Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXIII-LXXIV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 05 июня 2017 г.)

Наука: История

Секция: История науки и техники

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мальцев Р.К. РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ КОПИРОВАНИЯ ПЕТРОГЛИФОВ СРЕДНЕГО ЕНИСЕЯ В 1960 - 1980-Х ГГ. // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LXXIII-LXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 6(64). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 23-27.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ КОПИРОВАНИЯ ПЕТРОГЛИФОВ СРЕДНЕГО ЕНИСЕЯ В 1960 - 1980-Х ГГ.

Мальцев Роман Константинович

аспирант Кемеровского государственного института культуры

РФ, г. Кемерово

DEVELOPMENT OF THE METHODOLOGY OF COPYING THE PETROGLYPHS OF THE MIDDLE YENISE IN THE 1960 – 1980

Roman Maltsev

postgraduate student the Kemerovo state university of culture

Russia, Kemerovo

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается развитие методики копирования петроглифов, одного из крупнейших археологических регионов России – Среднего Енисея. Анализируется деятельность научных экспедиций и отдельных новаторов, работавших на памятниках региона в 1960–1980-е гг., благодаря которым, был внесен значимый вклад в развитие отечественного петроглифоведения.

ABSTRACT

The article discusses with the development of the method of copying petroglyphs, one of the largest archaeological regions of Russia - the Middle Yenisei. The activity of scientific expeditions and individual innovators working on the monuments of the region in question in the 1960s and 1980s, which made a significant contribution to the development of Russian petroglyphology.

 

Ключевые слова: методика копирования; петроглифы; Средней Енисей; археология; экспедиции.

Keywords: сopying technique; petroglyphs; Middle Yenisei; archeology; expedition.

 

Копирование наскальных изображений, является неотъемлемой частью изучения и сохранения петроглифов. Развитие методики копирования прошло не одно десятилетие. Достаточно вспомнить первые попытки копирования петроглифов Страленбергом, Аспелиным. Начало XX века характеризуется серьезным сдвигом в развитии методики копирования, связанным с именем выдающегося отечественного исследователя А.В. Адрианова.

Современный исследователь, занимающийся наскальным искусством, имеет в своем арсенале различные способы копирования (контактные и бесконтактные), активно применяет достижения современной науки.

В данной статье сделана попытка проанализировать развитие методики копирования, условия работы исследователей 1960-1980хх годов, без достижений которых невозможно представить работу современного петроглифиста.

Отправной точкой в истории развития методики копирования 1960-1980хх гг. стала деятельность, одной из первых научно-исследовательских экспедиций на территории Красноярского края – Красноярской археологической экспедиции Ленинградского отделения Института археологии. Экспедиция состояла из нескольких отрядов, одним из которых был Каменский отряд, возглавляемый Я. А. Шером. Именно в его задачи входили работы по поиску и копированию всех наскальных рисунков, попадающих под затопление Красноярским водохранилищем.

Обследование памятников наскального искусства проходило несколькими направлениями: полному, подразумевавшему сплошное копирование рисунков, описание и фотографирование, и сокращенному, подразумевающему обследование рисунков вне зоны затопления [8, с. 139].

Участниками экспедиционных работ был проделан колоссальный труд по совершенствованию методики копирования наскальных рисунков. В ходе работ была отработана уникальная методика копирования на полимеризационные пластмассы. Для экспериментов были выбраны два вида пластмасс: стиракрил и бутираль [1, Л. 28]. Схема применения данных пластмасс была следующей. Перед началом изготовления копии, поверхность скал очищалась, производилось фотографирование, после наносилась смазка из стиракрила.

В ходе работ исследователями были выявлены как положительные свойства матриц: абсолютная точная фиксация изображения, техники и фактуры скалы, так и отрицательные – хрупкость матрицы. Поэтому поверх стиракрила накладывался слой бутираля, что придавало эластичность [1, Л. 30].

Следует отметить, что отрядом также была разработана и внедрена специальная шкала вариантов техники выбивки, в которой были предусмотрены различные виды следов инструмента [2, с. 180-182].

По мнению Е.А. Миклашевич и О.С. Советовой, именно в этот период произошел перелом в отношении к петроглифам Среднего Енисея, выявилась необходимость полной фиксации всех рисунков каждого памятника [7, с. 48].

Следующим этапом развития методики копирования, стали работы  Петроглифического отряда Южно-сибирской археологической экспедиции КемГУ под руководством Бориса Николаевича Пяткина  в 1970-1980хх гг.

История появления данного отряда, а также его существование связанно с  Б.Н. Пяткиным. Борис Николаевич, работая в течении долгого времени на кафедре археологии КемГУ, показал себя не только как организатор, но и новатор в части документирования и копирования петроглифов. Подтверждением данного тезиса, могут служить слова руководителя Тепсейского отряда КемГУ, доктора исторических наук О.С. Советовой, отмечавшей, что: - «Это (Б. Н. Пяткин) была очень разносторонняя личность, предложившая ранее не известные способы копирования и документирования» [3]. В свою очередь, доктор исторических наук, профессор СПбГУ Д.Г. Савинов, отмечал, что «Б.Н. Пяткин, являлся генератором идей, стоявшим у истоков появления и сложения центра по изучению наскального искусства при Кемеровском государственном университете» [4].

Основной задачей отряда было, монографическое изучение таких местонахождений как: Оглахты, Суханиха, Тепсей и другие.

Именно благодаря Б.Н. Пяткину в отряд был приглашен художник В.Ф. Капелько. С именем В.Ф. Капелько, связанна разработка и внедрение нового, широко применяемого в настоящее время метода копирования наскальных изображений на микалентную бумагу.

История развития данного метода началась еще в 1972 г., когда В.Ф. Капелько во время обследования писаниц р. Тубы, пришел к выводу о необходимости нового метода копирования. Уже в 1973 г. в ходе работ на раскопках Большого Камыштинского кольца им была впервые применена микалентная бумага, которая сразу показала свои свойства: эластичность, четкость изображения, любая сила тона [5, с. 107].

Способ применения данной бумаги достаточно прост. Лист бумаги прикрепляется к плоскости с рисунком небольшими кусками лейкопластыря. Затем, в направлении сверху вниз производится смачивание бумаги губкой. Бумага вдавливается во все углубления, не оставляя пузырьков с воздухом. Далее следует высыхание бумаги и натирание её черной краской, растертой на куске атласной ткани [5, с. 108].

Следующей вехой в истории развития методики копирования являются работы сотрудника Минусинского музея Н.В. Леонтьева. Деятельность Николая Владимировича, связана с большинством из известных на сегодня памятников наскального искусства. Благодаря ему, в научный оборот были введены новые, ранее не известные сведения о древних культурах, населявших территорию бассейна Среднего Енисея. В ходе работ Н.В. Леонтьева был опробован новый метод копирования, заключавшийся в копировании рисунков на прозрачную полиэтиленовую пленку фломастером или шариковой ручкой. Этот метод, как показала практика, в основном дал удовлетворительный результат [6].

Таким образом, благодаря экспедиционным исследованиям 1960-1980-хх гг. в отечественную науку, были привнесены и внедрены новые, используемые до сегодняшнего дня методы копирования наскальных изображений.  Были заложены основы работы, как с наскальными рисунками, так и археологическими памятниками в целом. Интересным представляется тот факт, что практически за каждым новым способом копирования стоит тот или иной человек (Я.А. Шер, Н.В. Леонтьев, В.Ф. Капелько и др.), в силу личных интересов происходило развитие методик.

 Отметим, что эволюция методик копирования не остановилась на данном хронологическом отрезке, она продолжается и сегодня, но именно методы заложенные в 1960-1980-хх гг. стали базой для совершенствования сегодняшних.

 

Список литературы:

  1. Грязнов М.П., Шер Я.А. Отчет о работе 1-го Правобережного отряда Красноярской археологической экспедиции в 1963 г. // НА ИИМК. Ф.35. Оп.1. Д.143.
  2. Грязнов М.П., Шер Я.А. Отчет о работе по обследованию наскальных рисунков по берегам Красноярского водохранилища в 1969 г. // НА ИА РАН. Ф.1. Р.1. №.4086.
  3. Интервью с О.С. Советовой, доктором исторических наук, участником Петроглифического отряда КемГУ, президентом САИПИ. Интервьюер Р.К. Мальцев. 15 июля 2016 г.
  4. Интервью с Д.Г. Савиновым, доктором исторических наук, участником Каменского отряда ЛОИА АН СССР, профессором СПбГУ. Интервьюер Р.К. Мальцев. 19 октября 2016 г.
  5. Капелько В.Ф. Эстампажный метод копирования петроглифов (открытие и разработка метода) // Памятники древних культур Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: СО АН СССР, 1985. – С. 105-111.
  6. Леонтьев Н.В. Отчет о полевых археологических работах 1984 года // АМКМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1232.
  7. Советова О.С., Миклашевич Е.А. Хронологические и стилистические особенности среднеенисейских петроглифов // Археология, этнография и музейное дело. Кемерово: Никалс, 1999. – С. 47-74.
  8. Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. – М.: Наука, 1980. – 328 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом