Статья опубликована в рамках: LV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 25 ноября 2015 г.)
Наука: Философия
Секция: Социальная философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ТРЕТЬЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Балмасова Татьяна Анатольевна
аспирант кафедры Международных отношений и регионоведения, Факультета гуманитарного образования,
Новосибирского государственного технического университета,
РФ, г. Новосибирск
THE THIRD MISSION OF UNIVERSITIES IN THE TERMS OF MODERNISATION OF RUSSIAN EDUCATION
Tat'yana Balmasova
post-graduate of International Affairs and Regional Studies Sub-faculty, Faculty of Humanities,
Novosibirsk State Technical University,
Russia, Novosibirsk
АННОТАЦИЯ
В последнее время роль университетов в обществе претерпевает существенные изменения. Концепция «социальной миссии» в свете модернизации университетского образования влечет за собой изменения в понимании сути деятельности университетов, изменения подходов к определению набора функций. Взаимный, институализированный обмен между высшей школой и обществом, происходящий во многих странах, в России только начинает формироваться.
ABSTRACT
The role of Universities in the society is changing greatly these days. The concept of the «social mission» in the context of higher education modernization leads to changes in understanding the role of universities’ activities and also in determination of their functions. The mutual collaboration between higher educational institutions and the society, which has been formed in many countries, is just being formed in Russia.
Ключевые слова: университет; третья миссия; общественная активность; социальное взаимодействие
Keywords: university; “the third mission”; “the social mission”; social cooperation
Современные условия жизни предъявляют новые требования к университету. Традиционных функций, присущих университету, – обучения и исследования – уже недостаточно, для того чтобы оставаться одним из главных социальных институтов современного общества. И хотя требования принимают разные трактовки: от перепрофилирования с «обучения традиционных специалистов на подготовку молодых людей к решению задач, продиктованных современными вызовами» [2, с.5] до «подготовки человека к жизни в хрупком и непредсказуемом, чреватом последствиями мире» [1], их объединяет одно – «социальная направленность», «социальная активность», «обращенность к обществу», «гражданская активность».
Деятельность университетов и прежде имела социальную направленность. Почему же в современных условиях это становится вызовом и признается одним из главных векторов развития университета наряду с образовательной и исследовательской деятельностью. Выдвигается гипотеза, что происходящие изменения затронули «гуманистическое «ядро» идеи университета – понимание миссии как социальной вовлеченности, бескорыстного служения обществу» [3, с. 67].
Современность, характеризующаяся с одной стороны рациональностью и прагматизмом, с другой стороны глобализацией, информатизацией, культурной многозначностью, вариативностью способов социальной идентификации – требует пересмотра миссии университета, его роли и функций в современных условиях. Так, если во всех странах университеты выступают «мощными катализаторами социально-экономического, общественного и культурного развития», то в России, стремящейся в единое образовательное пространство, университетам еще только предстоит «стать фактором социального и культурного развития, способным обеспечить реализацию ожиданий общества, связанных с изменением качества жизни» [6, с. 33].
Концепция «социальной миссии» или как ее принято называть «третьей миссии» влечет за собой изменения в понимании сути деятельности университетов, изменения подходов к определению набора функций. И хотя сам термин далеко не новый, до сих пор нет единого определения для понятия «третья миссия» университета.
Так, М. Мархл и А. Паусист, разрабатывая вопрос методологии оценки третьей миссии университетов, приводят, на наш взгляд, наиболее полное определение концепции «третьей миссии», которая понимается как «совокупность специфических услуг, основанных на действиях и возможностях, служащих для блага общества» [4, с. 2].
Кроме того, зарубежными и отечественными авторами выделяются такие характеристики «третьей миссии» университетов, как получение выгоды от управления внеучебными ресурсами университетов, широкое использование патентной и лицензионной деятельности, тесное взаимодействие с местным сообществом и др.
Само понятие «третья миссия» университетов активно обсуждается с 1990 года, и является предметом многих официальных документов, устанавливающих правила, стратегии для продвижения этой функции и оценки признания качества ее исполнения. Множество подходов и определений свидетельствуют о том, что проблема требует дальнейшего изучения, выделения конкретных задач и видов активности университетов в рамках осуществления «третьей миссии».
Европейскими экспертами была разработана система распознавания элементов, предложенная PRIME OUE Project, позволяющая выявлять принадлежность к «третьей миссии». Так, согласно этой системе, существует восемь критериев: человеческие ресурсы, интеллектуальная собственность, коммерциализация результатов индивидуальных и групповых научных исследований, контракты с производством, контракты с государственными учреждениями, участие в процессе принятия решений, вовлеченность в социально-культурную жизнь, результаты трансфера знаний в общество. В дальнейшем специалистами проектной сети E3M была предложена система параметров, которые отражают специфику «третьей миссии» и соотносятся с отдельными видами деятельности, а именно: «непрерывное образование», «трансфер технологий и инновации», «социальная вовлеченность». Первый параметр – «непрерывное образование» – включает в себя все программы получения высшего образования и повышения квалификации. Второй параметр – «трансфер технологий и инновации» – предполагает деятельность по обмену знаниями, включая научные исследования. Третий параметр – «социальная вовлеченность» – предполагает взаимовыгодное некоммерческое сотрудничество между университетами и обществом на всех уровнях. И если «исследовательская деятельность становится движущей силой поиска новых, более эффективных экономических решений для общества, а также средством привлечения дополнительного финансирования, а продолженное образование позволяет осваивать новую роль «пожизненного» партнера, то социальная вовлеченность создает «социально-предпринимательскую среду» для всех видов деятельности в рамках «третьей миссии» [4, с. 6].
