Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 20 февраля 2012 г.)

Наука: История

Секция: Книговедение и библиотековедение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Константинова А.Г. МАССОВЫЕ БИБЛИОТЕКИ УРАЛА В 1990-Е ГОДЫ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

МАССОВЫЕ БИБЛИОТЕКИ УРАЛА В 1990-Е ГОДЫ

Константинова Альфия Гумаровна

аспирант Института истории и археологии УрО РАН, г. Екатеринбург

Е-mail: 

 

Кризисные явления, затронувшие российскую экономику и общественную жизнь в 1990-е гг., не могли не сказаться на сфере культуры. В течение этого периода объём государственных инвестиций в отрасль составлял в среднем не более десяти процентов заявленных потребностей, в результате чего традиция функционирования на бюджетные средства подверглась серьёзному испытанию. Существенно сократилась сеть культурно-досуговых учреждений. Так за 1990-1998 гг. число библиотек уменьшилось на 18%, а их читательская аудитория – на 20%; количество клубных учреждений снизилось на 23% [3, с. 4].

Подробнее остановимся на одном из традиционных элементов культуры – библиотеках. Экономические и социальные изменения 1990-х гг. отразились и на их деятельности. В наиболее тяжёлом положении оказались ведомственные библиотеки: вследствие экономического кризиса базовые предприятия и учреждения вынуждены были избавляться от них как от балласта. За период с 1990 по 1998 гг. численность массовых библиотек в одной только Свердловской области сократилась на 25% (с 1521 до 1139 единиц), в том числе в городах этот показатель был равен почти 37% (число городских массовых библиотек уменьшилось с 818 до 516) [4, с. 94].

Передача части ведомственных библиотек в муниципальную собственность спасла их от закрытия, но мало чем улучшила материальное состояние. В первую очередь это касалось такой базовой составляющей библиотечного дела, как сохранение и обновление фондов. Снижение обеспеченности книжными фондами на Урале шло интенсивнее, чем в целом по стране. С середины 1980-х до конца 1990-х гг. в среднем по России данный показатель уменьшился в 1,1 раза, а по Уралу – в 1,2 раза, самое же значительное сокращение наблюдалось в индустриальных областях региона, например, в Свердловской области книжно-журнальный фонд сократился с 33,883 млн. экземпляров в 1985 г. до 23,540 млн. в 1998 г., то есть в 1,4 раза [4, с. 94].

Тревоги вызывала не только обеспеченность библиотек книжно-журнальным фондом в связи с дефицитом бюджетных средств на его восстановление и пополнение, в том числе вследствие роста цен на книжную продукцию и периодические издания. В обновлении нуждались и материальная база, и функциональная организация библиотечного обслуживания. Нередко библиотечные здания находились в аварийном состоянии или требовали капитального ремонта, например, в Свердловской области эта цифра достигала 20%. Некоторые библиотеки, прежде всего в сельской местности, не имели читальных залов, поэтому, например, в Пермской области в конце 1990-х гг. в среднем на библиотеку приходилось лишь 8 читальных мест [1, с.98].

Согласно ставшей уже классической точке зрения, роль библиотеки в обществе наиболее ярко проявляется в процессе работы с читателями, в использовании книжных фондов различными группами населения [5, с. 46]. Однако уже в 1980-е гг. типовая библиотека начала терять читателей. Советские социологи фиксировали усиление тенденции к пассивным занятиям населения в свободное время. Такое положение объяснялось устареванием традиционного понимания отдыха, неприятием людьми некоторых форм проведения культурно-просветительной работы. Фиксировалось уменьшение посещений учреждений культуры (клубов, библиотек, музеев), а 70% всех случаев давало кино [2, с. 79].

В начале 1990-х гг. библиотечным обслуживанием госсети была охвачена только треть населения Урала. Спросом у читателей пользовались художественные произведения. Однако наблюдалось некоторое снижение доли выдачи этого вида литературы, что было вызвано скоплением непопулярных художественных произведений в фондах библиотек. Недостаточно эффективно использовался также фонд общественно-политической литературы. Следовательно, большие тиражи такого рода произведений неоправданно занимали значительное место в книжном фонде. Однако с середины 90-х годов отток читателей из библиотек приостановился. В первую очередь это было связано с высокими ценами на книжную и газетно-журнальную продукции при резком ограничении семейных расходов на культурные нужды.

