Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 19 сентября 2011 г.)

Наука: История

Секция: Этнология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гасанов Э.Л. О РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ В ДРЕВНЕЙ ГЯНДЖЕ (I тысячелетие до н.э.-I век н.э.) // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

О РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ В ДРЕВНЕЙ ГЯНДЖЕ (I тысячелетие до н.э.-I век н.э.)

Гасанов Эльнур Лятиф оглы

соискатель, научный сотрудник Гянджинского РНЦ НАН Азербайджана, г. Гянджа

Кулиева Нарги Мелик кызы

научный руководитель,

д. и. н., профессор БГУ, г. Баку

Период раннего и развитого железного веков. Гянджа — родина великого Азербайджанского поэта, мыслителя Низами Гянджеви является вторым крупным культурно-экономическим центром страны. На ее территории гончарное ремесло развивалось еще с эпохи неолита, энеолита (восьмые-шестые тысячелетия до нашей эры).

В эпоху железного века основными характерными изделиями гончарного ремесла древней Гянджи являлись белоинкрустированные керамические образцы. Блюда со скульптурными головами, триподы, соединенные керамические сосуды тоже были найдены в разных историко-археологических памятниках древней Гянджи и всего Гянджабасарского региона. Эти керамические изделия являются характерными образцами гончарного ремесла данного периода [3 ,с 63].

Основными характерными декоративно-орнаментальными особенностями гончарных образцов данного исторического периода являются зооморфные, антропоморфные и геометрические элементы.

Геометрические элементы состоят, главным образом, из заштрихованных треугольников, расположенных рядами и вписанных в другие, более сложные фигуры, а также ромбов и меандра. В этот орнамент входят углы, косые штрихи, прямые полосы, кресты, свастика и.т.п.

Антропоморфные орнаменты (изображения людей) керамических белоинкрустированных изделий древней Гянджи эпохи раннего и развитого железа по манере исполнения разнообразны.

Изображения животных и птиц (зооморфные элементы) достаточно схематичные, но по манере исполнения они не одинаковы. Среди этих зооморфных орнаментов выделяются изображения животных, сделанные при помощи округлых линий и, как правило, заполненные точками [1 ,с. 30;2, с.94].

Отдельные, довольно сложные элементы получили очень широкое распространение, выйдя далеко за рамки этнических массивов. Ряд орнаментальных мотивов керамики древней Гянджи связывается с орнаментом крашеной керамики всего обширного переднеазиатского региона. Таковы, например, отдельные элементы геометрических, а также антропоморфных орнаментов белоинкрустированных керамических изделий.

Античный период.

В данной эпохе развитие художественной керамики являлось результатом традиционного продолжения мастерства гончарного искусства, преемственного от предыдущих поколений.

Одним из основных конструктивно — пластических форм художественной керамики древней Гянджи Эллинистического периода (IV — I вв. до н.э.) является фигурная керамика. В эту группу входят те зооморфные сосуды, которым древние мастера придали форму различных животных и птиц, а также керамические сосуды, имеющие над ручками, венчиками и сливами фигуры животных, которые составляют завершающую часть пластических композиций. Кроме того, зооморфные керамические сосуды, к которым присоединены пластические полуфигурки и головки животных также являются характерными образцами гончарного ремесла древней Гянджи и Гянджабасара данной исторической эпохи.

Характерные декоративно-орнаментальные особенности художественной керамики античной Гянджи этого периода составляют:

1.         Врезная орнаментация.

2.         Виды художественного убранства керамических сосудов.

3.         Рельефно-декоративное убранство.

Данные декоративно-орнаментальные особенности характерны и для ряда других видов конструктивно-пластических форм художественной керамики Гянджи и всего Гянджабасара. Примером могут служить разные виды сообщающихся сосудов, а также керамических фляг. Художественные вазы тоже являются характерными изделиями этого исторического периода и были найдены при раскопках разных исторических памятников на территории долины реки Гянджачай [4, с. 73].

Декоративно-орнаментальные особенности художественной керамики Гянджи Эллинистического периода отличаются оригинальностью. Гравировка керамических сосудов характеризуется применением белой массы и таких орнаментальных мотивов, как кружки, треугольники и др. Подобные украшения в основном обнаружены в сероглиняной керамике IV—III вв. до н.э.

