Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 19 августа 2015 г.)

Наука: История

Секция: История России

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Пакшина Н.А. ОЛЬГА ПЛАТОНОВНА ВЕЙСС — ПОТОМОК ДЕМИДОВЫХ И ДАЛЕЙ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LII междунар. науч.-практ. конф. № 8(48). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

ОЛЬГА  ПЛАТОНОВНА  ВЕЙСС  —  ПОТОМОК  ДЕМИДОВЫХ  И  ДАЛЕЙ

Пакшина  Наталья  Алексеевна

канд.  тех.  наук,  доцент,  кафедра  прикладной  математики,  Арзамасский  политехнический  институт  (филиал)  ФГБОУ  ВПО  «Нижегородский  государственный  технический  университет  им.  Р.Е.  Алексеева»,  РФ,  г.  Арзамас

E-mailNataliapakshina@mail.ru

 

OLGA  P.  VEYSS  IS  DESCENDANT  OF  THE  GENUS  OF  DEMIDOVS  AND  DAHLS

Natalia  Pakshina

candidate  of  Sciences  (PhD)  degree  in  Technical  sciences,  Associate  Professor,  Department  of  Applied  Mathematics  of  Arzamas  Polytechnic  Institute  of  R.E.  Alekseev  Nizhny  Novgorod  State  Technical  University,  Russia,  Arzamas

 

АННОТАЦИЯ

К  родословной  Демидовых  и  Далей  обращались  многие  авторы.  Неоднократно  строились  генеалогические  древа  этих  знаменитых  родов.  В  то  же  время  жизнь  и  деятельность  потомка  этих  родов  Ольги  Платоновны  Вейсс  освещена  очень  скупо.  О  ней  опубликовано  совсем  мало  информации.  Между  тем  эта  талантливая  женщина  внесла  весомый  вклад  в  становление  образования  России.

ABSTRACT

There  are  many  authors  who  researched  genealogy  of  Demidovs  and  Dahls.  A  genealogical  Demidovs’  and  Dahls’  trees  were  being  built  repeatedly.  But  life  and  activity  of  descendant  of  these  genus  Olga  P.  Veyss  are  considered  very  small.  There  are  little  published  information  about  herself.  Meanwhile  this  talented  woman  has  made  the  significant  contribution  to  the  development  Russian  education.

 

Ключевые  слова:  родословная;  Ольга  Платоновна  Вейсс;  Демидовы;  Дали;  женское  образование.

Keywords:  genealogy;  Olga  Veyss;  Demidovs;  Dahls;  woman  education.

 

 

Предметом  проводимого  исследования  стала  жизнь  и  деятельность  Ольги  Платоновны  Вейсс  (в  большинстве  современных  публикаций  фамилия  указана,  как  Вейс)  последней  начальницы  Женского  училища  духовного  ведомства  в  Ярославле.  О.П.  Вейсс  работала  во  главе  данного  учебного  заведения,  начиная  с  1905  года.  Ее  девичья  фамилия  Демидова.  Происходила  она  из  нижегородской  ветви  знаменитого  рода  промышленников  и  благотворителей.  Эта  ветвь  начинается  от  основателя  крупнейшего  в  XVIII  веке  Ботанического  сада,  известного  ботаника,  составителя  многочисленных  коллекций,  Прокофия  (или  Прокопия,  как  тогда  чаще  писали)  Акинфиевича  Демидова  (1710—1786).  А  доводилась  она  ему  прапраправнучкой.

Ольга  Платоновна  родилась  в  1865  году  в  семье  нижегородского  помещика,  юриста  Платона  Александровича  Демидова  и  его  супруги  Ольги  Владимировны.  Ее  мама  была  дочерью  Владимира  Ивановича  Даля  составителя  «Толкового  словаря  живого  великорусского  языка».  Тут  уместно  остановиться  на  этом  родстве  и  уточнить  некоторые  детали.  В  ряде  источников,  например,  на  сайте  Ярославского  художественного  музея,  встречается  такая  информация,  что  Ольга  Платоновна  —  «племянница  Даля»  [18].  Большинство  читателей  воспринимают  это,  как  племянница  этнографа,  филолога,  писателя  В.И.  Даля.  Нет,  писателю  она  доводилась  родной  внучкой.  А  что  касается  племянницы,  то  она  действительно  была  племянницей  его  сына,  известного  архитектора  Льва  Владимировича  Даля.  Ее  дядя  являлся  создателем  символа  Нижнего  Новгорода  —  собора  Александра  Невского,  что  расположен  на  стрелке.  А  еще  он  построил  дом  и  ряд  строений  на  хуторе  Гремячий  (Васильсурского  уезда,  Нижегородской  губернии),  в  котором  прошло  детство  Ольги  и  где  она  жила  в  летние  месяцы  в  годы  своей  юности.

Но  эта  женщина  интересна  нам  не  только  как  родственница  знаменитых,  незаурядных  людей,  но  и  сама  по  себе,  как  человек  яркий  и  одаренный.  К  сожалению,  опубликованные  сведения  о  ее  жизни  разрознены  и  противоречивы.

Ольга  Платоновна  окончила  Московскую  гимназию  Фишер  и  получила  прекрасное  образование  [12].  С  последним  утверждением  читатель  может  не  согласиться.  Государственные  женские  гимназии  создавались  с  1862  года  Ведомством  учреждений  императрицы  Марии.  В  70-х  годах  XIX  века  в  стране  было  уже  около  200  женских  гимназий.  Очень  и  очень  многие  женщины  получали  гимназическое  образование,  это  было  скорее  нормой.  Но  эти  гимназии  сильно  отличались  от  мужских  [7].  А  гимназия  Софьи  Фишер  была  особенной.

Первая  женская  частная  гимназия  Софьи  Николаевны  Фишер,  открылась  в  Москве  в  1872  году  как  экспериментальная  женская  классическая  гимназия.  С  1874  года  она  размещалась  во  2-м  Ушаковском  переулке,  в  доме  №  3.  Вскоре,  несмотря  на  высокую  плату,  она  стала  очень  популярна.  В  год  открытия  гимназии  в  ней  училось  всего  15  девочек.  За  40  лет  существования  этого  учебного  заведения  421  ученица  получила  аттестаты  зрелости.  Гимназия  Фишер  по  своему  учебному  плану  не  отличалось  от  учебного  плана  мужских  классических  гимназий:  здесь  серьезно  изучались  древние  языки,  математика  и  даже  теология.  Более  того,  успехом  пользовалось  и  богословие,  введенное  здесь  на  несколько  лет  раньше,  чем  в  мужских  гимназиях,  и  европейские  языки  преподавались  шире  и  сильнее.  Гимназистки,  с  успехом  окончившие  курс  6  классов,  получали  звание  домашних  учительниц,  а  окончившие  курс  этих  классов  с  особым  отличием  —  звание  домашних  наставниц  [14]. 

Так  вот,  Ольга  Демидова  закончила  гимназию  в  1881  с  золотой  медалью  и  была  оставлена  в  ней  как  преподаватель.  Она  вела  математику  «съ  1882—1883  г.  и  съ  1888—1889  г.»,  новые  языки  «съ  1887—1894  и  съ  1895—1900  г.»,  историю  «съ  1887—1893  г.»  и  пение  «съ  1890—1901  г.»  [5].  Если  говорить  о  языках,  то  она  в  совершенстве  владела  французским,  английским,  немецким,  итальянским,  древнегреческим  и  латынью  [3]. 

Если  в  других  женских  гимназиях  греческий  язык  не  преподавался,  то  ученицы  гимназии  Фишер  ставили  пьесы  Еврипида  на  греческом  языке.  Кстати,  С.Н.  Фишер,  сама  преподавала  древние  языки.  В  1878  году  работы  учениц  гимназии  по  латинскому  и  древне-греческому  языкам  получили  благодарности  на  Всемирной  выставке  в  Париже,  а  сама  Фишер  —  звания  Officier  de  l’Acadеmie  de  France  и  соответствующего  знака  отличия.  Уровень  знания  греческого  языка  Ольги  Платоновны  был  таким,  что  позволил  перевести  «Эдипа»  Софокла  и  «Троянок»  Эврипида. 

