Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXIX-LXX Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 01 февраля 2017 г.)

Наука: История

Секция: Всемирная история

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шералиев Д.М., Иброхимов М.Ф. Творчество сценографов Таджикского академического театра драмы им. А. Лахути 1970-х гг. // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LXIX-LXX междунар. науч.-практ. конф. № 2(62). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 5-9.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Творчество сценографов Таджикского академического театра драмы им. А. Лахути 1970-х гг.

Шералиев Давлатёр Мирзовалиевич

зав. кафедрой дизайна костюма и истории моды Технологического университета Таджикистана, доктор исторических наук

Таджикистан, г. Душанбе

Иброхимов Муродали Файзалиевич

зав. кафедрой дизайна костюма и истории моды Технологического университета Таджикистана, доктор исторических наук

Таджикистан, г. Душанбе

THE CREATIVITY OF THE SET DESIGNERS OF THE TAJIK ACADEMIC DRAMA THEATRE NAMED AFTER A. LAKHUTI 1970S YEARS

Davlatyor Sheraliev

Seeker of the Institute of history, archaeology and Ethnography named after A. Donish of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan,

Tajikistan, Dushanbe

Murodali Ibrohimov

Head of the Department of costume design and fashion, the Technological University of Tajikistan, doctor of historical Sciences

Tajikistan, Dushanbe

 

АННОТАЦИЯ

В статье освещается творческая деятельность главного театрального заведения Таджикистана в 1970-е годы, период наибольшего развития таджикского сценографического искусства. Материал статьи составлен на основе анализа оформительских работ театральных художников. По заключению автора, художественные решения театральных сценографов Драматического театра имени А. Лахути в 1970-е годы было не только учитывали драматургию и музыку постановки, но и подчеркивали в той или иной мере ее национальную основу. Сценографы особое внимание уделяли конструктивному принципу решения декораций и поиску обобщенной художественной формы, выражающей идею произведения.

ABSTRACT

The article considers creative activity of the main theatrical institutions of Tajikistan in the 1970-ies, the period of maximum development of the Tajik scenography art. The article is based on the analysis of design of the theatrical artists. Author concludes, that the artistic decisions of a theatrical set designers Drama theatre named after A. Lakhuti in the 1970-ies was not only considered drama and music performances, but also stressed in one way or another its national basis. The set designers paid special attention to the constructive principle of the decision of the scenery and the generalized search for artistic form that expresses the idea of the piece.

 

Ключевые слова: Таджикистан, советский период, изобразительное искусство, драматический театр, театральная сценография.

Keywords: Tajikistan, Soviet period, visual arts, drama theatre, theatre set design.

 

Одним из ключевых факторов успеха театральных постановок является правильная сценография – художественное творчество, создающее зрительный образ через декорации, костюмы, освещение и постановочную технику. Профессиональный стиль таджикской сценографической культуры стал формироваться лишь после Октябрьской социалистической революции 1917 года, а начало его интенсивного формирования как профессионального и специализированного приходится на 30-е годы XX века. Временем наивысшего развития искусства сценографии в Таджикистане стали 70-е годы указанного столетия, которые по этой причине стали важной вехой в истории сценографического искусства Таджикистана. С учетом этого, изучение творческой деятельности театральных художников этого времени поучительно и, вместе с тем, весьма значимо для исторической науки Таджикистана.

Таджикский драматический театр сегодня, как и прежде, является основным носителем идейности в театральном искусстве Таджикистана, школой высокого актерского мастерства. В 1970-х годах в Таджикском академическом театре драмы имени А. Лахути был поставлен ряд спектаклей, над которыми работали художники: Ш. Абдусаломов – «Караван счастья» М. Миршакара, Л. Шпонько – «Выбор жениха» Х. Содыка, «Восхождение на Фудзияму» Ч. Айтматова и К. Мухамеджанова, Я. Маматкулов – «Ученый Адхам и другие» С. Улугзаде, «Гамлет» В. Шекспира, В. Серебровский - «Ревизор» Н. Гоголя, Н. Курбонкулов – «Электра – любовь моя» В. Дюкло, «Когда город спит» А. Чхеидзе и др.

Ш. Абдусаломов известен как один из создателей киноэпоса, снятого по «Шахнаме» киностудией «Таджикфильм». Яркий живописец, тяготеющий к декоративности, он создал выразительные и лаконичные декорации в спектакле «Караван счастья» (1970). Собственно, декораций почти нет: художник освободил сцену, светом создал ощущение воздушной перспективы, простора. Лишь в центре проступает рельеф – кибитки, многочисленные горные тропинки и др. Образ горного памирского кишлака намечен условно, и эта открытая условность соединена в спектакле с подчеркнутой достоверностью костюмов и тех немногих аксессуаров, которые дополняют основную установку.

