Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2016 г.)

Наука: История

Секция: Этнология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бикбулатова А.Р. РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ТАТАР КЫРГЫЗСТАНА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭТНОСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LVIII междунар. науч.-практ. конф. № 2(54). – Новосибирск: СибАК, 2016.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ТАТАР КЫРГЫЗСТАНА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭТНОСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Бикбулатова Аниса Рифовна

канд. ист. наук, зав. кафедрой археологии и этнологии, доц., Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына,

Кыргызская Республика, г. Бишкек

ТНЕ ROLE OF HISTORIKAL MEMORY OF SELF IDENTIFICATION TATAR OF KYRGYZSTAN (FOR MATERIAL OF ETHNO SOCIALIST RESEARCH)

Anisa Bikbulatova

аssociate professor, chair of Archaeology and ethnology department

Kyrgyz National University named after G.Balasagyn,

Kyrgyzstan, Bishkek

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье анализируется уровень индивидуальной, семейной памяти, относительно переселения татар на территорию Кыргызстана. Рассматривается субэтническая, субтерриториальная память и гражданская идентичность.

ABSTRACT

In this article analyses the level of individual, family memory, about immigration of tatar at the area of Kyrgyzstan.Rating of subethnik, subterritorial memory and identify.

 

Ключевые слова: Кыргызстан; татары; историческаяпамять; самоидентификация.

Keywords: Kyrgyzstan; tatars; historical memory; self-identification.

 

Каждый этнос обладает исторической памятью. Татары, живущие в Кыргызстане, как часть татарского этноса являются носителями исторической памяти всего татарского народа, а также хранят историческую память переселившейся его части. Изучение исторической памяти дает возможность узнать собственное представление этноса, группы об историческом прошлом народа. Она является существенным компонентом этнической идентичности. Историческая память существует в различных видах и на различных уровнях. Можно выделить коллективную историческую память, которую составляют исторические события, в основном его героические страницы, вызывающие гордость народа. Одну из составляющих исторической памяти народа можно назвать как народную (устное народное творчество), так и функционирующую на профессиональном уровне (исторические труды, художественные произведения на исторические темы), а также индивидуальную (семейную) [3, с. 518]. В данной статье мы попытались выявить уровень индивидуальной, семейной памяти о переселении татар на территорию Кыргызстана.

Таблица 1.

Если Вы живете в Кыргызстане не в первом поколении, то, когда переехали сюда Ваши предки? (%)

1

Не знаю

22

2

в 1900–1916 гг.

4,4

3

в 1900–1920 гг.

3,2

4

В 1920–1930 гг.

9

5

В 1931–1940 гг.

14

6

В 1941–1945 гг.

10

7

В 1946–1956 гг.

11

8

В 1957–1970 гг.

12,4

9

В 1971–1985 гг.

7

10

В XVII в.

1

11

В XVIII в.

0,3

12

В XIX в.

4,8

 

 

Как видно из таблицы, 22 % не знают, когда переехали их предки в эту страну. Около 6 % опрошенных знают о том, что их предки переселились еще до Октябрьской революции, начиная с XVII до конца XIX века, и столько же в первые два десятилетия XX века, четверть опрошенных отметили, что их родители и прародители мигрировали на территорию Кыргызстана с1920 по 1940 гг. В годы Великой Отечественной войны прибыли предки 10 % респондентов. Бурный поток миграции наблюдается с 1946 по 1970 гг., когда прибыли родители около четверти опрошенных. Мы попытались выяснить причину переселения татар в Кыргызстан. Из числа опрошенных респондентов 87 % не знали причины переселения их предков на территорию Кыргызстана. Около 5 % отметили, что переселение была связана с работой. Из респондентов 2,7 % назвали основной причиной переселения процесс раскулачивания, проводимый советским государством, 3,5 % назвали репрессию, по-видимому, это относится к крымским татарам. Также среди опрошенных около 1 % помнят о том, что их предки прибыли на территорию Кыргызстана в результате эвакуации в годы Великой Отечественной войны. Нами была предпринята попытка выяснить род занятий этих переселенцев.

Таблица 2.

Кем были Ваши предки, когда переселилисьв Кыргызстан? (%)

1

торговец

14

2

мулла (служитель религии)

5,2

3

учитель

17

4

лекарь

1,6

5

ремесленник

5,4

6

земледелец

11

7

рабочий

42,4

8

не знаю

3,3

 

 

По данным наших (см. табл. № 2) исследований, большое количество (42,4 %)переселившихся на территорию Кыргызстана татар имели рабочие специальности. В послевоенные годы в республике идет бурный рост промышленности не хватало квалифицированных рабочих. Татары внесли большой вклад в становление промышленности страны. На втором месте – учителя (17 %). В основном это были переселенцы, прибывшие на эту территорию еще до Октябрьской революции, которые по мере своей образованности открывали мектебы, занимались обучением местного населения в мектебах и медресе [5, с. 28].

Татары по своей внутренней структуре подразделяются на различные субэтнические, территориальные, конфессиональные группы [4, с. 56]. Как показали исследования, большинство татар Кыргызстана помнят к какой этно-территориальной группе татар они относятся, т. е. мы можем констатировать усиление в постсоветский период не только этнического самосознания, но и усиление субэтнического, территориального. Из опрошенных 19 % не знают, к какой субэтнической группе они относятся, в основном это молодёжь в возрасте 16–20 лет. Более 20 % не относят себя к какой-то группе, отвечая «мы татары». В то же время 34 % татар считают себя казанскими, 9 % уфимскими. Около 5 % респондентов соотносят себя к татарам-мишарям. Касимовскими и Волго-Уральскими считают себя по 3 % респондентов. Среди опрошенных астраханских было 1,5 % и столько же сибирских татар. Необходимо отметить, что в республике еще остаются потомки крымских татар (4,2 %), эвакуированных в годы ВОВ.

При установлении конфессиональной идентичности было выявлено, что в стране присутствуют татары из числа крещенных (кряшен), их около 1 %.

Несмотря на то, что татары внутри имеют субэтнические, территориальные, конфессиональные различия, есть признаки, по которым они идентифицируют себя как единый татарский этнос. Для выявления этих критериев респондентам был задан вопрос: «Что роднит вас с людьми Вашей национальности?». Ответы распределились следующим образом

Таблица 3.

Что роднит Вас с людьми Вашей национальности? (%)

1

Генеалогические корни

13

2

Внешний облик

4

3

Язык

24

4

Религия

7

5

Культура, обычаи и традиции

19

6

Черты характера, психология

2,5

7

Исторические судьбы, прошлое

3

8

Все вышеуказанное

20

9

Ничего не роднит

4,6

10

Этническое самосознание

4

 

 

Как видно из таблицы, татары свою принадлежность к данному этносу чувствуют благодаря языку, на втором месте объединяющим компонентом является культура, обычаи и традиции, значительное количество татар в этом видят роль генеалогических корней. Для определенной части этноса объединяющим элементом является религия.

Также частью исторической памяти можно считать и индивидуальную историческую память. К этому можно отнести семейные традиции, представление о генеалогических корнях. В результате мы наблюдаем всплеск такого явления, как составление своих родословных – «шэжэрэ». Во время исследований часто приходилось встречать от руки написанные «шэжэрэ» семей [2, с. 13]. Одно из таких родословных составлено членами семьи известного писателя Ч. Т. Айтматова [1, с. 123]. Данная тенденция наблюдается и среди татар, живущих в Российской Федерации [3, с. 518].

Для выявления гражданской идентичности татар, проживающих в республике, был задан вопрос: «Представителем какой общности Вы себя считаете?». Татары в большей степени (60 %) чувствуют себя кыргызстанцами. Наряду с этим четверть опрошенных продолжают идентифицировать себя советским человеком, в основном это представители старшего поколения в возрасте старше 60 лет. Они с ностальгией вспоминают это государство, гордятся мощью Советского Союза. Более 10 % респондентов ассоциируют себя с татарстанцами и 5 % гражданами России. При рассмотрении данной проблемы в возрастном разрезе было выявлено, что более трети (32 %) молодежи в возрасте от 16 до 20 лет чувствуют себя россиянами. В данном случае мы можем констатировать, что молодежь выше указанного возраста ориентирована на Россию и свое будущее связывает с этой страной.

Подводя итоги изучения проблемы идентичности татар республики, а также прогнозируя перспективы развития татарского этноса, был задан вопрос: «Что главное для сохранения татарского народа?». Ответы распределились следующим образом: около 40 % из опрошенных считают, что необходимо сохранить татарский язык, столько же респондентов высказались за сохранение культуры, обычаев и традиций народа, около 10 % респондентов в сохранении народа решающую роль отводят религии ислама. 5 % опрошенных читают, что для сохранения татарского народа необходимо препятствовать межнациональным бракам, и столько же считают нужно сохранить свойственную для татар психологию.

Таким образом, подводя итоги изучения исторической памяти татар Кыргызстана о переселении их предков на территорию Кыргызстана, мы можем сделать следующие выводы:

Более трети татар знают время и причину переселения их предков на территорию Кыргызстана.

61 % татар соотносят себя с определенной субэтнической, территориальной группой.

Татары свою принадлежность к данному этносу чувствуют благодаря языку, на втором месте объединяющим компонентом является культура, обычаи и традиции, значительное количество татар в этом видят роль генеалогических корней. Для определенной части этноса объединяющим элементом является религия.

В определении гражданской идентичности 60 % татар республики считают себя кыргызстанцами.

 

Список литературы:

  1. Айтматова Р. Белые страницы истории (Мои воспоминания). – Б.; ОсОО “V.R.S. Compani”, 2013. – 268 с.
  2. Полева тетрадь № 2. Иссык-Кульская область. Родословная семьи К. Гизаттуллина. – 84 с.
  3. Татары. – М.: Наука, 2001. – 583 с.
  4. Этнография татарского народа. – Казань: Магариф, 2004. – 287 с.
  5. Ярков А.П. Татары и башкиры в Кыргызстане: Историко-культурный портрет. Ч. 1. – Бишкек, 1996. – 271 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.