Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2016 г.)

Наука: Философия

Секция: Динамика современной культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сухина И.Г. ОБЩЕГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ПЕРСПЕКТИВЕ ГУМАНИЗАЦИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LVIII междунар. науч.-практ. конф. № 2(54). – Новосибирск: СибАК, 2016.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБЩЕГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ПЕРСПЕКТИВЕ ГУМАНИЗАЦИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС

Сухина Игорь Григорьевич

канд. филос. наук, доц., доц. кафедры социально-гуманитарных дисциплин Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского,

Украина, г. Донецк

ALL-HUMANISTIC VALUES IN THE LONG TERM GLOBALIZATION HUMANIZATION: CULTURAL AND ANTHROPOLOGICAL FORESHORTENING

Igоr Suhina

candidate of philosophical sciences, the associate professor, the associate professor of social and humanitarian disciplines of Donetsk national university of economy and trade of Mikhail Tugan-Baranovsky,

Ukraine, Donetsk

 

АННОТАЦИЯ

Целью статьи является философская презентация и анализ феномена гуманизма как универсальной культурной традиции и общегуманистических ценностей в перспективе гуманизации глобализации культурно-исторического процесса. Используя аксиологический (ценностный) подход как философский метод, автор приходит к обоснованию значимости общегуманистических ценностей в современных условиях глобализации культурно-исторического развития. Сделан вывод в виде следующей философской констатации: главный ориентир и конечный исход делающей необратимой интеграцию современного мира глобализации в том, чтобы на пути к универсальному, связанному с планетарной синергией культурному (кроскультурному) единству человечества упрочить общегуманистические ценностные основания, «скрепы» культуры.

ABSTRACT

The purpose of article is the philosophical presentation and the analysis of a phenomenon of humanity as universal cultural tradition and all-humanistic values in the long term of a humanization of globalization of cultural and historical process. Using axiological (valuable) approach as a philosophical method, the author comes to justification of the importance of all-humanistic values in modern conditions of globalization of cultural historical development. The conclusion in the form of the following philosophical ascertaining is drawn: the main reference point and a final outcome doing irreversible integration of the modern world of globalization in that on the way to the universal, connected with a planetary synergy cultural (cross-cultural) unity of mankind to strengthen the all-humanistic valuable bases, “clamps” of culture.

 

Ключевые слова: ценность, значение, гуманизм, общегуманистические ценности, культура, человек, человечество, глобализация.

Keywords: value, meaning, humanity, all-humanistic values, culture, person, mankind, globalization.

 

Перспектива разрешения кризисной амбивалентности современной эпохи глобализации и глобальных проблем в культурно-историческом развитии человечества должна опираться на ценностно-антропологические основания.

На передний план сегодня как никогда выходит проблема общезначимых гуманистических ценностей, адекватных морально-ответственной субъектности человека, ее исторически новому – глобальному мироустроительному значению.

Гуманизм сублимирует ценностно-антропологическое ядро культуры. Его исторический облик сопряжен с теми культурогенными сущностными силами человека, которые культивируются на основе доминирующих ценностей на том или ином этапе культурного развития; эта конфигурация сущностных сил человека-субъекта конституирует антропологическую структуру культуры.

Зарожденный Возрождением антропоцентристский гуманизм оказался не только культивированием свободной творческой индивидуальности человека, но и экспансионистским его самоутверждением в де-сакрализируемом мире, где фаустовский человек позиционировался как субъект абсолютизированного господства над миром. С этим титаническим стремлением оказался связан демиургический проект развития западной культуры, воплотившийся в ее модернизационных (научно-технических и социально-экономических) достижениях, которые определили облик социокультурной современности.

Культивируемое новоевропейской культурой понимание гуманизма как секуляризированного антропоцентризма, доведенного до отрицания всего, что вне самоутверждения человека, сопряженного с признанием самопроизвольной его субъектности самоцелью и самоценностью, приводит к ницшеанскому сверхчеловеку как субъекту безграничной воли к власти или даже, согласно Сартру, к фашизму [4, с. 457]; «ценность, по словам Ницше, – это наивысшее количество власти, которое человек способен себе усвоить» [2, с. 341].

Заявленная Возрождением установка на активистскую самореализацию индивидуальности инкорпорировалась в ценностную цель эксплуатационного господства над де-сакрализированным миром. Наивысшее количество власти, усваиваемое субъектом абсолютизированного самоутверждения – это формула новоевропейского гуманизма, применимая к западной культуре и цивилизации.

Показательным знаково-символическим выражением количественной меры достигаемой власти над миром выступили деньги, ценность которых стала проявлением ценностей самоутверждения, силы, властвования/господства.

Новоевропейский гуманизм произвел секуляризацию и утилитаристскую редукцию ценностей мироотношения, что связано с логикой эксплуатационного господства над миром, соответствующей утверждению «капиталистической миро-системы» (И. Валлерстайн). В своем последовательном выражении секуляризированный антропоцентризм, элиминирующий какие-либо высшие по отношению к человеческому индивиду метафизические ценностные инстанции, становится источником нигилистического мироотношения, рассматривающего мир как де-сакрализированный объект утилитарной эксплуатации.

Новоевропейский (западный) гуманизм явился историей самоотчуждения фаустовского (западного) человека, поскольку господство всегда оборачивается отчуждением от всего, на что оно распространяется. В предельном выражении принцип господства обращается на самого своего субъекта, включая его в свой глобализирующийся дискурс. Логика его осуществления, реализующая волю к власти как наивысшую ценность, обретает не только отчуждающий, но также репрессивный и деструктивный характер, что показала история ΧΧ века. Это ярко демонстрируют духовно-унифицирующие образцы массовой культуры как важнейшего направления развертывания вестернизированной глобализации.

Развитие западной культуры привело к глобализации демиургического культурогенного влияния человека-субъекта, и поставило мир перед вызовом глобальных проблем, перед угрозой антропологической катастрофы.

Понимание гуманизма как принципа мироотношения должно иметь характер метафизических, трансцендирующих апелляций, в свете которых раскрывается полнота и целостность бытия, сущностных сил человеческой природы, непреходящие значения ценностных ориентиров жизнедеятельности.

Подлинный гуманизм, согласно утверждению Сартра, «устанавливает связь между трансцендентностью как составной частью человека (в смысле движения вовне) и субъективностью в том смысле, что человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире» [4, с. 457].

Хайдеггер мыслил человечность человека из близости к бытию, называя это гуманизмом, в котором во главу угла поставлено историческое существо человека с его истоком в истине бытия [6, с. 208]. Хайдеггер отмечал: «человек не господин сущего. Человек пастух бытия. В этом «меньше» он ни с чем не расстается, он только приобретает, прикасаясь к истине бытия» [6, с. 208].

Человек и мир – единая, эволюционно-исторически развивающаяся миро-система, связующим звеном которой является культура как материнская основа цивилизации; поэтому человек должен адекватно осознавать себя компонентом этой глобальной системы, причастным к ее ценностной истине, что означает нести ответственность за ее состояние. Бытие, мир надо понимать с позиции метафизического (сверхутилитарного) измерения, а не как утилитарный полигон осуществления самовластного и отчуждающего господства.

Эпоха глобализации требует нового, соответствующего ее перспективам проекта гуманизма, который должен предотвратить угрозу антропологической катастрофы, сформировать новую антропологическую структуру культуры.

Аутентичный пример адекватной гуманистическим перспективам глобализации ценностной стратегемы культурного развития представляет собой культурно-антропологический проект «нового гуманизма», разработанный и протагонируемый международной общественной организацией Римский клуб как программа трансформации человеческих качеств и культуры. Культурно-пропагандистская деятельность Римского клуба и его лидеров (А. Печчеи, Э. Ласло, Д. Медоуз, М. Месарович, Э. Пестель, Я. Тинберген, Б. Шнейдер, А. Кинг и др.) начиная с 70-х гг. XX века привлекла внимание мировой общественности к тому, что осмысление бытия человека, его качеств, ценностных ориентиров есть ключ к пониманию глобальной проблематики. Такое понимание можно назвать философско-антропологическим, а также собственно гуманистическим.

Термин «новый гуманизм» был использован А. Печчеи [3, с. 209] для характеристики мировоззрения и ценностей, необходимых для трансформации современного человека, т. е. изменения его мировидения, мироотношения и образа жизни. Базовые ценностно-мировоззренческие положения проекта «нового гуманизма» являют собой пример общегуманистических ценностей, адекватных эпохе глобализации: осознание глобальности современного мира и выработка культуры глобального мышления; связанная с ней этика ответственности; стремление к (гармонизирующей субъективный мир и мироотношение человека) справедливости; спонтанность творческого самовыражения; любовь как принцип мироотношения; неприятие насилия как несовместимой с нормальной культурной жизнью девиации [3, с. 263–281]. В их центре – целостная личность, ее качества, возможности, мироотношение.

На этой ценностно-антропологической основе строятся соответствующие «миссии» деятельности, призванные оптимизировать культурно-историческое развитие, придать ему новое качество гуманизации. Эти «миссии» связаны с «внешними пределами» планеты, «внутренними пределами» самого человека, развитием культурных традиций и культурного наследия народов и стран, формированием глобального мирового сообщества, охраной природной среды, рациональной реорганизацией производственной системы [3, с. 263–281].

Утверждаемые «новым гуманизмом» ценности – достоинство личности, справедливость, социальное равенство, равноценность всех людей (независимо от расы, национальности, социального статуса), свобода, спонтанное/игровое творчество, нравственная ответственность, гражданский активизм, солидарность, сотрудничество, уважение культурных традиций, гармония в мироотношении, здоровый образ жизни и др. являются аутентичным примером общечеловеческих гуманистических ценностей; их особенность в том, что они удостоверяются с позиции глобального мировидения и мышления.

Трансформация личности, ее качеств, ее индивидуальной культуры, т. е. культурная революция «человеческих качеств», реактивирующая культурно-гуманистическое содержание человеческого бытия, есть главная возможность решения глобальных проблем [5, с. 444–445]. В «новом гуманизме» человек рассматривается не столько самовластным центром мира, сколько стимулом к его развитию. Человечность человека должна пониматься онтологически, исходя из его духовной и экзистенциальной «близости к бытию» (Хайдеггер).

Такое онтологически обстоятельное миропонимание придает гуманизму коэволюционную (В.И. Вернадский) ориентацию и реактивирует архетипически универсальную целостность мировидения и мироотношения, в котором человек не противопоставлен миру как субъект абсолютизированного господства, а включен в контекст целостности мира как творчески-активный, развивающий его и себя в ходе культурно-исторического процесса элемент – пассионарий.

Человек – это существо самоценное, но не самодостаточное. Подлинный гуманизм утверждает приоритетную ценность человека по отношению к себе как находящейся в режиме трансцендирования личности, но относительную ценность или равноправие по отношению к другим людям, обществу, природе, жизни. Это освобождает от абсолютизации человеческой самодостаточности (с претензией на эксплуатационное господство над миром), ставит вопрос о пересмотре культурогенного мироотношения, его переводе на коэволюцонные приоритеты, связанные с этическим принципом глобальной ответственности.

Гуманизм следует понимать, как комплекс/конфигурацию выражающихся в личностных качествах человека его сущностных сил, культивируемых на определенном этапе развития культуры посредством ее базовых ценностей; т. е. гуманизм есть, прежде всего, философия ценностей, взятая как философия культуры. При этом наиболее значимые – общечеловеческие гуманистические ценности можно квалифицировать общегуманистическими. С ними связаны архетипические антропологические константы культуры как ее универсалии. Обращение к ним способствует возрождению культуротворческой формации человеческого бытия, адекватной перспективам его исторического развития.

Проект «нового гуманизма» связан с приобщением к общечеловеческим гуманистическим константам культурной жизнедеятельности, их реактивацией и адаптацией к современным условиям инновационной модернизации и глобализации культурно-цивилизационного развития; в этом смысле «новый гуманизм» соответствует гуманистической традиции культуры, возрождение и соответствующая модификация которой необходима на переломных этапах ее исторического развития. «Вся совокупность проблем, волнующих сегодня человечество, как отмечает российский философ Б. Губман, настоятельно взывает к осознанию роли общегуманистических ценностей, на базе которых герменевтический разум с присущей ему силой рефлексии призван постоянно воссоздавать и переосмысливать культурно-исторический процесс, современную ситуацию и рисовать возможные контуры грядущего» [1, с. 25].

Итак, главный ориентир и конечный исход делающей необратимой интеграцию мира столь же необратимой глобализации в том, чтобы на пути к универсальному, связанному с планетарной синергией культурному единству человечества упрочить общегуманистические ценностные основания культуры.

 

Список литературы:

  1. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века / Б.Л. Губман. – Тверь: Леан, 1997. – 288 с.
  2. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. – М.: REFL-book, 1994. – 352 с.
  3. Печчеи А. Человеческие качества / А. Печчеи; пер. с англ. – М.: Прогресс, 1980. – 302 с.
  4. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Тошнота: Избранные произведения / Сартр Ж.-П.; пер. с фр. – М.: Республика, 1994. – 496 с.
  5. Сухина И.Г. Аксиология культуры: философско-антропологические основания: монография / И.Г. Сухина. – Донецк: Донбасс, 2011. – 560 с.
  6. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер // Время и бытие: Статьи и выступления / Хайдеггер М.; пер. с нем. – М.: Республика, 1993. – С. 192–220.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.