Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 10 марта 2011 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В.И. ГЕРЬЕ
Кузьмичева Ольга Вячеславовна
аспирант, Московский государственный областной университет
E-mail: olgkuzmichyova@yandex.ru
Владимир Иванович Герье (1837-1919) - профессор Московского университета, один из крупнейших дореволюционных российских историков. Широко образованный ученый, талантливый профессор и писатель, он является вместе с тем замечательным общественным деятелем.
1870-90-е гг. - расцвет деятельности В.И. Герье на преподавательском, общественном и научном поприще.
Его преподавательская деятельность заслуживает особой оценки.
Чтобы дать более полную и объективную характеристику Герье-педагога, рассмотрим его личностные качества, влиявшие на преподавательскую деятельность, содержание курсов, методику, стиль преподавания, взаимоотношения с обучаемыми.
На протяжении более полувека он занимался педагогической деятельностью. Решающее влияние на становление Герье как ученого оказали работы его учителей – Т. Н. Грановского, П. Н. Кудрявцева и С. М. Соловьева.
По существу глубже и сильнее сказалось влияние последнего на В.И.Герье [13, с. 74—111].
Проводимые профессором Герье занятия были полезны и содержательны, студенты тщательно вели конспекты его лекций, литографировали их. Лекции профессора были направлены, прежде всего, на формирование интереса к научным знаниям. Первая его лекция прошла успешно – студенты «не проронили ни одного слова, сочувственно следя за лекцией» [17, с.81].
Занятия Герье всегда учитывали новейшие научные достижения исторической науки – он «работал над лекциями» [16, с.559].
Герье сетовал на «недостаток у нас научных учебников по многим отраслям», «непригодность многих переводных книг и учебников». В связи с чем, «вследствие молодости нашей науки…в России главным питомником науки был профессорский труд, главным учебным средством – профессорские лекции», и как результат – «большая часть сведений и серьезного научного интереса, накопившихся в России… – не столько результат книг и учебников, сколько личного, профессорского труда и влияния» [ 12, с.706, 692, 707].
Его курсы оставляли в сознании студентов глубокий след, так как они несли отпечаток научной основательности историка, хотя внешне были не столь выразительными. Один из его первых слушателей писал: «Его лекции... производили лучшее впечатление в чтении, а слушать молодого профессора было несколько утомительно: чувствовалась какая-то сухость, педантичность» [6, с.163]. В преклонном возрасте его лекции стали монотонны и вызывали сонливость: Владимир Иванович «читал ровным и негромким голосом, очень литературно и просто» и, все же, его «особая манера читать» «действовала изумительно усыпляющее» [16, с.559]. Но так считали не все. Например, М.Гершензон высказывал мнение в противовес выше написанному: «Каждая лекция Герье - праздник. Я бы, кажется, не устал слушать Герье пять часов подряд» [14, с.13].
Следует отметить особенность Герье как педагога. Он обладал даром сразу выделить в аудитории способных и талантливых студентов, в своем преподавании ориентировался на них. А к нерадивым и плохо занимающимся студентам он был очень суров и непримирим, пытаясь воспитывать и дисциплинировать «стадо первокурсников-разгильдяев». С хорошо работающими студентами профессор был мягок, он не только заботился о знаниях избранных учеников, но и принимал личное участие в их судьбе [16, с.560].
При всех достоинствах преподавания Герье никогда не был популярен среди студентов. Они его занятия не любили и по возможности избегали. У М.Н.Милюкова первая же встреча с ним в аудитории оставило резко отрицательное впечатление. Лектор будто бы задался целью унизить слушателей, доказать им, что они дураки и невежды. Вообще он боялся, чтобы кто-нибудь не узнал того, чего он не рекомендовал и не знает. Когда студент проявлял самостоятельность и делал выводы, не соответствовавшие мнению Герье, он обрушивался на несчастного с язвительной и уничижительной критикой [22, с. 69,70]. Причиной был тому его особый нрав.
«Характер Герье-профессора и Герье-историка был строптивый, капризный и язвительный. Тяжелый он был человек… Робели перед Герье чрезвычайно не только студенты, но и такие его ученики, которые уже сами занимали кафедры» [19, с.192].
При всем этом следует отметить, Герье относился к ученикам строго, но по-отечески.
