Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2016 г.)

Наука: Философия

Секция: Философия и ее роль в современном обществе

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Егоров А.В. ПРЕДМЕТ И МЕТОД НАУКИ СОВЕСТОЛОГИИ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LVIII междунар. науч.-практ. конф. № 2(54). – Новосибирск: СибАК, 2016.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРЕДМЕТ И МЕТОД НАУКИ СОВЕСТОЛОГИИ

Егоров Александр Владимирович

канд. филос. наук, доц. Иркутского Государственного университета путей сообщения,

РФ, гИркутск

SUBJECT AND METHOD OF SCIENCE SOVESTOLOGY

Alexander Egorov

сandidate of philosophical Sciences, associate Professor of Irkutsk State University of railway engineering,

Russia, Irkutsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье обосновывается новая область знаний философии – «совестология», наука о культуре совести, её структуре, функциях, её предмете и методе. Предмет и метод рассматривается как единая теоретическая система. Важность совестологии как науки состоит в том, что она является теоретическим и практическим материалом в жизнедеятельности людей.

ABSTRACT

The article explains a new area of knowledge of philosophy – “Sovestology”, science of culture of conscience, its structure, functions, subject and method. The subject and the method are treated as a single theoretical system. The importance of Sovestology as a science is that it is theoretical and practical material in the life activity of people.

 

Ключевые слова: совестология; предмет; метод совесть; культура совести; закон социального соответствия; философско-социологический метод; социологический метод; компаративный и совестологический методы.

Keywords: sovestology; subject; method of conscience; culture of conscience; the law of social conformity; the philosophical and sociological method; sociological method; comparative and sovestological methods.

 

Исследование совести и её нравственного содержания привело к такой области знаний как совестология [1, с. 6–15]. Совестология рассматривается как область знаний философии и философии культуры. Она включает три части знаний: историю совести, философию совести и социологию совести. Появление совестологии вызвано обобщением накопленного эмпирического материала о совести, о её закономерной необходимости. Составляющие, структурные области знаний совестологии выходят на общий предмет изучения – культуры совести. Культура совести становится объектом онтологического и гносеологического изучения. Как самостоятельная наука совестология образуется в результате конкретизации проблематики философии совести. Совестология, опираясь на исторический, философский, социологический материал, имеет свой предмет изучения – культуру совести. Совестология как система и теория знаний о морально-нравственном бытии совести, связана с историческим, философским и социологическим подходами её исследования. Это – гуманная наука, ее рождение и развитие исторически закономерно и актуально.

Совесть как форма самосознания и осознания необходимых норм и их соблюдение является базовым понятием в системе «культура совести». Культура совести общества служит важным морально-ценностным ориентиром в общественных отношениях. Совестология в философском смысле – наука о назначении человека на Земле, смысле жизни, наука как одна из немногих, ставящая вопрос: Какие качества мы должны воспитывать в себе для того, чтобы быть нужным обществу? Культура совести рассматривается как основа становления нравственной личности, как социодуховное явление, присущее каждому обществу. Совестология представляет собой научную область философско-культурологических знаний о совести, её становлении и необходимом воспитании. Философско-диалектический подход позволяет рассматривать культуру совести как целостную, относительно самостоятельную и развивающуюся систему в центре которой – совесть, как специфическая форма духовной культуры общества и личности. Совесть выступает как форма нравственного сознания и самосознания личности, связанной с ответственностью своего пребывания в обществе. Она измеряется поступками и делами, прежде всего отношениями человека к человеку. Голос совести вызывает человека на размышления и поступки в рамках добра и зла. Совесть – это внутренняя интуиция, логика мышления и поведения, но это и поступок, освещенный общественным знанием и ответственным поведением личности.

Культура же совести предполагает взаимоотношения людей и такие социальные условия, где труд становится не только обязанностью, но и необходимостью. Внутренние убеждения людей не всегда совпадают с общественными нормами, и это происходит потому, что объективная действительность по-разному отражается в сознании различных социальных групп. Если совесть есть субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед самим собой, то культура совести общества повелевает человеку помнить и об ответственности перед обществом. Культура совести – это ответственность обоюдная и, более того, ответственность, прежде всего человека перед обществом. Она по своему содержанию шире и глубже культуры совести личности. Культура совести общества включает самосознание народа, право его на суверенное и свободное развитие.

Культура совести как нравственное явление включает следующие элементы: знание моральных норм, их осознанное и волевое соблюдение, самооценку выполненного долга и, наконец, оценку общества, общественного мнения. Культура совести возникает как необходимая потребность в развитии общества. Она становится предметом совестологии, нормой существования самого общества и личности. Совестология как наука о культуре совести общества и личности становится формой идеального освоения реальной действительности. Совесть – это и внутренний диалог человека с самим собой, это и голос общества с его конкретно историческим содержанием. Культура совести измеряется порядочностью человека, она включает организованность человека, его достоинство, долг и активную позицию в обществе. Совесть как форма самосознания проявляет себя в честном отношении личности к труду, способствует критическому развитию личности. Если предмет совестологии ставит онтологическую проблему, выявляя сущность-бытие культуры совести, то её метод исследует «как», «каким образом» формировать культуру совести. Исследуя отношения личности к нормам жизни общества, и её действия по укреплению нравственной инфраструктуры, то можно говорить и о её культуре совести. Совесть проявляется в общении, поведении и действии личности и в благородно-гуманной направленности самого общества.

Совестология использует всеобщий философско-социологический метод познания и исследования культуры совести, а также свой – советологический, суть которого заключается в развитии самосознания личности путем различных форм её общения, организации и деятельности. Совесть – это социальное качество человека, возникающее в процессе жизнедеятельности производственной и духовной жизни людей. Советологический метод направлен на исследование нравственной культуры, ее воспитание и привитие нравственных навыков. Жить в обществе и быть в согласии с общественными нравственными нормами, иметь единую ответственность перед обществом и собой – вот важная задача совестологии. Совестологический метод исследования рассматривает совесть как мировоззренческий критерий личности, и как гуманно-действенный регулятор поведения, общения и деятельности самой личности.

Совестологический метод выступает как теория познания предмета. Этот метод исследует, «что есть культура совести», насколько и как она осознается людьми в обществе и реализуется в общении, поведении и деятельности. Под культурой совести мы понимаем культуру соблюдения человеческих и гражданских, политических и правовых норм, ответственное и осознанное поведение людей в соответствии с социальными законами и предписаниями. Культура совести – это объективная социальная реальность, воплощенная в форме норм и правил, проявляющихся в обществе, это уже наработанный внутренний свод нравственных, политических и правовых правил, норм и законов. Культура совести рассматривается как наиболее общий кодекс жизнедеятельности общества как социального организма. Совесть начинает тревожить человека, когда он нарушает культуру общества. Это объясняется тем, что личность, наделенная самосознанием, есть социальное, политическое, гражданское существо, она в любом случае несет ответственность за свои поступки и проступки. Личность как сознательное существо живет в реальном культурно-историческом обществе с конкретными обычаями и традициями. Именно в обществе возникает проблема формирования «совестливого человека» – Homo conscientious. Совестливый человек (Homo conscientious) – это человек конкретной эпохи, он реализует себя в своей жизнедеятельности. Сегодня настало очень ответственное время самореализации человека, человека мирного, деятельного, ответственного, гуманного. Только совестливый человек может спасти мир.

Любой науке соответствует свой метод, который раскрывает, дополняет предмет, находит новые стороны в предмете исследования. Совестологии соответствует совестологический метод, где инструментом исследования культуры становиться сама совесть. Совесть становится способом исследования нравственной культуры общества и личности, она выявляет уровень человеческой жизни, культуру общения, поведения и деятельности личности. Можно сказать, что совестология родилась из предпочтения нравственного начала- совести в человеке, из предпочтения к этому социально-личностному качеству человека. Совестологический метод, который учит почитанию, поклонению, воспитанию нравственной культуры. Этот метод позволяет исследовать связь совести с правосознанием, с получением качественного профессионально образования, с формированием культуры общения, поведения и деятельности личности.

Невозможно рассматривать совестологию без составных её частей: логики, теории познания и диалектики и диалектического метода [4, c. 224–225]. Сущность и закономерности совестологии раскрываются совокупностью таких методов, как философско-социологический, метод анализа и синтеза и др. Если учесть, что диалектика, логика и теория познания представляют собой единую развивающуюся систему, и они присущи любой науке и, в частности, совестологии. Наличие культуры совести в обществе рассматривается как гарант культурно-нравственных отношений людей, как гарант здорового общества. Культура совести в обществе способствует реализации творческих способностей свободных граждан, заинтересованных в строительстве демократического федеративного, правового государства с республиканской формой правления [3, с. 5]. Очевидно, что одна из задач государства формировать культуру совести, воспитывать самосознание людей.

Культура совести личности зависит от уровня развития духовной культуры общества, который измеряется охватом населения системой образования, соблюдением общественного порядка (правосознанием), разумным использованием жизненного времени, идейно-политическим, нравственным, эстетическим воспитанием, различными формами их приобщения к знаниям отечественной культуры, степенью удовлетворения духовных потребностей (театр, библиотека, спорт, школа, вуз), развитием различных форм самоуправления, делами производства, социальной организацией труда. Богатство человека начинает измеряться совокупностью социальных связей. Культура совести становится средством и фактором включения человека в общественную жизнь. Формирование культуры совести связанно с активной жизненной позицией личности, с ее мировоззренческой культурой и ответственным отношением ее к общему долгу.

Совестология рассматривает культуру совести как систему знаний о культуре поведения, общения и деятельности, она включает установленные общечеловеческие нормы и ценности, посредством которых живет и развивается общество. Культура совести общества – это социально-повелительное бытие. Это философско-этическая теория, на основе которой постоянно реализуется общественные отношения, гарантируется стабильность общества и достойная гражданственность личности.

Культура совести общества включает ценности, права и свободу личности, защиту жизни и творческое её развитие. Совесть есть активное отражение сущности общественных отношений. Она не существует вне личности и общества. Сущность культуры совести раскрывается во взаимосвязанных функциях, совокупность которых составляют наиболее общий мировоззренческий уровень общества. Мировоззренческая функция совестологии предполагает не только знания морально-нравственных правил общежития, но и соблюдение их личностью в обществе. В этом состоит наиболее важное назначение человека в обществе.

Философия совести как раздел советологии раскрывает наиболее общее содержание науки. Культура совести выступает как часть духовной культуры общества. Она присуща каждому обществу с учетом своих исторических и национальных особенностей. Мировоззренческий аспект совестологии помогает избрать ценностное направление в жизненной ситуации, сознательно активизирует человеческий фактор и обогащает культурную деятельность личности.

Совестология раскрывает свое содержание в теоретико-познавательной, мировоззренческо-идеологической, креативно-критической, регулятивной, гуманно-ценностной и прикладной функциях, указывает на формы и средства воспитания культуры совести. Опираясь на эмпирические, накопленные знания, обобщая их, совестология дополняет социально-духовную картину современного общества. Культура совести предполагает осознанный поступок, отвечающий требованиям и нормам общества. Осознанный поступок не может быть безответственным. Ответственность человека перед обществом и самим собой должна быть одна по своему содержанию и сущности. Совесть едина, нераздельна, как и ответственность личности перед обществом и самим собой.

Общение со своим верным другом-совестью есть процесс самоактуализации. Процесс общения со своим «Я» осуществляется с целью саморегуляции и самосовершенствования. Социализация личности не может происходить без рефлексии, осознания, без позитивных отношений к миру и к самому себе. Общение с самим собой есть поиск положительного варианта решения проблемы. Самосознание возникает как производное от общения и анализа, в процессе производственной деятельности человека. Обращаться к самому себе, требуя ответа и делая выбор, значит совершать нравственный поступок.

