Статья опубликована в рамках: LXVII-LXVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 05 декабря 2016 г.)
Наука: Философия
Секция: Социальная философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСКУРСОВ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
CONSTRUCTION OF INTER-PROFESSIONAL DISCOURSES: HISTORICAL AND CULTURAL CONTEXT
Sergei Omelchuk
post-graduate student, Novosibirsk State University of Economic and Management,
Russia, Novosibirsk
АННОТАЦИЯ
Цель: исследовать формирование межпрофессиональных дискурсов в традиционном, индустриальном и постиндустриальном типах обществ. Метод: социокультурный подход. Результат: выявлены особенности межпрофессиональных дискурсов в указанных типах обществ. Вывод: учет историко-культурного контекста формирования межпрофессиональных дискурсов позволяет выявить их особенности в различных типах обществ.
ABSTRACT
Objective: To investigate the formation of inter-professional discourse in traditional, industrial and postindustrial societies types. Method: a sociocultural approach. Result: the peculiarities of inter-professional discourses in these types of companies. Conclusion: The records of historical and cultural context of formation of inter-professional discourse reveals their features in different types of societies.
Ключевые слова: межпрофессиональный дискурс, историко-культурный контекст, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.
Keywords: interprofessional discourse, socio-cultural approach, traditional society, industrial society, postindustrial society.
Межпрофессиональный дискурс как совместная деятельность по созданию текстов, образующих в обществе особые сектора информационного пространства, в которых в объективированном виде выражаются смысловые точки соприкосновения различных профессиональных субкультур в их представлениях, нормах, ценностях, оценках, взглядах, концепциях, присущ всем обществам, которым свойственна профессионализация труда, под которым мы понимаем преобразование человеком окружающей среды, как физической, так и социальной.
Межпрофессиональный дискурс как фрагмент социальной реальности может быть рассмотрен с различных позиций. Из множества подходов к его анализу мы считаем достаточно эвристичным социокультурный подход, сформированный и развиваемый в работах таких современных социологов и социальных философов, как Э. Тоффлер, Д. Белл, А. Турен, М. Кастельс и другие [3; 4; 5; 6].
Его преимущества обусловлены тем, что он концентрирует внимание не только на экономических факторах развития общественных феноменов, но и на развитии духовной культуры, что позволяет провести более комплексный анализ интересующего нас общественного явления. Эвристическая ценность данного подхода нам видится также и в том, что он позволяет изучить особенности межпрофессионального дискурса в различных типах обществ в их взаимосвязи с явлениями культурной и духовной жизни, так как межпрофессиональный дискурс, на наш взгляд, является интегративным феноменом, поскольку синтезирует в себе экономический, духовный и социальный аспекты общественной жизни и составляющих ее содержание общественных отношений.
Иными словами, социокультурный подход позволяет усмотреть факторы формирования и трансформации межпрофессиональных дискурсов в особенностях духовной жизни и общественного сознания в различных типах обществ.
По нашему мнению, общественное сознание в аграрном, индустриальном и постиндустриальном типах обществ варьируется от преобладания в традиционном обществе иррационализма к рационализму индустриального общества и сочетанию элементов рациональности и иррационального в обществе информационного типа. При этом, межпрофессиональный дискурс имеет, на наш взгляд, рациональные основания, поэтому получает развитие именно в индустриальную эпоху.
Мы считаем, что одним из духовно-культурных факторов, который обуславливает специфику межпрофессионального дискурса в различных типах обществ, является статус знаний, который различается в традиционных, индустриальных и постиндустриальных обществах. Так, в традиционных (аграрных) обществах, преобладающих в эпохах Древности, Античности и Средневековья и сохранившихся в ХХ веке и даже в наши дни в отдельных географических регионах и местностях, знание не является универсальной образовательной ценностью, так как большая часть населения в них, представители простого народа испытывают, по критериям индустриального и тем более постиндустриального обществ, информационный голод. Это проявляется в том, что объем знаний об окружающей действительности, находящийся в их распоряжении, является сравнительно малым. В качественном аспекте знания касаются непосредственно их узкого жизненного мира, относятся к повседневному мышлению, куда органично вкрапляются и наивные обывательские религиозно-мифологические представления, при этом трансляция знаний чаще всего осуществляется от старших поколений к младшим в границах одного рода, общины или семьи. Наиболее же важные и ценные знания находились в распоряжении у представителей интеллектуальной элиты данного типа обществ – жрецов, а позднее богословов, философов и первых ученых. При этом такое знание в традиционных обществах наделяется сакральным характером, а его хранители в сознании масс предстают как носители высшей мудрости и добродетели. Обычному члену традиционного общества доступна лишь малая часть того знания, которым обладали жрецы и священники.
Дискурсивная деятельность в таких обществах носит специфический характер, так как в роли текстов выступают символические предметы древне-религиозных племенных верований и магический обрядов, также обязательные для повседневной жизни ритуалы и церемонии, а также передаваемые из поколения в поколение мифы. Духовная жизнь племени или общины протекает в особом дискурсивном поле, формируемом и поддерживаемом старейшиной племени, вождем, а в наибольшей степени проводником религиозного культа (жрецом). При этом, генезис и существование тех или иных видов труда, которые постепенно приобретали профессионализированный характер, интерпретируется в аграрных обществах в контексте мифологического дискурса.
