Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 15 августа 2016 г.)

Наука: Междисциплинарные исследования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть 1, Сборник статей конференции часть 2

Библиографическое описание:
Карпенко Е.В., Карпенко В.Е. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 8(30). Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 42-56.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ

Карпенко Евгений Витальевич

канд. филос. наук, доц., докторант Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина,

Украина, г. Харьков

Карпенко Виталий Евгеньевич

канд. филос. наук, доц., докторант Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина,

Украина, г. Харьков

DEVELOPMENT PROSPECTS OF ART ON THE EXAMPLE OF FORMATION OF MOTIVATION TO STUDY CHOIR CONDUCTING IN CONDITIONS OF CULTURE INFORMATIZATION

Eugene Karpenko

associate professor, Arts faculty of A.S. Makarenko Sumy State Pedagogical University,

Ukraine, Sumy

Vitaliy Karpenko

сandidate of Philosophical Sciences, associate professor, doctoral candidate

of V.N. Karazin Kharkov National University,

Ukraine, Kharkov

 

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются перспективы развития искусства в условиях информатизации культуры на материале формирования мотивации к изучению хорового дирижирования. Авторы анализируют специфику изучения хорового дирижирования в педагогическом вузе; определяют пути усиления побудительной мотивации на этапе постановки дирижерского аппарата; рассматривают внедрение инновационных технологий в процесс обучения хоровому дирижированию как фактор формирования мотивации.

ABSTRACT

In the article there are disclosed development prospects of art in conditions of culture informatization on the example of formation of motivation to study choir conducting. The authors analyze the specifics of studying choir conducting at a pedagogical university; identify ways to strengthen the incentive motivation at the stage of the conductor device formation; consider as a factor of motivation the introduction of innovative technologies into the teaching process of choir conducting.

 

Ключевые слова: культура; хоровое дирижирование; обучение; мотивация; информатизация; компьютеризация.

Keywords: culture; choir conducting; teaching; motivation; informatization; computerization.

 

В XXI веке образование предполагает, как необходимую составляющую заботу о высоком уровне духовности молодого поколения. Известно, что эстетическое воспитание является составной частью процесса формирования всесторонне развитой личности с устойчивыми морально-этическими ориентирами. В этом процессе фигура учителя является ключевой. В частности, усложняются задачи, поставленные самой жизнью перед учителями художественного цикла, в том числе учителями музыки. Так, растут требования к подготовке учителей музыки для общеобразовательных школ, одним из важнейших направлений профессиональной деятельности которых является руководство детским хоровым коллективом или ансамблем.

Традиционные формы музицирования, одной из которых является хоровое пение, не исчерпали своего потенциала в плане воспитания и развития подрастающего поколения. Массовое музицирование, которым является пение в хоре или ансамбле, остается эффективным средством эстетического воспитания и в наше время. Но в условиях экспансии информационной и массовой культуры традиционные формы музицирования испытывают давление коммерциализации искусства, которое, естественно, далеко не всегда выносит на первый план задачи воспитательного или развивающего характера. Это обуславливает актуальность темы предлагаемого исследования, поскольку от качества подготовки учителя музыки, который обычно является хормейстером в общеобразовательной школе, зависит эффективность музыкальной составляющей эстетического воспитания учащихся.

Таким образом, в статье ставится цель подойти к проблеме перспектив развития искусства в современных условиях через раскрытие возможностей совершенствования методики преподавания хорового дирижирования на факультетах искусств педагогических университетов путем усиления побудительной мотивации в условиях информатизации культуры. Задачи исследования видятся такими: проанализировать специфику изучения хорового дирижирования в педагогическом вузе; определить пути усиления побудительной мотивации на этапе постановки дирижерского аппарата; рассмотреть внедрение инновационных технологий в процесс обучения хоровому дирижированию как фактор формирования мотивации.

В статье предложены отдельные обновленные методы обучения хоровому дирижированию, которые в ходе апробации на факультете искусств Сумского государственного педагогического университета имени А.С. Макаренко доказали определенную эффективность.

