Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXII-LXIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 18 июля 2016 г.)

Наука: История

Секция: История России

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Карташова М.В. ПЕРВАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ КУСТАРНАЯ ПЕРЕПИСЬ 1911–1913 гг. // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LXII-LXIII междунар. науч.-практ. конф. № 6-7(57). Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 15-22.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПЕРВАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ КУСТАРНАЯ ПЕРЕПИСЬ 1911–1913 гг.

Карташова Мария Вячеславовна

канд. ист. наук, директор,

Балахнинский музейный историко-художественный комплекс,

РФ, г. Балахна

THE FIRST ALL-RUSSIAN CENSUS OF HANDICRAFT 1911–1913 y.

Maria Kartashova

candidate of historical sciences,

Director, Balakhna museum of history and art complex,

Russia, Balakhna

 

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследования деятельности земледельческого ведомства Российской империи по обследованию кустарных промыслов. Автор приходит к выводу, что в 1911–1913 гг. при поддержке земств и других общественных организаций была предпринята попытка проведения первой всероссийской кустарной переписи, которой официально было охвачено 9 губерний, но в реальности обследование было проведено практически во всей империи.

ABSTRACT

The article presents the results of the research activity of the agricultural department of the Russian Empire survey handicrafts. The author concludes that in the 1911–1913 gg. with support from the zemstvos and other public organizations was an attempt of the first all-Russian handicraft census, which was officially covered 9 provinces, but in reality, a survey was carried out in almost the whole empire.

 

Ключевые слова: Российская империя, Главное управления землеустройства и земледелия, кустарные промыслы, кустарная перепись, кустарно-промышленная статистика, кустарь.

Keywords: Russian Empire, Main Control land and agriculture, handicrafts, handicraft census, handicraft and industrial statistics, craftsmen, Zemstvo.

 

Реализовывая государственную политику по развитию кустарных промыслов в Российской империи, земледельческое ведомстве (последовательно МГИ – МзиГИ – ГУЗиЗ – министерство земледелия) в конце XIX – начале XX вв. проводило статистические обследования кустарных хозяйств. Проблемы государственной кустарно-промышленной статистики в масштабах Европейской России и всей империи лишь затрагиваются в ряде работ отечественных историков и экономистов: А.А. Рыбникова [21; 22], Г.П. Петрова [25], А.В. Чаянова [1], Е.З. Волкова [2], Н.Я. Воробьева [3]. XX век был отмечен фундаментальными работами А.И. Гозулова [5], Ю.Я. Рыбакова [20], Б.Н. Миронова [15]. Современные исследователи: Ю.А. Кашаева [7], М.А. Гилько [4], Е.Л. Ли и А.Н. Демьяненко [13], используют материалы кустарно-промышленной статистики в своих работах. В настоящее время специальные работы, посвященные статистике кустарных промыслов в масштабах Российской империи, отсутствуют. Цель данной статьи – изучение деятельности земледельческого ведомства по статистического обследованию кустарных хозяйств в Российской империи.

В 1894 г. при Отделе сельской экономии и сельскохозяйственной статистики МЗиГИ был организован Кустарный комитет, который наряду со всеми вопросами, связанными с развитием и поддержанием кустарных промыслов в империи, пытался организовать текущую статистику кустарных промыслов с целью выявления наиболее существенных причин, задерживающих развитие и улучшение кустарного производства и принятия конкретных мер для развития промыслов. Земледельческое ведомство проводило исследование промыслов по территориально-видовому принципу. В 1900 г. были обследованы: корзиночный промысел в Курской, Харьковской, Полтавской, Воронежской, Пензенской, Саратовской, Самарской и Нижегородской губерниях [16, с. 143]. При этом основной акцент ставился на технике производства и сбыте кустарных изделий.

Коренной перелом в проблеме обследования кустарных промыслов происходит в 1910 г. 15 марта на 72-м заседании Государственной Думы при рассмотрении сметы Отдела сельской экономии и сельскохозяйственной статистики докладчик от бюджетной комиссии А.Ф. Бабянский выступил с развернутой программой государственной поддержки промыслов и первым ее пунктом обозначил необходимость широкого и точного обследования кустарных промыслов. Отделу на эту работу были выделены крупные финансовые средства. По сметам ГУЗиЗ в 1911 г. на обследование кустарных промыслов было израсходовано 15 тыс. руб., в 1912 г. – 27,889 тыс. руб. С 1913 г. эти суммы уменьшаются: 11,25 тыс. руб., в 1914 г. – 9,2 тыс. руб., в 1915 г. – 5,3 тыс. руб., в 1916 г. – 0,4 тыс. руб. [24, с. 21].

