой образ включает в себя не только слоган или фотоизображение, но и цвет, фон, которые должны быть хорошо видны на расстоянии. Каждый оттенок имеет свое значение, поэтому необходимо учитывать эти аспекты, чтобы не вызвать в массовом сознании раздражения или негатива, например, к политику, участвующему в выборах. Эксперты обращают внимание на высокую эффективность зрительной информации. В ходе выборов активно проявляется такое преимущество зрительной информации, как то, что ее значительно труднее исказить по сравнению со словесной информацией [3].
Весь спектр таких средств воздействия позволяет довольно эффективно проводить необходимую для политика линию формирования электоральных предпочтений граждан. Именно поэтому, кандидаты нередко прибегают к визуальным методам контроля над поведением своих избирателей, которые не требуют непосредственного взаимодействия с политиком.
Таким образом, анализ визуальной политики электорального процесса демонстрирует, что сегодня невозможно создать привлекательный политический стиль, не дополнив его современным интерфейсом. Визуальный облик кандидата должен свободно трансформироваться и расширяться под различные электоральные базы, сферы жизни и направления работы. Эта возможность может быть одинаково эффективно реализована в самых разных формах визуальной политики – как в плакатах, листовках, видеообращениях, так и в предвыборных фотографиях, напоминающих о безупречной личности кандидата. Кроме того, визуальная политика может быть чрезвычайно гибким методом узнаваемости политика. По сути, разработка и применение данного метода приобретает программный характер, на основе которого можно создать расширенный набор образов и смыслов в избирательном процессе, содержательно повышающий социальную лояльность хотя бы на период проведения выборов.
Список литературы:
1. Андрианов М.С. Невербальная коммуникация. Психология и право. М., 2007.- 256 с.
2. Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовые и технологические аспекты // Государство и право. -1997. № 8.
3. Песоцкий Е. Современная реклама. Теория и практика. Ростов-на-Дону., 2001.- 320 с.
4. Поцелуев С.П. Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме // Политические исследования. 1999. № 5.
5. Родькин П.Л. Визуальная политика эпохи Путина // Русский Журнал. М., 2009. -83 с.
6. Русакова О.Ф. Дискурс шоу-политики // Без темы. -2008. № 1(7).
7. Современные тенденции развития символического пространства политики и концепт идеологии. Материалы дискуссии // Политические исследования. -2004. № 4.
дипломов
Оставить комментарий