Библиотеки оказались плохо адаптированы к условиям рыночной экономики, позже других звеньев системы культурного обслуживания стали вводить платные услуги. С одной стороны, это притягивало в библиотеки широкие слои населения, а с другой – делало неустойчивым их экономическое положение и неясной перспективу развития материальной базы. На практике внедрение платных информационных услуг шло недостаточно интенсивно: доходы от них в лучшем случае покрывали 1–3% библиотечных расходов (Свердловская область, 1997 г.). Главная причина – отсутствие стартовых средств для обновления материальной базы и освоения современных информационных технологий. Тем не менее, в ряде регионов этот процесс шёл довольно успешно. Так, например, в Пермской области в 1998 г. на базе массовых библиотек было оборудовано 142 видеотеки (13% от численности сети), установлено 98 копировальных устройств (9%) и 29 персональных компьютеров (3%) [3, с. 24].

Наиболее перспективным направлением модернизации массовых библиотек являлось расширение их коммуникационных и культурных функций, что было особенно важным для сёл, посёлков и малых городов, где ощущался явный дефицит учреждений культуры и досуга. Об этом свидетельствовала уже накопленная, например, в Свердловской области практика создания на базе библиотек специализированных и многопрофильных культурно-досуговых центров по месту жительства, соединяющих просветительную и образовательную роль книги с организацией детского творчества и взрослого любительства, межличностного общения и семейного досуга.

Свердловская область одной из первых в РФ начала управленческую и функциональную реорганизацию библиотечного дела. В 1993–1995 гг. в крупных центрах были созданы муниципальные информационные библиотечные системы (МИБС), что позволило не только объединить вокруг базовых учреждений все библиотеки муниципальных образований, но и выявить возможности их функциональной специализации в рамках единой системы. Дальнейшая модернизация была связана с усилением социальных функций, созданием информационных центров поддержки непрерывного образования, социального консультирования. Помимо объединения книжных фондов, стали возникать библиотечные учреждения нового типа, с широким набором социально-культурных и информационных функций.

Примером такой инновации может служить открытая в Екатеринбурге в 1997 г. библиотека Главы города. По существу это был созданный на базе одной из библиотек общегородской культурно-информационный центр. Наряду с традиционными формами библиотечного обслуживания (в распоряжении 37 тыс. читателей был книжный фонд в 65 тыс. томов) он выполнял функции делового информационного центра (основной в регионе держатель законодательной базы), центра социального информирования и общественных связей (прямые контакты с действующей властью, различными общественно-политическими движениями, творческими союзами, национально-культурными обществами и т. д.), социальной справочно-консультационной службы и исследовательского центра. Благодаря этим нововведениям библиотека и её филиалы более плавно вписывались в рыночные условия, начиная самостоятельно зарабатывать средства на пополнение своих книжных фондов и модернизацию оборудования. Ежегодно абонемент, читальные залы, другие службы библиотеки Главы города принимали до 300 тысяч посетителей. Опыт перестройки деятельности муниципального объединения библиотек Екатеринбурга был признан перспективным вариантом развития библиотечных систем крупных городов, а само объединение стало лауреатом конкурса «Окно в Россию»–1999 [1, с. 101].

Таким образом, в рассматриваемый период происходила постепенная трансформация библиотечной системы Урала, связанная с экономическими и социальными изменениями, происходившими в стране в 1990-е гг. Несмотря на ряд трудностей была заложена основа, послужившая дальнейшему развитию массовых библиотек.

 

Список литературы:

  1. Кириллов А.Д., Кириллова Н.Б. Культура и искусство Урала в 90-е гг. // Урал социокультурный. Наука. Образование. Искусство. СМИ. – Екатеринбург: Уральский рабочий, 2000. – С. 85-122.
  2. Орлов Г.П. Свободное время: Условия развития человека и мера общественного богатства. – Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1989. – 173 с.
  3. Региональная сфера культурно-образовательных услуг: особенности диверсификационных процессов / Отв. ред. Б.С. Павлов; Ин-т экономики УрО РАН, Ч. 2. Культура / В.И. Волков, Л.А. Юрганова. – Препр. – Екатеринбург: Б.и., 1999. – 42 с.
  4. Свердловская область в 1994-1998 гг. Госкомстат РФ. Свердловский областной комитет государственной статистики. Екатеринбург: Свердловский областной комитет государственной статистики, 1999. – 130 с.
  5. Чубарьян О.С. Общее библиотековедение. Учебник для библиотеч. фак. ин-тов культуры. – М.: Книга, 1976. – 272 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий