Статья опубликована в рамках: LXVII-LXVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 05 декабря 2016 г.)
Наука: Философия
Секция: Онтология и теория познания
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИНТЕНЦИЯ В ФИЛОСОФИИ И ЛИНГВИСТИКЕ
INTENTION IN PHYLOSOPHY AND LINGUISTICS
Yuliya Kutsevich
candidate of Philology, assistant professor of the English Language and Translation Chair of Smolensk State University,
Russia, Smolensk
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу ряда философских исследований категории «намерение», или «интенция», и сопоставлению представленных в них взглядов с некоторыми аспектами трактовки данного понятия в лингвистике. Полученные результаты указывают как на различия рассмотренных подходов к интенции, так и на их комплементарность.
ABSTRACT
The article analyzes approaches to intentionality in philosophy and compares the views presented in them with some aspects of linguistic treatment of the concept. The results show that these approaches are both different and complementary.
Ключевые слова: намерение; интенциональность; волевое действие; ментальность.
Keywords: intention; intentionality; volitional action; mentality.
Как категориальный признак волевого действия интенция исследуется в науке с разных точек зрения. С целью систематизации знаний об объективном явлении «интенциональное действие» в настоящей работе в качестве ее объекта мы избрали философские и лингвистические труды о намерении, предметом исследования являются отличительные признаки данной характеристики интенционального типа действия, описываемые в рассматриваемых трудах.
Так, в средневековой философии, у Августина, намерение «обозначает направленность души к цели, которая <…> может быть только Богом» [12]. П. Абеляр в труде «Этика» различает этически нейтральный поступок (opus) и подвергающееся нравственной оценке со стороны Бога намерение (intentio) [12]. У Ф. Аквинского «intentio и выбор (electio) составляют два конституирующих элемента направляемого практическим разумом свободного нравственного акта воли» [12].
В более поздние периоды истории учение об интенциональности сознания продолжало развиваться. Например, Ф. Брентано понимает данный термин как отнесенность сознания к реальному или воображаемому предмету [13, с. 318]. По Э. Гуссерлю, интенциональность связывает субъект и объект и «призвана служить как бы мостом между ними – быть одновременно представителем имманентного мира общечеловеческого сознания и трансцендентного мира бытия, предметности» [3, с. 466]. А. Мейнонг рассматривает «дезидеративы» (Desiderative) и относит к ним долженствование и цель. При этом объектом интенции, по его мнению, «может стать не только то, что существует» [9].
Дж. Сёрль, представитель современной философии, выделяет «предварительные намерения» и «намерение в действии». Первый тип предшествует действию и формируется на основе убеждений и желаний, второй тип существует, пока субъект находится в действии. Намерение, по Сёрлю, представляет собой «один из многих видов интенциональности», к которым он относит «любое состояние, направленное на что-либо, лежащее за его пределами» [10, с. 52].
М. Братман связывает намерение с предварительным планом действий, формирующих поведение субъекта [16]. В теории планирования данного исследователя анализируется стабильность интенции, проявляющаяся в том, что «будучи однажды сформированной и рационально осмысленной, интенция не исчезает до момента ее реализации» [1]. Кроме того, в рамках данного подхода отмечается антропонимичность субъекта волевого действия, а также наличие особого отношения между желанием и действием.
В ряде других исследований намерение понимается как ментальный акт, инициирующий действие [15, с. 963], обусловленный возможностью его реализовать [18]. Интенциональность рассматривается как «в более узком и близком к этимологии смысле» (намерение, цель), так и более широко – как направленность сознания, воли и чувства на предмет, а также «активное отношение ума к какому-либо объекту» [6].
В лингвистических работах, как и в философии, намерение связывается с модусом целеполагания, имплицируемым волевым действием [7] и обусловливающим последовательное движение субъекта к цели [8]. В качестве цели рассматривается некоторый потенциальный предмет, с которым связывается проспективность интенции [4; 7]. Из тезиса о целенаправленности намерения следует вывод о его ментальности [1; 2] и его внутрисубъектной локализации [7; 8]. Последнее из данных свойств позволяет говорить об одушевленности агенса, что находит свое подтверждение в признании релевантности первого лица для выражения значения интенциональности [8; 11]. Кроме того, соглашаясь с философами, лингвисты отмечают наличие связи между намерением и возможностью осуществить задуманное [4].