В сентябре 1911 г. при Отделе сельской экономии и сельскохозяйственной статистике ГУЗиЗ было собрано совещания, которое должно было разработать программу обследования кустарных промыслов. Его деятельность отражена в «Журналах совещаний по вопросу обследования промыслов в России, с приложением пояснительных записок, образцов, бланков и сведений» [18, д. 2394з; л. 1–54]. Было решено начать обследование с шести губерний: Новгородской, Нижегородской, Костромской, Рязанской, Пермской, Харьковской и семи уездов Кавказа. Задача обследования заключалась в выяснении количества кустарей, промыслов, процентном соотношении кустарей к сельскому населению, а также перед статистиками ставилась задача – определить современное положение кустарной промышленности и ее нужд в экономическом и техническом отношении. Обследование должно было преследовать главную цель: установить место кустарной промышленности в ряду других видов народного труда и степень внимания к ней со стороны правительства для выработки программы по ее развитию. Совещание надеялось на помощь губернских земских управ, но в положении не были четко оговорены те учреждения, которые будут заниматься обследованием, так как все-таки земства находились в ведении министерства внутренних дел и ГУЗиЗ непосредственно не подчинялись. Вся информация должна была стекаться в отдел сельской экономии. Но на этом обследование не заканчивалось. Вместе с основным опросным поселенным бланком Совещание хотело провести по особой программе исследование бюджета нескольких кустарей по каждому из наиболее развитых в губернии кустарных промыслов, естественно с целью выявления значения промысла в бюджете семьи кустарей [6, с. 63].

В Российском государственном историческом архиве сохранились заполненные вопросные бланки кустарной переписи по губерниям и областям (95 единиц хранения) [19, д. 3611–3706]. Наиболее развитые в кустарно-промышленном отношении губернии занимают по несколько дел. Так, бланки Вятской губернии собраны в три дела, общим объемом 525 листов. Области и губернии с небольшим кустарным производствам, такие как Амурская [19, д. 3612; л. 1–6], Карская [19, д. 3644; л. 1–3], Варшавская [19, д. 3619; л. 1–6], занимают по одному небольшому делу. Заполненные бланки переписи далеки от совершенства и вряд ли могут служить эталоном для статистики. Их неполнота и даже неграмотность была отмечена еще К.Н. Тарновским [26, с. 19] и с ним следует согласиться. Опросные листы кустарной переписи 1912 г., правда, в неполном объеме, отложились и в региональных архивах. Так, в Нижегородском архиве сохранилось лишь 2 дела в Кустарном отделении фонда Нижегородской губернской земской управы [27]. Итоги переписи только по металлическим промыслам были опубликованы лишь в 1916 г. Сам автор, М. Савельев писал, что «настоящий очерк является первой частью работы «Кустарная промышленность Нижегородской губернии», выпускаемой Кустарным отделением Нижегородского губернского земства, согласно постановлению экстренного губернского земского собрания от 27 мая 1914 г. В цифровых выводах работа опирается на кустарную перепись, произведенную в губернии в 1912 г. Нижегородским губернским земством по предложению Министерства земледелия и землеустройства» [23, с. I].

Кроме Нижегородской губернии, материалы первой кустарной переписи были опубликованы земствами и в ряде других губерний. Заведующий оценочно-статистическим отделом Рязанской губернской земской управы С.П. Середа в предисловии к «Краткому очерку кустарной промышленности Рязанской губернии» отметил, что «настоящий очерк составлен на основании данных подворной переписи кустарных промыслов, произведенной статистическим отделением Рязанской губернской земской управы в 1912 г. Практическая цель такого издания – дать поскорее нужный материал для работы комиссии губернского земства по составлению проекта мероприятий для развития кустарной промышленности в Рязанской губернии» [8, с. I]. Статистическое отделение Псковской губернского земства при обследовании кустарных промыслов летом 1912 г., как и другие земства, следовал разработанной ГУЗиЗ программе всероссийского обследования [12, с. 5]. Составители харьковского очерка подчеркивали, что исследование проводилось губернским земством на совместные средства с ГУЗиЗ посредством сельских старост, часть из которых являлись корреспондентами отдела текущей статистики губернского земства [11, с. I], по постановлению губернского земства, но по плану, намеченном ГУЗиЗ. В ряде губерний, в которых специальная кустарная перепись не проводилась, материалы о текущем состоянии кустарных промыслов, собранные по разным обследованиям, были также опубликованы. В Волынской губернии специалисты статистического бюро земства разработали анкету сами под руководством И.С. Людкевича и заведующего бюро А. Мухин [9].

