Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 20 февраля 2012 г.)

Наука: История

Секция: Историография, источниковедение и специальные исторические дисциплины

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Пархоменко В.А. УКРАИНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917-1921 гг. В МЕМУАРАХ Д. И. ДОРОШЕНКО // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

УКРАИНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917-1921 гг. В МЕМУАРАХ Д. И. ДОРОШЕНКО

Пархоменко Владислав Анатольевич

кандидат исторических наук, доцент ННУ имени В.А Сухомлинского,

г. Николаев, Украина

E-maildmitr-nefyodov2@yandex.ru

 

Среди многочисленной историко-мемуарной литературы, посвященной событиям украинской национально-демократической революции 1917-1921 гг. ведущее место занимают воспоминания Дмитрия Ивановича Дорошенко (1882-1951).

Д. Дорошенко - украинский общественно-политический деятель, историк, перу которого принадлежат около тысячи публикаций, происходил из известного казачьего рода. В предвоенный период был сотрудником Екатеринославской губернской ученой архивной комиссии. С 1915 года – уполномоченный Всероссийского союза земств и городов на Юго-Западном фронте, возглавлял отдел помощи населению Галиции, пострадавшему от военных действий.

В марте 1917 года Дорошенко один из инициаторов создания в Киеве представительного органа – Украинской Центральной Рады. В апреле-августе комиссар Временного правительства Галиции и Буковины (с правами генерал-губернатора). При гетмане П. Скоропадском в 1918 г. – министр иностранных дел,с1919 г. в эмиграции. Был директором Украинского научного института в Берлине (1926-1931), президентом Украинской свободной академии наук в США (1945-1951). Умер Д. Дорошенко в 1951 г. в Мюнхене. Его мемуары «Мои воспоминания о недавнем прошлом» (1914-1920) являющиеся важнейшим информативным источником, были опубликованы в эмиграции в 1923-1924 гг. и переизданы в Украине в 2007 году.

Описание Украинской революции, в своих мемуарах Д. Дорошенко начинает с украинской манифестации 18 марта 1917 года в Киеве, участником которой он был сам. «Своим грандиозным характером, своим воодушевлением, своим энтузиазмом она превзошла все наши ожидания. В ней взяло участие до 100 тысяч людей.» [3, с. 87].  После манифестации состоялось вече, на котором принята резолюция с требованием предоставить Украине автономию [3, с. 89]. Манифестация показала, что «украинство-сила, что за нами массы» [3, с. 89]. Важным шагом по дальнейшей консолидации украинских сил стал Украинский национальный конгресс,который начал работу в Киеве 4 апреля 1917 г. На нем присутствовало 1,5 тысяч делегатов от различных украинских партий, обществ, земств, профсоюзов, воинских частей [3, с. 92]. Конгресс, как вспоминал Дорошенко, проходил под знаком автономии и федерации Украины в составе России, и доверия Временному правительству. Отдельные выступления «самостийников» не отвечали тогда еще общему настроению масс [3, с. 93]. Во время работы конгресса, Дорошенко довелось общаться с приехавшим в Киев тогдашним военным министром А. Гучковым. Министру было передано просьба конгресса – вывести с территории Украины польскую дивизию генерала Ю. Довбор – Мусницкого, дислоцировавшуюся в районе Белой Церкви. Гучков попросил считать поляков «гостями», поскольку их родина оккупирована немцами, и страсти вокруг этих формирований улеглись [3, с. 94].

В апреле 1917 года Д.Дорошенко неожиданно для себя был назначен краевым комиссаром Галиции и Буковины [3, с. 95]. Перед отъездом в Галицию, автор мемуаров посетил Петроград, где встретился с премьер-министром Временного правительства князем Г. Львовым. По мнению Дорошенко, премьер на должность главы правительства не «тянул», и напоминал скорее председателя уездной земской управы [3, с. 97]. Имел аудиенцию он также и у А. Керенского, который в то время занимал пост министра юстиции. У него Дорошенко хотел добиться разрешения на возращение из Сибири всех депортированных туда в годы войны галичан. Сцена встречи в мемуарах описана комично. В комнату министра десятками запускали разного статуса просителей, там их всех быстро обходил Керенский, отдавая распоряжения своим адъютантам. В такой обстановке «говорить о серьезных вещах было невозможно» [3, с. 99]. Как видно из мемуаров, их автор критически относился к способностям Временного правительства управлять страной, впрочем, это также относилось и к лидерам Центральной Рады, особенно их деятельности в области создания украинских воинских подразделений. Вместо того, чтобы формировать части на основе твердой дисциплины, украинская правящая элита начала дело «со всеми приемами дешевой демагогии», назначая на ответственные посты малосведущих прапорщиков и чиновников [3, с. 129]. Как следствие, накануне большевистского нашествия Центральная Рада оказалась без армии.

Но летом 1917 года на «украинизированные» части возлагались большие надежды. Украинские полки, сохранявшие еще боеспособность, о чем писали и другие мемуаристы, должны были принять участие в июньском наступлении [4]. Как указывал Дорошенко, ведь если бы удалось захватить Галицию, то все украинские земли объединились в «свободной России» [3, с. 131]. Июньское  наступление завершилось неудачей и отходомЮго-Западного фронта, а Дорошенко лишился своего «генерал-губернаторства» в Галиции. В ноябре автор мемуаров был в Ставке (Могилев), где обсуждался сглавнокомандующим генералом Н. Духониным вопрос о создании на базе РумынскогоиЮго-Западного – единого Украинского фронта. Духонин дал согласие, было подготовлено соответствующее распоряжение, которое как отмечал Дорошенко, уже не имело практического значения, а высшее российское командование не контролировало даже  своих подчиненных. С трудом автору мемуаров удалось найти в помещенииСтавки писаря, чтобы перепечатать на машинке еще один экземпляр этого документа. «Остановилось сердце всероссийской армии, умиралаи Ставка» [3, с. 194]. Критикуя непрофессионализм лидеров Центральной Рады, Дорошенко писал, что если летом за ней шли сотни тысяч солдатской массы, то в декабре 1917 года от этих войск остались «одни воспоминания» [3, с. 197]. Так, созданные в Киеве 2 «сердюцкие» дивизии, насчитывающие 15 тысяч человек были распущены как «контрреволюционные» [3, с. 198]. Это же случилось и с 60-тысячным корпусом  генерала П. Скоропадского [3, с. 202]. Об отсутствии в распоряжении Центральной Рады надежных формирований, писал в своих мемуарах и украинский премьер В. Винниченко. Он с горечью констатировал, что были дни, когда украинское правительство охраняли большевистски настроенные части, в любой момент, «при желании они могли арестовать и расстрелять все правительство» [1, с. 216].

После Брестского мира и изгнания большевиков, последовала австро-немецкая оккупация Украины. В марте 1918 г. Центральная Рада возвращается  в Киев. Но у Дорошенко на ее счет уже не было иллюзий. Поэтому, когда при поддержке немцев 29 апреля 1918 г. осуществился переворот и место Центральной Рады занял гетман П. Скоропадский, олицетворявший в Украине консервативные силы,Д. Дорошенко согласился в мае занять пост министра иностранных дел в гетманском правительстве [3, с. 255]. По словам Дорошенко, немцы, считавшиеся«союзниками», вели себя как в завоеванной стране. Но работа министерства постепенно налаживалась, дипломатические отношения кроме стран Четверного союза были установлены со Швейцарией, Швецией, Финляндией, Грузией, Румынией, Польшей, Латвией, Литвой, небольшевистскими правительствами Дона и Кубани [3, с. 271-277]. Со странами Антанты этого сделать не удалось, так как для них Скоропадский был лишь «берлинским ставленником». Перед Гетманатом стоял вопрос о присоединение к Украине территорий, где проживали украинцы – Кубани и Бессарабии. Вопрос таки остался неразрешенным. Кубань оказалась под контролем Добровольческой армии генерала А. Деникина, выступавшего под лозунгом «единой и неделимой России». В отношении же Румынии ограничились направлением 5 июня ноты, в которой осуждалась оккупация Бухарестом Бессарабии [3, с. 296]. Германия заключив с Румынией Бухарестский мир (март 1918 г.) поддерживала ее притязания на бессарабские земли.

В конце октября - начале ноября 1918 г. Д. Дорошенко находился в Берлине, где хотел заручиться поддержкой по вопросу о Холмщине, на которую в условиях распада Австро-Венгрии претендовали и поляки. Но 9 ноября на улицах Берлина  Дорошенко увидел начало Германской революции. Дни Гетманататакже были сочтены – 14 декабря Киев заняла Директория УНР.

Автор воспоминаний в этот период,возвратясь в Украину, читает лекции по украинской истории в Каменец-Подольском университете. Наступление большевиков вынуждает его перебраться в Прагу. Далее, в качестве представителя украинского Красного Креста. Д. Дорошенко едет в Сербию, занимаясь там проблемой возвращения украинских военнопленных бывшей российской императорской армии на родину. На этих пленных имели виды и деникинские эмиссары. Условия для работы в Сербии были неблагоприятные:сербские власти смотрели на украинцев глазами российских представителей Добровольческой армии, и видели в них «врагов славянства, германофилов, сепаратистов» [3, с. 473]. О тяжелом положении военнопленных и проблеме их реэвакуации, писал также в своих воспоминаниях глава украинской дипломатической миссии в Будапеште Н. Галаган [2, с. 470-472].

В заключительной части мемуаров содержится интересный материал о жизни и настроениях украинской эмиграции 1919-1920 гг. [3, с. 502-519]. В своих воспоминаниях,размышляя о недавнем прошлом, Дорошенко неоднократно подчеркивал, что отсутствие консолидации среди украинского политикумапривело к поражению национальной революции 1917-1921 гг., утверждение на потерявшее актуальности и в наши дни.

 

Список литературы:

  1. Винниченко В. Відродження нації/ В.Винниченко. – К.: Політвидав України, 1990. – ч. 2. – 329 с.
  2. Галаган М. З моїх споминів (1880-ті-1920 р.) /М. Галаган. – К.: Темпора, 2005. – 656 с.
  3. Дорошенко Д. Мої спомини про недавнє минуле (1914-1920 рр.) /Д. Дорощенко. – К.: Темпора, 2007. – 632 с.
  4. Савченко В. Український рух у російських частинах у 1917 та 1918 рр. // За державність. – Каліш, 1934. – ч. 4. – с. 145-160.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий