Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 25 апреля 2011 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
МИФ КАК ЕДИСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
«Миф есть… наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность… Это - совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности и произвола» [4, с. 396].
Несмотря на то, что мифологическое мышление является древнейшим способом осмысления окружающего мира, мифология, в целом, и мифологическое мышление, в частности, до сих пор является важнейшим аспектом современной культуры.
В те времена, когда люди были подчинены силам природы, для них единственным объяснением окружающей реальности был миф. Миф был жизнью для них. Все знания были из мифа.
Миф задавал отношение к явлениям природы, отношения между людьми, правила поведения, которым нужно следовать беспрекословно. Он не являлся интеллектуальным знанием или индивидуальным творчеством, а был практическим руководством к действию для человека. Задачи мифа: дать человеку знание о мире, сформировать образ мышления и восприятия, выявить смысл жизни. Мифом можно назвать особый способ познания окружающего мира, опирающийся на установление связей между различными явлениями и человеком. Человек ощущает себя единым целым с окружающим его миром, считая при этом свою жизнь и жизнь общества продолжением жизни Космоса.
Для мифа характерно возникновение символов, то есть знаков иной, таинственной реальности. Знаку, символизирующему какой-то природный процесс и имеющему некоторый предметный вид, придавалось значение одного из элементов этого природного процесса, с помощью которого можно участвовать или влиять на этот природный процесс. Так, любая вещь и ее название имели символическое тайное значение, связанное с силой какого-то природного процесса.
Своеобразная черта мифа в том, что он не раскрывает объективные закономерности мира, а устанавливает идеальное, но представляемое как реальное, равновесие между родом, общиной, группой людей и природой. Различие между реальным и сверхъестественным здесь имеет тонкую грань, невидимую для человека мифа. Поэтому миф как бы достраивает реальные родовые отношения в общине идеальными мифологическими образами, заполняя ими разрыв между человеком и природой. Так устанавливается и поддерживается гармония, некое равновесное отношение между природой и человеком.
В мифологическом понимании мира случайное, хаотическое, единичное, неповторимое не противостоит необходимому, закономерному, повторяющемуся. В мифе выделение черт предмета определяется не его объективными характеристиками, а субъективной позицией хранителя мифа (шамана, колдуна и др.), в русле его индивидуальных ассоциаций. Способ обобщения строится на основе подражания увиденному. Главным средством обобщения выступают умозаключения по аналогии, не разделяющие закономерные и случайные черты предмета.
Мифологическое мышление, будучи предтечей мышления научного, заключало в себе всю сумму человеческих знаний о мире – как духовно-религиозного, так и сугубо бытового характера. Именно поэтому языческие жрецы в древности одновременно выполняли и функции учёных, а различные учебные заведения зачастую действовали при религиозно-культовых центрах. Собственно, мифологическое мышление и не предполагает разделения мира на «духовную» и «материальную» составляющие. Весь мир сакрализован и, в какой-то мере, является «продолжением» Первобога.
Мифологическое мышление, будучи результатом осмысления природы, внеморально. Иными словами, с точки зрения мифологического мышления человек не должен поступать «хорошо» либо «плохо». Он должен поступать так, как нужно в данный конкретный момент. Он должен знать законы этого мира, знать причинно-следственные связи бытующих в нём явлений и, исходя из этого, совершать те или иные действия в той или иной ситуации.
«Миф - выдающееся достижение человеческой культуры, ценнейший материал жизни, тип человеческого переживания и даже способ уникального существования. Это не только социальный, культурный, но прежде всего антропологический феномен» [3, с. 402]. Сутью мифа, как антропологического феномена, является то, что он выступает первичной формой осознания мира как в онтогенезе, так и в филогенезе человека, существует в культуре как особый способ освоения мира и непосредственно влияет на социализацию человека на разных этапах его развития. Важнейшую роль миф играет в первичной социализации человека, удовлетворяя с помощью эмоционально-ценностных представлений, сущностные потребности в освоении мира, протекающего в дорефлективной форме [6, с. 11-23].
