Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2016 г.)

Наука: Философия

Секция: Онтология и теория познания

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Аббасов Ш.М. СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ И НОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LVIII междунар. науч.-практ. конф. № 2(54). – Новосибирск: СибАК, 2016.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ И НОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аббасов Шамо Малик оглы

аспирант кафедры философии гуманитарного института Сибирского федерального университета,

РФ, гКрасноярск

SUBJECTIVISM AND NEW INFORMATION REALITY

Shamo Abbasov

рost-graduate student of Philosophy Chair, Humanitarian Institute of Siberian Federal University,

Russia, Krasnoyarsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье освещается проблема понимания субъективного идеализма. Осуществляется попытка доказательства того, что субъективный идеализм актуален в качестве одной из теорий, являющейся ключом к эпохе информационного общества. Используемые методы: анализа, синтеза, интерпретации и экстраполяции.

ABSTRACT

The article highlights the problem of understanding of subjective idealism. You are trying to demonstrate that the actual subjective idealism as a theory is a key era of information society. Methods used: Analysis of synthesis, interpretation and extrapolation.

 

Ключевые слова: реальность; действительность; субъективность; объективность; сознание; интернет.

Keywords: reality; actuality; subjectivity; objectivity; consciousness; the Internet.

 

Субъективный идеализм едва ли не самое радикальное направление в мировой философии, а родоначальник этого направления Джордж Беркли – один из самых эпатажных мыслителей в истории со своей знаменитой формулировкой esse est percipi – «быть значит быть воспринимаемым» – он совершил настоящую революцию в философии. Даже несмотря на то, что его идеи были встречены резкой критикой со стороны философов и теологов, что вполне было ожидаемо: положения субъективного идеализма на первый взгляд легко можно назвать плодом больной фантазии, мистикой. Но субъективный идеализм все же стал подлинным философским направлением, так как далее он получил развитие в трудах Д. Юма, И. Фихте, И. Канта, который к тому же высоко оценивал некоторые положения философской системы Д. Беркли. Г. Гегель отмечал важнейшую роль субъективного идеализма как этапа на пути к идеализму объективному. Кроме того, с субъективным идеализмом связано одно из течений позитивизма – махизм (эмпириокритицизм). Но несмотря на такое авторитетное признание, субъективный идеализм был забыт как актуальное, живое философское направление. В философских кругах к нему стали относиться, так сказать, с подозрением и пренебрежением. Ведь зачастую субъективный идеализм воспринимается в его такой наиболее радикальной форме, как солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект. И это, конечно, дает основания для критики, которая, однако, представляется нам малосодержательной.

Но так ли шатки положения субъективного идеализма? Мир изменился, и, может быть, субъективный идеализм актуален именно сегодня. Давайте посмотрим на него не с точки зрения обывателя или критика и уж тем более критика, имеющего предубеждение, а с точки зрения сторонников этого направления и попытаемся показать его иначе. Ведь со времен Д. Беркли мир изменился, и следует посмотреть на субъективный идеализм сквозь призму феноменов современного мира. Прежде всего, следует указать на то, что мы понимаем под субъективным идеализмом. Это направление философии, базирующееся на идее о примате сознания и воли субъекта над внешним миром (реальностью). Как известно, привычные нам материальный мир в рамках субъективного идеализма практически нейтрализуются, вернее, перестает иметь существенное значение, именно это и вызывает негативное отношение к нему.

Привычная нам реальность словно исчезает, растворяется в сознании. Придерживаясь субъективной идеалистической точки зрения, мы может утверждать только то, что мы узнаем о существовании физических вещей благодаря тому, что воспринимаем их. И помимо нашего восприятия, о существовании физических вещей (того, что называется реальностью) нам ничего достоверного не известно.

Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что мир дан нам только через сознание и что другого мира мы незнаем. Следовательно, невозможно доказать, что физические вещи (реальность) существуют вообще независимо от наших восприятий. Известный тезис Д. Беркли гласит: «Странным образом среди людей преобладает мнение, что дома, горы, реки, одним словом, чувственные вещи имеют существование, природное или реальное, отличное от того, что их воспринимает разум» [1, с. 175.] И это как раз наиболее сильная сторона субъективного идеализма, именно поэтому он все еще остается философской концепцией, а не фантазией.

