Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 15 августа 2016 г.)

Наука: Физика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть 1, Сборник статей конференции часть 2

Библиографическое описание:
Калыбеков А. АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛЕЯДО-ЛУННОГО КАЛЕНДАРЯ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 8(30). Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 78-86.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛЕЯДО-ЛУННОГО КАЛЕНДАРЯ

Калыбеков Абакир

старший преподаватель, Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына,

Кыргызская Республика, г. Бишкек

ASTRONOMICAL FOUNDATIONS OF PLEADES-LUNAR CALENDAR

Abakir Kalybekov

senior Lecturer, Kyrgyz National University named after Zhusup Balasagyn,

Kyrgyzstan, Bishkek

 

АННОТАЦИЯ

В данной работе рассмотрены астрономические основы плеядо-лунного календаря кочевников Востока, отражены методы наблюдения народных звездочетов и особенности этого календаря. Определено начало эпохи этого календаря расшифровкой петроглифа Тянь-Шаня и вычислением смещения точки весеннего равноденствия по эклиптике к западу со скоростью 50'' в год.

ABSTRACT

In this work astronomical foundations of Pleades-lunar calendar of nomads of the East were considered, observation methods of national astrologers and peculiarities of this calendar are reflected. By the method of interpretation of petroglyph of Tien-Shan and by the calculation of the displacement of the vernal equinox on the Ecliptic to the West at speed of 50” per annum the epoch of creation of the calendar was determined.

 

Ключевые слова: Плеяды, календарь, соединение, Полярная звезда, Саймалы-Таш.

Keywords: Pleiads, calendar, connection, Polaris, Saimaly-Tash.

 

Деятельность дореволюционных звездочетов и традиционный календарь кыргызов исследованы в труде С.М. Абрамзона «Киргизы и их этнографические и историко-культурные связи». В работе С.М. Абрамзона определены структура и хозяйственно-культовый аспект календаря. Описаны методы астрономических наблюдений народного звездочета конца ХIX века Манаке Айманбай уулу (1830–1914). На жерди купола (уук) в юрте и деревянной решетке цилиндрической части юрты (кереге) были нанесены отметки точек равноденствия и солнцестояния. Эти отметки были основой солнечного календаря. Сезонные работы скотоводы проводили по этому календарю [1, с. 73–74]. По этнографическим и историческим источникам этот календарь существовал в виде рисунков и символов. Традиционно, с древних времен юрты кыргызов были обращены на восток, народные звездочеты использовали их как обсерватории. Через дымовое отверстие юрты (тюндюк) проводили наблюдения за положением и движением небесных светил. Диаметральные дуги тюндюка выполняли роль небесного меридиана и азимутального круга. По полуденным лучам Солнца через тюндюк определяли точки равноденствия и солнцестояния в перемещении Солнца по эклиптике. Каждая семья кочевников имела возможность проводить астрономические наблюдения.

Народный календарь и астрономические наблюдения народных звездочетов-кыргызов описаны в сочинении «История кыргызов» выдающегося историка-этнографа Б. Солтоноева (1876–1938), который был репрессирован за эту научную работу. Наблюдения над явлениями природы и перемещением светил по небу также отразились в народных пословицах и приметах. Например, Алтын Казык – Золотой кол (Полярная звезда) – благодаря тому, что она не меняет положения относительно горизонта, являлась у кыргызов путеводной звездой. Об этом же говорится и в афоризме: «Айга карап адашсаң, атыңды Алтын Казыкка байла» (Если заблудишься, ориентируясь по Луне, привяжи коня к Полярной звезде). Из всех созвездий, известных кыргызам, наиболее популярным было звездное скопление Уркер (Плеяды). «Уркер бир тогоол айынын биринде кулпуга кирет да 23-тогоол айынын онунда чыгат» – последний заход Плеяды происходит первого числа 1-ай (называние 1-месяца по древнему счету времени по Плеядам) – начало мая, на десятый день месяца 23-тогоол (второй месяц – десятое июня) первое появление перед восходом Солнца. Тогоол – соединение Луны с Плеядой, беш тогоол – название весеннего месяца – соединение происходит на пятый день после новолуния [10, c. 740].

Наскальное изображение Тянь-Шаня сохранили представление древнего человека о Вселенной, которое имеет мировое историко-культурное значение [2, с. 400]. В 1950 г. археологическая экспедиция под руководством А.Н. Бернштама довольно подробно обследовала гигантское скопление наскальных рисунков. Саймалы-Таш расположен на высоте около 3000 м над уровнем моря, и дорога к нему идет по трудно проходимым тропах. Для киргизов Саймалы-Таш является главным священным местом (считается, что оно находится ближе к небу – богу Тенгиру), где проводятся жертвенные ритуалы, на которых кыргызы обращаются к небесному богу Тенгри с просьбами послать им дождь, дать богатый урожай, здоровья и детей. Археологические памятники свидетельствуют о большой населенности окрестностей Саймалы-Таша. По крайней мере с эпохи сак-усунов, в II–I тысячелетие до н. э. уже образовались оседло-земледельческие поселения [2; 405]. На высоте 3000 м над уровнем моря хорошо наблюдаются небесные светила, а электромагнитные волны неоптического диапазона из космоса намного сильнее воздействуют на живые существа и в том числе на организм человека.

В начале весны, 21 марта центр диска Солнца пересекает небесный экватор, переходя из южного полушария небесной сферы в северное. Точка пересечения небесного экватора с эклиптикой – точка весеннего равноденствия – находилась в эпоху 2000 г. в созвездии Рыб. Продолжительность тропического года на 20 мин 24 сек короче звездного года. Это связано с тем, что точка весеннего равноденствия со скоростью 50,2'' в год перемещается по эклиптике навстречу годичному движению Солнца. Вследствие прецессионного движения земной оси (под действием притяжении Луны и Солнце) полюса мира описывают вокруг полюсов эклиптики круги радиусом в 23º. Это движение земной оси называется прецессионным, период его около 26 000 лет. Так, 4000 г. до н. э. перед утренним восходом Плеяды в день весеннего равноденствия полюс мира находился в α Дракона и перед утренним восходом Плеяды совпадал с днем весеннего равноденствия [5, c. 30]. По этой причине у древних народов самым главным считалось созвездие Тельца, так как новый год начинается перед утренним восходом Плеяды.

 

Рисунок 1. Древняя карта звездного неба [11; 35]

 

Рисунок 2. Расшифровка петроглифа

 

Расположение зверей в петроглифе «Пахоты нооруз» напоминает расположение небесных светил (рис. 1), загадочный узде образный знак (узда – «ооздук» по-кыргызски) показывает соединения Солнца и Луны (новолуние). По нашим предположениям, сравнение петроглифа «Пахоты ноорузе» с картой звездного неба соответствует сектору между прямым восхождением 8ч и 4ч по экваториальной координатной системе. Расположение зверей в петроглифе почти совпадает с современным расположением звездного неба. Млечный Путь проходит между созвездиями Близнецов и Тельца. В петроглифе Млечный Путь изображен параллельными линями, с наклонами относительно зверей. Кастор и Поллукс (α и β Близнеца) по-кыргызски Кош Огуз (плуг вместе с упряжкой быков) [6, c. 410]. Звездное скопление Плеяды на кыргызском Уркер (бык). Существует легенда о Берен-батыре, который на своих быках пашет землю. Телега с упряжкой из двух волов соответствует созвездию Возничего, кривая линия – Дракону, который изображен в середине верхней части петроглифа. Северный полюс мира 4000 г. до н. э. находился около α Дракона, ось вращения Земли была направлена на эту точку. Суточное движение светил происходило так, как если бы вся небесная сфера вращалась как одно целое вокруг оси мира в направлении с востока на запад.

Уздеобразный знак (соединение) напоминает важное астрономическое явление – покрытие, или соединение (минимальный угол между светилами) Солнца и Луны. Луна в течение месяца перемещается среди звезд в одну и ту же сторону – с запада на восток. Древние кочевники Тянь-Шаня, определив точки захода Солнца и захода новой Луны относительно гор, узнавали соединение светил. В астрономии – символ противостояния планет или новолуния. В петроглифе (знак ) темный кружок обозначает Луну, светлый – Солнце. Это новолуние или затмение Солнца происходило в день весеннего равноденствия. В эпоху создания петроглифа точка весеннего равноденствия находилась между созвездиями Близнецов и Тельца.

