Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 19 сентября 2011 г.)
Наука: Философия
Секция: Философские проблемы образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ НРАВСТВЕННОСТИ ИММАНУИЛА КАНТА НА ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
В системе человеческих ценностей нравственность занимает особое место. Моральное сознание определяет поведение людей, их взаимоотношения — межличностные, групповые, социальные. Нравственный критерий можно применить в качестве оценочного основания ко всем областям человеческой деятельности. Нравственность — это своего рода норма, идеал жизненного общежития людей.
Появление морали (нравственность) сложно переоценить. Любая форма человеческой деятельности нуждается в нравственных критериях оценки, отсутствие таких критериев или несоответствие им может свести к минимуму самые большие успехи практической и научной деятельности.
Анализируя теоретические и практические работы философов и педагогов, занимавшихся проблемой нравственности, пристального внимания заслуживает деятельность одного из величайших умов человечества, основоположника немецкой классической философии Иммануила Канта (1724—1804). Думается, что в настоящее время многие идеи мыслителя относительно нравственного воспитания не утратили своей ценности, сохраняя актуальность и статус истины.
Нравственные представления личности, формировавшиеся на протяжении веков, находят своё отражение в таких категориях, как добро и зло, совесть, долг, справедливость, любовь, счастье, смысл существования, а также в моральных принципах и нормах, которые координируют отношения между людьми. Идеи нравственного становления личности неотделимы от существования самого человека. Подтверждением тому является высказывание Канта: «Среди наших понятий … понятие нравственности важнейшее».
Каким образом идеи нравственности философа влияют на процесс воспитания современного подрастающего поколения? Во-первых, в центре внимания И.Канта находится человек и философствование он начинает с вопроса: что я могу знать? По сути, Кант начинает не с вопроса о бытии (антология), а с анализа познавательной деятельности человека. Такой подход называется в философии гносеологическим (греч. «гносис» — знание).
Интересен тот факт, что Кант ввёл в план нравственного сознания требование всеобщего равенства, выдвинул идеи самоценности каждой личности, автономности человеческой воли, признавал абсолютные нормы, присущие субъекту нравственного самосознания. В труде «Элементарное этическое учение» (1779) изложил основы своих педагогических взглядов.
Разрабатывая проблемы самосознания и социальной педагогики, Кант исходил из тезиса о воспитуимости человека. Для него обучение и воспитание — средства, которые выводят человека из состояния животного, делают его разумным и моральным существом, приобщают к культуре, социальной дисциплине и свободе, позволяют бесконечно совершенствовать природу человека.
Особое место в философии Канта уделяется морально-волевой закалке, воспитанию общечеловеческих и нравственных качеств, готовности к труду, развитию самообладания, самостоятельности, ответственности. Он выступает за широкую опытную работу в образовании и воспитании и его идеи становятся одним из источников реформирования педагогической теории и систем образования в странах Европы первой половины XIX века.
Человек — единственное живое существо, которое подлежит воспитанию. Под воспитанием понимается уход (попечение, содержание), дисциплина (выдержка) и обучение вместе с образованием. Благодаря воспитанию человеческая природа развивается лучше и ей можно придавать такую форму, которая бы соответствовала идеалу человечности. Кант отмечал, что «в человечестве заключено много задатков, и наша задача — пропорционально развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самых зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения». Человек должен не только быть пригодным для различных целей, но и вырабатывать такой образ мыслей, чтобы избирать исключительно добрые цели (такие цели, которые одобряются всеми и могут быть, в одно и то же время, целями каждого). Всеобщий закон нравственности возможен и необходим по Канту.
Педагогика, или искусство воспитания, делится на физическую и практическую. Физическое воспитание сообразно животным — питание. Воспитание практическое (моральное) должно образовывать человека, чтобы он мог жить как свободно действующее существо. Воспитывать — значит воспитывать личность, которая свободно действует, может оберегать себя самого и стать членом общества, найти своё место в социуме, а также имеющую свою внутреннюю ценность в своих собственных глазах.
По мнению Канта воспитание состоит из:
1) школьно-механического образования (приобретение умения, почему оно и имеет дидактический характер (наставник);
2) прагматического (достижение разумности — воспитатель);
3) морального (нравственность)
Очень важно, чтобы дети научились работать. Должно быть время на отдых, но и должно быть время для работы. Волю детей следует не ломать, а только направлять. Моральная культура должна основываться на принципах. Необходимо, чтобы ребёнок привыкал действовать по принципам, а не по каким-либо влечениям. Главная задача при моральном воспитании — выработать характер. Характер — это способность действовать по принципам. Сначала это будут принципы школы, затем принципы общества как такового.
Все расчёты: как воспитывать детей? К чему готовить их? На что направить труд взрослых? Чем занять их досуг? Всё это должно выводиться только из требований нравственности. Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать. По мнению Канта, механизм в искусстве воспитания должен превратиться в науку, в противном случае оно никогда не станет осознанным стремлением и одно поколение сможет ниспровергнуть то, что успело воздвигнуть другое. Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не столько для настоящего, сколько для будущего.
Нравственность относится к характеру. Характер состоит в твёрдой решимости хотеть что-либо делать, а затем и в действительном исполнении предположительного.
В современной педагогике образованным считается не лицо с высшим образованием, изучившее основы наук, а нравственная личность, привыкшая к постоянной работе над собой, способная к самостоятельному компетентному и ответственному действию. При поиске ответов на многие вопросы воспитания, образования, развития человека, педагогическая наука оказывается в тесном диалоге с философией, которая требует специфической переработки, чтобы стать творчески-продуктивной основой педагогической теории. Философия помогает нам в деле целостного понимания изменений, происходящих в социокультурной среде, с целью обретения человеком устойчивости в постоянно меняющемся мире.
По мнению Канта, «каждый человек, независимо от его положения в обществе, должен поступать так, чтобы этот поступок могли совершить и все другие, … чтобы воля индивида могла стать всеобщим законодательством». Таким образом, многие идеи И.Канта остаются актуальными и в настоящее время. Говоря о личностно-ориентированном, компетентностном подходе в воспитании и образовании, мы не можем забывать именно о личности.
Отдельного внимания педагогов заслуживает идея о продуктивной способности воображения. Если ребёнок в детстве желает что-либо сделать самостоятельно (помыть посуду, убрать по дому и т.п.), нельзя отказывать ему в этом.
Cложно провести грань, разделяющую время на две неравные части: до и после возникновения нравственности. Ещё труднее определить сам момент озарения человечества светом нравственных представлений. Становление — это всегда процесс. Становление моральных представлений, норм, принципов, традиций, ставших первоначально единственным регулятором человеческих отношений, — длительный, сложный и противоречивый процесс.
Список литературы:
- Голубинцев В.О. Философия науки / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 541 с.
- Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней. М.: Вече, 2009. — 495 с.
- Дубровский Д.И.Проблема добродетельного обмана, Кант и современность. http://www.vphil.ru
- Значение идей нравственного воспитания И. Канта. murmanspas.ru.>index.php
- История философии: учебник для высших учебных заведений/под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева.-Изд. 6-е. — Ростов-н/Д: Феникс, 2008. –731 с.
- Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: 1999. — 824 с.
- Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 519 с.
- Малышевский А.Ф. Мир человека: Учеб.для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1997. — 399 с.
- Соломатин В.А. История науки. Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2003. — 352 с.
- Хрестоматия по истории социальной педагогики и воспитания. Т.1. Зарубежная история/Сост.А.А. Фролов, Ю.Х. Трушина. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2007. — 304 с.
- Этика Канта. ref.by>refs 90/39933/1.html
дипломов
Оставить комментарий