Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 20 февраля 2012 г.)

Наука: Социология

Секция: Социология международных отношений

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Салатова А.А. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: ТЕОРЕТИЧЕКИЕ АСПЕКТЫ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: ТЕОРЕТИЧЕКИЕ АСПЕКТЫ

Салатова Александра Александровна

аспирант кафедры социологии КФУ, г. Казань

E-mail

">а

 

Как Л.Н. Толстой еще в XIXвеке предрекал: «Общественный прогресс истинный — в большем и большем единении людей», так мы и пришли к этому «единению» почти 150 лет спустя. Глобализация на современном этапе – объективный процесс, протекающий в режиме реального времени. Это своего рода уникальные, амбивалентные и необратимые, по Ульриху Беку, изменения в масштабах всей планеты, так или иначе затрагивающие каждого ее обитателя. Именно по этому, многие науки стремятся познать и интерпретировать различные аспекты процесса глобализации. Социология в попытке познания сути глобализации не является исключением. В статье приводится теоретический анализ причин и аспектов, по которым глобализация является объектом изучения социологической науки.

По общему определению социология является наукой об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, группах и процессах, рассматриваемых в их связях с общественным целым [1]. При этом, предпосылкой социологического познания является взгляд на общество как на взаимосвязанное целое, а не как «нечто механически сцепленное и допускающее, поэтому всякие произвольные комбинации отдельных общественных элементов» по В.И. Ленину [5, с. 165] Обусловлено это тем, что даже беглый взгляд на общественную структуру позволяет понять, что в ней не существует неизменных субъектов и объектов. Изменения в социальной сфере происходят постоянно: в пространстве, во времени. Эти изменения, как своеобразный эффект бабочки, касаются  абсолютно всех аспектов общественной жизни. Исходя из общего понимания социологии, ее динамической основой являются протекающие в обществе социальные процессы, а именно развертывание во времени, того или иного социального явления. Для социологии ценность представляют относительно однородные серии явлений, связанные взаимными структурно-функциональными, причинными зависимостями. То есть серии явлений происходящих в организации и структуре групп, во взаимодействиях людей друг с другом: изменяющиеся отношения между людьми либо отношения между составными элементами общности. В данном случае серия социальных явлений принимается за процесс, если она сохраняет идентичность во времени, которая позволяет выделить эту серию из других, если предшествующие явления обусловливают, по крайней мере частично, следующие за ними явления и если они вызывают определенное однородное положение вещей. Данные социальные процессы неоднородны по своей сути. Различные их классификации в разное время выдвигали такие ученые как Р. Мертон, П. Штомпка, Э. Берджес и Р. Парк, Л. Фон Визе.

Рассмотрим классификацию социальных процессов Леопольда фон Визе. Согласно его точки зрения, социология - эмпирико-аналитическая дисциплина, предметом которой является «социальное» как совокупность процессов межчеловеческих взаимодействий и складывающихся на их основе социальных структур (групп, отношений и институтов различной степени устойчивости и общности). Подразумевая под сущностью общества многообразие отношений между людьми, фон Визе делает вывод, что все процессы сводятся к двум большим категориям: процессы взаимного сближения людей (объединяющие людей или ассоциативные) и процессы отдаления (разделяющие людей). В основу своей классификации Леопольд фон Визе заложил классический дихотомический подход, т. е. в упрощенном виде, в обществе одновременно существуют процессы сближения и процессы разделения людей при этом их движущей силой является взаимодействие субъектов. При этом, согласно теории мировой системы американского социолога Иммануила Мориса Валлерстайна с шестнадцатого века по настоящее время идет процесс формирования глобальной системы политических, но в первую очередь экономических связей, основанных на экспансии капиталистической мировой экономики [10, с. 497]. Иными словами можно говорить, опираясь на теоретические выводы фон Визе и принимая во внимание теорию Валлерстайна, о процессе глобального «сближения» людей. «Сближения» в смысле формирования тесных глобальных взаимосвязей, в первую очередь политических и экономических, а затем и социальных. Сближения, но не объединения. Сближение в социальной сфере проявляется усилением отношений взаимозависимости социальных связей, в том смысле происходящее в различных точках мира все больше имеет отношение, а зачастую и влияние на нашу социальную действительность.

Почему на современном этапе развития общества мы можем говорить о формировании глобальных социальных взаимосвязей? «До наших дней — человеческого общества как целого не существовало» - замечает наш современник британский социолог и антрополог Питер Маурис Уорсли [11, с. 165] Он имеет в виду то, что только в последнее время стало реальным говорить о формировании социальных связей, которые охватывают всю планету. Эту мысль подтверждает и Энтони Гидденс: «Мир стал воистину единой социальной системой … Глобальная система — это уже не просто среда, в условиях которой различные общества растут и изменяются. Социальные, политические и экономические связи пересекают границы государств и властно вторгаются в судьбы живущих в них людей. Усилившуюся взаимозависимость мирового сообщества можно обозначить универсальным термином глобализация». [3, с. 368]

Исторически, термин «глобализация» вошел в международный политический и научный лексикон в 60-е годы XXвека. Однако, как считает один из разработчиков теории глобализации, профессор университета Абердине (Шотландия) Роланд Робертсон, в академических исследованиях этот термин приобрел значимость лишь в середине 80-х годов прошлого столетья. Так, в каталоге одной из крупнейших библиотек мира, национальной библиотеке США – библиотеке Конгресса в 1994 году указывались лишь 34 названия изданий, содержащих термин «глобализация» или различные производные от него, где самая ранняя была издана в 1987 году.

