Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 20 февраля 2012 г.)
Наука: Философия
Секция: Социальная философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОБЩЕНАУЧНЫЕ КАТЕГОРИИ «ОДНОРОДНОСТЬ» И «НЕОДНОРОДНОСТЬ» КАК ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
Гимаева Алсу Ильгизяровна
проректор по ВР Нижнекамского муниципального института,г. Нижнекамск
E-mail: alsu.gimaeva@yandex.ru
Определение понятий «однородность» и «неоднородность», как правило, имеет одну и ту же трудность – существование лишь с точки зрения различного спектра частных наук, на основе анализа частнонаучных модификаций, онтологической роли однородности и неоднородности в объектах живой и неживой природы, общества, а так же взаимосвязи понятий «однородность» и «неоднородность» с другими общенаучными, частнонаучными понятиями и философскими категориями.
В процессе доказательства общенаучного статуса однородности и неоднородности, Н.М. Солодухо сформулировал следующие определения понятий. «Однородность (гомогенность) обозначает сходство (или общность) в происхождении, составе и основных свойствах различных в том или ином отношении систем и их компонентов» [2, с. 25] Тогда как «неоднородность (гетерогенность) как общенаучное понятие служит для обозначения несходства (различий) в происхождении, составе и основных свойствах сходных в том или ином отношении систем и их компонентов» [2, с. 25] Исторический анализ, направленный на обнаружение специфики однородно-неоднородного аспекта бытия, уже проводился ранее в работах Н.М. Солодухо, однако в данном исследовании рассуждения будут углублены для более точного обоснования проблемы однородности и неоднородности как общенаучных понятий, определения их с точки зрения мировой структуры бытия.
В процессе становления категорий однородности и неоднородности как самостоятельных единиц наук, понятий, обосновывающих общенаучный подход, выделяют несколько тенденций в оценке роли и соотношения однородного и неоднородного аспектов бытия и его познания.
- Бытие оценивается как нерасчлененное и однородное целое, имеющее начало; раскрытие основ, познание его есть процесс воспроизведения однородности однородным.
- Бытие разнородно, либо в своих корнях, либо в отдельных частях, компонентах структуры, познание бытия человеком делают мир и человека неоднородными друг относительно друга.
- Эволюция мира в целом подчиняется закону перехода из однородного в неоднородное;
- Бытие постепенно, но постоянно переходит из неоднородного состояния в однородное;
- Мир в целом имеет одновременно сосуществующие два свойства, однородности и неоднородности. Подобное является следствием смешения двух систем бытия – однородной и неоднородной» [2, с. 18-19]
На протяжении всей истории философии в качестве специфического гомогенно-гетерогенного подхода («гомогенный» – «однородный», «гетерогенный» – «разнородный», «неоднородный»), философские учения не выделялись, хотя и существовали теории, описывающие качественную характеристику однородно-неоднородного аспекта предмета или явления, подменяя при этом понятийный аппарат другими категориями, проявляющими отдельные схожие свойства с рассматриваемыми понятиями. Рассмотрим историческую составляющую развития понятий «однородность» и «неоднородность» с целью определения тенденций в развертывании и определении их.
Начиная с древнеиндийской, китайской и греческой философии, гомогетерогенный аспект реальности и познания находил свое отражение главным образом в форме гомогенных и гетерогенных представлений, в которых не было точно определенных свойств таких сущностей как однородность и неоднородность. Подобные точки зрения существовали в период формирования первичной картины мира человека, определении философских структур, выделении философии как самостоятельного учения. [1, с. 42] С момента становления философии однородность и неоднородность проявляются в форме понятий, еще не выделившихся как самостоятельные, однако как некие структуры, которые имеют четкую нерушимую связь с категориями сходство, общность, единство, нерасчлененность, интеграция, различие, разнообразие, дифференциация. Одним словом, теми понятиями, которые рассматривались мыслителями как категории философии.
В самый ранний период китайской философии, до 6 века д.н.э. проявляется учение, имеющее ярко выраженный космогонический характер – естественные процессы, происходящие согласно ритмам природы, влекут за собой все остальные события мира, от движения звезд и планет на небесах до политических и культурных поступков, вершащихся в государственной и общественной сфере.Таким образом, от однородной, единой и неизменной природной структуры зависело абсолютно все.
Гераклит утверждал несотворенность мира ни богами, ни людьми, ни кем бы то ни было, предполагая, что закономерные процессы, происходящие в этой постоянной однородной структуре, будут вечно протекать именно так, не имея на себе чьего-либо влияния.
Парменид строил свое учение на тезисе, что мир неизменная непреходящая, постоянно пребывающая в состоянии покоя, сущность. Любые изменения, которые имеют место быть в природе и обществе, говорит мыслитель, есть лишь субъективные единичные моменты, имеющие видимый мнимый характер. Ими, проводя мыслительный анализ истинного смысла существования, можно и нужно пренебрегать.