Сосуды серого цвета получаются в тех случаях, когда в печи, после окончания задымления, еще сохраняется сравнительно высокая температура. В это время сажа, которая красит продукцию в черный цвет, частично выгорает, отчего цвет продукции светлеет. То же самое происходит, когда печь не закрыта герметически, и дым выходит из нее.

Среди художественных керамических изделий античной Гянджи IV—I вв.до н.э. были обнаружены сосуды красного и черного цветов. Известно, что цвет обожженной глины, в основном, зависит от примеси разного количества железных солей и их соединений. В результате обжига все железные соли и их соединения превращаются в окись железа, являющуюся красителем глины.

Среди характерных декоративно-орнаментальных особенностей художественной керамики античной Гянджи выделяются рельефно-декоративные украшения. По манере исполнения и другим характерным чертам рельефно-декоративные украшения керамических изделий рассматриваемого исторического периода могут быть классифицированы следующим образом, с выделением двух групп, носящих в одинаковой степени традиционный характер:

1)        Керамические сосуды с рельефно-пластическими украшениями.

2)        Сосуды с рельефно-орнаментальными мотивами, имевшие когда-то культовое значение.

Историко-культурный ареал гончарных традиций Гянджи характеризуется наличием особых керамических изделий и декоративных форм. По этой же причине и возник ряд новых названий керамических сосудов с упоминанием их принадлежности к местам раскопок.

Керамика, созданная на этой древней территории, отличается художественным своеобразием. Нужно отметить оригинальные способы, приемы и мотивы декорировки сосудов, а также наличие многих типовых моментов.

Техника оригинальной орнаментации данной керамики, обогащенной цветовым эффектом инкрустации белой массой, вырабатывалась на основе опытов предыдущих поколений. Художественная традиция керамики Гянджи и всего Гянджабасара продолжалась и в периоде последующей культуры, культуры кувшинного погребения. Но в связи с появлением красноглиняной керамики в большом объеме уже не применятся декорировка инкрустацией белой массой, а традиция врезного рисунка продолжается и совершенствуется.

Весьма интересно продолжение традиции керамических марок в IV—II веках до нашей эры. Необходимо отметить, что традиция описываемых нами гончарных марок сероглиняной керамики предыдущей культуры в наиболее широком масштабе продолжалась и в периоде культуры кувшинного погребения, а также в I—VII веках нашей эры [5, с. 31;6, с.11].

Лаконизм является ведущим творческим принципом древних гончаров данного исторического периода Азербайджана (Кавказской Албании).

Вся декоративная основа этой художественной керамики создана именно на базе лаконичного выражения мысли древних керамистов. Поэтому-то художественное оформление рассматриваемых керамических изделий представляет собой не только внешнее убранство сосудов, оно органически вытекает из самой структуры изделий.

Этот творческий принцип наших предков, мастеров гончарного дела раскрывает перед современными художниками-керамистами новые творческие горизонты в деле эффективного использования богатейшего керамического наследия Гянджи и всего Азербайджана.

Дальнейшее историко-этнографическое исследование керамики Гянджи откроет новые перспективы в изучении отечественной этнологии.

 

Список литературы:

  1. Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий: учеб. пособие — М. : Высшая школа, 1979. — 216 с.
  2. Гасанов Э.Л. Гробница имамзаде Гянджи: монография — Баку: Адильоглы, — 2011. — 172 с.
  3. Гасанов Э.Л. О развитии гончарного ремесла Гянджи в раннем железном веке// Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2011. — №2.
  4. Гасанов Э.Л. Историко-этнографическая характеристика художественной керамики древней Гянджи // Международный научный журнал Интеллект. — 2010. — №3.
  5. Кулиева Н.М., Гасанов Э.Л. Об историко — этнографическом исследовании художественной керамики Гянджи эллинистического периода// Молодой учёный. — 2011. — №4.
  6. The dawn of Art: monograph / Ed. by M. I. Artamonov — Len.: Aurora Art Publishers, 1974. — 196 p.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.