Программа подготовки учителей музыки в стенах педагогического университета предполагает развитый перечень профессиональных дисциплин, что позволяет надеяться на успешное формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной работы в общеобразовательной школе. Как уже отмечалось выше, одним из важнейших направлений подготовки будущего учителя является подготовка к работе с хором. Однако следует признать, что первые результаты работы учителей-новичков не всегда удовлетворительны, о чем свидетельствует уровень подготовки школьных хоров и ансамблей, который в последнее время растет довольно медленно. Отдельные коллективы работают только перед смотром школьной самодеятельности, а другие вообще довольствуются невысоким качеством звучания. Кроме организационных проблем здесь просматривается необходимость поиска путей улучшения дирижерской подготовки учителей музыки. Этот процесс должен стать возможным не путем увеличения учебных часов по профессиональным дисциплинам (что также было бы полезным), а посредством совершенствования методики преподавания хорового дирижирования в педагогическом университете. Так, украинские хоровые конкурсы, фестивали, певческие поля собирают десятки детских хоров и ансамблей. Совершенствование методики подготовки хорового дирижера в стенах педагогических учебных заведений, безусловно, позволило бы поднять уровень хорового пения на новую ступень.

Дирижёрское искусство, которому учатся студенты на факультетах искусств педагогических учебных заведений, достаточно молодо. Лишь в начале XIX века оно приобрело современные формы. Этот этап связан с именами Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера и др. В то же время следует отметить, что переход на современные методы управления коллективом (оркестром или хором) осуществлялся в значительной степени интуитивно, дирижеры самостоятельно придумывали приемы предупреждения музыкантов и певцов о своих намерениях и их технику объединяло лишь то, что управление осуществлялось с помощью жестов.

Только в 20-х годах ХХ века на территории бывшего СССР была создана система подготовки дирижеров в консерваториях. В то время считалось, что дирижерская техника не имеет особого значения, дирижер самостоятельно найдет необходимые методы и приемы управления оркестром или хором. Например, известный русский дирижер А.В. Гаук вспоминал, что в классе М.М. Черепнина «обучению так называемой мануальной техники вообще уделялось очень мало внимания ... Каждому ученику предоставлялась возможность самому открывать «Америку». Часто она так и оставалась неоткрытой» [цит. по: 5, с. 3; 19]. Считалось, что залогом успеха в дирижерской профессии является то, что дирижер будет хорошим музыкантом. В процессе обучения регентов на дирижерскую технику также обращали мало внимания.

Далее в течение многих лет методика преподавания дирижирования совершенствовалась. В наше время существует определенный перечень учебно-методической литературы (разработке эффективных методов обучения дирижированию посвящены книги таких известных авторов, как Л. Андреева, Л. Безбородова, Т. Эстрина, С. Казачков, М. Канерштейн, Н. Колесса, К. Ольхов и другие), но широкий круг педагогических проблем, связанных с подготовкой хормейстера – учителя в школе остается и сегодня.

По нашему мнению, существует необходимость не только дальнейшего углубления индивидуального подхода к обучению студентов дирижированию, но и поиска новых методов и приемов, позволяющих усвоить «правильные» жесты, а также глубоко осознать их роль в процессе управления коллективом. Как показывает практика, совершенная мануальная техника способствует решению творческих задач. «Свободные» руки дирижера вызывают рефлекторное раскрепощение гортани, облегчают достижение хорошего звуковедения. Здесь следует обратить особое внимание на возможности инновационных технологий, связанных с информатизацией культуры, использование которых может способствовать повышению эффективности учебно-воспитательного процесса на занятиях по хоровому дирижированию.

  1. Анализ специфики изучения хорового дирижирования в педагогическом вузе. Целью курса «Хоровое дирижирование» в педагогическом вузе является воспитание специалиста высшей квалификации для управления коллективной музыкальной деятельностью учащихся общеобразовательных школ в условиях классной и внеклассной работы. В настоящее время методика преподавания хорового дирижирования в педагогическом учебном заведении является достаточно сложившейся и ее постулаты уже успели стать традиционными. Не стоит стремиться устроить революцию и отбросить методику обучения хоровому дирижированию полностью. Однако уместно дополнить ее теми методами и приемами, которые влияют на осознание учеником требований к мануальной технике и способствуют внедрению приобретенных дирижерских навыков в практику.

Предметом изучения хорового дирижирования на музыкально-педагогическом факультете являются методы и приемы управления детским и взрослым певческим коллективом. В широком смысле дирижирование, как учебная дисциплина, содержит в себе ряд различных аспектов работы в классе над хоровой партитурой, основные из которых (кроме собственно тактирования): игра на фортепиано хоровой партитуры, что дает возможность прослушать произведение в целом, определить сложные созвучия, уточнить отклонения и модуляции; пение партий с текстом (сначала с нот, затем – наизусть) без помощи музыкального инструмента. Это не только способствует развитию навыков выразительного пения, но и позволяет выяснить трудности в голосоведении произведения, а также определить методы и приемы, необходимые для их преодоления; отбор целесообразных дирижерских технических средств для воплощения художественного образа; работа над выразительностью исполнения.

Указанные аспекты работы не стоит воспринимать как этапы разучивания хорового произведения, потому что усовершенствование техники неразрывно связано с проникновением в содержание музыки.

Не подлежит сомнению то положение, что не существует какого-то особого «педагогического» стиля дирижирования. Требования к ясности и выразительности ауфтакты, убедительности кульминаций одинаковы как для выпускников консерватории, так и педагогических вузов. Но процесс изучения хорового дирижирования в условиях музыкально-педагогического факультета имеет свою специфику, характерную для будущей работы выпускника педвуза.

Главные задачи «Хорового дирижирования» на музыкально-педагогическом факультете такие: постановка дирижерского аппарата; обучение студентов выбору дирижерских приемов для выразительного исполнения конкретных произведений; максимальное развитие профессиональной эрудиции дирижера; усвоение методов информирования исполнительного коллектива); подготовка к дирижерской практике в школе и педколледже (педучилище), в т. ч. с точки зрения приемов и методов воспитательной работы; итоговый синтез теоретических знаний и практических навыков в ходе подготовки концертного выступления к государственному экзамену по хоровому дирижированию и методике работы с хором.

Решение данных задач позволит молодому специалисту сознательно совершенствовать свою дирижерскую технику. Педагогическое учебное заведение готовит не дирижера, а специалиста широкого профиля. Школьный учитель музыки должен сочетать в себе и хормейстера, и певца, и концертмейстера, и исполнителя-инструменталиста и музыковеда, а к тому же – еще и воспитателя. Такие требования предъявляют к специалисту современные программы по музыке для общеобразовательной школы.

Так, учитель осуществляет показ произведения т. е. выразительно исполняет песню, стремясь раскрыть детям её образное содержание, разучивает с хором (классом) песню, аккомпанирует исполнению песни учениками. Широкий круг будущих профессиональных обязанностей требует умения синтезировать знания, полученные на теоретических предметах, навыки игры на инструменте при изучении хоровых произведений. Именно такой синтез дает возможность превратить схематичное тактирование в дирижирование и добиться художественного воплощения музыки. Как показали наблюдения, которые проводились в Сумском государственном педагогическом университете имени А.С. Макаренко, более трети студентов дневной формы обучения даже не задумывались над синтетическим наполнением дирижерской подготовки, а среди первокурсников оказалось более 23 % таких, которые ставят общеобразовательные дисциплины в один ряд со специальными, не понимая их специфической роли в учебно-воспитательном процессе. Отнюдь не принижая значение предметов, способствующих общему развитию будущего педагога, заметим, что лучше успевают в учебе те студенты, которые сознательно ориентируются во всей иерархии учебных дисциплин факультета, понимают, ради чего они изучают тот или иной предмет.

Существенным показателем в названном исследовании было выявление недостаточной теоретической подготовки студентов по дирижированию. Так, более 26 % тех, кто учится на II–III курсах, не смогли убедительно обосновать значение индивидуализированных дирижерских жестов, так как их удовлетворял репродуктивный метод изучения данной дисциплины.

