Статья опубликована в рамках: LIV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 21 октября 2015 г.)
Наука: Философия
Секция: История философии
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АЛЬ-ФАРАБИ(ВТОРОГО УЧИТЕЛЯ)
Исаков Кубанычбек Абдыкадырович
канд. филос. наук, доцент
Ошского филиала КНУ им. Ж. Баласагына,
Республика Кыргызстан, г. Ош
E-mail:
AESTHETIC OPINION OF (SECOND TEACHER) AL-FARABI
Kubanychbek Isakov
сandidate of Philosophy, associate professor of
Osh Branch of Kyrgyz National University named after Zh. Balasagyn,
Kyrgyz Republic, Osh
АННОТАЦИЯ
В статье выявляются особенности космогонии в эстетических взглядах космологических типологий в трудах крупного представителя Восточного перипатетизма Средних веков, считавшегося «вторым учителем», аль-Фараби. Гармония в космосе, по аль-Фараби, прежде всего поиск каждого объекта, космическая гармония обусловлена естественным, удобным расположением небесных тел. Аль-Фараби, исследуя проблемы гармонии, отмечает физическое (гармония человеческого тела), музыкально-теоретическое и космологическое развитие.
ABSTRACT
The peculiarities of cosmogony in aesthetic opinions of cosmological typology in the works of the outstanding representative of Eastern peripatetism of the Middle Ages who is considered “the second teacher” of Al-Farabi are revealed in the article. Harmony in space on the Al-Farabi, especially search of each object, due to natural cosmic harmony, a convenient location of celestial bodies. Al-Farabi, exploring the issues of harmony notes physical (the harmony of the human body), musical-theoretical and cosmological evolution.
Ключевые слова: эстетика; ракурс; Бог; космология; первоматерия; инструменталистика; метафизика; гармония.
Keywords: aesthetics; viewpoint; God; cosmology; initial matter; instrumentalistics; metaphysics; harmony.
Эстетические взгляды Абу Насраль-Фараби тесно переплетены с онтологией, со всей системой и могут рассматриваться как философская эстетика, как один из ракурсов общей системы мира и человека. Этому есть объяснение: для средневекового периода арабо-мусульманской философии еще не вычленялась эстетика как обособленная отрасль науки, требующая самостоятельного наименования, подобно метафизике, математике, логике и т. д. Эстетические взгляды на происхождение Мира, Человека и Бога, на их взаиморасположение и взаимосвязь трактовались как сфера особого отношения к миру и соответственных этому переживаний.
Аль-Фараби исследует проблемы гармонии разносторонне: физически (гармония человеческого тела), музыкально-теоретически, космологически. Наиболее разработанным является его учение о музыкальной гармонии. Его он исследует в свое великом сочинении «Большая книга о музыке». Эта работа явилась результатом огромного труда и таланта, плодом всей жизни аль-Фараби. Это синтетическое и энциклопедическое произведение, охватывающее проблемы теории познания, логики, эстетики, поэзии, педагогики, математики, физики, акустики, инструменталистики. Этот титанический труд вобрал в себя все ценное, что было создано музыкальными гениями предшествующих веков.
Основная идея «Большой книги о музыке» — подчеркнуть роль чувства и эмоционального восприятия как эстетического критерия. Этот критерий сопоставлялся с физическим и математическим подходом к анализу музыкального творчества и исполнения, включая элементы музыки, принципы ее построения, музыкальную инструменталистику. При изучении этого учения была поставлена задача — выделить философско-эстетические моменты, демонстрируя развитие, обоснование и конкретизацию мысли о чувственно воспринимаемой сущности музыкальной гармонии.
Абу Наср, по свидетельству исследоватей его наследия, был прекрасным исполнителем музыки на различных инструментах (рабаб, кипчаги, най, уд) и хорошо владел искусством пения. «Его игрой восхищались и рабы, и владыки. Он создал свой музыкальный инструмент и назвал его кипчаги... Струны его кипчагихрания и тревожные голоса далекой родины, невольно рождали воспоминания о минувшем, о юности, о песнях степных красавиц у костра и о безумном танце воинов родного племени в летние лунные ночи» [1, с. 7].
