Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 20 февраля 2012 г.)

Наука: История

Секция: Этнология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Новиков Д.В. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СРЕДЕ ШОРЦЕВ МЕЖДУРЕЧЕНСКОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ (на примере пос. Ортон и близлежащих населенных пунктов) // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СРЕДЕ ШОРЦЕВ МЕЖДУРЕЧЕНСКОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ (на примере пос. Ортон и близлежащих населенных пунктов)

Новиков Дмитрий Валерьевич

кандидат исторических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет

культуры и искусств», г. Кемерово

E-maild.v.novik@mail.ru

 

Коренное население Сибири включает множество этносов. Все они имеют разные происхождение, исторические судьбы.  Многообразие автохтонных этносов определяет различия национальных традиций, обычаев, материальной и духовной культуры. К началу освоения данного региона русскими здесь сложилось несколько хозяйственно-культурных типов как присваивающего, так и производящего типов [2, с. 69-74]. Однако к концу ХХ в. многие элементы традиционной культуры были утрачены. Существенную роль сыграли интенсивное промышленное освоение региона в годы Советской власти, рост урбанизации, нивелирующая национальная политика того же периода. Результатом явились, например, сужение функций родного языка, нарушение экологического равновесия в местах компактного проживания аборигенов, их культурная ассимиляция.

Вместе с тем, процессы демократизации в российском обществе послужили основой для возникновения движения по возрождению культуры автохтонного населения. Во второй половине ХХ в. был определен особый правовой статус малочисленных коренных народов на международном уровне [5, с. 3-4, с. 9-10, с. 83; 12, с. 3-12]. С распадом Союза на местах начали развертываться национальные движения, представляющие интересы этнических групп разных регионов. К ним относится указанное движение представителей народов, проживающих на территории Севера, Сибири и Дальнего Востока. 12 июня 1990 г. увидела свет декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Этот акт положил начало массовому созданию национальных общественно-политических организаций на территории Российской Федерации. На уровне субъектов РФ формируются органы, специализирующиеся на данных вопросах. В рамках Администрации Кемеровской области 1990-х гг. функционировал Комитет по коренным народам. К настоящему времени он преобразовался в Департамент культуры и национальной политики.  Таким образом, культурное возрождение коренного населения осуществляется национальной интеллигенцией, при поддержке местных органов власти. При совместных усилиях национальных объединений и Департамента, городских властей Кемерово, Новокузнецка, Таштагола, Мысков, Междуреченска проводятся национальные праздники, обряды и другие мероприятия. Открываются и функционируют музейные экспозиции, новые музеи.

Различные аспекты указанной темы неоднократно освещались в научной литературе. Этнокультурная, этническая ситуация последних десятилетий отражается региональными исследователями. В первую очередь, это профессорско-преподавательский состав соответствующего профиля КемГУ. Так, монографии и статьи доктора исторических наук, профессора А.Н. Садового посвящены истории национальной политики государства в отношении коренного населения Южной Сибири. Ее современным тенденциям. Традиционным системам жизнеобеспечения, и их рентабельности в условиях рыночной экономики. Доктор наук В.М. Кимеев описывает формы проявления материальной и духовной культуры шорцев второй половины XX в., освещает проблемы их сохранения и развития. Рассматривает вопросы этнической истории шорского народа. Кандидат исторических наук В.В. Поддубиков анализирует современное состояние промыслового комплекса автохтонных жителей Кемеровской области. Работы профессора Д.В. Кацюбы посвящены вопросам исторического краеведения. При этом освещается бытование шорских традиций в дореволюционный и советский периоды. Профессор Новокузнецкого государственного педагогического института А.И. Чудояков анализировал произведения эпоса, фольклора своего народа. Указанная тема отражена и в региональной прессе. К примеру, в статьях журналиста В. Попка [1; 3; 4; 7; 8; 9; 10; 11; 13]. Основываясь на материалах периодической печати Кемеровской области последних десятилетий, можно составить представление о низком уровне социальной инфраструктуры, отсутствии рабочих мест в отдаленных поселках Горной Шории, проблеме алкоголизма. Следствием является маргинализация шорского населения, сказывающаяся на состоянии национальной культуры. Авторами научных исследований, корреспондентами газет констатируется ее фрагментарный характер, а также полное исчезновение в ряде населенных пунктов. Результаты проведенной нами летом 2011 г. экспедиции в Междуреченский район Кемеровской области подтвердили данные положения. Цель нашей работы – проанализировать вопросы бытования элементов традиционной культуры в среде сельских шорцев, на примере отдельных населенных пунктов указанного района. В качестве основной задачи выделим рассмотрение степени сохранности национального фольклора.

