Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 21 октября 2015 г.)

Наука: Философия

Секция: История философии

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Исаков К.А. ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИБН СИНЫ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LIV междунар. науч.-практ. конф. № 10(50). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ  КОНЦЕПЦИЯ  ИБН  СИНЫ

Исаков  Кубанычбек  Абдыкадырович

канд.  филос.  наук,  доцент

Ошского  филиала  КНУ  им.  Ж.  Баласагына, 
Республика  Кыргызстан,  г.  Ош
 
E-mail: 

 

A  PHILOSOPHICAL  AND  AESTHETIC  CONCEPT  OF  IBN  SINA

Kubanychbek  Isakov

сandidate  of  Philosophy,  associate  professor  of 
Osh  Branch  of  Kyrgyz  National  University  named  after  Zh.  Balasagyn

Kyrgyz  RepublicOsh

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  уточнены  эстетические  концепции  философемного  характера  в  творчестве  мыслителя  Средних  веков  Ибн  Сины,  перенявшего  опыт  античного  перипатетизма.  В  творчестве  Ибн  Сины  поднимаются  проблемы  прекрасного  в  человеке  в  эстетическом  концепции.  Ибн  Сина  —  великий  гуманист,  стремившийся  помочь  человеку  постичь  прекрасное,  понять  музыку  как  благородное  искусство,  достав­ляющее  человеку  наивысшее  эмоциональное  и  духовное  наслаж­дение.  В  этом  заключена  непреходящая  ценность  музыкальной  эс­тетики  Ибн  Сины  для  нашего  времени.  Проблема  прекрасного  является  содержанием  его  труда  «Трактат  о  Любви».

ABSTRACT

Aesthetic  concepts  of  philosophic  nature  in  the  Middle  Ages  speculator’s  oeuvre  of  Ibn  Sina  are  specified  who  adopted  the  best  practices  of  the  ancient  peripateticism  in  the  article.  Issues  of  beauty  in  a  man  are  raised  in  the  aesthetic  concept  in  works  of  Ibn  Sina.  Ibn  Sina  was  a  great  humanist  who  wanted  to  help  the  person  understand  beauty,  understand  music  as  a  noble  art  that  gives  delight,  highest  emotional  and  spiritual  pleasure  to  a  person.  Therein  lies  the  intrinsic  value  of  music  aesthetic  of  Ibn  Sina  for  our  time.  The  problem  of  beauty  is  the  content  of  his  wonderful  work  “Treatise  on  the  Love”.

 

Ключевые  слова:  рационализм;  суфизм;  мутакаллим;  единое;  гармония;  первопричина;  субстанция;  ритм;  мера;  совершенство;  оазис.

Keywords:  rationalism;  Sufism;  Mutakallim;  single;  harmony;  original  cause;  substance;  rhythm;  measure;  perfection;  oasis. 

 

Для  полного  понимания  космологии  Ибн  Сины  необходимо  учитывать  неоплатонико-суфийские  истоки  его  философии.  Уче­ние  неоплатоников  о  Едином  и  о  восхождении  человека  к  Единому,  учение  о  мировой  душе  и  ее  разнообразных  функциях,  учение  об  Уме  и  божественном  свете,  учение  о  небесном  и  земном  путях  спасения  легли  в  основу  религиозно-философского  содержания  эстетики  Ибн  Сины.

В  философско-эстетической  концепции  Абу  Али  Ибн  Сины  проблема  прекрасного  является  содержанием  его  труда  «Трактат  о  Любви».  Если  по  основным  принципам  подхода  к  решению  про­блемы  прекрасного,  как  и  многих  эстетических  проблем  своей  эпохи,  аль-Фараби  был  ближе  к  Гераклиту,  Демокриту  и  Аристо­телю,  то  в  данной  работе  Ибн  Сина  трактует  прекрасное  на  плато­новский  лад.  В  Первопричине  признается  существование  прекрас­ного,  что  само  по  себе  является  «высшим».  Ей  противопоставлено  прекрасное  в  образах,  предметах  и  в  природе,  которое  характери­зуется  как  «низшее».  «Высшее»,  то  есть  вечные,  неподвижные  и  самотождественные  сущности,  идеи  и  принципы,  являются  образ­цом  для  «низшего»,  то  есть  физического,  телесного  мира.

Прекрасное  у  Ибн  Сины  исходит  от  Первопричины  и  воспро­изводится  разумом.  Оно  вечно,  абсолютно,  существует  независимо  от  происходящих  явлений.  Это  вечно  существующее  прекрасное  есть  первичная  истина.  Подобное  встречается  у  Платона  в  диалоге  «Пир».  Главное  место  отводится  самой  общей,  абсолютной  красо­те,  которая  самодостаточна,  имеет  основание  в  самой  себе.  Она  не  требует  ничего  другого  в  пояснении,  поскольку  все  существующее  в  мире  земном  определено  ею.  «Эта  идея  всегда  одна,  бессмертна,  не  рождается  и  не  погибает,  ни  роста  ей  нет,  ни  оскудения.  Это  чистая  красота,  истинное  совершенство»  [7,  с.  118].

Однако  в  отличие  от  Платона,  который  отказался  от  красоты  реальной  действительности,  Ибн  Сина,  вслед  за  аль-Фараби,  с  восхищением  говорит  о  красоте  объективно  существующих  пред­метов,  вещей,  человека.  Красота  реалий  для  Ибн  Сины  не  является  просто  тенью,  отблеском  неизменной  красоты  Первопричины.  Для  него  объективно  существующая  субстанция  —  материя  —  носитель  жизни,  хотя  наивысшей  красотой  обладает  все-таки  Творец.  Кра­сота  как  возвышающий  и  облагораживающий  фактор  присуща  ка­ждому  существу,  но  не  в  зависимости  от  положения  в  космической  иерархии  Творца,  а  от  объективно-эстетического  качества  каждо­го.

Прекрасное  в  человеке  в  эстетическом  концепции  Ибн  Сины  тесно  связано  с  проблемой  любви.  Мыслитель  считал,  что  любовь  присуща  всем  явлениям  действительности,  она  «пребывает»  в  каждом  индивиде.  Она  есть  в  любой  индивидуальной  сущности,  в  неживых  субстан­циях,  в  божественных  сущностях.  Любовь  как  эстетическая  и  фи­лософская  категория  у  Ибн  Сины  мыслится  одушевленным  нача­лом,  внутренней  целью  всех  живых  существ.  Это  явление  всеоб­щее,  богатое  и  разнообразное  по  содержанию.  «Бытие  каждого  предмета,  управляемого  высшим  принципом,  определяется  врож­денной  любовью»  [4,  с.  21].  Это  объясняется  тем,  что  ни  одна  индивиду­альная  субстанция  не  достаточна  для  существования  совершенства  сама  по  себе,  хотя  не  лишена  присущего  только  ей  совершенства.

Человек  в  эстетической  концепции  Ибн  Сины  выступает  луч­шим  и  прекрасным  видом  в  его  божественной  иерархии,  поскольку  он  способен  созерцать  умопостигаемые  предметы,  стремится  к  возвышенному,  обладает  разумной  силой,  двигающей  его  к  совер­шенству.  Хотя  Ибн  Сина  не  выходит  за  рамки  религиозно-идеалистических  взглядов,  но  надо  отдать  должное  тому,  что  его  человек  более  всего  достоин  получения  того,  что  «скрыто  в  плоде  сердца  и  составляющее  чистоту  любви»  [8,  с.  177].  Человек  сам  творит  кра­соту  с  позиций  разума,  и  в  то  же  время  является  олицетворением  прекрасного  в  божественной  иерархии  Ибн  Сины. 

Проблема  прекрасного  является  у  Ибн  Сины  основной  эсте­тической  категорией.  Она  включает  в  себя  виды  проявления  таких  категорий,  как  «гармония»,  «совершенство»,  «ритм»,  «мера».  Наиболее  интересным  представляется  вопрос  о  прекрасном  в  музыкальной  эстетической  теории  Ибн  Сины.  Оно  имеет  у  ученого  философские,  психологические,  социально-этические  и  эстетиче­ские  обоснования.  Среди  источников  философского  и  психологи­ческого  обоснования  данной  проблемы  следует  прежде  всего  на­звать  его  сочинение  «Трактат  о  любви».

Проблема  прекрасного  в  музыке  у  Ибн  Сины  созвучна  с  идеями  аль-Фараби,  изложенными  в  «Большой  книге  о  музыке»  и  в  других  трактатах.  Отмечая  два  основных  начала  в  исследовании  о  музыке:  физическое  и  числовое,  Ибн  Сина  отдает  предпочтение  первому.  Этим  могут  быть  объяснены  и  степень  звука,  и  его  дол­гота,  его  краткость,  что  сближает  его  с  аль-Фараби.  Ибн  Сина  близок  к  аль-Фараби  многими  своими  философскими  взглядами  и  особенно  методом  научного  исследования,  эмпирическим  подхо­дом  к  действительности.  Этим  методом  Ибн  Сина  пользуется  при  разработке  своей  музыкальной  концепции.  Вот  что  он  говорит  во  введении  к  «Своду  наук  о  музыке»:  «Это  введение  включает  в  себя  суждения,  выработанные  разумом  на  основе  опыта,  и  законы,  по­строенные  на  безошибочном  наблюдении  и  подкрепленные  фило­софскими  доводами  и  научными  положениями»  [5,  с.  278—279].

Музыка  у  Ибн  Сины  представляет  собой  такой  же  предмет  любви,  поскольку  считалась  совершенным  и  прекрасным  явлени­ем,  обладающим  качествами  (гармоничностью  и  соразмерностью),  и  он  относил  ее  к  разряду  красивых  образов  вообще.  «Как  разум,  так  и  животная  душа...  всегда  любят  то,  что  стройно,  гармонично  и  соразмерно  как,  например,  гармоничные  звуки»  [9,  с.  58].  Гармоничность  в  музыке,  как  некая  абстрактная  категория,  включала  в  себя  ряд  конкретных  проявлений  на  различных  уровнях  музыкального  про­изведения,  которые  диктовались  эстетическими  потребностями  музыкальной  практики.  Ее  ни  в  коем  случае  не  следует  отождест­влять  только  с  соотношением  двух  тонов  —  интервалом.  Пожалуй,  интервал  —  это  начальный  уровень  гармоничности  музыкального  произведения.  Не  всякое  сочетание  двух  тонов  по  высоте  может  считаться  гармоничным,  а  лишь  то,  что  доставляет  человеку  удо­вольствие.  При  этом  гармоничность  и  соразмерность  двух  тонов  адекватно  передается  музыкальным  термином  «консонанс»  (у  Ибн  Сины–иттифак).