В таджикском театре – идет ли речь об актерском искусстве или сценографии – всегда ощутимы национальные основы театрального искусства. Интересен в этом плане комедийный спектакль «Выбор жениха» (1973), поставленный по пьесе Х. Содыка режиссером Х. Гадоевым и художником Л. Шпонько [1]. Импровизационность, игровая стихия постановки, буффонада и гротесковость в приемах актерского исполнения здесь во многом связаны с предметной средой, где каждая вещь предельно активна в создании сценического действия. Трудно представить главного героя спектакля Ализаде в отрыве от кресла-качалки: актер по ходу действия бесконечно «обыгрывает» его, превращая почти в одушевленный предмет. Другой вещью, которая все время находится в руках актера, стала круглая подушка – подлокотник, характеризующая образ его жизни, паразитическое существование.

Пьеса-притча «Восхождение на Фудзияму» (1974) – это размышление над жизнью, философское раздумье над прошлым и настоящим. Срез сложного станка художник Л. Шпонько покрыл графическим рисунком – на нем: фигура убитого солдата, расплывчатые силуэты устремленных вперед людей, скорбное лицо матери, тени людей и домов… Трагический лик войны проступает в хаосе разрушения, напоминая о прошлом, которое не должно повториться. Аскетически суровая декорация Л. Шпонько изобразительно выражает смысл происходящего, вскрывает существо драматургического конфликта на уровне философского обобщения.

В спектакле «Ученый Адхам и другие» (1976) Я. Маматкулов создает обобщенный декорационный образ – на горизонтальном живописном заднике едва различимо проступают купола мечетей, минареты и др. Образ города, где главенствует архитектура мечетей, замыкает пространство, вторгается, кажется, в саму жизнь ученого Адхама, предрешает трагическую развязку [2].

В связи со спектаклем «Ревизор» (1978) можно говорить о «пластической режиссуре», которую В. Березкин определил, как новый способ «образного моделирования действительности средствами сценографии» [3, с. 46; 4, с. 62-63].

Перед началом спектакля мы видим на сцене громадную свалку ненужных, изломанных вещей – нечто вроде мусорной кучи. Затем актеры извлекают из хлама два стула и ставят их на авансцену. Действие, между тем, продолжается. Свалка теснит людей, существует с ними нераздельно. Затем, к приезду ревизора, появляется интерьер городничего – будто собранный спешно из отдельных стенок. Это нескладное, явно нарисованное сооружение под стиль ампир, отчасти закрывает свалку от посторонних глаз. Летящая Ника с лавровой веткой в протянутой руке, будто венчающая героя, гигантский стол, покрытый желтой скатертью, к которой в финале будто припечатывается городничий, антураж спектакля – все пронизано острой иронией.

В декорациях В. Серебровского к «Ревизору» проявилось новое понимание сценического интерьера. Суть этого изменения сводится к тому, что теперь интерьер не просто воссоздает место действия, характеризуя героев, здесь проживающих, но участвует в какой-то мере в самой «игре». Изменение связи актера и сценической среды в спектакле обнаружило их большую взаимозависимость.

Столь же действенны декорации Я. Маматкулова в спектакле «Гамлет» (1979), их смысл раскрывается во взаимодействии с режиссурой и актерами. Черная конструкция, состоящая из тяжелых решеток, подвижна и изменяет сценическое пространство – то впуская, то выпуская персонажей. Она способствует ритмической организации сценического действия и, главное, раскрытию средствами изобразительного искусства идеи пьесы В. Шекспира: Дания – тюрьма, Дания – застенок, и гибель Гамлета здесь неизбежна, предрешена.

В целом, творчество театральных сценографов Драматического театра имени А. Лахути 1970-х годов было направлено, как на декоративное сопровождение соответственно драматургии и музыки постановки, так и на подчеркивание в той или иной мере ее национальной основы. При всем различии, этих сценографов объединяет, прежде всего, особое внимание к конструктивному принципу решения декораций, поиск обобщенной художественной формы, выражающей идею произведения. Углубленно работая над драматургией, они стремятся к активизации пластического начала в спектакле, что отчетливо проявляется в его структуре.

 

Список литературы:

  1. Архив Театра им. А. Лахути, док. 4, оп. 1, л. 5.
  2. Архив Театра им. А. Лахути, док. 4, оп. 1, л. 6.
  3. Березкин В. Интерьер на сцене // Декоративное искусство СССР. – М., 1974. - № 4. - С. 46.
  4. Михайлов А.А. Сценография: теория и опыт. – М., 1990.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.