Что  примечательно,  император  Александр  II  дал  разрешение  выпускницам  этой  гимназии  преподавать  во  всех  классах  женских  гимназий  и  даже  в  первых  четырех  классах  мужских  гимназий  —  это  по  тем  временам  было  признанием  огромного  успеха  [1]. 

Музыке  и  танцам  учили  преподаватели  консерватории  и  артисты  балета  императорских  театров,  а  на  выпускных  экзаменах  нередко  присутствовал  композитор  Н.Г.  Рубинштейн  [7].  Ольга  Платоновна  была  на  редкость  музыкальной.  Она  училась  музыке  не  только  в  гимназии  С.Н.  Фишер,  но  и  на  курсах  при  Императорском  русском  музыкальном  обществе,  являлась  одной  из  лучших  учениц  Н.Г.  Рубинштейна  [3].  Она  была  одаренной  пианисткой,  обладала  абсолютным  слухом,  прекрасным  меццо-сопрано,  Антон  Рубинштейн,  не  раз  уговаривал  ее  посвятить  себя  пению.  Кроме  них,  по  словам  ее  праправнучки  Анастасии  Александровны  Журавской,  Ольга  Платоновна  была  хорошо  знакома  со  многими  музыкантами  и  композиторами  с  Ц.  Кюи,  Н.А.  Римским-Корсаковым,  М.А.  Балакиревым  и  Ф.  Листом  [3].

Занималась  она  и  переводами,  чаще  всего  романсов.  В  «Русском  вестнике»  было  помещено  много  переведенных  ею  романов,  а  также  несколько  стихотворений  Г.  Гейне.  Она  занесена  биобиблиографический  словарь  «Писатели  России»,  составленный  Ю.А.  Горбуновым,  именно,  как  переводчица  [9]. 

Ольга  Платоновна  вышла  замуж  за  доктора  медицины,  врача-терапевта  Арсения  Николаевича  Вейсс  (1853—1887),  который  с  1878  по  1886  года  работал  в  должности  доктора  в  той  же  гимназии.  А.Н.  Вейсс  доводился  родным  племянником  начальнице  гимназии  С.Н.  Фишер.  У  них  родилась  дочь  Софья.  Ольга  Платоновна  очень  рано  овдовела.  Год  смерти  ее  супруга  в  разных  источниках  указывается  по-разному  в  1887  [6],  а  в  ряде  публикаций  указывается  1888  или  1886  год,  но  автор  склонен  верить  данным  Русского  провинциального  некрополя,  где  говорится,  что  похоронен  он  был  вместе  с  родителями  «†с.Григорьево  Тверь-у..»  в  январе  1887  года  [15]. 

В  начале  XX  века  она  жила  в  Ярославле  и  с  1905  года  работала  начальницей  Ярославского  женского  духовного  училища  вплоть  до  белогвардейского  мятежа  в  1918  году.  К  этому  времени  дочь  Софья  уже  окончила  ту  же  гимназию  С.Н.  Фишер,  что  и  ее  мать,  две  тети.

И  именно  сюда  в  училище  неоднократно  в  период  с  1908  по  1914  год  к  Ольге  Платоновне  приезжала  с  семьей  погостить  еще  одна  представительница  рода  Демидовых  родная  сестра  Евгения  Платоновна.  Она  была  замужем  за  известным  музыкантом,  пианистом  Сергеем  Михайловичем  Ляпуновым.  Так  вот  они  проводили  здесь  летние  месяцы  [17,  с.  11,  13].  Известно,  что  во  время  пребывания  С.М.  Ляпунова  в  Ярославле  он  неоднократно  давал  концерты  для  жителей  города.  Кстати,  нелишне  будет  упомянуть  о  том,  что  композитор  С.М.  Ляпунов  —  уроженец  Ярославля,  сын  директора  Демидовского  лицея  Михаила  Васильевича  Ляпунова.  Их  семья  жила  в  здании  лицея,  и  не  исключено,  что  в  детстве  гуляя  вдоль  Волжской  набережной,  видел  красивое,  только  построенное  здание  Училища  для  девиц  духовного  звания.  В  середине  XIX  века  здание  выглядело  несколько  иначе,  не  было  еще  пристроено  рядом  корпусов,  в  одном  из  которых  полвека  спустя  останавливался  композитор,  немного  по-другому  выглядел  купол  домовой  церкви  Святого  духа.  Но  и  тогда  здание  училища  было  истинным  украшением  набережной. 

Что  же  представляло  собой  Ярославское  женское  училище  духовного  ведомства  в  начале  XX  века?  Отметим,  что  это  было  первое  женское  учебное  заведение  в  Ярославле.  Расположено  оно  было  на  высоком  Волжском  берегу,  рядом  с  Флотским  (Вознесенским)  спуском,  недалеко  от  пристани,  где  и  тогда,  и  сейчас  причаливают  пароходы.  Современный  адрес  здания  Волжская  набережная,  59.  Училище  занимало  большую  территорию.  Его  двор  и  парк  тянулись  от  главного  здания  до  Б.  Петропавловской  (ныне  ул.  Терешковой)  улицы. 

Здание  окружал  большой  сад,  был  при  нем  и  хозяйственный  двор,  и  небольшой  огород,  а  также  птичий  и  скотный  двор.  Ухаживали  и  за  огородом,  и  за  домашними  животными  сами  воспитанницы.  Жили  они  здесь  же.  Иногда  для  воспитанниц  устраивались  выезды  за  город  для  отдыха,  где  излюбленным  местом  была  Полушкина  роща.  Роща  располагалась  к  северу  от  училища  на  окраине  города.  Это  учебное  заведение  имело  права  гимназии  и  предназначалось  для  дочерей  духовенства  из  3-х  ближайших  епархий  —  Ярославской,  Вологодской,  Костромской.  Хотя  со  временем  в  него  стали  поступать  девочки  и  из  других  более  отдаленных  мест,  например  из  Рязани,  Тамбова.  Поступали  дочери  священнослужителей  в  это  училище  в  возрасте  10-12  лет. 

Далее  представим  одно  объявление  из  №  5  «Костромских  епархиальных  ведомостей»  за  1913  год,  которое  как  нельзя  лучше  характеризует  училище  в  начале  XX  века.

«От  правления  Ярославского  женского  училища  духовного  ведомства.  Приемные  испытания  проводятся  в  объеме  трехгодичного  курса  ЦПШ,  при  этом  будет  обращено  внимание  не  столько  на  знание  девочками  учебников,  сколько  на  общее  их  развитие  и  толковость.  Годовая  плата  за  содержание  и  обучение  (со  вкл.  учебников  и  учебных  пособий)  130  рублей  в  год...  С  текущего  1912—13  уч.  года  при  училище  открыт  7-й  класс,  а  с  августа  1913  г.  открывается  и  8-й  класс...  Сверх  обязательной  программы  в  училище  преподаются  и  необязательные  предметы: 

·     французский  язык

·     с  1  класса  без  особой  доплаты

·     немецкий  язык  —  по  желанию  со  2-го  или  3-го  класса  за  особую  плату  от  4  до  7  руб.  в  год. 

·     музыке  —  по  желанию  за  особую  плату  —  25  руб.  в  год.»  [8].

Преподавателями  училища  были  лучшие  учителя  города.  Программа  училища  не  была  сложной,  что  характерно  и  для  большинства  других  женских  учебных  заведений  того  времени.  Общее  гимназическое  образование  дополнялось  приобретением  навыков  ведения  домашнего  хозяйства,  медсестринского  дела  и  ухода  за  детьми,  что  для  будущих  жен  священников  было  немаловажно.

Училище  было  закрытого  типа,  первоначально  учениц  не  отпускали  домой  даже  на  каникулы.  Но  в  начале  XX  века  при  О.П.  Вейсс  режим  был  несколько  изменен.  Хотя  в  целом  распорядок  жизни  был  размерен  и,  естественно,  предполагались  обязательные  вечерняя  и  утренняя  ежедневная  молитва.  При  училище  имелась  своя  домовая  церковь,  которая  содержалась  за  счет  жертвователей.  Настоятелем  училищного  храма  (Духовской  церкви)  в  годы  перед  революцией  являлся  протоиерей  Сергей  Лилиев  [13].  Ученицам  преподавали  Закон  Божий  и  учили  их  церковному  пению.

Современники  отмечали  успехи  воспитанниц.  Но  особенно  они  поражались  тому,  как  были  построены  занятия.  В  частности,  на  устные  уроки  ученицы  приходили  со  своим  рукоделием.  Слушая  рассказ  преподавателя  или  ответ  одной  из  них,  они  продолжали  начатое  ими  дело  —  вязание,  шитье,  вышивку.  Вызванные  к  доске,  они  откладывали  рукоделие  и  начинали  отвечать.  На  качестве  знаний  эта  ручная  работа  практически  не  отражалась.  Лучшие  образцы  рукоделия  преподносили  царскому  двору  в  виде  подарков:  вышитые  золотом  иконы,  евангелия  в  расшитом  золотом  переплете  и  т.  д.  Не  исключено,  что  некоторые  инновационные  подходы,  говоря  современным  языком,  к  организации  учебного  процесса  были  подсказаны  тем,  как  было  поставлено  обучение  в  Московской  гимназии  С.Н.  Фишер.  Положительную  роль  для  начальницы  О.П.  Демидовой  сыграло  и  то,  что  ей  в  период  работы  в  гимназии  пришлось  преподавать  не  одну,  а  несколько  разных  учебных  дисциплин.

Общее  количество  воспитанниц  в  Ярославском  женском  училище  духовного  ведомства  было  более  200,  например,  в  1916  году  в  училище  обучалось  255  девиц  [2,  с.  366].  По  окончании  училища  девушки  получали  свидетельство,  а  также  денежное  пособие  в  соответствии  со  своими  успехами.  Некоторые  из  них,  которые  являлись  малоимущими  и  выходили  замуж  за  лиц  духовного  звания,  получали  приданое.  В  начале  XX  столетия  выпускницы  чаще  всего  впоследствии  работали  учительницами  в  начальных  школах  [16,  с.  65]. 

На  долю  О.П.  Вейсс  выпали  не  самые  легкие  годы  для  Ярославского  училища.  На  период  ее  работы  пришлось  строительство  и  реконструкция  училищного  комплекса,  переход  от  6-летнего  обучения  к  7  и  8-летнему,  а,  следовательно,  преобразование  учебных  программ.

Пришедшая  к  власти  в  1917  году  партия  большевиков  в  1918  году  приняла  «Декрет  о  свободе  совести,  церковных  и  религиозных  обществах»,  и  ряд  других  актов,  в  соответствии  с  которыми  функционирование  всех  духовно-учебных  заведений  прекращалось  [11].  Закрыли  училищную  церковь,  убрали  крест  с  шатра,  венчающего  церковное  помещение.  Но  самое  страшное  ожидало  Ольгу  Платоновну  и  ее  семью  впереди.  С  6  июля  1918  года  в  Ярославле  началось  белогвардейское  восстание,  которое  в  литературе  чаще  именуется  мятежом.  На  подавление  восстания  в  город  были  стянуты  большие  силы.  Город  непрерывно  обстреливали  артиллерия  и  бронепоезда,  бомбили  с  аэропланов. 