Музыке  как  науке  посвящены  следующие  трактаты  Ибн  Си­ны:  «Свод  наук  о  музыке»  (Джавамиилм  аль-мусики),  который,  в  свою  очередь,  является  частью  многотомного  энциклопедического  сочинения  «Книга  исцеления»  (Китабаш-шифа),  раздел  о  музыке  из  «Книги  спасения»  (Китаб  ан-наджат)  и  раздел  о  музыкальной  науке  из  «Книги  знания»  (Донишнома).  По  мнению  специалистов,  «Свод  наук  о  музыке»  Ибн  Сины  —  раздел  его  энциклопедического  труда  «Китабаш-шифа»  —  возник  под  непосредственным  влиянием  «Большой  книги  о  музыке»  Фараби.  В  ту  пору  восточная  наука  о  музыке  настолько  превышала  европейскую,  что,  по  образному  вы­ражению  современного  английского  исследователя  Фармера,  трак­таты  о  музыке  Фараби  и  Ибн  Сины  казались  «оазисами  в  пусты­не»  [2,  с.  31].

Гармоничность  целого  музыкального  произведения  понима­ется  Ибн  Синой  в  связи  с  его  художественно-эстетической  ценно­стью.  «Звук  бывает  для  души  приятным  или  неприятным  и  в  дру­гом  отношении:  либо  с  точки  зрения  создаваемого  им  настроения,  либо  с  точки  зрения  композиции.  Вызываемое  же  тем  и  другим  наслаждение  или  отвращение  свойственно  различающейся  силе  животной  души,  но  не  чувству  слуха  как  таковому»  [1,  с.  243].  Это  —  мысль  о  единстве  содержания  и  формы  как  об  одном  из  важных  факторов  эмоционального  воздействия  музыки  на  слушателя.  Гармонич­ность  и  совершенность,  а  следовательно,  и  красота  музыки,  заклю­чается  в  соответствии  с  эстетическими  запросами  слушателя.

В  учении  о  сочинении  мелодии  наряду  с  обобщающими  тео­ретическими  положениями  содержатся  чисто  практические  норма­тивного  характера  рекомендации  по  созданию  совершенных  мело­дий.  Здесь  Ибн  Сина  рассматривает  мелизматические  украшения  мелодии  (тар'ид,  таркиб,  тавсил  и  др.),  которые,  как  известно,  со­ставляют  одну  из  ярких  эстетических  черт  в  музыке  народов  Вос­тока.

Мыслитель  утверждает  жизненные,  добрые,  этические  свой­ства  музыки,  подчиняет  ее  служению  человеку,  формируя  его  ин­теллектуальный  и  нравственный  облик.  Здесь  Ибн  Сина  предстает  как  великий  гуманист,  стремившийся  помочь  человеку  постичь  прекрасное,  понять  музыку  как  благородное  искусство,  достав­ляющее  человеку  наивысшее  эмоциональное  и  духовное  наслаж­дение.  В  этом  заключена  непреходящая  ценность  музыкальной  эс­тетики  Ибн  Сины  для  нашего  времени.

 

Список  литературы:

  1. Авиценна.  Канон  врачебной  науки.  —  Т.  1.  —  Ташкент:  Фан,  1954.  —  539  с.  —  С.  243. 
  2. Бурабаев  М.С.  Философия  искусства  Абу  Наср  Аль-Фараби  //Трактаты  о  музыке  и  поэзии.  —  Алматы:  Гылым,  1993.  —  456  с. 
  3. Ибн  Сина  и  средневековая  философия.  —  Душанбе:  Дониш,  1981.  —  551  с.  —  С.  110. 
  4. Ибн  Сина.  Трактат  о  любви  //Философия  любви.  —  Ч.  2.  —  М.,  1990.  —  605  с. 
  5. Музыкальная  эстетика  стран  Востока.  —  М.:  Музыка,  —  413  с.  1967.  —  С.  278—279.
  6. Нуцубидзе  Ш.И.  Руставели  и  Восточный  ренессанс.  —  Тбилиси:  Литература  дахелов  неба,  1967.  —  390  с.
  7. Платон.  Сочинения  в  3-х  т.  —  Т.  2.  —  М.,  1970.  —  610  с.
  8. Сагадеев  А.В.  Ибн  Сина  (Авиценна).  Мыслители  прошлого.  —  М.:  Мысль,  1982.  —  222  с. 
  9. Серебряков  Б.С.  Трактат  Ибн  Сины  о  любви.  —  Тбилиси:  Мецниереба,  1976.  —  203  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.