Указанная ситуация сфере духовной жизни и распределения знаний в традиционном обществе непосредственное накладывала отпечаток и на феномен межпрофессионального дискурса, который существовал здесь лишь в своем зачаточном состоянии, так как распределение знаний было ограниченным. Как нами отмечалось выше, генезис межпрофессионального дискурса мы связываем с возникновением и развитием ремесел, так как именно тогда формируется множество новых профессий, а значит профессиональных сообществ, каждое из которых являлось носителем своей особой субкультуры. Но ремесленные знания строго хранились и не поддавались широкой огласке и распространению, а значит коммуникационные процессы, столь необходимые для развития межпрофессионального дискурса были ограничены.
В эпоху Средневековья как ремесленники, так и архитекторы опирались в своей практической деятельности по большей части на традиционное знание, державшееся в секрете и передававшееся от мастера к подмастерью, часто – от отца к сыну. Поэтому технические изделия были уникальными, на каждом стояла отметка ее изготовителя, часто изделия имели штучный характер, вследствие мастера заботились об их качестве, а потребители этих изделий берегли их как зеницу ока и передавали их по наследству.
С эпохи Возрождения знание приобретает статус универсальной культурной ценности, так как происходит активное развитие научного познания и светского образования. Это время печатной культуры, когда знание становится более доступным. В то время Печатная книга делает знания более доступными, вследствие чего кардинально меняется характер социального распределения знания: сокращается разрыв в обладании знаниями, наступает время интенсивного просвещения масс.
В эпоху Ренессанса в русле гуманистического движения, выступавшего за всестороннее (и телесное, и умственное, и духовное) развитие человека [2], был сформирован идеал всесторонне развитого, просвещенного ученого инженера, который сведущ во многих областях теории и практики, что несомненно повлияло на развитие межпрофессионального дискурса, так как продуктивный диалог между представителями различных сфер труда возможен только в случае, если эти представители имеют необходимую степень свободы и возможностей для профессиональной самореализации.
Именно благодаря инженерам, художникам и практическим математикам Ренессанса возник новый тип научной теории, ориентированной на практику. Для данного времени характерно повышение статуса ремесленников, чье искусство, наряду с творчеством художников, скульпторов, писателей и философов, составляет вершину культуры эпохи Ренессанса.
В связи с этим получает импульс для развития и межпрофессиональный дискурс, так как в связи с всплеском науки, искусства, философии, представители именно данных отраслей деятельности начинают активно общаться и взаимодействовать друг с другом.
В тоже время происходит формирование нового научного идеала, который был выражен Ф. Бэконом в его известном изречении «знание-сила» [1, c. 275]. Сформировавшаяся благодаря эмпиризму Ф. Бэкона, рационализму Р. Декарта и механицизму И. Ньютона классическая эпистемологическая парадигма определила характер социокультурного развития на несколько столетий вперед, вплоть до перехода в конце ХХ века от индустриального к постиндустриальному обществу. Главными принципами индустриальной эпохи стали прогрессизм, вера в безграничные возможности человеческого разума и потребительское отношение к природной среде. В таких условиях, когда получили развитие многие сферы профессиональной деятельности, а также в связи с совершенствованием печатных технологий появились первые средства массовой информации, межпрофессиональный дискурс становится актуальным, как никогда ранее.
Далее, по мере перехода от индустриального к постиндустриальному обществу межпрофессиональный дискурс стал приобретать новые очертания, связанные с прежде всего с виртуализацией социальных коммуникаций и переходом значительной доли межпрофессиональных взаимодействий в сеть интернет. Преобладающим типом культуры в постиндустриальном обществе становится экранная. Площадками для преимущественной доли межпрофессиональных взаимодействий становятся виртуальные социальные сети, сообщества и тематические интернет-сайты, посвященные поиску работы и персонала, купле-продаже товаров и услуг, например, профессионального оборудования и т. д.
Все это ведет к формированию у людей клипового мышления, когда для адаптации к информационным перегрузка работа сознания идет в формате приема и фильтрации множественных сообщений, часто в визуально-образных формах, лишь часть которых принимается во внимание и усваивается полностью. Большая я же ее часть усваивается поверхностно. При таком характере коммуникаций межпрофессиональные дискурсы становятся множественными и их субъекты получают широкие возможности для создания и трансляции текстов через сеть интернет.
Таким образом, учитывая историко-культурный контекст, мы можем выделить особенности межпрофессионального дискурса в соответствие с разделением обществ на традиционное, индустриальное и постиндустриальное.
Список литературы:
- Бэкон Ф. Новый органон – М.: Мысль, 1994. 241 с.
- Джованни Пико делла Мирандола Речь о достоинстве человека // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-и тт. Т. 1. С. 506–514. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://psylib.org.ua/books/_pikodel.htm. (Дата обращения 29.09.2016)
- Кастельс М. Галактика Интернет – Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. – 328 с.
- Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М.: АСТ, 2002. – 784 с. Тоффлер Э. Шок будущего = Future Shock, 1970. – М.: АСТ, 2008. – 560 с.
- Bell D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting. – N.Y.: Basic Books, 1973.
- Touraine A. La societe post-industrielle. Paris, 1969.
дипломов
Оставить комментарий