В лексикографических источниках в дополнение к признакам «цель», «ожидаемый результат», «план», «решительность», «воля», «предстоящее действие» в дефинициях английских лексем со значением «намерение» отмечается признак «фиксация мыслей субъекта на объекте» (“straining, bending, forcible application or direction of the mind, eye, thoughts” [17]). Данный признак определяет стабильность интенции и сознательный контроль субъекта за процессом движения к её объекту: “Intention is when the mind, with great earnestness and of choice, fixes its view on any idea, <…> and will not be called off by the ordinary solicitation of other ideas” [14].
Другой особенностью интенции, отмечаемой в лингвистике, является её детерминированность некоторыми условиями или факторами [2; 5; 7; 1], способствующими или препятствующими достижению цели. Так, И.Г. Жирова анализирует причинно-следственную зависимость компонентов английских глаголов волеизъявления [5]. Н.Н. Бутвин дифференцирует в структуре волевого действия взаимообусловленные планы: идеальный (уровень ментальных процессов) и реальный (уровень действия как такового) [2].
Итак, как показало сопоставление философских и лингвистических подходов к интенциональному действию, критерии его анализа в данных науках в значительной мере совпадают, что обусловлено объективностью исследуемого явления. При этом в философии преимущественно акцентируются ментальные характеристики интенции, в то время как в лингвистике достаточно подробно исследуется как уровень ментальности, так и уровень реализации интенции. В практическом плане данные выводы, как представляется, необходимы, с одной стороны, для дальнейшей систематизации лексики со значением «волевое действие» в лингвистике и, с другой стороны, для более глубокого понимания волевого действия с точки зрения философии.
Список литературы:
- Антонова А.В. Об интенциональной модели манипулятивного речевого акта // Вестник Самарского государственного университета. Самара: СамГУ, 2006. № 10/1 (50). С. 67–73.
- Бутвин Н.Н. Описание русских глаголов с общим значением «хотеть» (с некоторыми параллелями в чешском языке) на основе принципа развития действия: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 1987. 16 с.
- Гайденко П.П. Гуссерль Эдмунд // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 7. – М.: Советская энциклопедия, 1972. С. 466.
- Гусев В.Ю. Типология специализированных глагольных форм императива: дис. … канд. филол. наук. – М., 2005. 296 с.
- Жирова И.Г. Лексико-семантическая группа глаголов, выражающих волеизъявление в современном английском языке: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Одесса, 1990. 16 с.
- Жюлиа Д. Интенциональность – [Электронный ресурс] // Философский словарь. URL: http://philosophy_dictionary.academic.ru/367/ (Дата обращения 4. 12. 2016).
- Заюкова Е.В. Семантика и прагматика интенциональности в языковой актуализации (на материале английского языка): Автореф. дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 2005. 19 с.
- Казыдуб Н.Н. Системно-функциональное исследование интенциональных глаголов: (На материале современного английского языка): Автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 1991. 17 с.
- Михайлов И.А. Мейнонг Алексиус – [Электронный ресурс] // Новая философская энциклопедия. URL: http://terme.ru/termin/meinong-aleksius.html (Дата обращения 4.12.2016).
- Сёрль Дж. Рациональность в действии. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. 333 с.
- Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. – М.: Языки русской культуры, 1997. 824 с.
- Философская энциклопедия – [Электронный ресурс] – URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_philosophy/ (Дата обращения 05.11.2016).
- Юдин Э.Г. Интенция // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 10. – М.: Советская энциклопедия, 1972. С. 318.
- American Dictionary of the English Language – [Электронный ресурс]. URL: http://webstersdictionary1828.com/ (Дата обращения 14.11.2016).
- Brand M. Volition // The Cambridge Dictionary of Philosophy. 2nd ed. / Ed. by R. Audi. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 963.
- Bratman M.E. Intention, plans, and practical reason. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1987. 200 p.
- Oxford English Dictionary – [Электронный ресурс]. 2nd ed. Oxford: Oxford University Press, 2009. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- Setiya K. Intention – [Электронный ресурс] // Stanford Encyclopedia of Philosophy. Stanford: Stanford University, 2010. URL: http://plato.stanford.edu/entries/intention/ (Дата обращения 01.12.2016).
дипломов
Оставить комментарий