Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2016 г.)
Наука: История
Секция: Антропология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КУЛАЧНЫЕ БОИ КАК ТРАДИЦИЯ, ВОСХОДЯЩАЯ К ЭПОХЕ «ВОЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ» У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
STAND-UP FIGHTS AS A TRADITION DATED BACK TO THE “MILITARY DEMOCRACY” OF EAST SLAVS
Aleksandr Morozov
senior Lecturer, Baltic State Technical University “Voenmeh” named after D.F. Ustinov 05 “Physical Education and Sports” Chair,
Russia, St. Petersburg
АННОТАЦИЯ
Исследуется становление кулачных боев в и народной культуре. Прослеживается история кулачных боев как социального института от эпохи родового строя до новейшего времени.
ABSTRACT
The formation of stand-up fights in the folklife culture is under study. The timeline of stand-up fights as a social institution is traced from the epoch of clan system to contemporary history.
Ключевые слова: Кулачный бой; народная традиция; родовой строй; «военная демократия».
Keywords: stand-up fight; folk tradition; clan system; “military democracy”.
Кулачные бои – неотъемлемая часть восточнославянской и русской народной спортивной традиции во многом повлияла на развитие отечественной школы бокса в новейшее время, послужив основой ее зарождения и становления. Занесенные извне семена спортивного бокса, попали на благоприятную почву древней традиции кулачных боев, восходящей к эпохе родоплеменного строя и «военной демократии» у восточнославянских племен. И как пережиточное явление кулачные бои сохранялись вплоть до недавних по историческим меркам времен.
Г.Н. Базлов выводит традицию русских кулачных боев из родовых отношений, при этом используемый в исследовании термин «родовая дружина» подразумевает не только родственные связи, но происхождение данного явления, или даже, можно сказать, института. Это условное «родство», которое хорошо известно по историческим и этнографическим данным [1].
Так, в работах С.В. Васильева о «дружине» и «братстве», «братчине» у восточных и южных славян отмечается, что подобные образования, представляли союз, скрепленный кровнородственными семейными узами, но имели и механизмы «фиктивного родства» [3, с. 25; 4, c. 295 и далее].
Фундаментальное исследование данной проблемы принадлежит Н.П. Новоселову, выявившему связь и преемственность организации, тактики и приемов боя, начиная от дружины воинских формирований Киевской Руси до артелей кулачных бойцов начала XX в. [6].
Связь кулачного боя и воинского искусства, подготовки воинов в эпоху Средневековья ясна и очевидна. Именно в средние века бокс постепенно становится элементом массовой воинской культуры. Рыцари, готовясь к боевым схваткам, отрабатывали, в том числе и удары кулаком упражнялись в рукопашных схватках. Источники того времени донесли до нас сведения, например, о том, что итальянские монахи занимались «боксом» в XI–XII вв. и оттуда эта культура проникла в Англию, где с течением времени и развилась в полноценный вид спорта [2].
Кулачный бой – изначально, безусловно, явление традиционной культуры и поэтому его характеристики носят синкретичный характер. Система самозащиты, обряд, игра, социальный институт – вот далеко не полный перечень «родовых» черт народного кулачного боя. Он тесно связан и с навыками крестьянского труда. Как отмечает А.В. Куц, «Характерными чертами телесной и двигательной организации русского кулачного боя являются: спиралевидный, нелинейный характер движений, отсутствие многоступенчатой иерархии уровней мастерства и формализованных упражнений, вместо которых используются игровые упражнения и спонтанные движения» [5, с. 13]. В XIX – начале XX в. в целом характерно единство в видах рукопашных состязаний, сроках и правилах проведения на всей территории Российской империи [7].
Кулачный бой, как «потеха» имел несколько разновидностей. Помимо одиночных боев («один на один», или «сам на сам») широкую популярность имели массовые бои («стенка на стенку» и «свалка-сцеплялка»). В бою как «на стенках», так и в одиночных боях неукоснительно соблюдались гуманные правила боя. Они передавались из поколения в поколение, будучи неписаным законом. Бои велись одинаково для всех. Бились голыми кулаками или в рукавицах. Бой шел лицом к лицу. Важно отметить, что бить в спину категорически запрещалось. Удары наносили в грудь, туловище или в голову. Нельзя было брать в кулак или рукавицу «закладки» – твердые предметы. Строго запрещалось бить с «подножки», наносить удары ногами или головой. Нельзя было преследовать ударами убегающего или упавшего соперника. Нарушители этих правил строго наказывались своими же бойцами.
Перед боем «один на один» кулачные бойцы троекратно целовались и обнимались [8, с. 12–13].
Суммируя вышеизложенное, можно прийти к следующим выводам.
- Кулачный бой (предтеча бокса) на отечественной почве зародился в эпоху родового строя и его можно обозначить, как один из институтов «военной демократии», тесно связанный с общинной и родовой организацией. Можно предполагать, что изначально «дружины», «артели» кулачных бойцов возникали как своего рода «воинские объединения» для защиты интересов кровнородственной и соседской организации в рамках одного селища, деревни, «верви».
- С разложением родового строя и «военной демократии» и становлением государственных институтов подобные объединения приобретают с течением времени новый статус – воинские дружинные формирования, полноценные воинские коллективы со сложившимися правилами поведения в дружинной среде, собственным кодексом чести. Эти процессы происходили во многом аналогично с формированием рыцарской культуры в Западной Европе.
- В «простонародной» среде на Руси и в России в плоть до начала XX в. традиция кулачных боев продолжала жить и развиваться, обретя собственную стройную систему «благородных» правил и традиций, во многом, напоминающую становление английского бокса. Однако в русской традиции формы кулачных боев отличались большим разнообразием, что говорит о живом творческом подходе русского народа.
- Кулачные бои во многом носили характер не только «забавы», «потехи», но были своего рода «кузницей воинов», закаляли «воинский дух», служили инструментом «начальной военной подготовки».
Список литературы:
- Базлов Г.Н. Деревенская артель кулачных бойцов-рукопашников (опыт реконструкции). По материалам северо-западной России. Автореферат диссертации … кандидата исторических наук. – М., 2002. – 27 с.
- Бремя благородных – [Электронный ресурс] – URL: http://www.boxing78.ru/boks-rycarstvo (Дата обращения – 1.02.10.2016).
- Васильев С.В. «Вервь» и «вервная дружина» у восточных и южных славян // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. – М.: Индрик, 2011. № 3 (45). Сентябрь. С. 24–25.
- Васильев С.В. К вопросу о происхождении и значении «братчины» // Русское средневековье. Сборник статей в честь профессора Юрия Георгиевича Алексеева. – М.: Древлехранилище, 2012. С. 295–306.
- Куц В.А. Русский кулачный бой в контексте традиционной и современной культуры: системно-синергетический анализ. Диссертация ... доктора культурологии. СПб., 2014. – 390 с.
- Новосёлов Н.П. Военные игры русского народа и их отношение к эпохе военной демократии. Диссертация ... кандидата исторических наук. – М., 1948. – 346 с.
- Тедорадзе А.С. Русские рукопашные состязания как явление социальной истории аграрного общества. Тамбовская губерния, вторая половина XIX – первая половина XX в. Диссертация ... кандидата исторических наук. Тамбов, 2002. – 310 с.
- Ширяев А.Г. (автор-сост.) Знакомьтесь: бокс! – Л.: Лениздат, 1986. – 157 с.
дипломов
Оставить комментарий