На протяжении полувековой преподавательской деятельности он прочитал огромное количество лекционных курсов, охватывающих почти все важнейшие эпохи всеобщей истории. Профессор не читал лекций разве что по истории Древней Греции. Только в самом начале своей академической деятельности, в 1870-1872 г.г., он излагал часть истории, которая тогда называлась средневековой [26, с.225].
В 1865 г. В. И. Герье начал чтение лекций в Московском университете.
Лекционные курсы в то время были авторскими и, следовательно, неповторимы, уникальны. Студенты тщательно конспектировали лекции, старались размножить их. В.И.Герье никогда не стремился издавать свои лекции в виде книг, хотя в 1865 г. В.И.Герье напечатал в качестве введения к своему первому университетскому курсу небольшой «Очерк развития исторической науки». «Очерк» этот содержит обзор ряда религиозно-исторических, историко-философских, социологических и исторических построений и заканчивается критикой «Истории цивилизации в Англии» Бокля [10, с.6]. Они так и остались в виде рукописей или в форме отредактированных профессором стеклографированных студентами записей.
В 1860-е г.г. работы отечественных историков всеобщей истории носили в основном обобщающий характер (в частности труды М.Н.Петрова и В.В.Бауера). Однако это были первые в русских университетах самостоятельные систематические курсы новой истории [4, с.415]. В.И.Герье был первым русским историком, попытавшимся анализировать историю нового времени как единый поступательный процесс развития европейского общества. На этом основании его называли «первым пионером и вместе с тем основателем русской научной школы в области новой истории» [2, с.137; 3, с.130].
В лекционных курсах В.И.Герье основное внимание уделял истории идей и политических учреждений [21, с.102].
Вопросы и проблемы, которые В.И.Герье затрагивал в своих исследованиях и преподавательской деятельности, разноплановы. В частности, необходимо назвать такие – проблемы переходного периода от средних веков к новому времени, о роли личности в истории [см. 8], противостояние двух разных моделей государственности, двух политических систем в период польского династического кризиса и «войны за польское наследство» [см.7] вопросы истории Франции XVIII в. (главным образом, Великой французской революции).
В свои курсы он первым стал вводить такие вспомогательные дисциплины как археология, историческая география.
Особое внимание он уделял так называемым «медальным» сочинениям как самостоятельной научной (конкурсной) работе.
Отдельно нужно сказать о такой форме практических занятий как семинар, который Герье считал средством сблизиться с аудиторией.
Он первым в Московском университете, да и в России, начал проводить семинары по истории. Это новшество приживалось с трудом.
Опыт проведения семинариев был заимствован у немецких коллег, в частности занятия Л.Ранке, во время загранкомандировки Герье.
Семинар заключался в чтении студентами докладов, основанных на изучении первоисточников, по разным вопросам всеобщей истории. Также на семинарах студенты постигали основы работы с источниками, обсуждали новую литературу и написанные ими рефераты.
Впоследствии по его примеру стали использоваться как форма подготовки историков его коллегами В.О. Ключевским и А.Н. Шаховым, а также его учениками Н.И. Кареевым, П.Г. Виноградовым, М.С. Корелиным и Р.Ю. Виппером. Семинары Герье соответствовали последовательности читаемых курсов. Так, в начале 1870-х гг., когда Герье читал курс по истории раннего средневековья, студенты на его первых семинарах изучали источники по средневековой истории и работы таких историков-медиевистов, как Ф. Гизо, Ф.К. Савиньи, Г. Зибель, Г. Вайц, Фюстель де Куланж и др. В конце 1870-х гг., когда Герье читал одновременно лекции по истории Древнего Рима и истории Великой французской революции, студенты, занимавшиеся в его семинарах, подразделялись на три подгруппы. В младшей производился разбор «Истории» Тита Ливия и составлялись рефераты о римских политических учреждениях. В средней - студенты читали и анализировали работы современных авторов по древнеримской истории. В старшей писали и обсуждали сочинения, составленные на основе памятников французской революции. При всей незатейливости своей структуры, семинары Герье прививали студентам навыки работы с источниками и на конкретных примерах знакомили их с различными методологическими приемами исследования [5, с.430].
Герье вспоминал, как на первом семинаре после вводного слова он передал сидевшему против него студенту текст «Германии Тацита» и предложил перевести указанную фразу. Студент Лебедев в ответ на это протяжно возразил: «Я не желаю». Наступило тягостное молчание, ставившее профессора в неловкое положение, которое он прервал словами: «Ну, так пожелайте». Это было рискованно, но привело к благополучной развязке. Лебедев стал впоследствии магистром средневековой истории [5, С. 432-433].
