Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 16 ноября 2011 г.)

Наука: Философия

Секция: Социальная философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кудаярова М.К. «ФИЛОСОФИЯ ТОЛПЫ» ГЮСТАВА ЛЕБОНА // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

«ФИЛОСОФИЯ ТОЛПЫ» ГЮСТАВА ЛЕБОНА

Кудаярова Марина Константиновна

аспирант кафедры культурологи, философии и социальных наук

г. Нижневартовск

E-mail: dionisa@mail.ru

 

Гюстав Лебон (1841 — 1931 гг.) — французский философ социо­лог и психолог. Особое место в его научном наследии занимают труды в области социальной философии («Психология толпы» (1895), «Психология революций» (1912), «Психология социализма» (1908) и др.), в которых проводится идея особой значимости психологического фактора в познании жизни людей, а сама психология считается движущей силой истории. Согласно Лебону, расовые (национальные) и классовые различия между народами дополняются их наследственными психологическими различиями. Такие различия обусловливают различия в воззрениях разных групп и способствуют конфликтам между ними.

Сегодня имя Гюстава Лебона ассоциируется с его предсказа­ниями наступления «эры масс». Он считает, что любое скопление людей представляет собой «массу» («толпу»), главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. В силу волевой неразвитости и низкого умственного уровня больших масс (толп) ими правят бессознательные инстинкты. В толпе самостоятельность личности утрачена, критичность ума и способность суждения резко снижены. Обезличивание человека в массе приводит к господству импульсивных реакций, росту подверженности различным влияниям, к отсутствию контроля над страстями. Вывод, который следует из описания этой картины поведения человека в массе, состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выполнять «элита». Конечно, философ опирается на эмпирические подтверждения того, что паника оказывается единственной формой действия массы. Однако он сам утверждает, что «нельзя изучать духовную организацию толпы, изучая только ее преступления, так же как нельзя узнать духовную органи­зацию какой-нибудь личности, изучая только ее пороки [1, с. 250].

У Лебона идея «толпы» всегда идет параллельно с идеей «элиты». Он отмечает, что элита всегда стремилась проникнуть в тайны мыслительного процесса «толпы-массы». В «массе» проявляются бессознательные поведенческие реакции, теряется критичность мышления, поэтому «великие властители», воздействуя на толпу, способны обращаться к коллективному бессознательному и манипулировать им в своих эгоистических целях. В психологии масс ярко проявляется определенная социальная характеристика, значимость личности, элиты. .

Проблематика, разработанная Лебоном в рамках теории толпы, имеет для настоящего времени особый интерес.

В последней трети XIX в. особое внимание исследователей привлекли массовые движения. Это были революции, протестные выступления экономического, социального и политического характера, охватившие ряд европейских стран. Наиболее рельефно они дали о себе знать во Франции, поэтому не случайно именно в этой стране возникли концепции, в центре которых находился анализ поведения больших групп людей — «массы», «толпы». Именно этой проблеме и посвятил в значительной части свои работы Лебон.

По его мнению, «толпа», или «масса» — это большая группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленных общими чувствами и готовых следовать куда угодно за своим лидером. Совладать с ней не может никакая рациональная сила. Ход мыслей каждого человека в толпе направляется ее общим настроением. В толпе человек теряет свое индивидуальное мышление, заражаясь этим общим настроением. Он превращается из простого человека в «человека толпы». И индивид теряет чувство реальности и оказывается подверженным влиянию лидера значительно сильнее, чем в обычных условиях. Причем чем дольше по времени человек находится в толпе, тем больше он теряет себя, подвергаясь влиянию и толпы, и лидера, и тем слабее у него становится чувство реальности.

Мыслитель делил толпу на однородную и разнородную. Разновидностями первой являются, по его мнению, классы, касты, секты, второй — парламентские собрания, уличные толпы и др. В любом случае толпа для него — разрушительная, иррациональная, бессознательная сила, ее поведение регулируется законом «духовного единства толпы».

