Статья опубликована в рамках: LVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2015 г.)
Наука: Философия
Секция: Философские проблемы образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Кладова Ирина Сергеевна
учитель английского языка ,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8,
РФ, г. Березники,
аспирант (соискатель) степени канд. пед. наук при Уральском государственном педагогическом университете
РФ, г. Екатеринбург
UNIVERSALITY AS A CONDITION OF FORMATION OF THE PERSON’S INFORMATION AND COMMUNICATION CULTURE
Irina Kladova
teacher of English ,
Municipal Autonomous educational institution
Secondary school № 8,
Russia, Berezniki,
doctoral candidate in Pedagogies,
the Ural state pedagogical University
Russia, Yekaterinburg
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена вопросам дифференциации понимания в современном обществе теоретических аспектов информационно-коммуникационной культуры личности. Данный подкаст культуры рассматривается через призму аксиологического подхода и развития современной картины мира культуры личности на основе ценностно-смысловой направленности. Автором выделены специфические универсалии информационно-коммуникационной культуры и их функции. Коммуникация представлена как универсальная категория информационно-коммуникационной культуры личности, а универсальность как условие её формирования.
ABSTRACT
The article is devoted to the differentiation of understanding in modern society of theoretical aspects of person’s information and communication culture. This type of culture is viewed through the prism of axiological approach and development of modern world culture on the basis of value-semantic orientation. The author highlights specific universal properties of information and communication culture and their functions. Communication is presented as a universal category of information and communication of the cultural identity and universality as a condition of its formation.
Ключевые слова: информационно-коммуникационной культура личности, акиогенный подход; ценностно-смысловая направленность; универсальность; универсальные категории.
Keywords: information and communication culture; axiological approach; value-semantic orientation; universality; universal categories.
Одним из условий инновационной парадигмы современного образования становится его универсальный характер. Универсализм проникает во все области научного знания и рассматривается сегодня исследователями как неоспоримое условие формирования значимых характеристик личности: профессиональных, социальных, культурных, образовательных, коммуникативных и т. п. В наши дни одна из важнейших целей образования как феномена культуры – это осознание ценностей, помощь в понимании сущности ценностного отношения к процессу познания; определение ведущих и целесообразных положений в информационно-коммуникационном взаимодействии и информационно-коммуникационном пространстве.
Информационно-коммуникационная культура и информационная компетентность в современном социуме является безусловной характеристикой общей культуры человека и необходимым условием его саморазвития. Информационная культура личности – является сложной составляющей её уровня, которая регулирует совокупность гуманистических идей, ценностно-смысловых установок, собственных взглядов и характеристик личности. Она проявляется в воплощении универсальных способов познания, взаимодействия, взаимоотношений, активности в информационной среде и определяет всеобщую готовность человека к освоению нового порядка жизни на информационной основе. В связи с возросшей долей информации в структуре практически любого вида деятельности человека, развитие информационно-коммуникационной культуры личности представляет задачу генеральной важности.
При изучении феномена информационно-коммуникационной культуры личности бросается в глаза существующее противоречие – понятие «информационно-коммуникационная культура» широко используется в научных статьях, диссертационных исследованиях, которые касаются образования, однако, само понятие информационно-коммуникационной культуры не имеет в науке однозначного концепта и категориального аппарата.
Таким образом, мы постараемся приблизиться к пониманию самого феномена, его категорий, признаков, разобраться в противоречиях и объяснить его универсальный характер.
Ядром феномена информационно-коммуникационной культуры, очевидно, являются три понятия: культура, информация, коммуникация. Представленные категории, безусловно, социально значимы, так как внутри этих процессов находится человеческая личность. Вместе с этим, именно человек представляется обладателем, держателем и приемником культуры.
Движение информационно-коммуникационной культуры в сторону развития вне коммуникации не представляется возможным. Более того, коммуникация – есть аксиогенный процесс с целью обмена информацией и развития современной картины мира культуры, ценностно-смысловая направленность которой является обязательной характеристикой теоретических аспектов феномена.
Информационно-коммуникационная культура наряду с процессами взаимодействия в человеческом обществе коммуникативна по сути. Рождение новых средств и способов коммуникации всегда вызвано необходимостью развития социума, свежими проявлениями креативности и индивидуальности человека. Одновременно все это является резонным проявлением изменения содержания культуры её ценностей и универсалий.