Исследуя проблему инструментальной музыки, Аль-Фараби разрабатывает важнейшие эстетические категории, такие как подражание и гармония. Гармония той или иной мелодии зависит от степени созвучности и диссонанса музыкальных звуков. Исходя из этого различаются совершенные и несовершенные мелодии. Аль-Фараби доказывает взаимопронизанность мелодии и гармонии. Любая совершенная мелодия складывается из совершенных аккордов, которые, в свою очередь, подчиняются этим десяти гармониям. Тогда, пользуясь сравнением Аль-Фараби, мы получаем орнамент, в котором сочетание цветов радует глаз и приносит эстетическое наслаждение.
Музыкальное искусство связано с особыми функциями в общественной жизни: воспитательной, магической, врачебной. Музыка считалась средством, способным образовывать душу человека, подобно гимнастике, формирующей его тело. Эта традиция была развита еще в античной Греции. «Прекрасно с античной точки зрения только то, что максимально утилитарно, максимально полезно, удобно и выгодно, но что, с другой стороны, в то же самое время есть предмет любования и доставляет вполне бескорыстную радость» [6, с. 30].
Музыкальная терапия в принципе рассматривает все то, что воспринимает наш слух, независимо от того, является ли ощущение естественным или нет. Поэтому основным в изучении теории музыки Фараби признавал естественные ощущения, а неестественным оставалась вторичная роль, роль косвенного дополнения. Заниматься музыкой, основанной на диссонансе, следует только с целью воспитания правильного слуха и упражнения руки для игры на инструменте. Кроме того, чрезмерные оглушительные звуки используются, например, на поле битвы. Когда персидские цари уезжали в поход, их сопровождали ревуны, в обязанность которых входило испускать истошные крики и вопли. Вот пример звуков, которые сами по себе дисгармоничны, но, будучи смешаны с другими и слегка изменены, могут стать гармоничными [4, с. 115].
Можно сказать и о том, что тоны второй (дисгармоничной) категории иногда используются для приумножения красоты и эмоционального влияния в создании совершенной мелодии.
В «Большой книге о музыке» аль-Фараби подробно анализирует вопрос о подражании звуков различных музыкальных инструментов человеческому голосу. Человеческий голос рассматривается им как эстетический идеал для всех музыкальных инструментов, ибо он «объединяет в себе все свойства звуков и является самым совершенным и превосходным. Тона, порождаемые всеми инструментами, имеют более низкое звучание, если сравнивать их с тонами человеческого голоса. Ничто не является таким совершенным, как человеческий голос. Он вбирает в себя все превосходные звуки. А инструменты, порождающие тоны, являются более низкой ступенью звучания, нежели человеческий голос. Поэтому музыкальные инструменты могут применяться только для усиления и обогащения звучания пения, делая его более великолепным [8, с. 114].
Категория прекрасного («хусн») находила свое решение в учении аль-Фараби в строгом соответствии с пантеизмом и содержала материалистические традиции. У Фараби «божественное опускается до уровня материального, до телесных существ или же, наоборот, материальное поднимается до уровня божественного, таковым становится и следствие. Поскольку первопричина обладала свойствами вечности, то и материя, ее следствие — становилась вечной» [7, с. 462—463].
Для Фараби материя — носитель жизни, вечности, имеющий свои объективные свойства. Отсюда и понимание прекрасного как объективного свойства предмета. Красота материального мира вытекает из самой природы вещей, и существование ее не зависит от сознания человека.
Восприятие же прекрасного всегда субъективно. «Каждый человек убежден в том, что он видит или полагает, что это является счастьем». Цель человека при этом — понять это прекрасное. Красивое в природе Фараби видит в предметах, обладающих гармоническим сочетанием, совершенством цвета и формы и т. д.
В учении аль-Фараби о прекрасном нет ничего мистического в отличие от мусульманской идеологии того времени, утверждавшей, что красоту может творить только Аллах. Аль-Фараби утверждал, что человек — сам творец своей красоты, что только «человек способен создавать прекрасное, так как он наделен способностью искать и творить доброе. Человек всем своим существом стремится к счастью, к прекрасному в жизни и достигает счастья только тогда, когда ему присуще прекрасное и он способен к сохранению этого прекрасного» [3, с. 5].
Согласно Фараби, красота природы вызывает определенные эмоциональные чувства у людей, облагораживая их, смягчая и наполняя душу волнением, радостью или тревогой. Но красота природы прекрасна лишь только тогда, когда она познается человеком. Вне человеческого общества красота и неповторимость природы не имеют эстетического значения. В противоположность Платону, который считал, что красота существует исключительно в мире идей, что прекрасное есть не что иное, как «идея» всеобщей красоты, Фараби видел источник прекрасного в реальном мире, в природе, в человеке. Любая вещь в системе естественной гармонии содержит в себе часть универсальной красоты мира. «Великолепие, красота и украшение всякого сущего состоит в том, — писал Фараби, — чтобы осуществить свое бытие наилучшим образом и достичь своего полного совершенства» [4, с. 51].
Красота Первосущего, в рассуждениях аль-Фараби, — это некий совершеннейший идеал, лишенный какого-либо изъяна, к которому должен стремиться человек в своей земной жизни. Его совершенство связано с почитанием, восхищением, наслаждением, «для выражения которых аль-Фараби прибегает к принятому у суфиев символу любви». В Первопричине любящий есть то же, что и любимый, восхищающийся — это то же, что и предмет восхищения. «Он — Первый Любящий и Первый Возлюбленный» [5, с. 239].
Распространенной в иерархии ценностью, с точки зрения прекрасного, была суфийская трактовка видов любви — любовь человека к тому, что прекрасно само по себе, и к Богу, с кем его связывает внутренняя гармония.
Благо, Истина, Красота, излучаемыеПервоединым, согласно Фараби, составляют главную сущность всего в мире. Красота — завершение всего совершенства и последняя глубина каждой вещи.
Красота существует в природе, а предметы реализованной красоты, то есть предметы искусства, создаваемые трудом и гением человека, воспроизводят качества объективной действительности. Прекрасное в природе существует вечно как первичное, а доброе и прекрасное в искусстве исходит только от человека как вторичное. На основе деления «прекрасного» на два вида, а именно «знание» и «знание и действие», аль-Фараби делит философию на два вида: «благодаря одному виду достигают познания существующих предметов, на которые не распространяется человеческое действие». Это называется теоретической философией. Благодаря второму виду получают познание предметов, свойство которых таково, что на них распространяется действие человека. Именно в нем заключена способность совершения прекрасного. Это называется практической и гражданской философией.
В Трактате «Указание пути к счастью» аль-Фараби подразделяет философию на теоретическую (математика, физика, метафизика) и практическую (этика и политика). Прекрасное в философии Фараби выявляется как компонент, пронизывающий всю философию, цель которой постижение гармонии мира, этики, где прекрасное есть достижение предельного счастья, и политики, имеющей целью гармонизацию человеческой жизни в обществе. Философия способствует достижению счастья. В этике прекрасные действия становятся свойством человека. В политической философии люди достигают прекрасного, кроме этого, еще и способности получения и сохранения этого прекрасного.
В соответствии с разделением разума человека на теоретический и практический, аль-Фараби различал красоту познавательной способности человека и красоту его нравственного облика. Наряду с этим он усматривал различие между добродетелью как нравственным достоинством и прекрасным поступком как внешним проявлением норм морали. Прекрасное у Фараби во многом совпадает с добром, общественным благом, справедливостью. Для «Второго Учителя» разумность совпадает с добродетельностью и совершенством, с человеческой красотой, то есть интеллект и нравственность носят характер эстетических ценностей. Разум как специфическое благо составляет подлинную внутреннюю ценность человека, его внутреннюю красоту в отличие от внешней привлекательности.
Список литературы:
- Алимжанов А. Возвращение учителя //Собрание сочинений в 3-х т. — Т. 1. — Алматы: Жазушы, 1989. — 240 с. — С. 7.
- Аль-Фараби. Избранные трактаты. — Алматы: Гылым, 1994. — 446 с.
- Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. — Алма-Ата: Наука, 1973. — 399 с. — С. 5.
- Аль-Фараби. Трактаты о музыке и поэзии. Пер. с араб. — Алматы: 1993. — 452 с. — С. 14.
- Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1972. — 430 с. — С. 239.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. — Т. 1. — М.: Искусство, 1963. — 624 с. — С. 109.
- Сагадеев А.В. Очеловеченный мир в философии и искусстве мусульманского средневековья //Эстетика и жизнь. — Вып. 3. — М.: 1974. — С. 462—463.
- Хайруллаев М.М. Абу Наср Аль-Фараби//Из философского наследия народов Ближнего и Среднего Востока. — Ташкент: Фан, 1972. — 264 с.
дипломов
Оставить комментарий