Статья опубликована в рамках: LXI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 18 мая 2016 г.)
Наука: Политология
Секция: История социально-политических учений зарубежных стран
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБШЕЙ КУЛЬТУРЫ
POLITICAL CULTURE AS AN INTEGRAL PART OF THE GENERAL CULTURE
Nazim Ismayilov
candidate of Philosophy, Department of “Social Sciences”, Baku Music Academy,
Azerbaijan, Baku
Sevda Yusifova
senior Lecturer, Department of “Social Sciences”, Azerbaijan State University of Oil and Industry,
Azerbaijan, Baku
АННОТАЦИЯ
В статье исследуются сущность политической культуры как составной части обшей культуры, особенности связи между политической культурой и реальной практической политикой, политическим сознанием и политическим поведением населения. Также отмечается, что политическая культура как ценностно-нормативная система основных политических ценностей и идеалов, предполагает у субъекта наличие глубоких политических и др. знаний, четкой политической линии и моральных убеждений.
ABSTRACT
The article examines the nature of political culture as an integral part of the general culture, special features of the connection between political culture and the real practical politics, political consciousness and political behavior of the population. It is also noted that the political culture as a value-regulatory system of the basic political values and ideals, suggests that the person has a deep political and other knowledge, a clear political line and moral convictions.
Ключевые слова: культура, политика, политическая деятельность, политическое мышление, политическое сознание, политический опыт, нормы поведения.
Keywords: culture, politics, political activity, political thinking, political consciousness, political experience, standards of conduct.
Сегодня одной из популярных и актуальных тем не только в политологии, социологии, философии, но и в профессиональной политике, политической журналистике, в политической жизни людей является тема политической культуры, которая составляет одну из составных частей обшей культуры.
Шестидесятые годы ХХ века считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры. Девяностые годы, «третья волна» демократизации также вызвали значительный научный и практический интерес к проблемам политической культуры. В последние несколько лет ХХ1 века опять повысился интерес к политической культуре. Повышенное внимание сегодня к данной проблеме можно объяснить также актуальностью старых конфликтов – между Индией и Пакистаном, Ирландией и Англией, бывшими республиками Югославии, Нагорно-Карабахский, Абхазский, Южно-Осетинский, Грузино-Российский и другие, а также последние события протекающие в Европе, война в Сирии, проблема беженцев, конфликт Украины с Россией, России с Западным миром, России с Турцией и т. д. Основная задача же политической культуры состоит именно в стремлении к снижению политической напряженности как политическими методами, так и с помощью культуры. Но к сожалению, сегодня в политической области все еще можно сталкиваться с некультурным поведением некоторых политических деятелей. Мы очень часто на митингах, по телевидению, а что самое печальное, даже на парламентских собраниях или в публичных выступлениях некоторых народных депутатов наблюдаем, как эти «сливки» народа дают волю своим кулакам и нецензурным выражениям, что говорит об уровне не только их политической, но и всей культуры.
Как известно, материалистическая интерпретация культуры основана на том, что она может быть понята только в связи с обществом и процессом предметно-практической деятельности человека. То есть, если коротко сформулировать сказанное, то культура, это специфическая человеческая деятельность, объективированная в материальных и духовных ценностях. В таком понимании культура не только совокупность результатов, но и сам процесс человеческой деятельности, направленный на создание необходимых материальных и духовных условий для всестороннего и целостного развития человека. Концептуальное видение данной проблемы позволяет философии культуры выполнять функцию общей методологии по отношению ко всему комплексу изучаемой проблемы.
Что же из себя представляет политическая культура и какую роль она играет в современном мире?
В философии и политологии нет общепринятой единой концепции политической культуры, так как существуют десятки определений этого понятия. Впервые в ХVIII веке, благодаря немецкому философу Иоганну Гердеру (1744–1803) термин «политическая культура» получил путевку в жизнь. Свое дальнейшее развитие теория политической культуры получила только в конце 50-х, начале 60-х годов XX века. В политическую науку этот термин был введен американским политологом Г. Алмондом, который в 1956 году в статье «Сравнительные политические системы», политической культурой называет «определенный образец ориентации на политические действия». Дальнейшую разработку эта тема получила в работе «Системы правления великих европейских государств» (1957 г.) американского политолога Германа Файнера. Спустя несколько лет американские авторы Г. Алмонд и С. Верба в книге «Гражданская культура» (1963 г.) дали сравнительный анализ политических культур ряда западных стран, на основе чего пришли к выводу, что «политическая культура – особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы». С. Верба и Г. Алмонд уточняют свои представления о политической культуре и рассматривают ее как совокупность ценностей, мнений, обычаев и традиций. В дальнейшем Г. Алмонд вместе с Г. Пауэллом дорабатывают классическое определение политической культуры, которую они определяют следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Сегодня эти концепции политической культуры играют базовую, основополагающую роль. В 70-е годы ХХ века американские исследователи Р. Карр и М. Бернстайн дополняют Алмонда, включая в понятие «политическая культура» и социальную практику в виде политического поведения.
Политическая культура существенно зависит от общей культуры. Как отмечено в Википедии (свободной энциклопедии): «Политическая культура – часть общей культуры и наследования, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение».
На заре ХХI века политическая культура, как одна из составных частей обшей культуры, играет в повседневной жизни людей огромное значение. Она включает в себя некоторые элементы духовной жизни, связанные непосредственно с политическими действиями, представлениями, оценками, суждениями, знаниями, убеждениями, поведением и т. д., которые были накоплены на протяжении столетий и сегодня проявляются в непосредственной политической жизни отдельной личности, социальной группы или страны. Изучение и осваивание политического опыта предшествующих поколений и воспроизводство их в ходе текущей политической жизни свидетельствует об уровне политической культуры общества, на основе которого, можно судить и об уровне его политической зрелости. По уровню развитости политической жизнедеятельности общества в целом, сочетанием там интересов различных социальных групп, классов, государства и личности, мы характеризуем политическое сознание и политическое поведение населения. Политическое сознание играет важную роль в политической культуре, которое включает в себя такие компоненты, как политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления. Конечно же, здесь немаловажную, даже можно сказать, очень огромную роль играет и психологический настрой субъектов политических действий, то есть, их политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения и т. д., зависимые и формирующиеся под давлением или под влиянием политической ситуации. При этом, очень большую роль в дальнейшем развитии событий, играет и накопленный конкретный политический опыт, исходящий из уровня политических традиций, обычаев, политической памяти общества, реалий конкретной политической обстановки в стране и т. д. В определенном смысле политическая культура включает в себя те элементы общественного сознания, которые оказывают влияние на формирование и развитие политического строя и политической власти. Она определяет политические нормы и правила поведения в политической сфере, рамки, в которых эти политические убеждения, нормы и ценности являются важнейшими ее компонентами. Существуют также различия между политическими культурами стран Запада и Востока, где они исходят в первую очередь из национальных и религиозных различий и традиций. На политическую культуру оказывает влияние как национально-психологические нормы поведения, так и морально-этические ценности. Все это вместе формируя процесс институализации политической сферы культуры, оказывает влияние и на характер взаимоотношений личности с государством и политическими институтами.
Господствующая в обществе система мировоззренческих позиций, ценностно-нормативных установок, оказывает большое влияние на характер политической ориентации людей. С ее помощью формируются и фундаментальные взгляды человека, общества на мир и политические процессы в целом. Важным фактором в развитии политической культуры, также является легитимность существующей системы. Центральное место в политической культуре занимают элементы, способные формировать и сохранять политические системы.
Исходя из сказанного, политическая культура подразумевает уровень развития субъекта политики, его политической деятельности и результат этой деятельности, «опредмеченные» в соответствующих общественно-политических институтах и отношениях. А самым главным выражением политической культуры является политическое поведение людей. Политическая культура – это некие рамки, которые способствуют формированию определенных типов поведения и придают им направленность. Это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка, ориентация на нее, где большую роль играют как эмоциональные ориентации (чувства, настроение, психологический настрой и т. д.,), так и оценочные ориентации (суждения, мнения и представления), то есть, она включает в себя культуру политического сознания в виде политических представлений, убеждений, ценностей, традиций, обычаев, норм и установок и культуру политического поведения, в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения. Таким образом, политическая культура - это ценностно-нормативная система общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов, которая находит свое выражение в политической культурности и предполагает у субъекта наличия глубоких политических и юридических знаний, четкой политической линии и моральных убеждений. Именно формирование и реализацию этих задач ставит перед населением руководство Азербайджанской Республики. Сегодняшнее состояние политической культуры Азербайджана предполагает плюрализм политических мнений и как следствие включает в себя толерантность, означающую не просто терпимость к чему-то иному, но и готовность взаимодействовать с оппонентом, вбирать в себя наиболее рациональное. На содержание и уровень развития современной политической культуры азербайджанского общества значительное влияние оказывают радикальные изменения, происходящие в экономической, социальной, политической и духовной жизни. Переоценка уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего диктуют необходимость серьезной модификации мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров людей, т. е. всех компонентов политической культуры. В свете сказанного, сегодня, необходимо создать условия для подъема политического сознания населения до такого уровня, чтобы оно могло самостоятельно разбираться в основополагающих вопросах политики. Естественно, что такие условия для целенаправленного формирования политической культуры, могут быть созданы лишь в демократическом государстве, при соответствующей демократической политической системе, где утвердившийся на практике принцип народовластия уже сам по себе неукоснительно требует соответствующей политической подготовки его жителей.
Список литературы:
- Алексеева Т.А. Стратегическая культура: эволюция концепции. – Полис. Политические исследования. 2012. № 5. С. 130–147.
- Алмонд Г.А. Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии. (Gabriel A. Almond, Sidney Verba. The Civic culture. Political attitudes and democraty in five nations. Princeton (N.Y.), 1963) – [Электронный ресурс]: URL: http://www. civisbook. ru/files/File/1992-4-Almond_Verba.pdf).
- Балынин И.В. К вопросу о политической культуре молодого поколения. – Политика и Общество. Москва, 2015. № 5. С. 658–665.
- Борисенков А.А. Понятие политической культуры. – Философия и культура. 2012. № 5. С. 5–14.
- Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. Составные элементы политической культуры. Москва, 2008.
- Гавров С.Н. Политическая культура. – Социокультурная антропология: история, теория, методология. Москва, 2012. С. 733–740.
- Глущенко В.В. Политология: системно-управленческий подход. – М., 2008.
- Липсет С.М. Роль политической культуры. Москва, 2012.
- Фреде де Э. Культура, цивилизация и идентичность. – Полис. Политические исследования. 2012. № 5. С. 17–23.
дипломов
Оставить комментарий