Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 25 ноября 2015 г.)

Наука: История

Секция: Этнология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Багаев А.Б. ВЕРХОВАЯ ЛОШАДЬ В ДАРООБМЕНЕ У ОСЕТИН // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ВЕРХОВАЯ  ЛОШАДЬ  В  ДАРООБМЕНЕ  У  ОСЕТИН

Багаев  Алан  Батырбекович

канд.  ист.  наук,  старший  научный  сотрудник  отдела  этнологии 
ФГБУН  Северо-Осетинский  институт  гуманитарных  и  социальных  исследований  ВНЦ  РАН  и  РСО-А, 
РФ,  г.  Владикавказ

Е-mail:  soigsi.ru

 

RIDING  HORSE  IN  GIFT  EXCHANGE  AMONG  THE  OSSETIANS

Alan  Bagaev

candidate  of  Historical  Sciences,  Senior  Researcher  of  Ethnology  Department  Federal  State  Budget  Institution  of  Science  North  Ossetik  Institut  of  Humanities  and  Social  Studies  after  V.I.  Abaev  of  the  Vladikavkaz  Sciences  Centr  of  the  Russia  Sciences  Academy  and  the  Government  of  North  Ossetia-Alania, 
Russia,  Vladikavkaz

 

АННОТАЦИЯ

В  данной  статье  рассмотрен  вопрос  о  верховой  лошади  –  важном  предмете  дарообмена  в  традиционном  осетинском  обществе.  В  работе  проанализированы  свидетельства  о  преподнесении  верхового  коня  в  качестве  подарка  и  описаны  осетинские  народные  обычаи,  предполагавшие  дарение  лошади.  Изучены  специальные  термины,  которые  закрепились  за  приносимыми  в  дар  верховыми  конями.  В  исследовании  раскрыты  причины,  по  которым  те  или  иные  лица  получали  боевых  верховых  лошадей  в  подарок.

ABSTRACT

This  article  considers  the  issue  of  a  riding  horse  –  an  important  object  in  the  traditional  gift  exchange  in  the  Ossetian  society.  The  work  analyzes  the  evidence  of  presenting  a  riding  horse  as  a  gift  and  describes  Ossetian  folk  customs  that  presupposed  donation  of  a  horse.  Special  terms  attached  to  the  riding  horses  presented  as  a  gift  have  been  studied.  The  study  revealed  the  reasons  of  donating  a  military  riding  horse  as  a  gift  to  different  persons.

 

Ключевые  слова:  осетины;  дарообмен;  боевая  верховая  лошадь.

Keywords:  Ossetians;  gift  exchange;  military  riding  horse.

 

Взаимное  преподнесение  даров  является  одним  из  древнейших  видов  взаимодействия  между  людьми.  Этнографические  данные  свидетельствуют  о  том,  что  суть  дарообмена  заключается  в  создании  новых  или  поддержании  уже  существующих  социальных  связей  между  индивидами  или  их  группами.  Как  правило,  этот  вид  связи  устанавливается  не  по  взаимному  предварительному  соглашению  сторон,  а  по  инициативе  одной  из  них,  которая  предлагает  другой  стороне  дар.  Принятие  дара  свидетельствует  об  установлении  связи.  В  качестве  дара  может  выступить  вещь,  которая  нужна  получателю.  Даже  если  преподносимая  вещь  ему  абсолютно  не  нужна  он  ее  принимает,  так  как  отказ  от  дара  расценивается  как  оскорбление.  Приняв  дар,  человек  получал  друга,  союзника,  родственника,  отказавшись  же  от  его  принятия,  он  наживал  себе  недруга.  По  этой  причине  отказ  от  дара  был  очень  редким  явлением.

Значимость  и  ценность  дара  заключалась  не  в  самой  вещи,  а  в  связи,  появлявшейся  между  дарителем  и  получателем.  Данная  связь  имела  двусторонний  характер.  Прием  дара  обязывал  человека  к  преподнесению  ответного  дара.  Содержание  и  время  ответного  дара  получатель  устанавливал  самостоятельно.

В  обмене  дарами  большое  значение  имел  принцип  не  только  взаимности,  но  и  примерной  равноценности.  Ответный  дар  должен  был  быть  эквивалентен  подаренному.  Обычно  отдар  происходил  спустя  определенное  время  после  дара.  Данный  временной  промежуток  никогда  точно  не  определялся,  хотя  он  не  должен  был  быть  не  только  чрезмерно  малым,  но  и  слишком  продолжительным.  Если  дарополучатель  долгое  время  тянул  с  отдаром,  то  связь  обрывалась,  и  даритель  превращался  во  врага.  То  же  самое  происходило,  если  отдар  был  несоразмерно  мал  по  сравнению  с  даром. 