Определенное значение для сохранения элементов духовной и материальной культуры имеет работа гуманитарных факультетов региональных вузов. В частности, Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Сюда относятся научные экспедиции профессорско-преподавательского состава, с участием студентов. Сотрудниками кафедры теории и истории народной художественной культуры регулярно проводятся поездки в места компактного проживания коренных жителей Южной Сибири. Так, летом 2011 г. нами проводилась фольклорно-этнографическая экспедиция в пос. Ортон Междуреченского р-на Кемеровской области. При этом нами были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить и зафиксировать виды, жанры шорского национального фольклора, существующие в пос. Ортон и близлежащих населенных пунктах;
  2. Попытаться определить их функции в жизни шорского населения указанной территории;
  3. Изучить степень сохранности элементов материальной культуры (пища, одежда, традиционные постройки);
  4. Выявить степень осведомленности местных жителей относительно истории пос. Ортон и близлежащих населенных пунктов, как один из показателей локального самосознания.  

Охарактеризуем, исходя из сказанного выше, основные направления нашей полевой работы. При сборе данных использовались методы опроса (по заранее подготовленным опросникам), и невключенного наблюдения. Отметим некоторых информаторов, оказавших нам наиболее существенную помощь:

  1. Трухина Людмила Ивановна, 1952 г. р., житель пос. Ортон, начальник Ортонского территориального управления;
  2. Мухутдинова Валентина Николаевна, 1953 г. р., житель пос. Ортон, учитель начальных классов местной школы;
  3. Кискоров Илья Борисович, 1988 г. р., житель пос. Трехречье, оперуполномоченный при Ортонском территориальном управлении;
  4. Кискоров Борис Николаевич, 1964 г. р., житель пос. Трехречье, сторож школы-интерната № 16 пос. Ортон г. Междуреченска;
  5. Торчакова Анастасия Николаевна, 1983 г. р., житель пос. Трехречье, учитель начальных классов, русского языка и литературы школы-интерната № 16 пос. Ортон г. Междуреченска.

На наш взгляд, логично будет начать изложение с общей характеристики населенного пункта. Поселок был образован в 1969 г. Эту дату (а также примерную - 1960-е гг.) назвали все наши информаторы. Изначально это было место отбывания заключения осужденных. Позднее сюда стали подселяться шорцы из окрестных деревень, соседних районов, и люди других национальностей. Градообразующее учреждение здесь – это Федеральное Бюджетное Учреждение с особыми условиями хозяйственной деятельности (Центр трудовой адаптации, Федеральное Казенное Управление, Колония – поселение № 11). Особые условия хозяйственной деятельности обусловлены местонахождением в тайге, а также тяжелым видом работы – лесозаготовкой. Население Ортона около 80 человек, не считая 300 человек специального контингента.

 Расстояние от г. Междуреченска до Ортона 80 км. Близлежащие населенные пункты – поселки Учас (8 км от Ортона), Ильинка (12 км), Трехречье (2 км). По словам Б.Н. Кискорова, до 2003 – 2004 гг. существовали также поселки Большой Ортон и Базас. Они были закрыты как нерентабельные. Коренные жители переселились в Ортон и другие поселки, приезжие отбыли за пределы Горной Шории. Поселки Трехречье, Учас и Ильинка, по данным Трухиной Л.И., известны с XVIIвека. Их старожилы помнят события 1920-х гг., связанных с бандами Гордеева и Семенова, а также еще более ранних лет Гражданской войны. Такой поселок, как Ильинка, по информации пожилых людей, в прежние времена располагался выше, нежели сегодня. Затем он был перенесен. Информаторы связывают это с тем, что участились случаи смертей взрослых и детей. В качестве причины они называют большое количество захоронений и, как следствие, негативной энергии («духов»). По сообщению В.Н Мухутдиновой, пос. Ильинка прежде имел свое производство. Однако в чем оно заключалось никто из жителей уточнить не смог [6].