ГУЗиЗ продолжил проведение первой кустарной переписи и после 1912 г. В неземских губерниях земледельческое ведомство действовало по-другому, используя в своей работе общественные организации. С мая 1913 по сентябрь 1914 г. было проведено исследование и изданы материалы по Енисейской губернии. Общее руководство работой при финансировании Отдела сельской экономии, который выделил 1500 руб., взяло на себя правление Восточно-Сибирского общества сельского хозяйства, промышленности и торговли в Енисейской губернии. При обществе был создан временный Отдел кустарной статистики, который возглавил А.Г. Шлихтер [28, с. V–VII]. В Томской губернии обследование кустарных промыслов было поручено в 1914 г. статистическому отделу Переселенческого управления и вновь созданному Томскому кустарному комитету, который субсидировался Отделом сельской экономии ГУЗиЗ. Издание материалов обследования кустарных промыслов Томской губернии вышло «под шапкой» Томского губернского кустарного комитета, однако, работа проводилась специалистами и корреспондентами Статистического отдела Томского Переселенческого района [14]. Иркутская губерния была обследована И.И. Серебренниковым по поручению Иркутского Биржевого комитета на средства и по плану Отдела сельской экономии и сельскохозяйственной статистики [10]. Иван Иннокентьевич весной 1912 г. получил личное приглашение взяться за обследование кустарных промыслов от самого председателя Иркутского биржевого комитета А.В. Витте.

Земские статистики и сотрудники Кустарного комитета ГУЗиЗ не были довольны проведенной переписью. В июле 1913 г. при Отделе сельской экономии и сельскохозяйственной статистике под председательством управляющего делами по кустарной промышленности А.М. Терне вновь собирается совещание по вопросу обследования кустарных промыслов. В присутствии председателей 11-ти губернских управ специалисты ГУЗиЗ приходят к заключению о проведении не порайонной, а подворной, сплошной переписи кустарных хозяйств. Такой же точки зрения придерживались и статистики. А.С. Орлов, А.А. Рыбников, М.С. Антипович настаивали на том, что статистическому обследованию должны были подлежать «все виды промысловой деятельности населения», «необходима общая промысловая перепись» [17, с. 162]. Совещания по обследованию кустарных промыслов при Отделе сельской экономии и сельскохозяйственной статистики закончились решением провести общероссийскую кустарную перепись за четыре года, начиная с 1914 г., но начавшаяся война помешала этому.

Анализ статистических материалов кустарной переписи показал, что обращение к первичным материалам открывает перед исследователями широкие перспективы для исследования развития кустарных промыслов в последние годы существования Российской империи. Для этого необходимо разработать единый подход к обработке и анализу первичных данных с целью сведения их в одну стройную систему.

Рассмотрев деятельность ГУЗиЗ, можно утверждать, что в 1911–1913 гг. земледельческим ведомством была организована и проведена, при поддержке земств и других общественных организаций, первая всероссийская кустарная перепись, которой официально было охвачено 9 губерний, но в реальности – практически вся империя. Другое дело – качество переписи и ее статистическая точность. Здесь следует признать, что она не отвечала запросам статистики даже того времени.

