Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 25 января 2016 г.)

Наука: Политология

Секция: Политика в России

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Короткова М.Н., Потапова И.А. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: К ВОПРОСУ ОБ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LVII междунар. науч.-практ. конф. № 1(53). – Новосибирск: СибАК, 2016.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: К ВОПРОСУ ОБ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ

Короткова Мария Николаевна

канд. полит. наук,

доц. Пермского государственного медицинского университета им. ак. Е.А. Вагнера,

РФ, г. Пермь

E-mailkorotkova_mariya@mail.ru

Потапова Ирина Александровна

студент Пермского государственного медицинского университета им. ак. Е.АВагнера,

РФ, гПермь

E-mail

 

SOCIAL POLICY: ON THE INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIA

Mariya Korotkova

candidate of political sciences, assistant professor

Perm State Medical University of a name of the academician E.A. Wagner,

Russia, Perm

Irina Potapova

student Perm State Medical University of a name of the academician E.A. Wagner,

Russia, Perm

 

АННОТАЦИЯ

Авторы статьи подводят итоги исследования, которое проводилось на базе реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями: выясняют отношение респондентов к инклюзивному образованию в России; отмечают различия в восприятии инклюзии специалистами и родителями.

ABSTRACT

The authors summarize the results of the survey, which was conducted on the basis of a rehabilitation center for children and adolescents with disabilities: find out respondents' attitudes towards inclusive education in Russia; note the differences in the perception of inclusion specialists and parents.

 

Ключевые слова: Социальная политика государства, здравоохранение, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями, социологический опрос.

Keywords: Social policy, health care, inclusive education, children with disabilities, a sociological survey.

 

Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на ряде принципов, один из которых – «обеспечение права каждого человека на образование» [6]. Для лиц с ограниченными возможностями создаются специальные условия, «в том числе посредством организации инклюзивного образования» [6]. Последнее «подразумевает обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [3]. Правовые основы инклюзивного образования в России были заложены в 2010–2012 годах в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», Национальной стратегии действия в интересах детей на 2012–2017 годы, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», государственной программе «Доступная среда» на 2011–2015 годы [4].

С точки зрения Председателя Совета Федерации РФ В. Матвиенко, инклюзивное образование сегодня является способом «социальной несправедливости в отношении детей с отклонениями в физическом и психическом здоровье. Десятилетиями такие дети во всех странах мира были ограничены в возможностях своей социализации, формирования себя как личности, способной достаточно активно участвовать в жизни общества, реализовать себя в ней. И ограничения эти закладывались уже на стадии получения образования, поскольку в обычную общеобразовательную школу доступ таким детям был фактически закрыт» [4]. Российское общество, однако, не столь оптимистично в оценке перспектив инклюзивного образования. Согласно масштабному социологическому опросу, проведенному ФОМ в 2012 году, каждый третий житель страны выступил против инклюзии, то есть совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями [5].

Подобные опросы, как правило, учитывают мнение только одной стороны. По умолчанию инклюзия преподносится как бесспорное благо для детей с ограниченными возможностями, соответственно подразумевается безоговорочное принятие данной политики и детьми, и их родителями. Но так ли это на самом деле? В 2015 году кафедра «Истории Отечества, истории медицины, политологии и социологии» Пермского государственного медицинского университета имени академика Е.А. Вагнера Минздрава России выступила организатором опроса, который проводился на базе бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Анастасия» г. Лангепас». В опросе приняли участие 50 человек: специалисты центра и родители детей с ограниченными возможностями (таблица 1, таблица 2).

Таблица 1.

Родители (кол-во чел.)

Пол

Образование

Род

деятельности

Возраст

Жен-щины

Муж-чины

Выс-шее

Незакон-ченное высшее

Сред-нее

Среднее специаль-ное

Непо-лное среднее

Слу-жащий

Рабочий

Домо-хозяин

26-35

36-45

46-55

21

2

9

1

4

8

1

12

5

6

12

10

1

 

 

Таблица 2.

Специалисты (кол-во чел.)

Стаж работы

Квалификационная категория

1–5 лет

Более

5 лет

Высшая

Первая

Вторая

Нет

категории

5

22

1

5

3

18

 

 

Во-первых, следует отметить высокую степень осведомленности респондентов в вопросах инклюзии. Во-вторых, почти безоговорочное приветствие родителями инклюзии в России.

Для родителей самым важным аспектом инклюзии является возможность социализации их детей: общения со сверстниками – 78 %; развития адаптивных навыков – 68 %; самостоятельности, самоопределения – 54 %; участия в конференциях, олимпиадах и других общешкольных мероприятиях наряду с другими детьми – 42 %.

Совместное обучение, с точки зрения родителей, позволит их детям избавиться от чувства «ущербности», изолированности – 48 %. Оно также будет способствовать воспитанию «толерантности, доброты, ответственности» [4] – 100 %; развитию гуманного отношения здоровых детей к детям с ограниченными возможностями – 58 %.

Почти каждый второй родитель предполагает, что инклюзия приведет к повышению уровня образования – 48 %. Однако «комфортность» совместного обучения вызывает сомнения. И хотя родители уверены, что «здоровые дети обязаны адекватно реагировать на детей с ограниченными возможностями», многие их них опасаются столкнуться в адаптационный период с «негативным отношением одноклассников и их родителей» – 48 %. Решение этого вопроса, с точки зрения родителей, будет зависеть «от воспитания [здоровых] детей и отношения классного руководителя». А воспитание детей, в свою очередь, от проведения специального курса, предваряющего совместное обучение.

Необходимо сказать, что специалисты в отношении многих вопросов настроены более критично. Например, в поддержку инклюзии выступают только 44 % респондентов. Так же скептично они настроены в отношении повышения уровня образования – 33 %.

И если родителей больше беспокоит возможное негативное отношение к их детям со стороны будущих одноклассников, то аргументы «против» инклюзии со стороны специалистов, как правило, сводятся к практическим аспектам, например, отсутствию или недостаточности комфортных материальных условий (пандусов, специально оборудованных учебных мест и пр.) – 85 %.

Почти каждый второй специалист переживает за учебно-методические аспекты совместного обучения: формальное прохождение программы на «тройку», трудности с совмещением программ для здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, отсутствие гибкости образовательных стандартов, необходимость сдавать ЕГЭ, «упор» учителя на среднестатистического ученика в классе (особенно это волнует молодых специалистов – 100 %).

И родителей, и специалистов почти в равной степени беспокоит отсутствие индивидуального тьютора (или дефектолога, или наставника) со специальным образованием – 54 %. Со своей стороны, можем сказать, что недостаток квалифицированных кадров признает и официальная власть [4].

За сохранение многовариативности образования (параллельное существование коррекционных и обычных школ) выступает большинство респондентов – 76 %. Это неудивительно, потому что обычная школа может принимать только «обучаемых и социализированных» детей [2]. В случаях тяжелой инвалидности существование коррекционных школ является жизненно необходимым, что, к сожалению, понимают далеко не все чиновники на местах [1; 4].

И, наконец, о самом важном. Всего лишь 12 % респондентов не удовлетворены политикой государства в этой сфере, что позволяет говорить о нейтрально-положительной реакции родителей и специалистов в целом.

Подводя итоги статьи, необходимо отметить следующие моменты. Во-первых, отношение к инклюзии, как правило, редко зависит от образования, возраста, рода деятельности родителей; должности и квалификации специалистов. Во-вторых, есть существенная разница в восприятии инклюзии специалистами и родителями: специалисты настроены более критично. Данный факт можно объяснить тем, что родители мыслят категориями будущего, оценивая, в основном, перспективы инклюзии. Специалисты живут настоящим, указывая на огрехи практического воплощения инклюзии в России сегодня.

 

Список литературы:

  1. Ивойлова И. О зарплате, ЕГЭ и воспитании // Российская газета [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2014/10/23/obrazovanie.html (Дата обращения: 27.07.2015).
  2. Ивойлова И. Шанс семьи Маркеловых // Российская газета [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2013/01/22/semia.html (Дата обращения: 27.07.2015).
  3. Ласкина Н.В., Новикова Н.А., Лежнева Н.С. и др. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс.
  4. Матвиенко В. Школа равных возможностей // Российская газета [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2014/08/14/invalidy.html (Дата обращения: 27.07.2015).
  5. Образование без границ: дети-инвалиды в обычных школах // ФОМ: [сайт]. URL: http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/10588 (Дата обращения: 28.07.2015).
  6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.