Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2016 г.)

Наука: История

Секция: Этнология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бикбулатова А.Р. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТАТАРСКОЙ ДИАСПОРЫ КЫРГЫЗСТАНА ДО УСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LVIII междунар. науч.-практ. конф. № 2(54). – Новосибирск: СибАК, 2016.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТАТАРСКОЙ ДИАСПОРЫ КЫРГЫЗСТАНА ДО УСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Бикбулатова Аниса Рифовна

канд. ист. наук, зав. кафедрой археологии и этнологии, доц., Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына,

Кыргызская Республика, г. Бишкек

THE HISTORY OF FORMING TATAR DIASPORA KYRGYZSTAN BEFORE ESTABLISHED SOVIET POWER

Anisa Bikbulatova

аssociate professor, chair of Archaeology and ethnology department

Kyrgyz National University named after G. Balasagyn,

Kyrgyzstan, Bishkek

 

АННОТАЦИЯ

Татары на территории Кыргызстана появились еще до присоединения края к Российской Империи. В данной статье рассматривается время, основные причины, этапы переселения татар на территорию Кыргызстана до установления советской власти.

ABSTRACT

In this article is rating chronology the main reasons, stages of immigration Tatar area of Kyrgyzstan before establishment of the soviet power.

 

Ключевые слова: Кыргызстан; татары; переселение; этапы; причины.

Keywords: Kyrgyzstan; Tatars; establishment; stages; reasons.

 

Татары проживают уже несколько поколений на территории современного Кыргызстана. Мы заинтересовались основными причинами прибытия татар в край в досоветский период.

Процесс формирования татарской диаспоры в Кыргызстане можно разделить на следующие три этапа:

  • До присоединения края к Российской Империи.
  • После присоединения к России.
  • В годы советской власти.

Первый этап. До присоединения края к Российской Империи.

На территории Кыргызстана татары появились задолго до присоединения края к Российской империи. Но уже тогда существовали экономические и политические связи киргизов с Россией [13, с. 47]. Исследователь А.П. Ярков упоминает о существовании торгово-экономических связей русских купцов с местным населением с конца XIV века [14, с. 11–12].

Как известно «историю всех народов определяет экономическая жизнь. Она есть причина многих, если не всех явлений жизни» [3; 6]. Поиск новых рынков сбыта, как и караванных путей в малоизведанный еще Западный Китай и далекую Индию, привел татарских купцов в киргизские кочевья [14, с. 14]. Известные к тому времени караванные пути были не всегда надежными. Торговые караваны часто подвергались ограблению и не доходили до места назначения. Об одном из таких случаев свидетельствует М.А. Терентьев в своей работе «Россия и Англия в борьбе за рынки». «Царь Алексей Михайлович два раза посылал послов к великому Моголу, но оба раза персидский шах Абба II не пропустил их. Тогда придумали послать послов через Бухару и, для разузнания пути, отправили в 1669 году Пазухина. Разведка Пазухина в Бухару показала возможность пробраться в Индию этим путем, и в 1675 году послан был к великому Моголу Эвренкзебу астраханский татарин Юсуп Касымов. В 1676 г. Касымов добрался до Кабула. Он вернулся в Москву 1678 г.» [12, с. 8].

Со времен правления Петра I Россия стала еще больше проявлять интерес к Средней Азии и Востоку и использовать татарское купечество для расширения деловых взаимоотношений, прежде всего для налаживания торговых связей [11, с. 52]. Со времен Екатерины II татары пользовались особыми льготами во внешней торговле со среднеазиатскими народами [14, с. 12].

В результате приложенных усилий по поиску новых караванных путей были открыты новые торговые пути:

  • из Верного на Кульджу, Аксу и Кашгар,
  • из Ташкента на Кокон Ош через Терек Давань в Кашгар,
  • из Ташкента через Верное, Ташкент и Нарын, последний путь считался самым лучшим [14, с. 48].

Для того чтобы наладить контакт с местными жителями, необходимо было знать язык, культуру местного населения, который был непонятен славянам. С ростом торгово-экономических отношений и образованием в XVII в. Всероссийского рынка [13, с. 47] русские купцы, дипломаты стали привлекать татар, используя их в качестве переводчиков «телмачей». Во-первых, они подданные России, во-вторых, языковое родство с народами Средней Азии.

Вторая причина привлечения татар – это религиозная близость с местным населением. М.А. Терентьев пишет: «Так как мусульманское население Средней Азии относилось к иноверцам, т. е. христианским купцам весьма враждебно, то русские купцы всегда старались взять с собой кого-то из числа татар или доверяли караваны приказчикам из татар. Одно татарское имя служило талисманом и способно было охранять караван от кочевников. Это был нейтральный флаг, прикрывавший неприятельский товар». Таким образом, одна из причин привлечения татар в торговую деятельность русскими купцами – это религиозная близость татар с населением Средней Азии.

Присутствовала и другая, не менее важная причина, чем выше упомянутые, это экономическая заинтересованность. Иноверцы (христиане) платили налог (зякет) 5 % со стоимости товара, мусульмане – 2,5 % [12, с. 25]. Это служило весомым аргументом в торговом деле.

Таким образом, в числе первых переселившихся татар на территорию Кыргызстана были проводники караванов, переводчики торговцы [14, с. 14].

Впоследствии российские власти также использовали татар, торговавших в Средней Азии, в установлении дипломатических отношений с населением региона.

Первое в истории письмо, написанное киргизам от России, доставил Муслюм Агаферов – татарин, приказчик казанского купца Абдрахмана Нурмаметова. Привезенное им в октябре 1787 г. письмо-послание западносибирских властей кыргызскому родоправителю Атаке-батыру было принято в торжественной обстановке, как от представителя российского государства. Одним из известных представителей татарского народа, который являлся связывающим звеном между киргизами и российскими властями, был Файзулла Сейфуллин. На протяжении многих лет он честно служил делу налаживания мирных связей между Россией и Кыргызстаном. Его дело продолжил Файзулла Ногаев. Мы можем с уверенностью говорить, что во многих российских миссиях в Среднюю Азию (не только в Кыргызстан), азиатских миссиях в Россию участвовали татары. Труд их не менее важен и значителен, чем труд представителей дипломатических и торговых миссий на Восток [10, с. 17].

Также известно, что задолго до присоединения края к Российской империи татары в крае появились в качестве «бродячих-мулл». Это были муллы религиозного течения суфизма [1, с. 126]. Сюда их приводило не только подвижническая миссионерская деятельность, часть муллами становились волей обстоятельств, сбегая от рекрутчины и от наказания за преступления [14, с. 28]. Ч.Ч. Валиханов и М.И. Венюков подчеркивали вклад «беглых русских татар» в обучение грамотности молодого поколения киргизов и казахов [5, с. 366]. М.И. Венюков указывал также, что основной группой таких «русских татар» были преимущественно сибирские татары, чье число в 1850–1860 гг. стремительно увеличивалось [14, с. 15].

Татары проводники караванов, переводчики, муллы, оказавшись на этой территории, постепенно стали оседать в торговых городах, таких как Каракол, Токток, Пишпек и т. д. Известно, что они составляли часть населения городов наравне с другими этносами. Многие татары-торговцы уже в то время были достаточно состоятельными. Они создавали свои корпорации, гильдии. На свои средства они открывали мечети, мектебы и медресе. Об их вкладе в систему образования рассказывали многие исследователи.

Более массовое переселение татар из Центральной России начинается после присоединения края в состав Российской империи.

Второй этап. После присоединения к Российской империи.

После присоединения Средней Азии к Российской империи российские власти, наоборот, стали ограничивать татар, с желанием вытеснить их из сферы торговли, просвещения, в целом ограничить их влияние на местное население. Таким образом, льготы, предоставляемые русским переселенцам, не распространялось на татар. Они не имели права организовывать отдельные корпорации [4, с. 69]. Статья 262 «Положения об управлении Туркестанского края» 1886 г. распространялась и на татар как «нехристиан» и «инородцев», не принадлежавших к местному населению. Татары, поселившиеся в крае после прихода сюда русских, были лишены права приобретать в Туркестане земли и вообще недвижимость.

По данным исследователей А.П. Яркова и Г.К. Кронгардта, «в первые годы присоединения Кыргызстана к России, в край прибыло не малое число татар в составе русских войск. Среди них были переводчики, офицеры, также солдаты» [7, с. 28]. Но, М.А. Терентьева пишет, что «при наборе 1855 года множество рекрут татар бежало в Бухару и Ташкент, так как сражаться с единоверцами им нельзя» [12, с. 8]. Перед этим он упоминает о крещенных татарах. Мы из этих сведений можем констатировать, что, возможно, татары (их в числе войск было всего 26 человек) [9, с. 137], которые были в числе российских войск, были из числа крещенных.

С началом массового переселения населения из России, татары прибыли в северную часть Кыргызстана, которая была присоединена к России раньше, чем южная [7, с. 20]. На север страны татары проникли через Казахстан. Они стали оседать в основном в уездных городах [3, с. 44]. В числе татар, прибывших в город Каракол, было большое количество торговцев. Один из них – торговец Хамза Абдуллаев и его старший сын Сабиржан. Они обосновались в г. Каракол. Хамза Абдуллаев – дедушка Ч. Айтматова по материнской линии [2, с. 29]. Определенное количество татар в этот период осела также в городе Токмак, так как этот город связывал города Чуйской долины с городами Иссык-Кульского региона и занимал выгодное географическое положение. Количество татар и их влияние на местное население росло интенсивными темпами. О деятельности татар того времени граф К.К. Пален писал: «… татары захватили в свои руки всю торговлю и систему образования» [8, с. 13].

В 1860-х гг. вблизи разрушенных кокандских крепостей, около военных пикетов поселяются вместе с узбеками татары – ремесленники и крестьяне [14, с. 1–15]. Это было вызвано ростом товарно-денежных отношений и рынком сбыта. В среде татар были ремесленники, изготавливающие товары из кожи, металла, дерева и ювелирные изделия.

Крупная волна татар прибыла после присоединения Кокандского ханства к России (1876 ). На юг страны татары прибыли через Узбекистан. В конце XIX – начале XX века сюда устремляются и промышленные (наемные) рабочие.

В основном татары были выходцами из Казанской, Уфимской, Оренбургской, Томской, Тобольской, губерний, Петропавловского уезда, городов Верного, Аулие-Ата и др. [7, с. 28]. Доля татар в регионе возрастала не только за счет внешней миграции, но и высокого уровня естественного прироста [4, с. 146].

На количество переселенцев из России в 1906–1914 гг. существенное влияние оказала «Столыпинская» аграрная реформа. Тогда в крае появились десятки новых поселений [7, с. 23]. В числе тех переселенцев были и татары.

Таким образом, после присоединения территории Кыргызстана к Российской империи, было введено новое административно-территориальное деление. Для укрепления политических, экономических позиций создается Туркестанское генерал-губернаторство, в которое вошли территории нынешней Кыргызской Республики. С этого момента появляются первые сведения о численности татар. Одно из таких сведений относится к 1869 году. К этому времени в Иссык-Кульском уезде насчитывается 109 татар, из них – 72 мужчины, 37 женщин [15, с. 14]. По итогам Первой Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года, в Семиреченской области татар насчитывалось 8353 человек [9, с. 52].

Исследователь Г.К. Кронгардт дает сведения о национальном составе населения городов Северного Кыргызстана, так как татары в основном были торговцами, жили в основном в крупных торговых городах. Так, по его данным, в Пишпеке был 271 татарин, что составляло 4,1 % населения. В Пржевальске их количество было 539 человек. Они составляли 6,7 % населения города [7, с. 53–53]. Подводя итоги анализа переселения татар на территорию Кыргызстана до установления советской власти в регионе, мы можем сделать следующие выводы.

Татары на территорию Кыргызстана начали переселяться еще до присоединения края к Российской империи.

Основными причинами переселения были развитие торговых отношений Российской империи с Средней Азией и установление дипломатических отношений.

Среди татар прибывших в регион были торговцы, учителя, ремесленники, распространители суфизма «бродячие-муллы».

В основном они жили в торговых городах северного Кыргызстана. На юге их количество было незначительным.

 

Список литературы:

  1. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль (социальная природа и основные проблемы). – Казань: Татарское книжное издательство, 1976. –319 с.
  2. Айтматова Р. Белые страницы истории. – Б., 2014. – 268 с.
  3. Бартенева И.Ю. Истоки переселенческого движения в Кыргызстан (вторая половина XIX – начало XX века). – Б.: Илим, 2010. – 172 с.
  4. Бекмаханова Н.Е. Многонациональное население Казахстана и Киргизии в эпоху капитализма (60-е годы XIX в. – 1917 г.) / отв. редактор В.М. Кабузан. – М.: Наука, 1986. – 456 с.
  5. Валиханов Ч.Ч. Собр. соч. –Алма-Ата: Гл. ред. Каз.сов энциклопедии. 1984. – Т. 1. – 456 с.; Венюков М.И. Очерки Заилийского края и Причуйской страны. Зап. РГО, СПб. 1861. кн. 4 – 278 с.
  6. Измайлов И.Л., Измайлов Б.И. Газиз Губайдуллин об истории Казанского ханства // История и Современность. Вып. № 1. – 013.;

    /.

  7. Кронгардт Г.К. Население Кыргызстана во второй половине XIX – начале XX в. (формирование, состав, взаимосвязи и взаимоотношения этносов) / научн. ред. К.У. Усенбаев. НАН КР. Институт истории. – Б.: Илим, 1997. – 256 с.
  8. Пален К.К. Переселенческое дело в Туркестане. Отчет о ревизии Туркестанского края, произведенной по величайшему повелению сенатором гофмейстером графом К.К. Пален. – Спб.: Сенаторская тип., 1910. – 468 с.
  9. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897. Семиреченская область. – СПб., 1905.
  10. Плоских В.М. Роль татар в становлении киргизско-российских отношений // Татары в истории Киргизии. Прошлое и современность: Материалы Международ. науч. прак. конф. г. Бишкек, 6 июня 2009 г. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2010. – 281 с.
  11. Татары древние и современные (популярный исторический очерк). –Бишкек, 1993. – 196 с.
  12. Терентьев М.А. Россия и Англия в борьбе за рынки. – СПб., 1876. – 586 с.
  13. Хасанов А.Х. Очерки по истории Киргизии. XIX – нач. XX вв. / сост. А.А. Церенова. – М.: «Научное наследие», 2014. – 275 с.
  14. Ярков А.П. Татары и башкиры в Кыргызстане: Историко-культурный портрет. Ч. 1. – Б., 1996. – 271 с.
  15. Кыргыз Мамлекеттуулугу. Кылымдардын статистикасы. – Б., 2003. – 286 б.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.