Это еще раз подтверждает мнение о целесообразности вооружения будущего учителя не столько всей необъятной гаммой дирижерских жестов, сколько прочной теоретической базой о принципах отбора и конструирования соответствующих содержанию хорового произведения дирижерских показов. Формирование надлежащей теоретической базы невозможно без усиления побудительного мотива к обучению.

Совершенствование теоретической и практической подготовки по хоровому дирижированию осуществляется с помощью методов, которые стали традиционными. Это методы наблюдения, самоанализа, обсуждения, сравнения и др. Традиционная методика до определенного этапа удовлетворяла требованиям дирижерской подготовки учителя музыки, однако сейчас методическая палитра нуждается в расширении. В условиях сокращения аудиторных часов и усиления акцента на самостоятельную работу студентов поиски путей усиления побудительного мотива к обучению представляются весьма актуальными.

Возможности активизации учебно-воспитательного процесса могут быть найдены как путем совершенствования традиционных методов, так и путем внедрения в учебно-воспитательный процесс элементов информационных технологий.

  1. Определение путей усиления побудительной мотивации на этапе постановки дирижерского аппарата. «Практика дирижирования значительно опередила теорию» [6, с. 8]. Стремление к тому, чтобы студент не только подражал в своих действиях преподавателю, но и был способен объяснить собственные действия, проанализировать произведение с точки зрения применения тех или иных дирижерских приемов может значительно активизировать усилия начинающего дирижера по решению учебных задач. Теоретические знания дают возможность четче формулировать творческую цель и быстрее находить необходимые средства для ее достижения. Кроме того, студент должен понимать, что изучение дирижерских приемов – не самоцель. Это лишь элемент той подготовки, которая позволит в будущем успешно работать с хором. И, как показывает практика, конечным результатом такого комплексного подхода является усиление побудительной мотивации студентов, четко осознающих необходимые для превращения в профессионалов шаги и последовательно, отрефлексировано их совершающих. Далее остановимся на возможностях совершенствования данного процесса.

На первых занятиях преподаватель занимается со студентом постановкой дирижерского аппарата. Требования к постановке дирижерского аппарата достаточно известны, но проходит некоторое время, прежде чем студент осознает их и начинает более-менее уверенно им следовать.

Стремясь максимально использовать возможности традиционных методов обучения, преподаватель должен предельно конкретно ставить перед студентом учебные задачи, по возможности добиваясь от студента самостоятельных решений. Это становится реализуемым по мере укрепления теоретической базы дирижерской подготовки. Необходимо донести до начинающего дирижера необходимость правильной постановки дирижерского аппарата.

Под постановкой дирижерского аппарата, как правило, понимают работу над дирижерской осанкой, развитием техники рук, координации и конкретизации жеста. Мануальная техника тесно связана с целостным восприятием исполнителями личности дирижера, поэтому мимика и взгляд должны находиться в центре внимания преподавателя и студента на занятиях по хоровому дирижированию. Облик дирижера должен выражать волю и, наряду с этим, соответствовать характеру исполняемого произведения. Целесообразно, прежде всего, объяснить студенту, что стоять перед хоровым коллективом нужно ровно, собрано, но без напряжения, с опорой на обе ноги, голова при этом немного приподнята, взгляд – направлен к исполнителям. Понятно, что сначала это – мнимые исполнители, но это представление должно быть конкретным и касаться расположения партий в хорах различного типа. Очень важно при этом добиваться от студента понимания выдвигаемых преподавателем требований.

Правильное положение корпуса должно сохраняться в процессе дирижирования, но при этом необходимо следить, чтобы студент не напрягался, стоял собрано, но свободно, потому что корпус является к тому же частью выразительного дирижерского комплекса. Одну ногу, для устойчивости, можно немного выдвинуть вперед. Нежелательно допускать, чтобы студент смотрел вниз в процессе дирижирования, что может войти в привычку и серьезно мешать установлению необходимого контакта между дирижером и певцами. Требование «смотри на хор» – одно из важнейших, особенно на первом этапе обучения. Направление взгляда должно соответствовать направленности рук. В процессе обучения тактированию необходимо следить за тем, чтобы студент не раскачивался в такт жеста. Такое раскачивание не имеет ничего общего с использованием корпуса как средства выразительности.

Выбор исходной позиции рук в своей основе опирается на следующие критерии: раскованность мышц; свобода локтевого сустава (локоть не следует прижимать к корпусу); направленность рук к исполнителям (при этом не следует слишком выдвигать руки вперед и вверх, что неизбежно вызывает излишнее напряжение мышц). Достижение удобной позиции можно условно представить в соответствии с таким планом: стать ровно, свободно опустить руки; поднять предплечья до горизонтального положения (к тому же они должны быть параллельными друг другу); выдвинуть руки вперед примерно на ширину ладони, чтобы освободить локоть (проверять это расстояние стоит уметь самому); немного приподнять кисть относительно предплечья, чтобы пальцы были направлены к хору (форма кисти должна быть естественной: если руку опустить, кисть произвольно наберет округлую форму, которая является наиболее оптимальной); необходимо следить, чтобы в данной позиции, которая называется «внимание», локоть, кисть и плечевой сустав образовывали одну линию; ладони должны быть направлены вниз, или же немного в стороны.

Когда студент научится свободно выполнять указанные выше требования, следует переходить к разбору дирижерских сеток (схем), которые представляют собой целостный комплекс движений руки, отражающий метрическую структуру такта (соотношение амплитуд заложенных в схему подготовительных жестов соответствует силе следующей доли).

Одним из эффективных методов, которые применяются на первом курсе является метод поиска бытовых аналогов дирижерского жеста. Здесь уместно вспомнить и об особенностях работы частей руки, и о выразительных возможностях жестикуляции. Этот метод, благодаря наглядности найденных с его помощью аналогов и сравнений, позволяет активизировать действия студента, направленные на интенсивное изучение хорового дирижирования. Движения рук дирижера очень напоминают работу рук художника, или маляра, который красит стену. Как правило, большинство студентов в своей жизни имели практику по покраске или побелке чего-либо и им достаточно легко вспомнить – как работают кисть и запястье. Родственным рассмотренному методу является метод привлечения двигательных ассоциаций. Движения дирижера во время тактирования могут быть похожими на движения пловца или птицы в полете. Так же наглядным является показ жестов «дай» и «не надо», которые применяются при показе динамики форте и пиано. Студент должен уже в классе работать над тем, чтобы его жесты были выразительны, понятны исполнителям, и, прежде всего, понятны самому дирижеру.

Даже те студенты, которые в быту много жестикулируют, на занятиях по дирижированию теряют выразительность жестикуляции. С таким недостатком надо решительно бороться, требуя понятных, эмоциональных, порой индивидуальных (найденных самим студентом) жестов. Преподаватель, стремясь выявить выразительные жесты студента, может призвать на помощь бытовые ассоциации, например: «А как бы ты показал в быту: тише, не разбудите ребенка».

Такие требования к основам дирижирования достаточно легко воспринимаются первокурсниками на первых занятиях, однако через некоторое время отдельные студенты начинают путать рисунок схемы, структура жеста становится неопределенной, исчезают точки. Как показали исследования, это происходит в том случае, если студент: не осознает значение мануальной техники; недостаточно заинтересован в результатах обучения; имеет слабую музыкальную подготовку.

Практика показывает, что одним из методов повышения побудительного мотива к обучению дирижированию и осознанию значения дирижерских показов является метод проведения парных занятий с первокурсниками. Два студента получают для изучения одинаковые произведения без сопровождения. Задача преподавателя организовать учебный процесс так, чтобы студенты на урок или его часть приходили вместе. Сначала один студент дирижирует, а другой является концертмейстером, затем студенты меняются. Преподаватель добивается того, чтобы студент-концертмейстер вступал по руке, а дирижер, соответственно, пытался внятно показывать вступления и снятия. Таким образом значительно возрастает эффективность учебно-воспитательной работы, чему способствует наличие соревновательного элемента. Формируется дополнительный побудительный мотив к учебе. Кроме этого, студенты практически апробируют те или иные жесты, добиваются реального совпадения жестов и звучания (чего добиться порой трудно).

  1. Внедрение инновационных технологий в процесс обучения хоровому дирижированию. Современные информационные технологии, опираясь на компьютеризированную технику, все глубже входят в жизнь человека. Внедрение информационных технологий может не только интенсифицировать учебно-воспитательный процесс на занятиях по хоровому дирижированию, но и усилить побудительный мотив к обучению. Последнее можно объяснить стремлением молодежи идти в ногу со временем и, в конце концов, модой на гаджеты, компьютерные игры, клипы и т. д., осознаванием процессов общей информатизации культуры. С другой стороны, внедряемые информационные технологии предполагают не только субъективный аспект (оценку их «привлекательности» студентами), но и объективный (те конкретные инструментальные возможности, которые они привносят в процесс обучения). С учетом сказанного рассмотрим новые возможности более конкретно.

Наше время характеризуется массовым «наступлением» инновационных, в частности, компьютерных технологий. И, если инновации господствуют в технике, – это однозначно считается прогрессом, а вот в искусстве вмешательство «искусственного интеллекта» вызывает неоднозначную реакцию. При этом существует мнение, что скоро «на один акустический клавишный инструмент (рояль или пианино) будут приходиться тысячи моделей интерактивных синтезаторов» [2, с. 4].

Не стоит рассматривать использование компьютеров, электронных инструментов в процессе обучения хоровой аранжировке как негативное явление. Это – данность. Но следует стремиться сохранить в музыкальном обучении все то ценное, что нам оставили предыдущие поколения. В частности, такой ценностью является «живая» музыка, которая исполняется на «живых» инструментах. Потому, приветствуя использование компьютерных технологий на занятиях по хоровой аранжировке, следует помнить, что только проигрывание созданной партитуры на рояле или пианино дает возможность аранжировщику ощутить расположение голосов, голосоведение, поэкспериментировать с динамикой. Слухомоторные связи, формирующиеся у музыкантов на протяжении многих лет, не могут считаться архаизмом. Проверка звучания хорового произведения на компьютере и на фортепиано должны сосуществовать, идти рука об руку, расширяя и обогащая техническое оснащение музыканта.

В современных условиях студент имеет возможность не переписывать ноты (иногда по нескольку раз), а набрать их на компьютере с помощью соответствующей нотной программы. Обучение студентов навыкам набора нот и предварительной проверки правильности звучания партитуры на компьютере является важным звеном подготовки будущего учителя музыки и хормейстера. Нотные редакторы – это программы, соединяющие мир музыкальных компьютерных технологий и существующий столетиями привычный способ нотной записи. Данные программы позволяют не только записать различными способами музыкальное произведение нотами, но и прослушать его. В них есть возможность осуществлять сканирование и распознавание нотного текста, введение текста песни непосредственно в партитуру, сведение MIDI-треков. В нотных редакторах удобно создавать аранжировки, композиции, а также партитуры любой сложности.

Существует ограниченное число особо одаренных людей, которые могут прослушивать партитуру внутренним слухом, лишь просматривая ее глазами. И компьютерные нотные программы как раз способны воспроизводить звучание хоровых партий или партитуры в целом, предоставляя данную возможность всем желающим.

В настоящее время существует большое количество нотных программ. Для начинающих пользователей целесообразно порекомендовать программу Sibelius [10]. Эта программа отличается достаточно простым и очевидным управлением. Все объекты отображаются графически понятно в файловом меню. Существуют русифицированные версии программы. Для ускорения работы предусмотрены различные функциональные сочетания клавиш. Воспроизведение отличается достаточно реалистичным отображением голосов и инструментов. Finale [7] является мощным нотным редактором, но эта программа более сложна в управлении. Программа Muse Score [8] поддерживает работу с основными популярными форматами нотных файлов, сохраняет их в виде звуковых файлов, позволяя слушать музыку через обычные плееры и в виде графического изображения. Также позволяет создавать различные клавишные комбинации для ускорения набора нот.

В условиях использования компьютерных технологий результат работы становится более наглядным, поскольку на любом этапе имеется возможность прослушать партитуру и внести в нее необходимые изменения. При этом программы-нотные редакторы служат не только для немедленного проигрывания включенными в программу средствами, но и графического набора и редактирования нотных текстов с возможностью последующего тиражирования без привлечения услуг издательства, но с профессиональным качеством печати.

Самым простым, но весьма полезным вариантом использования компьютера на занятиях по хоровому дирижированию является видеозапись с последующим воспроизведением и анализом. Здесь возникают возможности не только непосредственного разбора исполнения студентом определенного произведения, но и формирование понятия о верном темпе, ведь скорость проигрывания на компьютере легко можно варьировать. Темп исполнения легко сравнить с указаниями метронома в партитуре, проверить, «держит» ли студент темп там, где это необходимо. Редактирование видео (например, программа virtualdub) может также быть полезным в плане поисков необходимого сочетания жеста или мимики.

Запись занятий по дирижированию приносит еще одну возможность анализа успехов студента – многократность просмотров. Таким образом демонстрация достижений или промахов начинающего дирижера позволяет вести разговор о дирижерском искусстве более аргументировано. Можно не только поговорить о знаменитых дирижерах, но и посмотреть видеозапись с их участием, рассмотреть вопрос: «а как это делает, например, тот или другой из них?» Большое значение может иметь сравнительный анализ выразительной стороны дирижирования и звучания музыки (игры концертмейстера). В целом данный вид наглядности особо актуализируется при совместном просмотре видеозаписи и усиливает у студента побудительный мотив к исправлению замеченных недостатков.

При написании письменного анализа хорового произведения студент, благодаря овладению компьютерными технологиями, может не только найти в Интернете биографию композитора, но также разыскать различные варианты исполнения произведения, изучить их, что позволит сформировать собственную исполнительскую концепцию изучаемого произведения. Было бы весьма полезным решение вопроса об оцифровке нотных библиотек, что упростило бы доступ студентов к редким экземплярам партитур. Как отмечает П.А. Мичков, «Существует ряд проблем, с которыми сталкиваются представители библиотек музыкальных учебных заведений при формировании нотных коллекций в электронном виде. В первую очередь, это проблема авторского права». Поскольку в большинстве случаев библиотеки не заключают договоров правового характера с композиторами либо их правопреемниками, то деятельность по оцифровке и сохранению нот в электронном виде не может быть правомерной [4, с. 48].

Возникают вопросы и более радикальных инноваций в обучении. Так, исследователи из HRL Laboratories занимаются измерением паттернов электрической активности мозга профессионалов, осуществляющих вовлекающее психомоторные навыки управление сложным оборудованием. Затем с помощью электродов опосредованно стимулируют мозг новичков так, чтобы мозговая активность максимально возможно полно соответствовала считанной на первом этапе эксперимента. Параллельно проводится обучение в «обычном» виде. Сравнение с данными контрольной группы подтвердило тезис о том, что подобная стимуляция улучшает результаты обучения [9]. В исполнительской области искусства (например, игра на фортепьяно) на мировом (и не только) уровне концертной деятельности обретение соответствующих психомоторных навыков настолько сложно, что данная методика в будущем может найти применение. Тем не менее, актуальной остается проблема отложенных побочных эффектов, насколько упомянутое вмешательство способно затрагивать более глубокие или просто непредвиденные пласты психики.

А в обозримом будущем на основе технологий экзоскелета, технологий перчаток виртуальной реальности с обратной связью можно разработать техническое оборудование и программное обеспечение, которые бы помогали будущим дирижерам отрабатывать движения рук, давая понять о выходе за правильную амплитуду, штрих и др., таким образом до минимума сокращался бы период постановки дирижерского аппарата, что становится актуальным в условиях сокращения аудиторных занятий.

«Однако в условиях массового внедрения информационных и компьютерных технологий расширились не только позитивные, но и негативные методы воздействия СМК [средств массовой коммуникации – Е.К. и В.К.] как на отдельного человека, так и на общество в целом» [3, с. 12]. Массовая культура, представленная произведениями различного, не всегда высокого уровня, не способствует формированию эстетических ориентиров не только заурядного слушателя, но и начинающего музыканта. Это, в свою очередь, может быть уравновешено сохранением традиционных видов музыкального исполнительства. И совершенствование подготовки хоровых дирижеров как раз будет способствовать не только сохранению хорового искусства, но и его развитию. Тогда соответствующая побудительная мотивация студентов, осознающих себя не только объектами, но и субъектами информатизации, растет, позволяя решать в контексте искусства действительно сложные задачи.

Заключение. Современные тенденции развития коллективного исполнительства свидетельствуют, что совместное музицирование по-прежнему весьма популярно как среди музыкантов, так и среди публики. Например, хоровое пение, несмотря на активное наступление массовой культуры (целью последней, по Д. Еникеевой, «... является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя, что в, свою очередь, формирует особый тип пассивного некритического восприятия этой культуры у человека» [1]), по-прежнему развивается на территории СНГ. Это, в свою очередь, требует подготовки нового поколения хоровых дирижеров, способных принять все вызовы времени.

Как показывает практика, только высокопрофессиональный специалист своей деятельностью может уравновешивать те тенденции развития современной культуры, которые препятствуют развитию традиционных форм музыкального исполнительства и которые, тем не менее, представляются важными элементами человеческой культуры в целом. Более того, технические достижения современной цивилизации могут быть использованы в этом контексте конструктивно, для развития – в частности – хорового искусства, для обогащения его новыми красками.

Повышение качества дирижерской подготовки учителя музыки невозможно без усиления побудительного мотива к обучению. В данном контексте совершенствование традиционной методики преподавания хорового дирижирования в педагогических учебных заведениях необходимо вести в направлении тех методов, которые усиливают наглядность требований и результатов, вносят элемент соревнования в занятия. Значительно обновить методическую палитру в контексте современных процессов информатизации культуры может применение компьютерных технологий на занятиях по хоровому дирижированию. Информационно-компьютерные технологии способны не только придать старому содержанию новую форму, но и наполнить традиционную методику новым содержанием, предложить новые методы (сравнительного анализа на основе видеозаписи, коррекции темпа, экзоскелетной постановки дирижерского аппарата).

 

Список литературы:

  1. Еникеева Д. Массовая и элитарная культура – [Электронный ресурс]. – k2x2: 2016. – Режим доступа. –URL: http://www.k2x2.info/kulturologija (Дата обращения 08.08.2016).
  2. Живайкин П. Синтезатор – основной элемент общего музыкального образования в будущем // Музыка в школе. – 2005. – № 1. – С. 4–9.
  3. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. – М.: Академический Проект, 2006. – 448 с.
  4. Мичков П.А. Системы поиска музыкальной информации: дисс. … канд. искусствоведения. – Новосибирск, 2015. – 195 с.
  5. Мусин И. О воспитании дирижера. – Л.: «Музыка», 1987. – 248 с.
  6. Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники. – Л.: «Музыка», 1984. – 160 с.
  7. The World Standard in Music Notation Software – [Электронный ресурс]. – USA: finalemusic.com, 2016. – Режим доступа. –URL: http://www.finalemusic.com (Дата обращения 08.08.2016).
  8. MuseScore: Free music composition and notation software – [Электронный ресурс]. – Belgium: musescore.org, 2016. – Режим доступа. – URL: https://musescore.org (Дата обращения 22.02.2016).
  9. Phillips M. HRL Demonstrates the Potential to Enhance the Human Intellect's Existing Capacity to Learn New Skills – [Электронный ресурс]. – MALIBU: HRL, 2016. – Режим доступа. – URL: http://www.hrl.com/news/2016/0210 (Дата обращения 08.08.2016).
  10. Sibelius. The Fastest, Smartest, Easiest Way to Write Music – [Электронный ресурс]. – USA: sibelius.com, 2016. – Режим доступа. – URL: http://www.sibelius.com/home/index_flash.html (Дата обращения 08.08.2016).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.