Универсалии культуры являются вечными постоянными человеческого существования основополагающими аспектами картины мира. В своей работе «Универсализм как парадигма философии: прошлое и перспектива» В.Е. Гарпушкин отмечает, что в современной науке предлагается систематизировать универсалии по субъект-объектному принципу, согласно которому к объектному ряду относятся мир, целое, причина, изменение и т. п.; к субъектному ряду – человек, честь, справедливость, счастье и т. п., к субъект-объектному ряду – познание, истина, деятельность и т. п. Их содержание специфицируется в различных традициях, выражаясь в характерных для этих традициях системах символов и дискурсивных практиках(3,99). Из этого следует, что информационно-коммуникационная культура, проявляясь в деятельности личности, относится к последнему ряду.
Информационно-коммуникационная культура личности формируется в универсуме информационного пространства, которое ассимилируется в общении, языке, ценностных установках и является своего рода универсумом и одновременно, необходимым условием её формирования. Сегодня процесс универсализации информационно-коммуникационной культуры личности обретает характеристику глобальности, при этом ей не свойственна линейность и плоскостная детерминация. Универсализации как процессу присущи такие признаки как подвижность, непредсказуемость и существование полярных теорий. Сторонники универсализма как некоей мировоззренческой установки заинтересованы в «объединении культур», в возможности выработать некие условия этого процесса.
В XX веке информационно-коммуникационная культура стала аккумулировать все, с чем связана деятельность человека и превратилась в феномен общечеловеческого универсума, как следствие, является определенным критерием уровня общей универсальной культуры личности. В ракурсе своего ценностно-смыслового вектора анализируемый феномен отражается в человеческой практике.
Глобализации, в которую погружен весь современный мир, характерно взаимопроникновение глобального и локального (личного), задающего индивиду специфические ориентиры. Современный человек становится свидетелем рождения универсального сознания, которое предполагает развитие такого новообразования культуры как «всечеловечность».
Таким образом, универсальность сегодня становится условием формирования культуры отдельной личности и общества одновременно, то есть мы можем говорить о новом типе универсализма, который реализуется в парадигме «глобальное-личное». Современная личность предстает как типичный носитель своей национальной культуры, адаптированная к межкультурному пространству. Таким образом, универсальность трансформируется в неизбежное условие формирования личности и её культуры.
Язык является универсальным и неотъемлемым условием проявленияи формирования информационно-коммуникационной культуры. В данном контексте, язык понимается и как инструмент общения и передачи информации, и как особое пространство-универсум, в который погружена личность. Именно язык является универсальным условием социального взаимодействия. Соответственно, любая личность должна обладать коммуникативными компетенциями. Исследования отношений триединства личности, культуры и языка всегда концентрировалось вокруг деятельности людей и способов их общения. Интересно, что уже в ранних работах, посвященных этой проблеме, философы отмечали взаимозависимость языка и важность познания через «языковое мировидение» картины мира. Картина мира естественно отражается в знаковых и семиотических системах, важнейшей из которых выступает язык.
Таким образом, информационно-коммуникационная культура личности может быть определена как одна из составляющих общей культуры человека; совокупность его информационно-коммуникативной направленности и системы знаний и умений, обуславливающих творческую деятельность субъекта по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационно-коммуникативных потребностей и задающих диалоговое взаимодействие в культурном пространстве.
Обобщая вышеизложенное, можно констатировать факт наличия такого аспекта информационно-коммуникационной культуры, как универсальность, который проявляется в характеристиках универсалий рассматриваемого феномена и их специфических функциях:
- в структурообразовании и сепарации социального опыта, в регулировании процедуры его передачи внутри общества;
- в обеспечении основополагающих образований человеческого сознания и их коннотаций;
- в образовании и формировании картины мира – организации ценностей, их анализа и чувственного переживания миробытия человеком.
Если эти функций реализуются, тогда сущности универсалий культуры одобряются человеком, превращаясь в его внутренние установки, определяя мотивы его поступков и акций. Это является маркером того, что в ранге смыслов можно выделить уровень всеобщего, представленного смыслами универсалий культуры социума, и индивидуального сознания. На индивидуальном уровне смыслы универсалий культуры могут изменяться с учетом групповых и индивидуальных ценностей. Причем в стабильных состояниях социальной жизни универсалии культуры могут допускать очень широкий спектр конкретизации, дополняться ценностями противоположных по интересам социальных групп, не утрачивая при этом своих основных смыслов.
Смыслы всеобщего уровня видоизменяются в сознании каждого отдельного человека под влиянием жизненного опыта, поэтому на уровне индивидуального сознания картина мира обретает личностную окраску, которая может проявляться в модификации смыслов в течение жизни.
Изменения личностных мировоззренческих установок могут стать причиной появления и развития новых основополагающих смыслов универсалий культуры только при условии, что большинство людей в социуме начинают понимать и принимать их. Необходимо заметить, что изменение основополагающих смыслов универсалий культуры неоспоримо связано с критическими этапами в человеческой истории, когда традиционные смыслы универсалий культуры утрачивают функцию мировоззренческих ориентиров для массового сознания. В этом случае смыслы культуры начинают переосмысливаться, и общество интенсивно занимается поиском новых жизненных смыслов и ценностей.
Неоспоримым является тот факт, что общение является приоритетным в ряде всех универсалий информационно-коммуникационной культуры личности. Связь между общением и системой отношений человека нераздельны: отношения, которые складываются между субъектами взаимодействия, формируются и проявляются в общении и влияют на многие его характеристики; а разновидности коммуникации, в свою очередь, являются реализацией всей системы отношений личности, они формируют личность и соответственно развивают ее в координатной информационно-коммуникационной плоскости.
Глобализации, в которую погружен весь современный мир, характерно взаимопроникновение глобального и локального (личного), задающего индивиду специфические ориентиры. Современный человек становится свидетелем рождения универсального сознания, которое предполагает развитие такого новообразования как «всечеловечность». Таким образом, в нашем мире универсальность становится условием формирования культуры отдельной личности и общества одновременно, то есть в наши дни мы можем говорить о новом типе универсализма, который реализуется в парадигме «глобальное-личное».
В наши дни взаимопроникновение культур и универсальность превращается в условие развития духовных, интеллектуальных, эмоциональных характеристик личности. Таким образом, универсальность трансформируется в неизбежное условие формирования личности и её культуры.
Информационно-коммуникационная культура личности может быть детерминирована как составляющая общей культуры личности, проявляющаяся в среде взаимодействия людей в универсальном культурном пространстве.
Информационно-коммуникационная культура представляет собой подкаст общей культуры личности. Личность развивается внутри глобального информационного пространства, в которое погружен человек. Основными идентификаторами информационно-коммуникационной культуры личности являются: уровень развития коммуникативных навыков, владение языком, ценностные установки, владение различными средствами коммуникации и т. п. Это пространство является своего рода универсумом, охватывающим всё человечество, выполняющим определенные важные функции и задающим ценностные ориентиры и регулятивы культуры. В связи с тем, что все характеристики культуры представляют собой всеобъемлющие понятия, универсальность информационно-коммуникационной культуры сегодня становится условием формирования личности и приобретает качество всечеловечности.
Список литературы:
- Буряк Н.Ю., Язык и личность в контексте информационно-коммуникационной культуры//Теория и практика общественного развития – № 5, – 2011 год, – с. 119–121.
- Гарпушкин В.Е., Универсализм как парадигма философии: прошлое и перспектива//Философия и общество – № 2, – 2008 год, – с. 90–140.
- Гинзбург М.Е., Универсальность как социальная характеристика выпускника вуза: социологический анализ, автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук, Екатеринбург, 2005 год.
- Егоров В.К., Глоабализация и культурное разнообразие // Культурное разнообразие, развитие и глобализация М., 2003. – С. 18.
- Кондаков И.В., Самосознание культуры на рубеже тысячелетий // Общественные науки и современность – № 4, – 2001 год, – С. 138–147.
- Межуев В.М. Классическая модель культуры: проблема культуры в философии Нового времени. // Культура: теории и проблемы. М., 1995. – С. 37.
- Моисеева А.П., учебное пособие: Основы теории коммуникации, Томский политехнический университет, 2004 год.
- Соколов А.В. Философия информации: Проф.-мировоззр. учеб. пособие /С.-Петерб. гос. ун-т. культуры и искусств. – СПб.: СПбГУКИ, 2010. – 368 с.
дипломов
Оставить комментарий