По  данным  «Чрезвычайного  штаба  по  ликвидации  мятежа»:  «за  два  полета  сброшено  более  12  пудов  динамитных  бомб,  большая  часть  которых,  по  полученным  сведениям,  попала  в  район  расположения  штаба  противника  около  бывшего  губернаторского  дома…  Лётчиками  замечены  сильные  повреждения  зданий  и  возникшие  пожары…»  [19].  А  ведь  женское  училище  находилось  от  этого  здания  всего  в  700  метрах.  В  северной  части  города  еще  ближе  к  училищу  всего  в  500  м  от  здания  выгорел  весь  район.  Уничтожались  улицы  и  кварталы.  При  этом  обстрел  велся  не  хаотично,  а  по  так  называемой,  немецкой  системе,  планомерно  квадрат  за  квадратом.  Повсеместно  горели  здания,  храмы,  промышленные  предприятия  и  хозяйственные  постройки.  Тушить  их  не  удавалось,  так  как  пожарная  часть  и  городская  водонасосная  станция  были  разрушены.  В  охваченной  восстанием  части  города  было  уничтожено  до  80  %  всех  строений.

Воспоминания  очевидцев  тех  давних  трагических  событий  очень  разнятся  друг  от  друга,  в  зависимости  от  того,  на  чьей  стороне  выступали  эти  люди,  и  какие  слои  общества  представляли.  Поэтому  для  получения  как  можно  более  правдивой  картины  обратимся  к  воспоминаниям  человека,  не  представлявшего  ни  белогвардейцев,  ни  красноармейцев,  а  случайно  оказавшегося  в  самом  центре  обстреливаемого  города. 

Это  был  известный  российский  певец  Юрий  Спиридонович  Морфесси,  приехавший  в  Ярославль  на  гастроли.  Он  опубликовал  книгу  «Жизнь,  любовь,  сцена.  Воспоминания  русского  бояна»,  где  живо  описаны  июльские  события  в  Ярославле  1918  года.

Поместим  здесь  отдельные  выдержки  из  этой  книги:

«Весь  Ярославль  был  в  огне...

…  Население  дни  и  ночи  проводило  в  подвалах  и  погребах.  Вначале  все  шло  вверх  дном,  а  потом  притерпелись.  Привычка  делает  обыденным  и  будничным  самое  невероятное.  Так  и  мы  свыклись  с  обстрелом,  с  ежеминутной  опасностью,  свыклись  с  пожарами,  от  которых  ночью  было  светло,  как  в  солнечный  день.

…  Обыкновенной  воды  не  было  —  красная  артиллерия  разрушила  весь  сложный  аппарат  водопроводов.  Напоследок  значительная  часть  населения  не  выдержала  дьявольской  бомбардировки.  Не  выдержали  нервы,  не  говоря  уже  о  физической  опасности.  Тысячи  семейств,  побросав  дома  и  квартиры,  под  открытым  небом  разбили  на  берегу  Волги  какой-то  исполинский  табор  цыган.  Но  это  не  был  табор  веселья  и  удалых  песен,  —  это  был  табор  голода,  горя  и  слез..»  [10].  Эти  кромешные  дни  так  врезались  в  память  Ю.С.  Морфесси,  что  он  написал  про  них:  «…умирая  не  забуду».

Ольга  Платоновна,  уезжая  из  мятежного  Ярославля  летом  1918  года,  оставила  там  сундук  с  «рукописями  Пушкина,  Шевченко  и  Перовского,  там  же  был  и  неизвестный  портрет  самого  Даля»  [18].  И  этот  поспешный  отъезд  был  вполне  оправдан.  Можно  только  ужасаться  тому,  сколько  пришлось  пережить  Ольге  Платоновне  и  ее  дочери  Софье,  младший  сын  которой  Лев  появился  в  самый  разгар  мятежа  13  июля  1918  года. 

После  подавления  восстания  в  Ярославле  21  июля  1918  года  в  городе  начался  массовый  террор.  По  воспоминаниям  современника,  расправлялись  не  только  над  восставшими,  но  и  жителями  города  «с  малейшим  проблеском  внешней  интеллигентности».  Ольга  Платоновна  покинула  Ярославль  с  дочерью  Софьей  Арсеньевной  и  двумя  маленькими  внуками  Кириллом  и  Львом,  которому  было  всего  несколько  дней  отроду. 

Она  и  ее  ближайшие  родственники  понесли  невосполнимые  потери  в  революционные  и  послереволюционные  годы.  Достаточно  назвать  два  имени.  Ее  дядя  действительный  статский  советник  Александр  Александрович  Демидов  был  убит  в  1918  у  себя  в  нижегородском  имении  Быковка.  А  родной  брат  Лев  Платонович  Демидов  расстрелян  в  Москве  в  1919  году. 

Потом  она  вместе  с  семьей  дочери  жила  в  Москве,  Краснодаре,  Фрунзе  и  совсем  короткий  период  в  Ленинграде,  где  скончалась  и  была  похоронена  в  1935  году  [4].  Потомки  О.П.  Вейсс  проживают  в  настоящее  время  в  Твери.  Расскажем  немного  об  ее  ближайших  родственниках. 

Мужская  половина  ее  семьи  связала  свою  жизнь  с  медициной.  Не  лишним  будет  напомнить,  что  лекарем  был  ее  прадедушка  по  материнской  линии  Иван  Матвеевич  Даль,  дедушка  известный  писатель  и  этнограф  Владимир  Иванович  Даль  начинал  свою  деятельность  тоже  как  военный  врач.  Доктором  медицины  был  ее  муж  Арсений  Николаевич  Вейсс,  военным  врачом  работал  зять  Сергей  Иосифович  Журавский.  Внук  Лев  Сергеевич  Журавский  —  доктор  медицинских  наук,  профессор  Калининского  медицинского  института,  он  был  переведен  в  Калинин  (теперь  Тверь)  в  1955  году  вместе  с  институтом,  в  котором  работал.  Его  сын  Александр  Львович  Журавский  —  хирург  областной  больницы  в  Твери.  Праправнучка  О.П.  Вейсс  (Демидовой)  Анастасия  Александровна  Журавская  —  кандидат  философских  наук,  культуролог,  преподаватель,  сейчас  живет  в  Твери.

Мы  рассмотрели  краткую  биографию  Ольги  Платоновны  Вейсс  (урожд.  Демидовой).  А  поскольку  ее  жизнь  была  тесно  связаны  с  двумя  женскими  учебными  заведениями,  попутно  познакомились  с  особенностями  работы  женских  учебных  заведений  царской  России  последней  трети  XIX  века  —  начала  XX.  Эта  талантливая  женщина  очень  много  сделала  для  женского  образования  не  только  Ярославля,  но  и  России.  В  процессе  работы  удалось  установить  ряд  новых  фактов  ее  биографии  и  уточнить  некоторые  даты.  К  сожалению,  остается  еще  немало  неясностей  в  ее  жизни  и  деятельности.  Поиск  информации  продолжается  и  сегодня.  И  автор  не  теряет  надежды  восполнить  со  временем  существующие  пробелы.

 

Список  литературы:

  1. Бецкая  А.  Наставникам,  хранившим  младость  нашу…  Педагогическая  история  Москвы  не  моложе  нашего  города  [Текст]  //  Московские  торги:  сайт.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.moscowtorgi.ru/news/istoki/434/  (дата  обращения:  5.08.2015).
  2. Епифанова  Н.М.  Использование  исторических  сведений  на  занятиях  по  методике  преподавания  математики:  к  100-летию  ЯГПУ  и  1000-летию  Ярославля  [Текст]  //  Труды  пятых  Колмогоровских  чтений.  —  Ярославль:  Изд-во  ЯГПУ,  2007.  —  400  с.
  3. Журавская  А.А.  [Текст].  //  Демидовы  объединяемся:  форум  22.06.10.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://vk.com/topic-7969777_17300582  (дата  обращения:  7.08.2015)
  4. Журавская  А.А.  Письмо  Пакшиной  Н.А.  от  21.07.2015  [Текст].
  5. Историческая  записка  о  40-летіи  Женской  классической  гимназии  С.Н.  Фишеръ.  Съ  1-го  сентября  1872  г.  по  1-е  сентября  1912  г.  /  По  матеріаламъ,  собраннымъ  Г.Б.  Фишеромъ  /СОСТАВИЛЪ  И.  Владимірскій.  Изданіе  бывшихъ  воспитаницъ  гимназіи  С.Н.  Фишеръ.  —  М.  Т-во  „Печатня  С.  П.  Яковлева“.  1912.
  6. Краснова  Е.И.  Демидовы:  Родословная  роспись.  [Текст]  —  Екатеринбург,  1992.
  7. Лебедева  Е.  Московская  церковь  святителя  Стефана  Пермского  при  1-й  мужской  гимназии  на  Волхонке  //  Православие:  интернет-журн.  07.05.04  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.pravoslavie.ru/jurnal/124.htm  (дата  обращения:  20.07.2015).
  8. Морфесси  Ю.С.  Жизнь,  любовь,  сцена:  Воспоминания  русского  бояна.  Париж:  изд-во  «Старина»,  1935.  —  С.  122—130.
  9. От  правления  Ярославского  женского  училища  духовного  ведомства  [Текст]  //  Костромские  епархиальные  ведомости:  газ.  —  1913.  —  №  5.
  10. Писатели  России:  биобиблиографический  словарь  /  сост.  Горбунов  Ю.А.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:DFo7Ks2EC6YJ:book.uraic.ru/elib/authors/gorbunov/sl-3.htm+&cd=6&hl=ru&ct=clnk&gl=ru  (дата  обращения:  20.07.2015).
  11. Попова  О.Д.  Женское  духовное  образование  и  его  роль  в  изменении  общественного  положения  женщины  в  России  [Текст]:  Автореф.  дис.  …  док.  ист.  наук  —  М..  МГУ,  2009.  —  с.  46.
  12. Список  служащих  в  женских  духовных  учебных  заведениях  на  1910  год  /  Женские  училища  духовного  ведомства,  состоящие  под  Августейшим  покровительством  Государыни  Императрицы  Марии  Феодоровны.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.petergen.com/bovkalo/pr/zhuch1910.html  (дата  обращения:  5.08.2015).
  13. Филиппова  В.  Возникновение  и  развитие  женского  образования  в  Ярославле  и  Ярославской  губернии  [Электронный  ресурс]  //  Эрудиция.  Российская  электронная  библиотека.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.erudition.ru/referat/ref/id.19100_1.html  (дата  обращения:  6.08.2015).
  14. Цукор  А.  Что  общего  у  московских  лодырей  19  века,  знакомой  Пушкина,  рассказа  «Муму»,  гимназии  Софьи  Фишер  и  фабриканта  Бутикова?  //  Агентство  элитной  недвижимости  Sugar  Property:  сайт.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://sugarproperty.ru/blog/104/chto-obschego-u-moskovskih-lodyrey-19-veka-znakomoy-pushkina-rasskaza-mumu-gimnazii-sofi-fisher-i-fabrikanta-butikova.html  (дата  обращения:  3.08.2015).
  15. Шереметевский  В.  Русск.  провинц.некрополь.  Т.  1.  М.,1914.
  16. Ярославль  на  рубеже  XIX—XX  веков.  Почтовая  открытка.  —  М.:  Интербук-бизнес,  2009.  —  80  с.
  17. Ярославль:  путеводитель.  [под  ред.  Мейеровича  М.Г.]  —  М.:  Советская  Россия,  1976.
  18. Ярославский  художественный  музей  приоткрывает  тайны  музейных  фондов  [Электронный  ресурс]  //  Ярославский  Художественный  музей:  сайт.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://360yaroslavl.ru/news/yaroslavskiy_hudojestvennyy_muzey_priotkryvaet_tayny _muzeynyh_fondov/  (дата  обращения:  3.08.2015).
  19. Ярославское  восстание  //  Википедия:  сайт.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0% B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%81% D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5  (дата  обращения:  4.08.2015).

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.