Дж. Бруно и В.Г.Ф. Гегель в своих совершенно различных с точки зрения специфики и направленности учениях утверждали одну и ту же мысль о существовании однородной неизменной Вселенной, в основе которой находится божественная субстанция, пронизывающая собой все сущее на Земле. И хотя материальный мир подвержен изменениям, а значит, не постоянен, все же мировая структура строится на константной основе.
В отличие от вышеуказанных точек зрения, в периоды развертывания данных учений формулировались и другие, несхожие по характеру с описанными выше. Эмпедокл, утверждающий отсутствие возникновения и исчезновения материи как таковой, объяснял рождение и гибель всего существующего на земле постоянными процессами смешения и разделения единых структурных элементов, которые только и имеют неизменный характер — огонь, вода, воздух, земля. Мир характеризуется здесь как неоднородный, несмотря на наличие неизменных основ, потому что, во-первых, основные элементы находятся в вечном изменении собственной структуры, во-вторых, движущими силами данного процесса являются Любовь и Вражда, непостоянные, духовные структуры.
Аристотель разделял окружающий мир на части, четко указывая различие между сущностными структурами человека, душой и всеобъемлющим интеллектом (Нус), а также стремился классифицировать и выделить как можно больше философских категорий, которые могли бы объяснить природные и социальные процессы.
Г. Лейбниц утверждал бесконечное многообразие Вселенной, объясняя подобный процесс тем, что индивидуальное, личностное начало имеет большое значение для развития мира. Вселенная находится в постоянном развитии, писал мыслитель, где каждый элемент, феномен имеет взаимозависимый характер от другого. В частности, подобное касалось понятий «пространство» и «время».
Наиболее интересным соединение понятий «однородность» и «неоднородность» в применении к социальным структурам представляется учение Г. Спенсера, который определял структуру эволюционирования мировой составляющей как процесс постоянного развития и разрушения. Мир кажется мыслителю однородной целостной структурой, внутри которой происходит вечная смена одного процесса на другой. Развитием, в данном случае, является плавный переход от однородного несвязанного с чем-либо материала (силы, материи) к конкретной, структурированной неоднородности, имеющей определенные свойства и качества. Эволюционные законы, созданные Спенсером, позволяют утверждать возможность перехода однородности и неоднородности один в другой и, более того, на основе формулирования постоянной смены подобных процессов, утверждать однородную картину мира, вечно сменяющий ритм развития и разрушения, несущий гармоничное постоянное состояние.
Точка зрения философа интересна тем, что четко показывает как в процессе различного рода воздействий неоднородные структуры, наряду с однородными, могут обретать единство форм. Живые это организмы или просто камни, которых выбросило прибоем на берег, любые природные объекты претерпевают два ряда изменений, утверждает эволюционист. В таком случае, «возникает, с одной стороны, их универсальное сходство, происходящее из одинаковости их отношения к веществам и силам внешней среды, а с другой стороны, возникает в некоторых случаях их различие, зависящее от различного воздействия этих веществ и сил; в других же случаях возникают изменения, которые, сохраняя или разрушая жизнь, складываются в известный естественный подбор».
Несколько иная точка зрения раскрывается в учении В. Вундта. В понятии, которое именуется у мыслителя как «гетерогения целей» четко прослеживается наличие некой гетерогенности, то есть неоднородности. Цель, будь то отдельного человека или социальной группы в целом, всегда, утверждает Вундт, помимо конкретных известных мотивов и потребностей состоит из побочных действий, имеющих так называемый «тайный» характер. Рассматривая процесс возникновения подобных элементов цели, ученый, также как и Спенсер, определяет наличие неких коллективных структур, влияющих на конкретного человека или на отдельную группу. Таким образом, благодаря некоторым стихийно складывающимся элемента, процесс однородный (постановка и достижение целей) становится неоднородным (с элементами, ранее не существовавшими в данной мотивационной картине).
Результатом полученных наблюдений является вывод, что нет однозначного решения вопроса об однородности или неоднородности мировой структуры. В этом смысле, можно провести параллель с решением основного вопроса философии. Подобно последнему различения между системой однородных и неоднородных представлений о мире имеет извечный характер. Таким образом, понятия «однородность» и «неоднородность» действительно являются общенаучными, затрагивающими вечные вопросы философии категориями.
Список литературы:
- Серебряков Ф.Ф. Зарождение философии. Ее культурно-исторические предпосылки. Казань, 1991. 63 с.
- Солодухо Н.М. Гомогенно-гетерогенный подход в структуре гомогетерогеники. Казань: Изд-во Казанского техн.ун-та, 2006. 100 с.
дипломов
Оставить комментарий