Характеризуя толпу как группу людей, охваченных общими чувствами, стремлениями и настроениями, социолог выделял следующие ее черты: зараженность общей идеей, сознание непреодолимости собственной силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, догматизм, восприимчивость к внушению, предрасположенность к импульсивным действиям, готовность к бездумному следованию за лидерами, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики [3, с. 140–141].

По мнению философа, деперсонализация и деиндивидуализация людей. Каковы бы они ни были, как бы ни различались, в толпе у них появляется «коллективная душа». На базе этого понятия ученый сформулировал закон «духовного единства толпы». В толпе человек превращается в некий безвольный автомат с подавленными рациональными началами, поскольку в ней всегда преобладает бессознательное. Отсюда делается вывод о том, что толпа способна как на героические поступки, так и на разрушительные действия, имеющие зачастую преступный характер. Весь вопрос в том, что ей будет «предписано» лидерами в каждой конкретной ситуации.

Философ утверждает, что наступающая эпоха будет «эрой масс». Поэтому перед социальной наукой и социальной психологией в частности встает важный вопрос — как можно более адекватно изучить поведение этих масс. Массы наступают на культурные ценности всего человечества, бывшие до этого сугубо аристокра­тическими. «Главной характерной чертой нашей эпохи, — пишет Лебон, — служит именно замена сознательной деятельности индиви­дов бессознательной деятельностью толпы» [3, с. 143]. Французский мыслитель указывает на крайне низкую степень толпы в умственном отношении, включая сюда даже собрания избранных. «Наблюдая большинство поступков толпы, мы видим, что они чаще всего служат выражением ее замечательно низкого умственного уровня».

Лебон утверждает, что крупные исторические события являются лишь видимыми следствиями невидимых перемен в мыслях людей, что управляют людьми идеи, чувства, нравы, то, что мы носим в себе. Учреждения и законы являются лишь отражением нашей души, выражением наших нужд. Они не могут изменить душу народов, так как сами из нее происходят. Совсем недавно «мнение масс не принималось в расчет, да большей частью она и не существовало» [3, с. 141]. Но теперь именно толпы подготавливают в душе своей судьбы своих наций. Уже происходить замена «божественного права королей» на «божественное право масс» [1, с. 152].

Согласно его позиции, все цивилизации создавались и оберегались маленькой горстью интеллектуальной аристократии, никогда — толпой. Сила толпы направлена лишь к разрушению. Владычество толпы всегда указывает фазу варварства. Благодаря своей исключительно разрушающей силе, толпа действует, как микробы, ускоряющие разложение ослабленного организма.

Касаясь вопроса взаимоотношения массы и элиты, Лебон делает следующее важное для элитологии замечание: все властители мира, все основатели религий или государственные люди и, в сфере более скромной, простые вожди маленьких человеческих общин всегда были бессознательными психологами, инстинктивно понимающими душу толпы. Именно благодаря этому пониманию, они и становились «властелинами толпы».

Знание психологии толпы занимает важное место в системе профессиональной подготовки субъекта власти (элиты). Однако это знание, по мнению Лебона, ему необходимо не для управления массами, так как в наше время это уже невозможно, а для того, чтобы не дать им слишком много воли над собой. Массы мало склонны к теоретическим рассуждениям, зато очень склонны к действию. Поэтому толпой нельзя руководить посредством правил, основанных на чисто теоретической справедливости, а надо отыскивать то, что может произвести на нее впечатление и увлечь ее. Вывод, к которому он приходит, звучит в духе воинствующего элитаризма: «нельзя руководить массами посредством предписаний только одного разума»

 

Список литературы:

1.Карабущенко П.Л., Карабущенко Н.Б. Психологические теории элит — М.: Памятники исторической мысли, 2006 — 448 с.

2.Лебон Г. Психология социализма. [электронный ресурс] ‑ Режим доступа. — URL: http://uf.kgsu.ru/lib/doc.php?path=Kafedra%20Sociologii%20i%20 SR/Psihologiya%20massovogo%20soznaniya/Gyustav%20Lebon%20Psihologiya%20Socializma.Doc.

3.Лебон Г. Психилогия народов и масс — М.: Академический проспект, 2011 — 238 с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.