Если  отдар  происходил  вовремя  и  был  приблизительно  равноценен  дару,  то  за  ним  следовал  новый  дар,  и  все  начиналось  сначала.  Но  если  отдариватель  особо  ценил  данную  связь,  то  он  в  качестве  отдара  давал  заведомо  больше,  чем  получил  в  качестве  дара.  Тем  самым  он  ставил  первоначального  дарителя  в  положение  человека  обязанного  отдаривать.  Тот,  в  свою  очередь,  мог  отдарить  с  избытком  над  полученным  и  т.  д.  Социальная  связь,  возникшая  в  результате  дарообмена,  сохранялась  и  поддерживалась,  пока  она  функционировала  как  своеобразный  канал,  по  которому  шло  встречное  движение  примерно  равноценных  даров  [7,  с.  12].

В  прошлом  важным  предметом  дарообмена  у  осетин  была  боевая  верховая  лошадь.  В  этнографической  литературе  по  осетинам  сохранился  ряд  свидетельств,  сообщающих  о  преподнесении  в  качестве  подарка  коней.

При  описании  осетинской  свадебной  обрядности  Дж.  Шанаев  отмечал,  существование  у  осетин  специальных  даров  для  родственников  невесты.  Они  преподносились  стороной  жениха  родственникам  невесты  сверх  калыма.  В  самом  начале  сватовства,  после  получения  согласия  со  стороны  родни  невесты,  жених  должен  был  подарить  отцу  невесты  хорошего  верхового  коня.  Этот  дар  известен  был  осетинам  под  названием  фаты-бах  [8,  с.  13;  4,  с.  244;  1,  с.  52].

Помимо  отца  невесты  верховую  лошадь  дарили  и  ее  матери.  Этот  конь  так  же  имел  специальное  название  мады  бæх  (букв.  «конь  для  матери»)  [8,  с.  13].  Преподнесение  этого  подарка  осуществлялось  во  время  обряда  сиахсыцыд  (букв.  «приход  зятя»).  После  прохождения  этого  обряда  и  дарения  матери  невесты  верхового  коня  зять  получал  право  свободно  посещать  дом  родителей  невесты.

Свадебная  обрядность  осетин  предполагала  одаривание  лошадью  и  брата  матери  невесты  (обычно  коня  получал  старший  из  ее  братьев).  Этот  конь  тоже  имел  специальное  название  мадыæрвады  бæх  (букв.  «конь  для  дяди  по  матери»)  [8,  с.  13].  Одаривание  брата  матери  невесты  определялось  его  особым  статусом.  В  традиционном  осетинском  обществе  между  племянниками  и  их  дядей  по  матери  существовали  особые  взаимоотношения,  которые  выделялись  на  фоне  остальных  родственных  связей  прочностью  и  доверительностью.  Дядя  по  матери  принимал  самое  активное  участие  в  жизни  своих  племянников.

М.М.  Ковалевский  отмечает,  что  конь  для  брата  матери  невесты  –  мадыæрвады  бæх  мог  быть  заменен  волом  –  мадыæрвады  гал  [4,  с.  244].

Среди  верховых  лошадей,  которые  по  сообщению  Дж.  Шанаева,  должны  были  быть  преподнесены  в  дар  новым  родственникам  жениха,  был  и  конь,  носивший  название  æмцеджы  бæх  (букв.  «конь  для  аталыка»)  [8,  с.  13].  Как  известно,  в  прошлом  у  осетин,  как  и  у  многих  других  народов  Кавказа,  существовал  обычай  аталычества.  Он  основывался  на  том,  что  одна  семья  брала  у  другой  ребенка  на  воспитание  и  взращивала  его  определенное  время,  прививая  ему  лучшие  социокультурные  нормы  принятые  в  осетинском  обществе.  Через  некоторое  время  ребенка  торжественно  возвращали  родителям  с  подарками.  Между  двумя  семьями  устанавливались  узы  искусственного  родства.  Как  правило,  отношения  между  æмцег-ами  были  такими  же,  как  между  кровными  родственниками,  а  иногда  и  более  тесными.

О  престижных  свадебных  дарах  в  виде  хороших  верховых  лошадей  родственникам  невесты  сообщает  и  В.Б.  Пфаф:  «…у  алдаров  или  вообще  у  зажиточных  сословий  встречаются  почетные  подарки,  как  например  Fatibæch,  Modibæch,  Arvadibæch,  Maderwadebæch,  ценою  в  30  рублей»  [6,  с.  295].  В  перечне  даримых  лошадей,  который  нам  дает  В.Б.  Пфафф,  не  назван  конь  для  аталыка  (æмцеджы  бæх),  но  зато  там  есть  лошадь,  предназначавшаяся  брату  –  æрвады  бæх.  Вероятно,  это  является  отражением  существования  локальной  особенности.

В.Б.  Пфаф  так  же  сообщает  о  том,  что  в  качестве  символического  подарка,  ознаменовывавшего  заключение  брачного  сговора  между  двумя  родственными  коллективами  иногда  оставляли  лошадь.  «Если  между  членами  рода  дело  покончено,  то  старшина,  в  некоторых  местах  так  же  и  жених,  с  депутациею  молодых  людей  отправляется  в  дом  невесты  и  с  напыщенною  речью  и  церемониями  платит  задаток,  примерно  в  5  или  10  руб.,  корову  или,  как  maximum  –  одну  лошадь»  [6,  с.  295].