Внутренний диалог является важной предпосылкой самовоспитания. Общение с самим собой – это путь критичного отношения человека к действительности, самому себе, к воззрению других людей. Внутренняя рефлексия затрагивает такие факторы: как саморегуляцию, самоуправление, сомопрограммирование личности. К проблеме общения обращались выдающиеся психологи Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, Б.Б. Ананьев, они видели в ней своеобразную форму самовоспитания.

Совестология как система знаний включает сознание и знание, сознание и осознание, действия, ценность и оценку поступка. Отсюда возникает противоречие между знанием и поступком человека. Очевидно, что на поведение человека влияют не только личностные, но и общественные факторы. Например, недовольство своим социальным положением, отсутствие постоянной работы и др. Культура совести общества – это нравственное его состояние и бытие. Индивидуальное же сознание отдельных людей, различно и противоречиво. Совестология как теория познания выявляет причины нравственных отклонений людей и пути их преодоления.

Исследования, проводимые в рамках культуры совести, позволяют выявить нравственные отклонения различных социальных групп. Социологический подход говорит о том, что культура совести в большей мере закладывается в семье (эта цифра колеблется от 50 до 65 %), в системе образования (школы, вуз – от 15 до 20 %) и непосредственно на производстве, в трудовых коллективах (от 15 до 20 %) [2]. Данные говорят, что мышление культуры совести, знание норм морали общества и их выполнение далеко не всегда согласуются с требованиями общества. Исследования показывают, что люди, обладающие совестью более ответственны, организованы, нравственно-культурны, обладают более высоким правосознанием и веросознанием.

Философско-социологический подход рассматривает совесть как форму самосознания личности, которая находит свое проявление в соблюдении или не соблюдении морально нравственных норм, в социальном соответствии или не соответствии личного поведения, общения и деятельности с общественным поведением. Философско-социологический метод позволяет выявить ценностную роль в становлении нравственной личности, он показывает взаимозависимость понятий «культура» и «совесть», их диалектическую связь и противоречивость. Культура совести реализуется как качество человека и как необходимый принцип жизни человека в той или иной общности. Она нужна человеку как наставник, советчик с той целью, чтобы жить в согласии с законом социального соответствия. Она как критический помощник советует избирать верный путь. Однако человек, наделенной свободой воли, желаниями, страстями порой не слышит голос совести. Исследования показывают, что культура совести – это такой гуманный принцип, без которого не может существовать и развиваться общество, он постоянно реализуются как общечеловеческая ценность, возведенная в нравственный закон. Философско-социологический метод исследования выявляет не только сущность, структуру, функции и ценности культуры совести, но и выясняет, насколько она способствует совершенствованию человека, насколько она помогает человеку нравственно расти. Этот метод исследует самосознание личности, ее нравственную убежденность, позволяет выявить, насколько нужна культура совести в обществе, насколько она динамична в условиях социальных изменений, ломки социальных укладов.

В практическом плане: общение, наблюдение, эксперимент-опрос помогают решению современных неотложных задач – воспитанию культуры совести, выявлению эффективных форм работы всех образовательных учреждений культуры по ее совершенствованию. Анализ эмпирических исследований позволяют нам выявить действие закона социального соответствия, общие закономерности науки совестологии. Прикладные данные говорят о необходимости совершенствования общественных отношений, социальных условий, культуры общения, разработки программ социально-культурного развития общества, профессиональной подготовки кадров и форм культурно-организационной деятельности.

 

Список литературы:

  1. Егоров А.В. Совестология как научная область знаний о культуре совести. В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии / Сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. № 1 (44). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2015. 120 с.
  2. Данные опроса студентов ИрГУПСа, 2015 года.
  3. Конституция Российской Федерации – М.: Юрайт- Издат, 2006 – 48 с.
  4. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. Под ред. В.И. Бородулина, А.П. Горкина и др. – М.: Научное издательство «Большая научная энциклопедия», 2005. – 912 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.