В настоящее время тема глобализации превратилась в одну из самых распространенных во всех социальных науках, а не только в теории международных отношений, как это было принято раньше. Каждая из этих наук, в том числе и социология, как уже было показано, концентрирует свое внимание на тех особенностях глобализации, которые непосредственно касаются объекта ее исследования. При этом за основу определений «глобализации» взяты два подхода: 1. простое перечисление составляющих данного явления; 2. выделение наиболее важных, ключевых моментов. Что касается перечисления, то оно осуществляется в порядке значимости тех проявлений, которые наиболее полно выражают сущность глобализации.

Рассмотрим несколько определений понятия «глобализация». Глобализация, по определению Р. Робертсона – это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Есть мнение, что глобализация основана на концепции, по которой эволюция финансовых рынков, учреждений, организации приводит к состоянию, когда географические границы государств не в силах ограничивать проведение сделок либо другие действия. Как правило, термин «глобализация» относится к растущему международному характеру деятельности банков и других институтов. Развернутое определение приводиться в словаре политических терминов: «Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических, технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов» [8]. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов [4, с. 12].

Интересна точка зрения на природу глобализации Эдуарда Пестеля, озвученная им в докладе «За пределами роста» на заседании «Римского клуба» - международной общественной организации объединяющей представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты в 1987 году: «Человек способен к организации своей личной и общественной жизни во всех ее разнообразных аспектах: политическом, экономическом, социальном, юридическом, религиозном, культурном и пр. Благодаря этому человек может создавать, развивать и упрочивать организации, институты, системы, эволюция которых сегодня выражается в их постоянно возрастающих размерах и сложности» [7]. Иными словами сам по себе процесс глобализации является объективным, исторически обусловленным всем развитием человеческой цивилизации. Как считает профессорВ.И. Добреньков, глобализация - это объективный естественный процесс интеграции человечества в единое целое. Глобализация проявляется в том, что социальные процессы в одной части мира во все большей степени определяют происходящее в др. частях мира» [5, с. 301]. Иными словами, это многофакторное взаимодействие разнообразных явлений международной жизни (экономических, политических, нравственно-правовых, социальных, этнических, религиозных, и т. д.).

Вернемся к приведенному в начале определению социологии, в случае если рассматривать общество как целостную систему, можно заявлять о том, что под воздействием глобализационных процессов системность, как характеристика, сохраняется, но сами системы, как уже упоминал Валлерстайн, изменяются. При этом, по мере развития общества развивается социальная дифференциация и диверсификация: социальные связи становятся сложнее и многообразнее. Согласно точке зрения профессора А.П. Кулапина: «Всё большее количество качественно различных элементов становится необходимым соединить в известную систему, чтобы увеличить адаптивные способности социума, т. е. происходит усложнение социальных систем». Более сложные системы в свою очередь имеют тенденцию объединяться в макро – системы, которая и фиксируется в понятии «глобализация».

Основываясь на том, что социология изучает социальные процессы, на современном этапе развития человеческого общества, как было показано выше, можно смело говорить о процессе формирования единой глобальной социальной системы - процессы глобализации с данной точки зрения являются объектом изучения социологии.

 

Список литературы:

  1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001 [электронный ресурс] – Режим доступа. -URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Социология/
  2. Гидденс Э. Социология. Учебник. – М.: Едиториал УРСС. 2005. – 531 с.
  3. Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет. // История и современность. № 1-2005. С. 6-31.
  4. Добреньков В.И. Глобализация и Россия: Социологический анализ. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 447 с.
  5. Ленин В. И. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1—55, М., 1958—1965 т. 1.
  6. Пестель Э. «За пределами роста». Доклад Римскому клубу 1987 года. [электронный ресурс] – Режим доступа. -  URL: alt-future.narod.ru/Future/rome3.htm
  7. Словарь политических  терминов. [электронный ресурс] – Режим доступа. -  URL: http://www.polit-slovar.ru/dictionary/391/
  8. Шумилов М.М. Концептуальные основы глобализации. //Теоретический журнал «Credonew», 2005, № 1. [электронный ресурс] – Режим доступа. -  URL: http://gzvon.pyramid.volia.ua/biblioteka/kafedra_filosofii/libph/sb/credo/credonew/01_05/index.htmn
  9. Wallerstein Immanuel.The Capitalist World System. Cambridge, 1979.
  10. Worsley P.The three worlds: culture and world development. London, 1984.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.