Здесь, прежде всего, следует раскрыть различие между тем, что называется реальностью, и действительностью, зачастую их считают тождественными. Но в нашем контексте это совсем не так, поскольку здесь реальность – это только физический мир, тот материальный мир, с которым мы сталкиваемся ежедневно, мир вещей, ему в свою очередь противоположен ментальный мир – это мир переживаний чувств, состояний сознания. Согласно Г. Гегелю, «действительность есть единство сущности и существования; в ней имеет свою истину лишенная образа сущность и лишенное устойчивости явление, или, иначе сказать, неопределенное устойчивое наличие и не имеющее упора многообразие» [2, c. 637]. То есть это то, что уже познано, именовано, классифицировано, то, что имеет понятие. И как раз действительность признается объективной, в противоположность реальности, где мы видим только явления, различные процессы, которым нет конца, в реальности нет порядка и гармонии. Действительный мир объединяет материальный и ментальные миры, но все же более близок к метальному, чем к материальному. И в субъективном идеализме речь идет не о мире вещей (реальности), который практически игнорируется в рамках данного учения, а о мире состояний сознания (ментальном мире) и, конечно же, о действительности, ведь и то и другое есть содержание нашего сознания. Мы, безусловно, не можем знать, насколько оно объективно, да и объективно ли вообще, но мы знаем, что оно есть данность. И действительность в рамках субъективного идеализма имеет примат над реальностью. Конечно, следует пояснить, что понятие действительности в том значении, в котором мы его употребляем, есть плод объективно идеалистической философии. Но надо учитывать то, что все это – единый процесс развития философской мысли. Да и сам субъективный идеализм появился, прежде всего, как ответная реакция на эмпиризм, зачастую грубый эмпиризм, и Д. Беркли как философ-эмпирист логически завершает, преодолевает его.

Но все это лишь исторические моменты. Нас же интересует немного другое: мы считаем, что субъективный идеализм интересен не только с исторической точки зрения.

Сегодня развитие цивилизации дошло до такого уровня, что мы имеем дело не просто с техникой и средствами информации, используемой для решения различного рода задач, а уже с некоторым базовым фундаментальном феноменом, определяющим практически все сферы жизнедеятельности человека. От плодов научно-технического прогресса в свое время ждали очень многое, хотя и в наши дни ситуация не сильно изменилась, но наша цель не критика а как раз наоборот.

Сегодня техника и средства массовой информации это уже не просто помощники человека, такой взгляд можно смело считать пережитком прошлого. Например, тот же интернет, который совсем недавно считали средством развлечения, времяпровождения, стал сегодня работой для миллионов людей, более того, социальные сети, где люди проводят большое количество времени, зачастую имеют для них большее значение, чем так называемый реальный мир. Многое теперь стало виртуальным: профессии, деньги, сфера услуг и досуг. Люди вместо реального общения предпочитают виртуальное, вместо действий с материальными вещами – действия с вещами виртуальными. Мы в данном случае не критикуем и не утверждаем, что это имеет негативные последствия, здесь важно другое, а именно: признать это как факт, как некую данность, действительность.

Сегодня мир, который мы называли реальным, стал зыбким, зачастую практически игнорируемым большой массой населения, а мир виртуальный претендует на первичность или даже единственную реальность. «Предметная реальность заменяется информационной, виртуальной. Мозг людей все больше отрывается от природы и тела» [3, с. 196]. Прежде человек оставался один на один со своим внутренним миром, со своими мыслями, чувствами, переживаниями и страхами, в общем, со своим сознанием, и лишь немногие могли поделиться, объективировать содержание своего внутреннего мира. Это могли делать, прежде всего, люди, занимающиеся творчеством, которые создавали конечный продукт: книги, произведения искусства, различного рода изобретения и др. Но с появлением интернета и социальных сетей каждый получил возможность поделиться содержанием своего внутреннего мира, раскрыть, объективировать его. И это не обязательно должно быть в форме творчества, хотя и творчество не держится в стороне от всемирной паутины, а как раз оно и становится все более и более виртуальным.

Таким образом, впервые в истории у миллиардов людей, а не только у отдельных индивидов появилась возможность объективировать собственное сознание. Это и есть переход ментального в действительное, где реальное уже не так значимо. И теперь действительность не только идеи, книги, произведения искусства, а всемирная сеть. Да и сами книги и произведения искусства тоже переходят в виртуальный мир.

Подводя итог, мы можем сказать, что сегодня в пользу субъективного идеализма говорит сама реальность, точнее, иллюзорность и зыбкость этой реальности и её растворение в виртуальном. Современный мир это, прежде всего, пространство грез, желаний, мыслей, идей, пространство имматериального. И подобно тому, как в конце XIX века новые открытия в физике привели Э. Маха и его последователей к выводу о том, что материя исчезла, так и мы сегодня можем сказать, что привычная нам реальность виртуализировалась. Конечно, вполне возможно, что это поспешный вывод.

 

Список литературы:

  1. Беркли Дж. Сочинения / сост., общ. ред. и вступит. статья И.С. Нарского. – М.: Мысль, 2000. – 560 с.
  2. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М.: «Мысль», 1998. – 1072 с.
  3. Кутырёв В.А. Время Mortido / В.А. Кутырёв. – СПБ.: Алетейя, 2012. – 336 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.