Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 25 апреля 2011 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Молчанов А.В., Артамонова А.О. МИФ КАК ЕДИСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МИФ КАК ЕДИСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Молчанов Алексей Викторович

студентка, факультет философии, СГУ, г. Саратов

Артамонова Анастасия Олеговна

студентка, факультет философии, СГУ, г. Саратов

«Миф есть… наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность… Это - совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности и произвола» [4, с. 396].

Несмотря на то, что мифологическое мышление является древнейшим способом осмысления окружающего мира, мифология, в целом, и мифологическое мышление, в частности, до сих пор является важнейшим аспектом современной культуры.

В те времена, когда люди были подчинены силам природы, для них единственным объяснением окружающей реальности был миф. Миф был жизнью для них. Все знания были из мифа.

Миф задавал отношение к явлениям природы, отношения между людьми, правила поведения, которым нужно следовать беспрекословно. Он не являлся интеллектуальным знанием или индивидуальным творчеством, а был практическим руководством к действию для человека. Задачи мифа: дать человеку знание о мире, сформировать образ мышления и восприятия, выявить смысл жизни. Мифом можно назвать особый способ познания окружающего мира, опирающийся на установление связей между различными явлениями и человеком. Человек ощущает себя единым целым с окружающим его миром, считая при этом свою жизнь и жизнь общества продолжением жизни Космоса.

Для мифа характерно возникновение символов, то есть знаков иной, таинственной реальности. Знаку, символизирующему какой-то природный процесс и имеющему некоторый предметный вид, придавалось значение одного из элементов этого природного процесса, с помощью которого можно участвовать или влиять на этот природный процесс. Так, любая вещь и ее название имели символическое тайное значение, связанное с силой какого-то природного процесса.

Своеобразная черта мифа в том, что он не раскрывает объективные закономерности мира, а устанавливает идеальное, но представляемое как реальное, равновесие между родом, общиной, группой людей и природой. Различие между реальным и сверхъестественным здесь имеет тонкую грань, невидимую для человека мифа. Поэтому миф как бы достраивает реальные родовые отношения в общине идеальными мифологическими образами, заполняя ими разрыв между человеком и природой. Так устанавливается и поддерживается гармония, некое равновесное отношение между природой и человеком.

В мифологическом понимании мира случайное, хаотическое, единичное, неповторимое не противостоит необходимому, закономерному, повторяющемуся. В мифе выделение черт предмета определяется не его объективными характеристиками, а субъективной позицией хранителя мифа (шамана, колдуна и др.), в русле его индивидуальных ассоциаций. Способ обобщения строится на основе подражания увиденному. Главным средством обобщения выступают умозаключения по аналогии, не разделяющие закономерные и случайные черты предмета.

Мифологическое мышление, будучи предтечей мышления научного, заключало в себе всю сумму человеческих знаний о мире – как духовно-религиозного, так и сугубо бытового характера. Именно поэтому языческие жрецы в древности одновременно выполняли и функции учёных, а различные учебные заведения зачастую действовали при религиозно-культовых центрах. Собственно, мифологическое мышление и не предполагает разделения мира на «духовную» и «материальную» составляющие. Весь мир сакрализован и, в какой-то мере, является «продолжением» Первобога.

Мифологическое мышление, будучи результатом осмысления природы, внеморально. Иными словами, с точки зрения мифологического мышления человек не должен поступать «хорошо» либо «плохо». Он должен поступать так, как нужно в данный конкретный момент. Он должен знать законы этого мира, знать причинно-следственные связи бытующих в нём явлений и, исходя из этого, совершать те или иные действия в той или иной ситуации.

«Миф - выдающееся достижение человеческой культуры, ценнейший материал жизни, тип человеческого переживания и даже способ уникального существования. Это не только социальный, культурный, но прежде всего антропологический феномен» [3, с. 402]. Сутью мифа, как антропологического феномена, является то, что он выступает первичной формой осознания мира как в онтогенезе, так и в филогенезе человека, существует в культуре как особый способ освоения мира и непосредственно влияет на социализацию человека на разных этапах его развития. Важнейшую роль миф играет в первичной социализации человека, удовлетворяя с помощью эмоционально-ценностных представлений, сущностные потребности в освоении мира, протекающего в дорефлективной форме [6, с. 11-23].

У мифа есть две характерные особенности: особое мифологическое время и мифологическое пространство. Мифологическое время — это некое далекое прошлое, время Творения Мира богами, «Время великих сновидений», которое качественно отличается от настоящего, от современности. Вместе с тем, время Творения — это некая модель, образец современных событий. В мифе все современные события происходят по аналогии с событиями далекого мифологического времени. И только из этой аналогии могут быть объяснены. Мифологическое время тесно взаимосвязано с мифологическим пространством.

Мифологическое пространство — это пространство родовой жизни, часть мира, в которой появился и функционирует данный род со своим определенным тотемом, т.е. родоначальником, в качестве которого выступает некая вещь — животное, растение или даже неорганический предмет. Время жизни рода и его тотем определяют мифологическое пространство рода. В этом пространстве можно легко перейти из прошлого в настоящее, и, наоборот, из настоящего в прошлое. Силы, породившие род, не исчезли, они продолжают существовать, и человек верит, что может легко перейти из пространства окружающих его физических вещей в пространство тех тотемных сил, которые сотворили в прошлом самого человека, его род, общину (в частности, от смерти к жизни и от жизни к смерти).

В наше время миф приобретает отрицательную окраску. Под мифом, как правило, подразумевают искажение реальности, неправду. Хотя миф может иметь и положительное, и отрицательное значение, но все равно будет являться вымыслом. Несмотря на современное восприятие мифа, он все же не теряет своего исходного значения - объяснения окружающей действительности. Только теперь миф объясняет другую реальность, другой, более сложный мир. Миф по-прежнему помогает человеку не потеряться в сложной мировой системе. Но сейчас мы пытаемся отстраниться от мифа, приуменьшаем его значение или говорим о его негативном влиянии. Мы старательно отказываемся от мифов, но все равно продолжаем ими жить. И возникает парадокс: мифы есть, но мы их не воспринимаем, не верим в то, что продолжаем воспринимать мир сквозь мифологическую призму.

Р. Барт считает, что миф вообще, а в частности миф современности, являет собой информационное сообщение. «Поскольку миф - это слово, то им может стать все, что достойно рассказа. Для определения мифа важен не сам предмет сообщения, а то, как о нем сообщается; можно установить формальные границы мифа, субстанциональных же границ он не имеет» [1, с. 72-130]. Получается, что мы говорим мифом, говорим через миф. А может возникнуть принципиально иная ситуация, когда сам миф будет говорить и жить своей собственной жизнью. Это является характерным моментом для сегодняшней действительности.

«Даже если некоторые мифы и совокупные символы все еще «принимаются» в современном мире, они далеки оттого, чтобы выполнять центральную роль, которую они играют в традиционных обществах; в сравнении с последними наш современный мир кажется лишенным мифов. Существует даже мнение, что все болезни и кризисы современного общества вызваны отсутствием соответствующей мифологии» [7, с. 213].

Некоторые черты мифологического мышления (в особенности конкретно-чувственное и персональное выражение абстракций, символизм, идеализация «раннего» времени как «золотого века» и настойчивое предположение смысла и целесообразной направленности всего происходящего) сохраняются в массовом сознании, в политических идеологических системах, в художественной поэтической фантазии [5, с. 421].

 

Список литературы:

  1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994. - С. 72-130
  2. Ващенко А. Лекции. http://www.wacademy.ru/lectures/Mif
  3. Гуревич П.С. Философская антропология М., Вестник, 1997. С. 402
  4. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. С. 396
  5. Мелетинский Е.М. Миф и двадцатый век // Избранные статьи. Воспоминания. М., 1998.- С. 421
  6. Мишучков А.А. Специфика и функции мифологического сознания // «Credo». Оренбург, № 6 (24), 2000. – С. 11-23
  7. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996. – С. 213

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.