Сплюснутость Земли и наклонение эклиптики к экватору приводят вследствие дифференциального гравитационного воздействия Луны и Солнца к медленному повороту небесного экватора относительно эклиптики. Этот эффект вызывает смещение точки весеннего равноденствия по эклиптике к западу со скоростью около 50'' в год. Гравитационные пары сил между центрами масс Земли и других планет вызывают движение точки весеннего равноденствия к востоку со скоростью около 0,12'' в год, а также уменьшение наклона эклиптики на 0,47'' в год. Суммарное лунно-солнечное и планетное воздействия дают общую прецессию по прямому восхождению m, склонению n, которая впервые наблюдалась Гиппархом (125 г. до н. э.) [7, c. 217]. Значение этих величин составляют:

m = 46,0851 + 0,0297 Т угловых секунд в год,

n = 20,0468 – 0,0085 T угловых секунд в год,

где: Т – число тропических столетий, прошедших с 1900.0. Наклон эклитика к экватору для эпохи 1900,0 равен 23º27´08,26".

Изменения прямого восхожднеие Δα и склонения Δδ определяются выражениями:

Δα = (m + n sin α tg δ) N,

Δδ = (n cos α) N

α жана δ – прямое восхождение и склонение в началную эпоху, а N – число тропических столетий прошедших после этой эпохи. К эпохи 2000,0 из уравнения (1) находим следующие значения:. m = 46,0851 + 0,0297·1 = 46,1148" в год и n = 20, 0468 – 0,0085·1 = 20, 0383"в год.

В звездной карте в петроглифе «Нооруз» изображена точка весеннего равноденствия, находящаяся между созведиями Близнецов и Тельца. Угол между точками современного весеннего равноденствия и в эпоху петроглифов составляет Δα =  . Число прошедших лет N вычисляем по формуле:

=  =7040 лет

Виртуальный планетарий Stellarium показывает, что точка весеннего равноденствия между Близнецами и Тельцом находилась в 4699 году до нашей эры 1 мая. На петроглифе изображено астрономическое явление, случившееся 6699 лет назад.

Разница расчета по явлению прецессии и показанию Stellarium составляет Δ = 7040 – 6699 = 341 год. В расчете не учтены прецессии от планеты и замедление скорость прецессии земной оси (0,47").

По расчетам и по программе Stellarium дата создания петроглифа – 4699 г. до нашей эры. Это дата, по нашему предположению, является началом древнего плеядо-лунного календаря.

 

Рисунок 3. 17я апрель 4699 г. до нашей эры. День праздника «Нооруз» – начало пахота. (рисунок по Stellarium)

 

На три дня раньше, чем изображенная дата в петроглифе, Луна была невидимым соединением Плеяды. Это дата начала отсчета и начала года по плеядо-лунному календарю. В петроглифе изображено астрономическое явление эпохи 16 апреля 4699 г. до н. э.

По данным историко-этнографических источников, первый месяц в плеядо-лунном календаре называется «Арсар ай» – «месяц сомнительный», в этом месяце соединение Плеяды Луной происходит днем, когда этот событие не видно наблюдателю. Следующее соединение происходит через 23 суток после новолуния, по этой причине второй месяц называют «23 тогоол» (соединение 23). Промежуток времени от одного новолуния до следующего новолуния равен 29,53 суткам, а соединение Плеяды Луной происходит через каждые 27,32 суток (сидерический месяц). Поэтому соединение Луны с Плеядой происходит в каждом месяце в разные числа лунного месяца, то есть каждый раз примерно на двое суток раньше по лунному календарю (например, покрытие 23 произошло в 23-й лунный день, в следующем месяце происходит на 21-й лунный день). Третий месяц – «21 тогоол», четвертый месяц – «19 тогоол» и т. д. 11-й месяц – «5 тогоол», Луны и Плеяды пятого лунного дня. Это явление происходит до или после дня весеннего равноденствия по современному календарю, и этот день по плеядо-лунному календарю соответствует началу весны. По преданию народных звездочетов, начало весны перемещается явлением «беш тогоол» (покрытие пятый). 12-й месяц «3 тогоол» – соединение Луны с Плеядами происходит на третий день после новолуния, это последнее видимое сближение в конце апреля, и Плеяды заходят. В мае Солнце находится в созвездие Тельца, соединение Луны и Солнца с Плеядами происходит в день новолуния и последний, 13-й месяц плеядо-лунного календаря называется «1 тогоол» – соединение 1.