Для способных студентов в 1870-е годы у себя на дому Герье организовал своеобразный научный кружок – «Вечерний семинарий». Здесь (в Гагаринском переулке) в домашней обстановке обсуждали научные проблемы студенты, молодые преподаватели, слушательницы Высших женских курсов. Здесь зародилось ядро будущей «русской школы», связанное неформальным общением студентов разных курсов – Кареева и Виноградова, Виппера и Корелина [18, с.129].
«Школа Герье – это не только школа семинаров, где шлифовалась работа с источниками, но и школа научно-педагогическая, заключавшаяся в извлечении научной информации, постоянном общении учителя и ученика, в придании проблемности и общественной значимости специальной работе историка, что накладывало отпечаток в выборе тем и постановки проблем исследования» [26, с.228].
По мнению П.Г.Виноградова, Герье своими семинариями придал «серьезное научное направление всему делу», представлял «широкий простор собственной инициативе участников и свободе мнения» [см.24].
Так, семинары Герье – прообраз научной школы, где осуществлялась преемственность исторического знания, передача научно-исследовательского опыта, навыков педагогической работы, а также искусства руководства семинаром, система и методы его проведения.
В начале 1870-х годов Герье возглавил кафедру всеобщей истории Московского университета, заведующим которой он оставался тридцать лет.
За время его руководства этой кафедрой уровень преподавания всеобщей истории в Московском университете заметно вырос, как считали студенты-современники. Отличалось его преподавание систематичностью, охватом всех периодов истории, включая новую, расширение региональных рамок (история Востока), изучением и преподаванием ранее запретных тем (Французская революция).
В 1871 г. были восстановлены Специальные классы Лазаревского Института, куда был приглашен Герье. С 1872 г. он стал читать Новую историю. Окончательно Герье покинул Специальные Классы в 1902 г. [15, с.444-447].
С ноября 1872 г. открылись первые в России систематические высшие женские курсы. Герье много лет руководил этим первым в России высшим учебным заведением для женщин, которое в народе называли «вторым Московским университетом», а еще чаще – курсами Герье. Герье был учредителем этих первоначально частных, существовавших на пожертвования московской общественности курсов, автором их устава и программы, а со времени их открытия - и директором.
Открытие Высших женских курсов – дело, за которое историк болел всей душой.
«Необходимо дать русским девушкам возможность высшего образования. Мысль эта приходила ко мне еще во время собственного студенчества. Она стала укореняться во мне во время моего преподавания истории в старших женских классах женского пансиона Брокгауза и так сказать, выложилась в определенный образ, когда я давал уроки племяннице друга Грановского А.В.Станкевича» [см.23].
В.О.Ключевский писал о роли Герье в жизни ВЖК: «Вы были первый русский педагог, который отнесся с полным доверием к уму русской женщины, признал, что он безопасно может подняться на высоту высшего образования ... Вы не только доверились уму русской женщины, Вы решились помочь ей самой уверовать в свой ум, в свою способность к высшему образованию» [20, с.179]. К середине 80-х гг. Герье сумел превратить Высшие женские курсы в сплоченный коллектив единомышленников.
15 мая 1888 г. курсы закрылись. На торжественном заседании царила грустная атмосфера. Одна из курсисток писала: «Закрывали окно, через которое лился широкими лучами свет науки, освещая и облагораживая женскую душу» [ 25, с. 144].
Но Герье оптимистично заявил собравшимся: «Высказанное Вами сегодня горячее участие в постигшей Курсы судьбе представляется мне несомненным и драгоценным залогом того, что дело высшего женского образования не погибнет, но с торжеством выйдет из печальных недоразумений, мешавших его дальнейшему развитию, и окончательно упрочится» [11, с.50-51]
И он, несмотря на официальное закрытие курсов, продолжал их работу под видом публичных лекций.
Значение Высших женских курсов Герье как нельзя точно отражено в следующих словах: «Если бы Владимир Иванович не сделал больше в жизни ничего, все равно его имя осталось бы в памяти, ибо он основал учебное заведение, которому было суждено внести весомую лепту в подготовку российского учительства» [1].
Талант В.И. Герье-педагога очевиден. Благодаря своему учителю – Герье, в науку вошли имена таких ученых, как Н.И. Кареев, П.Г. Виноградов, М.С. Корелин, С.Ф. Фортунатов, П.Н. Ардашев, Р.Ю. Виппер, Е.Н. Щепкин, П.Н. Милюков, А.А. Кизеветтер.
Влияние Герье на учеников не ограничивалось стремлением «школить» их, но носило более широкий характер на формирование их личностей.
Герье заботился не только о получении научных знаний своих учеников, их карьере, но и о материальном их благополучии – о назначении им стипендий, присуждении премий, обеспечивал заказами на переводы, организовывал им платные уроки. Ученики впоследствии в ответ выражали благодарность профессору в письмах.
Герье был поистине мастером своего дела. Широта исторических взглядов Герье, умение и упорное стремление развивать самостоятельность мышления студентов – привлекали учеников. Герье всегда оставался верен своим взглядам, требовательным к себе и окружающим, строгим. К своим профессорским обязанностям и к любому делу относился ответственно, серьезно, с чувством долга. Весь его труд был на благо просвещения России.
В заключение хотелось бы привести слова ученика Владимира Ивановича – Виноградова П.Г.: «Если ваши ученики нуждались не только в поучении, но и в поддержке, то они могли рассчитывать на Вас, как на каменную гору». «Вы никогда не щадили себя, отстаивая других. За все это многочисленные ученики Ваши будут Вам всегда благодарны» [см.24] И, действительно, имя В.И.Герье потомки вспоминают с благодарностью.
Список литературы:
- Боброва Л. А. Высшие женские курсы профессора Герье в Москве (1872–1888 гг.) // Тр. Моск. гос. ист.-архив. ин-та. Т. 16. М., 1961
- Бузескул В.П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX в.ч.1., Л.,1929
- Бутенко В.А. Наука новой истории в России // Анналы, 1922, №2
- Вебер Б.Г. Начало университетского преподавания новой истории в России (М.Н.Петров, В.В.Бауэр). Появление специальных исследований (В.И.Герье, И.В.Лучицкий) // Очерки истории исторической науки в СССР. - М., 1960. – Т.II. – Гл.VII.
- Воспоминания В.И.Герье. Детство. Учение до получения кафедры // История и историки. М., 1990
- Высотский Н.Г. Из далекого прошлого//Вести воспитания.1910.№ 7.
- Герье В.И. Борьба за польский престол в 1733 году: Историческая диссертация. — М., 1862
- Герье В.И. Лейбниц и его время. - СПб., 1868-1871. - Т. 1-2
- Герье В.И. Воспоминания В.И.Герье.// История историки. М., 1990.
- Герье В.И. Очерк развития исторической науки – М., 1866
- Герье В. И. Речь при закрытии Высших Женских Курсов // Владимир Иванович Герье и МВЖК. Мемуары и документы. — М., 1997
- Герье В.И. Свет и тени университетского быта // Вестник Европы. 1876. Кн. 2.
- Герье В. И.. Сергей Михайлович Соловьев // Исторический Вестник, 1880, т. I
- Гершензон М.О. Письма к брату. М.,Л., 1927
- Гордлевский В.Герье как историк Востока.1837-1919//Новый Восток, 1922, кн.1
- Готье Ю.В. Университет // Московский университет в воспоминаниях современников. М.: Современник, 1989
- Из вступительной лекции всеобщей истории // Московские университетские известия. 1865. №3
- Кареев Н.И. Пережитое и прожитое. Л., 1990
- Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий. Воспоминания. 1881-1914. М., 1997
- Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М., 1983
- Косминский Е. Столетие преподавания истории средних веков в Московском университете // Историк-марксист. 1940. Кн.7 (83). С.102Милюков М.Н. Воспоминания. М., 1991
- НИИ ОР РГБ Ф.70 К.32. Ед.хр.3. Воспоминания. Гл.3 Возникновение ВЖК, 1918 Л.3
- НИИ ОР РГБ. Ф.70. К.68. Ед.хр.9
- Тимонова С.К.Два слова в память десятилетия МЖК //Владимир Иванович Герье и МВЖК. Мемуары и документы. — М., 1997
- Цыганков Д.А. Профессор Московского университета В.И.Герье (1837-1919)//Новая и новейшая история, 2002, №5
дипломов
Оставить комментарий