Список литературы:

  1. А.В. Чаянов о бюджетных исследованиях. – М: Издательский Дом ТОНЧУ, 2006. – 448 с.
  2. Волков Е.З. Аграрно-экономическая статистика России: в итогах ее научных и методологических достижений, земского опыта и практики последних пяти лет революционного перелома (1865–1922 гг.). – М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923. – 495 с.
  3. Воробьев Н.Я. Очерки по истории промышленной статистики в дореволюционной России и в СССР (Методы наблюдения и разработки). – М., 1961. – 132 с.
  4. Гилько М.А. Влияние Транссибирской магистрали на размещение кустарных промыслов Енисейской губернии в конце XIX – начале ХХ в. // Известия Алтайского государственного университета. – 2013. – № 4 (80). – Т. 2. – С. 51–55.
  5. Гозулов А.И. Очерки истории отечественной статистики. – М.: Статистика, 1972. – 312 с.
  6. Исследования кустарной промышленности и земская литература о ней // Ежегодник кустарной промышленности, 1912 год. Т. 1. Вып. 1 / Сост. В.И. Барыков и др.; Под ред. Е.Д. Максимова. – СПб., 1912. – С. 58–83.
  7. Кашаева Ю.А. Кустарные промыслы Пермской губернии (конец 1880-х – 1914 г): дисс. … канд. ист. наук. – Пермь, 2007. – 283 с.
  8. Краткий очерк кустарной промышленности Рязанской губернии. – Рязань: Рязан. губ. зем. управа, 1913. – [3], 37, IV с.
  9. Кустарные промыслы в Волынской губернии по данным текущей сельскохозяйственной статистики. – Житомир: Волын. губ. земство, 1914. – [4], 41 с.
  10. Кустарная промышленность в Иркутской губернии // Отчеты и исследования по кустарной промышленности в России. Т. IX. – Пг., 1915. С. 112–199.
  11. Кустарные промыслы в Харьковской губернии по данным исследования 1912 года. – Харьков: Печатня С.П. Яковлева, 1913. – [3], 37 с.
  12. Кустарные промыслы Псковской губернии. По исследованию 1912 г. – Псков: Типография Псковского губернского земства, 1914. – VI, 202, 151, 26 с.
  13. Ли Е.Л., Демьяненко А.Н. Амурская экспедиция 1910 года: опыт организации статистико-экономического обследования казачьего и крестьянского хозяйств Амурской области // Пространственная экономика. – 2010. – № 2. – С. 125–133.
  14. Материалы анкетного обследования кустарно-ремесленной промышленности. – Томск: тип. В.М. Перельмана, 1915. – 378 с.
  15. Миронов Б.Н. История в цифрах: математика в исторических исследованиях. – Л.: Наука, 1991. – 165, [2] с.
  16. Обзор деятельности министерства земледелия и государственных имуществ за седьмой год его существования (30 марта 1900 – 30 марта 1901 года). – СПб., 1901. – 280 с.
  17. Орлов А.С. Учет численности кустарей и мелких промышленников // Труды III-го Всероссийского съезда деятелей по кустарной промышленности в С.-Петербурге 1913 г. Вып. третий. – СПб., 1913. С. 161–168.
  18. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 395. Оп. 1.
  19. РГИА. Ф. 395. Оп. 2.
  20. Рыбаков Ю.Я. Промышленная статистика России XIX в. Источниковедческое исследование. – М.: Наука, 1976. – 276 с.
  21. Рыбников А.А. Кустарная промышленность и сбыт кустарных изделий: доклад Организационного бюро по созыву Земского съезда по вопросам о совместной деятельности земств по сбыту кустарных изделий. – М.: Тип. П.П. Рябушинского, 1913. – 242 с.
  22. Рыбников А.А. Мелкая промышленность и ее роль в восстановлении русского народного хозяйства. – М.: Кооп. изд-во, 1922. – 52 с.
  23. Савельев М. Металлические промыслы Нижегородской губернии. Вып. I. – Н. Новгород: Кустар. отд. Нижегор. губ. земства, 1916. – [2], VI, 152 с.
  24. Смета доходов и расходов отдела сельской экономии и с/х статистики на 1916 г. – Пг., 1915. – 60 с.
  25. Промысловая кооперация и кустарь / Сост. Г.П. Петров. Ч. 1-2. – М.: т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1917. Ч. 1. XII, 462, II с., с табл. Ч. 2. Организация и практика промысловых кооперативов в России [411] с.
  26. Тарновский К.Н. Мелкая промышленность России в конце XIX – начале XX в. – М.: Наука, 1995. – 269 с.
  27. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 42. Оп. 240. Т. 3. Д. 127, 131 а.
  28. Шлихтер А.Г. Кустарные промыслы в Енисейской губернии. (По данным статистической анкеты). – Красноярск: Енисейская губернская эл.-типография, 1915. – VII, 84,164 с: табл.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.