В  этнографических  записях  Б.М.  Каргиева  говорится  о  том,  что  у  осетин  была  традиция  дарить  верховых  лошадей  и  даются  их  названия:  фаты  бæх,  мады  бæх,  æрвады  бæх  и  мадыæрвады  бæх.  Однако  он,  так  же  как  и  В.Б.  Пфаф,  не  упоминает  о  коне  æмцеджы  бæх,  предназначавшемся  в  дар  аталыку  [3,  л.  5].

Из  сообщения  В.Б.  Пфафа  не  совсем  ясно  кому  конкретно  преподносился  –  æрвады  бæх  (конь  для  брата).  Брату  невесты  или  брату  ее  отца.  Прояснить  этот  вопрос  нам  помогают  этнографические  записи  Б.М.  Каргиева:  «Хороший  скакун  был  у  Гагка  С-ва  который  он  отдал  в  качестве  подарка  æрвады  бæх  Темырза  Т-ву  когда  сватал  его  сестру  [3,  л.  67].  Данное  сообщение  свидетельствует  о  том,  что  æрвады  бæх  преподносился  в  дар  родному  брату  невесты.

Верховую  лошадь  могли  подарить  и  зятю.  Так,  А.Г.  Яновский  сообщает:  «Тесть  или  шурин,  дарят  молодому  зятю  оружие,  или  лошадь»  [9,  с.  22].  Лошадь,  которую  родственники  невесты  дарили  своему  зятю,  называлась  –  сиахсы  бæх  (букв.  конь  для  зятя).

Широко  распространенным  обычаем  у  осетин  было  одаривание  племянника  жеребенком  или  лошадью  верховой  породы.  Для  этого  подарка  существовало  специальное  название  –  хæрæфырты  бæх  (букв.  конь  для  сына  сестры)  [2,  л.  35].  Дарителем  этого  подарка  выступал  родной  брат  матери.  Бывали  случаи,  когда  брат  матери  не  одаривал  племянника,  и  тогда  юноша  угонял  у  него  скакуна.  Общественное  мнение  в  этом  случае  всегда  было  на  стороне  племянника.

В  прошлом  у  осетин  существовал  обычай,  согласно  которому,  давший  имя  новорожденному  младенцу,  должен  был  подарить  ему  лошадь  или  же  на  рубашку  шелковой  материи.  Родители  младенца,  в  свою  очередь,  давшему  имя  их  ребенку,  давали  разные  кушанья  и  напитки,  которыми  последний  угощал  своих  соседей  за  здоровье  новорожденного  [5,  с.  99].

Таким  образом,  в  дарообмене  у  осетин  верховая  лошадь  играла  важную  роль.  Она  была  самым  престижным  и  значимым  движимым  подарком.  Тот  факт,  что  в  качестве  наиболее  престижного  подарка  выступал  именно  боевой  верховой  конь,  свидетельствует  о  значительном  влиянии  военной  культуры  на  традиционную  культуру  осетинского  народа.  Существование  специальных  названий  для  каждого  даримого  коня,  свидетельствует  о  давности  и  устойчивости  верховой  лошади  в  качестве  дара  в  осетинском  быту. 

 

Список  литературы:

  1. Багаев  А.Б.  Верховой  конь  в  свадебном  одаривании  у  осетин  //  Известия  СОИГСИ.  Вып.  16  (55)  2015.  –  С.  41–52.
  2. Баракова  Е.Е.  Этнографический  материал  //  Научный  архив  Северо-Осетинского  института  гуманитарных  и  социальных  исследований  Ф.  4.  Оп.  1.  Д.  39  а.
  3. Каргиев  Б.М.  Осетинские  обычаи  до  революции  //  Научный  архив  Северо-Осетинского  института  гуманитарных  и  социальных  исследований.  Ф.  4.  Оп.  1.  Д.  109.
  4. Ковалевский  М.М.  Современный  обычай  и  древний  закон.  Т.  I.  М:.1886.  –  342  с.
  5. Памятники  народного  творчества  осетин.  Владикавказ,  1925.  –  115  с. 
  6. Пфаф  В.Б.  Народное  право  осетин  //  Сборник  сведений  о  Кавказе.  –  Тифлис,  –  1871.  –  Т.  I.  –  304  с.
  7. Семенов  Ю.И.  Введение  во  всемирную  историю.  Выпуск  2.  История  первобытного  общества.  Учебное  пособие/  МФТИ.  М.,  1998.  –  192  с.
  8. Шанаев  Дж.  Свадьба  у  северных  осетин  //  Сборник  сведений  о  кавказских  горцах.  –  Т.  IV.  –  Тифлис,  1970.  –  С.  2–30.
  9. Яновский  А.  Осетия.  Цхинвал:  Ирыстон,  1993.  –  26  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.