В плеядо-лунном календаре распространены и другие названия месяцев, связанных с гоном диких животных. Второй и третий месяцы (23-тогоол и 21-тогоол) еще называют «жалган куран» и «чын куран» [9, с. 28]. Куран – самец косули, жалган – соединение, жалгашуу – гон животных. Древние люди выходили на охоту только перед гоном дичи, что совпадает с периодом упитанности животных. Древние охотники сезон охоты определяли по изменению фаз Луны. В народе бытует выражение: «Ай караган текедей» – (буквально: как горный козел, глядевший на Луну). По народным преданиям, брачный сезон горные козлы определяют, наблюдая Луну и звезды. По наблюдениям современных охотников, в предстоящую тяжелую зиму брачный сезон диких животных начинается на 10–15 дней позже, чем в обычные годы. Древние люди ходили на охоту только перед брачным сезоном диких животных. Период брачного сезона дикие животных определяли по фазе Луны и соединением с Плеядой. В соответствии с такими практическими потребностями календарь был составлен еще в бронзовом веке. Экологический подход к природе древних людей сохранился в народном календаре. Вот, например, названия месяцев: бугу – самец оленя, кулжа – самец горного барана, теке – самец горного козла, жейрен – самец газели, бокон – самец сайгака. Эти месяцы совпадают со временем охоты и гона животных.

 

Рисунок 4. Плеядо-лунный календарь (2014/2015 год)

 

Таблица плеядо-лунного календаря составлена на основе астрометрических измерений в обсерватории Кыргызского национального университета. В рамке многолетних исследований движения Луны измерен угол между Плеядой и Луной в момент соединения и точные даты этого явления.

Год в Плеядо-лунном календаре разделен на 13 месяцев, в каждом из них по 28 дней. В этом календаре три года, как в григорианском, подряд по 365 суток, а на четвертый год прибавляется 29-е число к последнему месяцу календаря.

Особенности и преимущества плеядо-лунного календаря:

  • календарь составлен на основе важных астрономических циклов сидерического периода вращения Луны вокруг Земли и гелиакического восхода Плеяды. Начало отсчета зафиксировано петроглифом в Тянь-Шане;
  • биоцикл природы (растений, животных и человека) соответствует плеядо-лунному циклу. Например, менструальный цикл женщин (28 дней) равен сидерическому месяцу, период беременности – 280 дней. Вегетационный период диких животных, сезонные работы земледелия и животноводства совпадают с плеядо-лунным циклом.
  • Месяцы плеядо-лунного календаря (28 суток) соответствуют сидерическому периоду вращению Луны вокруг Земля (27,32 суток) и периоду вращения экватора Солнца (27,38 суток) вокруг своей оси.

 

Список литературы:

  1. Абрамзон С.М. Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана. – Бишкек, 1999.
  2. Бернштам А.Н. Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана. – Бишкек, 1997.
  3. Ведутова Л.М. Игры разума и элементы инженерно-конструкторской деятельности людей эпохи бронзы в наскальной графике Центральной Азии // Вопросы истории Кыргызстана. – 2012. – № 4 (27). – С. 123–139.
  4. Калыбеков А.А. Научное основы летоисчисления кыргызов. – Бишкек, 2016.
  5. Климишин И. А. Календарь и хронология. – М., 1985.
  6. Киргизско-русский словарь: состав. проф. Юдахин К.К. – М., 1965.
  7. Ленг К. Астрофизические формулы. Руководство для физиков и астрофизиков. Част 2. – М., 1978.
  8. Помаскина Г.А. Когда боги были на земле. – Фрунзе, 1976.
  9. Сейдакматов К. Календарные понятия кыргызов. – Фрунзе, 1986.
  10. Солтоноев Б.С. История киргизов. Исторические очерки. 1 кн. – Бишкек, 1993.
  11. Ташбаева К.И. Памятники наскального искусства Центральной Азии. – Алмата, 2001.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.