Данные шорские поселки в советское время (в середине XX-го века) административно относились к Хакассии в рамках автономного края. Находились они на территории Таштыпского р-на. Участники ВОВ из числа местных жителей призваны были с Таштыпского райвоенкомата. Позже данная территория попала в ведение Таштагольского района. С 1980-х гг. она была включена в состав Междуреченского района. И сегодня многие населенные пункты, где проживают шорцы, остались в Хакассии. Там идет смешение шорского и хакасского населения. По словам информаторов, диалект шорцев Междуреченского р-на ближе, нежели другие к хакасскому языку.

Рядом с пос. Ортон протекают реки Колос, Базас, Ортон. Все сливаются в Большой Ортон. Название «Ортон» произошло от шорских слов «ор» (середина) и «сун» (вода). По мнению местных шорцев более правильным названием является «Орсун» (середина воды). Реки служат местному населению для передвижения, на лодках, и рыбной ловли. Летом побережья используются для отдыха, в основном, шорской молодежью (младшего и среднего школьного возраста) [6].

Из объектов социальной инфраструктуры в поселке имеются фельдшерско-акушерский пункт, пекарня, школа-интернат. Два года назад на общественных началах построена церковь им. Св. Митрофана Воронежского. В настоящее время городская администрация Междуреченска оказывает поддержку жителям поселка в строительстве новых жилых домов. При этом в Ортоне имеется и аварийное жилье. Сегодня оно представлено 2-х этажным бараком. В целом, благоустроенных жилищ современного типа немного, в сравнении с общим количеством домов в поселке. Первоначально в поселке был клуб. В годы перестройки он был переделан под штаб местной колонии. Традиционные постройки на территории района, за исключением пос. Учас, полностью вытеснены стандартизированными домами. Это же касается и национальных шорских костюмов указанного района. В повседневной жизни используется одежда фабричного производства. Традиционные элементы нами зафиксированы не были. В качестве показателя активности взаимодействия городской администрации и территориального управления отметим следующий факт. Ежегодно, по словам Трухиной Л.И., администрацией г. Междуреченска в фонд поселкового территориального управления выделяется 200 тыс. рублей на нужды развития спорта.

Основные занятия местных жителей – это хозяйство, промыслы. Человек занят в них практически круглый год: сенокосы летом (в том числе и на момент нашего пребывания). Затем по времени следует сбор кедрового ореха (кедровники и покосы расположены на соседних с поселком горах). Сюда же относится огородничество, охота, ловля рыбы. Кое-кто разводит пчел. Относительно большое количество информации наши респонденты предоставили по национальной кухне и фольклору. Они назвали следующие национальные блюда: «культерпек» - это лепешки, испеченные на золе. Раньше их готовили на костре, на углях, на золе. Шаньги («шаньга») местные шорцы пекли в печи. На молоке делали пирожки, начиняли творогом. Использовали сметану, добавляли лук. Из теста, так же на молоке, делали блины к чаю, обмазывали сметаной. Обжаривали в печи. В результате получалась поджаристая корочка. Все это встречается и сегодня. Упоминались и прянички. На сковороде готовили фигурные блины («кёк-тыш»). Употребляя в пищу, их обмакивали в масло. В приготовлении пирогов и вареников использовали поджаренные кедровые орехи. Использовали этот продукт для начинки и пекли в печи. Из национальных напитков упоминалась абыртка. Ее делали из ячменя: заготавливали закваску, использовали картошку. Заквашивали на ячмене. Здесь же использовали талкан. Из абыртки и сейчас делают самогон. Для этого ее наливают в таз и на медленном, несильном огне выпаривают. Традиционно используется простой самогонный аппарат. Легким напитком является шорская водка арака («арачак»). По мнению информаторов, крепкие напитки, (в частности, арака) попали в Шорию с русскими переселенцами. Коренные жители переняли приготовление бражки, использование хмеля. Обжаривали сахар. С приходом русского крестьянства, в пищу стали употреблять хлеб, лук, картофель, овощи (в частности выращивали помидоры). До сих пор изготавливают шорские пельмени («пелбен») с кедровым орехом. Летом в основном в пищу шли овощи, а также рыба. По словам В.Н. Мухутдиновой, шорские поселки располагались, как правило, у рек. Последние служили источником рыболовства, как одного из направлений в комплексном хозяйстве. Для поселения выбирали удобные места. В любой деревне всегда были родники. Вокруг родника делали деревянный сруб. Как отмечал Кискоров Б.Н. в тайге много ключей. Сегодня блюда приготавливаются из мяса, рыбы, добавляется колба. Приготавливаются салаты, соленья [6].

Сегодня представители шорской молодежи, окончившие в городах вузы, отчасти ориентированы на возвращение в родные поселки, отчасти – на попытку трудоустройства в местах получения образования. Согласно данным Ортонского территориального управления, указанные поселки являются вымирающими. По воспоминаниям Мухутдиновой В.Н., в крупных поселках указанного района советского периода располагались администрация, школы, медпункты. К настоящему времени все это закрыто. Наиболее отдаленные поселки оценивались нашими информаторами как не имеющие перспектив. Множество деревень уже исчезло. Некогда большие поселки сейчас являются деревушками. Маленькие поселки либо исчезли совсем, либо там проживают только представители старшего поколения. Согласно тому же информатору, в период 1960-1970-х гг. в шорских деревнях проживали свои музыканты – гармонисты, балалаечники. Развивались частушки. Практиковались виды танцев, распространенные в Советском Союзе того времени. Играли на гармони, гармонике, баяне. Сейчас все сменила современная музыка. Ее носители – диски, сотовые телефоны. Проводились концерты, массовые народные праздники. Основную социальную проблему сегодняшнего дня В.Н. Мухутдинова, как и многие другие наши респонденты усматривает в распространении алкоголизма, потери интереса к жизни у представителей сельского населения. Последнее названо ими и как главный фактор культурного регресса. Вместе с тем, советский период, в плане развития традиционной культуры, оценивается ею неоднозначно. К примеру, игра на национальных шорских музыкальных инструментах в тот момент не приветствовалась. Районные власти не придавали этому значения. С точки зрения традиционного мышления интересным является тот факт, что гармонь шорцы называли «комус» (по наименованию национального инструмента).

В 1990-е гг. по инициативе представителей шорской общественно-политической элиты г. Междуреченска издавался бюллетень «Туган-Чер» («Родная Земля»). Издательствами гг. Кемерово, Междуреченска, Новокузнецка сегодня печатаются и издаются научные исследования по шорскому фольклору, а также его многочисленные образцы. Пример: различные героические сказания, сказки (такие, как «Анчи Абышка»). Инициатива принадлежит здесь не только общественно-политической элите шорцев. Роль играет и деятельность представителей национальной интеллигенции, проживающих в отдаленных поселках. При этом многими из наших информаторов отмечается стремительное исчезновение образцов фольклора из устной традиции, памяти людей. Проведенный нами опрос также показал крайне слабое владение местного населения знаниями этого плана. Можно отметить лишь частичную их сохранность. Так, до сих пор в обиходе сохраняются бытовые рассказы, отражающие веру в духов, души умерших людей, сверхъестественных хозяев природных объектов. Вместе с тем, сказанное в большей степени относится к представителям среднего и старшего поколений. Некоторые из наших информаторов, являющиеся сотрудниками местной школы, проводили в прошлом активную работу по сбору образцов шорского фольклора в среде его носителей. Материалы были зафиксированы ими, главным образом, на бумажные носители. Следующим этапом являлась их публикация сборников сказок, преданий, легенд. Эти издания содержат большой материал. Они используются сейчас в системе начального и среднего образования в пос. Ортон. Это дает возможность представителям младшего поколения шорцев Междуреченского района знакомиться с родной культурой. Заново ее осваивать [6].

Таким образом, исходя из поставленных задач, нами были сделаны следующие выводы. В целом, шорское население Ортонского сельсовета слабо владеет традиционным фольклором. Однако местная интеллигенция проводит активную работу по его сохранению и восстановлению. Задолго до нашего визита ее представители записали необходимые образцы, общаясь с еще живыми носителями. Они же явились инициаторами публикации, издания указанных произведений [14]. В основном, это сказки и героические сказания. Личные фонды наших информаторов содержат записи шорских песен, частушек, загадок, пословиц, собранных в Междуреченском районе. Данные материалы используются в настоящее время для работы творческих коллективов и фольклорных ансамблей. Некоторые из местных жителей, в частности, В.Н. Мухутдинова и А.Н. Торчакова, проводят, на уровне факультативов, занятия в школе с шорскими (и русскими) учащимися, знакомя их с образцами традиционных сказок, сказаний, легенд. Кроме того, наблюдается не только сохранение, но и дальнейшее развитие фольклора автохтонов. Результаты наблюдений также показали свободное владение родным языком представителями среднего и старшего поколений шорцев. Люди младших возрастов (1980-х – 1990-х гг. рождения) либо полностью, либо частично им не владеют («понимаю, но общаться не могу»). Представители старшего поколения жителей пос. Ортон владеют информацией о времени появления поселка и значении его названия. Одежда и жилища бытуют современного типа. Материальная культура сохраняется, в основном, в области некоторых традиционных блюд. Нами также зафиксировано отсутствие источников постоянного заработка для населения поселка. На основании наблюдений и опроса информаторов можно констатировать ориентацию жителей всех обследованных населенных пунктов на хозяйственные занятия, как на  основной источник жизнеобеспечения.

 

Список литературы

  1. Кацюба Д.В. Глубокое знание шорцами природы, бережное и умелое ее использование /Д.В. Кацюба //Шорский сборник. Вып. 1. Историко-культурное и природное наследие Горной Шории. &‐ Кемерово, 1994. – С. 195 – 200.
  2. Кацюба Д.В., Николаев Р.В. Этнография народов Сибири: Учебное пособие /Д.В. Кацюба, Р.В. Николаев. – Новосибирск, 1994. – 202 с.
  3. Кимеев В.М. Шорцы, кто они? Этнографические очерки /В.М. Кимеев. – Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1989. – 189 с.
  4. Кимеев В.М. Проблемы коренных народов Притомья /В.М. Кимеев // Этнические и этнокультурные процессы у народов Сибири: история и современность. – Кемерово, 1992. – С. 131 – 141.
  5. Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник. – С.-П.: ООО «Издательство «Петрополис», 1999. – 132 с.
  6. Новиков Д.В. Полевой дневник экспедиционных работ. – 2011.
  7. Поддубиков В.В. Родовая структура и поземельные отношения автохтонного населения Горной Шории в начале ХХ в. /В.В. Поддубиков // Ученые записки факультета истории и международных отношений (Памяти Зинаиды Георгиевны Карпенко). – Кемерово, 2001. – С. 283 – 284.
  8. Поддубиков В.В. Методология системного подхода в прикладных этносоциальных исследованиях /В.В. Поддубиков //Региональные проблемы устойчивого развития природоресурсных регионов и пути их решения. Труды IV Всероссийской научно-практической конференции. Т. 1. – Кемерово, 2003. – С. 303 – 314.
  9. Попок В. Экология и иждивенчество /В. Попок //Кузбасс. – 2003. – 21 февраля.
  10. Садовой А.Н. Территориальная община Горного Алтая и Шории (конец ХIХ – нач. ХХ вв.) / А.Н. Садовой. – Кемерово, 1992. – 198 с.
  11. Садовой А.Н. Территории традиционного природопользования на юге Кузбасса /А.Н. Садовой //Шорский сборник. Этноэкология и туризм Горной Шории. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. – Вып. 2. – С. 199-228.
  12. Садовой А.Н., Пруель Н.А. Этносоциальный мониторинг: принципы, методы, практика /А.Н. Садовой, Н.А. Пруель. – Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1996. – 163 с.
  13. Чудояков А.И. Этюды шорского эпоса. – Кемерово: АО Кемеровское книжное издательство, 1995. – 222 с.
  14. Шорские героические сказания. Кан Перген. Алтын Сырык //Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. – Т. 17. – Новосибирск: Наука, 1998. – 462 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.