У мифа есть две характерные особенности: особое мифологическое время и мифологическое пространство. Мифологическое время — это некое далекое прошлое, время Творения Мира богами, «Время великих сновидений», которое качественно отличается от настоящего, от современности. Вместе с тем, время Творения — это некая модель, образец современных событий. В мифе все современные события происходят по аналогии с событиями далекого мифологического времени. И только из этой аналогии могут быть объяснены. Мифологическое время тесно взаимосвязано с мифологическим пространством.
Мифологическое пространство — это пространство родовой жизни, часть мира, в которой появился и функционирует данный род со своим определенным тотемом, т.е. родоначальником, в качестве которого выступает некая вещь — животное, растение или даже неорганический предмет. Время жизни рода и его тотем определяют мифологическое пространство рода. В этом пространстве можно легко перейти из прошлого в настоящее, и, наоборот, из настоящего в прошлое. Силы, породившие род, не исчезли, они продолжают существовать, и человек верит, что может легко перейти из пространства окружающих его физических вещей в пространство тех тотемных сил, которые сотворили в прошлом самого человека, его род, общину (в частности, от смерти к жизни и от жизни к смерти).
В наше время миф приобретает отрицательную окраску. Под мифом, как правило, подразумевают искажение реальности, неправду. Хотя миф может иметь и положительное, и отрицательное значение, но все равно будет являться вымыслом. Несмотря на современное восприятие мифа, он все же не теряет своего исходного значения - объяснения окружающей действительности. Только теперь миф объясняет другую реальность, другой, более сложный мир. Миф по-прежнему помогает человеку не потеряться в сложной мировой системе. Но сейчас мы пытаемся отстраниться от мифа, приуменьшаем его значение или говорим о его негативном влиянии. Мы старательно отказываемся от мифов, но все равно продолжаем ими жить. И возникает парадокс: мифы есть, но мы их не воспринимаем, не верим в то, что продолжаем воспринимать мир сквозь мифологическую призму.
Р. Барт считает, что миф вообще, а в частности миф современности, являет собой информационное сообщение. «Поскольку миф - это слово, то им может стать все, что достойно рассказа. Для определения мифа важен не сам предмет сообщения, а то, как о нем сообщается; можно установить формальные границы мифа, субстанциональных же границ он не имеет» [1, с. 72-130]. Получается, что мы говорим мифом, говорим через миф. А может возникнуть принципиально иная ситуация, когда сам миф будет говорить и жить своей собственной жизнью. Это является характерным моментом для сегодняшней действительности.
«Даже если некоторые мифы и совокупные символы все еще «принимаются» в современном мире, они далеки оттого, чтобы выполнять центральную роль, которую они играют в традиционных обществах; в сравнении с последними наш современный мир кажется лишенным мифов. Существует даже мнение, что все болезни и кризисы современного общества вызваны отсутствием соответствующей мифологии» [7, с. 213].
Некоторые черты мифологического мышления (в особенности конкретно-чувственное и персональное выражение абстракций, символизм, идеализация «раннего» времени как «золотого века» и настойчивое предположение смысла и целесообразной направленности всего происходящего) сохраняются в массовом сознании, в политических идеологических системах, в художественной поэтической фантазии [5, с. 421].
Список литературы:
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994. - С. 72-130
- Ващенко А. Лекции. http://www.wacademy.ru/lectures/Mif
- Гуревич П.С. Философская антропология М., Вестник, 1997. С. 402
- Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. С. 396
- Мелетинский Е.М. Миф и двадцатый век // Избранные статьи. Воспоминания. М., 1998.- С. 421
- Мишучков А.А. Специфика и функции мифологического сознания // «Credo». Оренбург, № 6 (24), 2000. – С. 11-23
- Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996. – С. 213
дипломов
Оставить комментарий