В отечественной литературе наиболее активно обсуждаются вопросы модернизации отечественного высшего образования, в рамках которых особое место занимает становление и развитие предпринимательских университетов. Однако было бы ошибочным рассматривать взаимоотношения между университетами и обществом однобоко, делая акцент только на коммерческих видах деятельности. Университет как социальный институт не только вносит вклад в общественную жизнь, повышая финансовые показатели, но и способствует повышению качества жизни и социальных услуг. Поэтому социальная направленность деятельности университета не менее важна.
Во многих странах происходит взаимный, институализированный обмен между высшей школой и обществом. Под этим понимается добровольное участие университета как социального института или отдельных его членов в социальных и общественных, экологических и экономических проектах общин, региона, страны в целом.
Общественная миссия университета не имеет самоцели, но базируется на целом ряде мотивов, релевантных для общества, университета, студентов, государства. В обществе, основанном на знаниях, университеты создают запас доверия, выступая компетентным партнером, привлекают абитуриентов, легче вступают во взаимодействие с другими социальными институтами, привлекают практический опыт в исследования и обучение.
Обучающиеся, в свою очередь, получают возможность увидеть возможности применения академических знаний, получая при этом важные дополнительные квалификации. Общественная активность выступает потенциалом обогащения опыта и развития личности обучающегося. Обучение в высшем учебном заведении должно не только готовить к будущей профессиональной деятельности, но и к ответственному поведению в свободном, демократическом и социальном правовом государстве, другими словами должно воспитать гражданина.
Государство выигрывает как с экономической точки зрения, так и с точки зрения усиления демократической стабильности, от интеграции всех слоев населения в высшее образование и повышения уровня компетенций в обществе.
Конкретные улучшения местных условий жизни и работы, ликвидация социальной несправедливости, вовлечение в эту работу как можно большего количества людей и как следствие стабилизация общества – те цели, которые могут быть достигнуты в рамках осуществления данной миссии.
Фонд «Новая Евразия» при финансовой поддержке фонда Ч.С. Мотта, реализующий проекты, приоритетом которых выступает социальная функция, связь университета с другими институтами гражданского общества, участие в решении социальных проблем на местном и региональном уровнях, выявил диспропорцию в работе университетов с местным сообществом. Так, большая часть университетов стремится наладить отношения с бизнесом. В первую очередь, это инженерные университеты, где уже налажены отношения с предприятиями. Примеры осуществления социальной миссии единичны: использование университетских библиотек, музеев – в качестве ресурсных центров для СМИ. Вместе с тем авторы указывают на зарождающуюся потребность взаимодействия с сообществом, поиска своей ниши, что в свою очередь осложняется отсутствием апробированных моделей взаимодействия университета и сообщества, отсутствием четких представлений о возможных направлениях деятельности университетов в этом направлении [5].
В ряде исследований, посвященных анализу и сравнению социального участия университетов, осуществлению их общественной миссии в характерных для них условиях выявляется тот факт, что различный уровень развития, разные политические условия и культурные различия порождают широкую палитру участия университетов в общественной жизни. Культурные условия определяют успех исполнения университетами общественной миссии. Но и без определенной политической поддержки: законодательных инициатив, финансовой поддержки или активного обсуждения в обществе, осуществить данные проекты очень сложно.
В России участие университетов в общественной жизни пока еще незначительное и находится на стадии становления. Еще отсутствует традиция и разделяемое всеми понимание этой «социальной» или «общественной» миссии университета. Концепция «социального партнерства», которая должна строиться на взаимодействии многих партнеров: университетов, органов власти, органов местного самоуправления, разнообразными общественными объединениями и некоммерческими организациями, и самим населением – в современных условиях просто отсутствует. Для того чтобы эта концепция заработала, необходимо разработать стратегию реализации «третьей миссии» университета, что позволит, с одной стороны, выделить ключевые приоритеты и определить основные возможности для реализации социальной функции, с другой стороны, это позволит выявить основные потребности местного сообщества, определить основных партнеров.
Список литературы:
- Барнетт Р. Осмысление университета //Образование в современной культуре. Альманах 1. Мн.: Пропилеи. – 2001. – 128 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://charko.narod.ru/tekst/alm1/barnet.htm (дата обращения18.11.2015).
- Бордовский Г.А. Образование: традиции и современные вызовы // Вестник Герценовского университета. – 2008. – № 9 (59). – С. 3–6.
- Зиневич О.В., Балмасова Т.А. «Третья миссия» и социальная вовлеченность университетов: к постановке проблемы // Власть. – 2015. – № 6. – с. 67–72.
- Мархл М., Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 1. – 2013. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=1949 (дата обращения 18.11.2015).
- Университет как социально ответственный партнер территории. (Под ред. С.В. Голубева). М.: Фонд «Новая Евразия». – 2011. – 92 с.
- Чекмарев В., Наумов А. Университет как системообразующий фактор развития региона: методология управленческой деятельности // Alma mater. – 2003. – № 5. – С. 33–36.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий