Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 11 июля 2016 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Новикова Г.В. ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ И СФЕРЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО ДОБРОВОЛЬЦА // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 7(29). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 64-69.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ И СФЕРЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО ДОБРОВОЛЬЦА

Новикова Галина Викторовна

канд. психол. наук, Российский Государственный Социальный Университет,

РФ, гМосква

OVERVIEW OF A STUDY OF MOTIVATION AND VALUES THAT DEFINE THE KEY PERSONALITY TRAITS OF ORTHODOX VOLUNTEER

Galina Novikova

сandidate of Science, Russian State Social University,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию мотивационной и сферы ценностных ориентаций личности православного добровольца. Для решения поставленной задачи использовались методы тестирования, качественный и количественный анализ результатов, теоретико-методологический анализ психологической литературы. Определено содержания термина «православный доброволец». Установлено, что православному добровольцу присущи: любовь и милосердие к ближним, сострадание, сопереживание, эмпатия, активная жизненная позиция, стремление к самосовершенствованию и ответственности.

ABSTRACT

This study focuses on motivation and values that define the key personality traits of Orthodox volunteers. The research draws upon various test methods, qualitative and quantitative analysis of data and upon theoretic and methodological analysis of academic literature in the area of psychology. The study defines the term “Orthodox volunteer” and identifies the following typical traits that distinguish Orthodox volunteers: love and charity towards one’s neighbour, compassion, empathy, active stand, tendency to self-improvement and responsible attitude.

 

Ключевые слова: мотивационный профиль, православный доброволец, эмпатия, ценностные ориентации, уровень субъективного контроля, любовь и милосердие к людям.

Keywords: motivational profile, Orthodox volunteer, empathy, value system, level of subjective control, love and charity towards others.

 

На сегодняшний день добровольческая деятельность является одним из основных направлений экономического и социального развития нашей страны [1, с. 78]. Добровольчество, основанное на идеалах добра и созидания, формирует у молодого поколения активную жизненную позицию, что в свою очередь способствует социализации личности. В процессе добровольческой деятельности молодой человек учится ответственности, самоконтролю, анализу собственных действий; осознает свою значимость в решении социальных проблем; приобретает новые знания и навыки. Таким образом, посредством добровольческой деятельности молодежь включена в решение социально значимых проблем с одной стороны, а с другой – получает личностное развитие, в результате чего общество получает бесценный социальный ресурс.

Добровольческая деятельность произвольна, поскольку является результатом осознанного выбора личности; приносит пользу как обществу, группе или отдельно взятому человеку, так и самим добровольцам [4, с. 172].

Субъектом добровольческой деятельности является доброволец. Термин «доброволец» происходит от двух слов «добро» и «воля», т. е. данная деятельность осуществляется по доброй воле. Понятие «доброволец» несет в себе нравственное значение деятельности, для которой характерны: мораль, честь, милосердие, терпимость, достоинство, благородство, духовность, великодушие, ответственность.

Интерес к такому явлению как добровольчество только набирает силу в научной среде, тем не менее, существует уже немало исследований его структурно-содержательных характеристик. Однако, такое социальное явление как «православное добровольчество» не изучено. В следствии этого, мы обратились к исследованию личности православного добровольца и определили особенности его мотивационной сферы, сферы ценностных ориентаций, а также диагностировали уровень его личной ответственности.

Прежде чем перейти к обсуждению полученных нами результатов, определимся с содержанием термина «православный доброволец». Во-первых, православный доброволец имеет православное вероисповедание и принимает активное участие в жизни Церкви, участвуя в таинствах и удовлетворяя потребности и нужды прихода. Во-вторых, доброволец воспринимает свою деятельность не только как общественно-полезную, но и как личный христианский подвиг [2, с. 7]. В-третьих, православный доброволец имеет обширный круг способов удовлетворения своих христианских потребностей в служении ближнему. Это может быть помощь в реставрации Храма; выступления в церковно-приходских школах; курирование культурно-просветительской жизни интернатов и домов престарелых; оказание материальной и психологической помощи семьям, попавшим в сложную жизненную ситуацию; поддержка и адаптация людей, вернувшихся из мест заключения; уход за больными в больницах и на дому и т. д.

Определившись с основными понятиями, перейдем к обсуждению полученных результатов нашего исследования. В исследовании приняли участие 82 православных добровольца, в возрасте от 19 до 22 лет. Группа была уравнена по социально-демографическим характеристикам. Исследование мотивационной сферы личности, осуществлялось посредством использования методики В.Э. Мильмана «Диагностика мотивационной структуры личности». На основе полученных результатов, представленных на Рисунке 1, был сделан вывод о том, что для православных добровольцев в большей степени характерны развивающие мотивы (общей активности, общественной полезности и творческой активности), нежели мотивы поддержания (поддержание жизнеобеспечения, социальный статус и комфорт). Следовательно, высокие значения развивающих мотивов, говорят о сформированности представлений у испытуемых о добровольческой деятельности, а именно она воспринимается как христианская добродетель.

 

Рисунок 1. Мотивационный профиль православных добровольцев

 

Перейдем к следующему этапу нашего исследования, на котором мы определили основные особенности сферы ценностных ориентаций православных добровольцев. Для этого мы применили методику С.С. Бубнова «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности». Из полученных данных, представленных ниже, был сделан следующий вывод: базовыми ценностями добровольца являются помощь, милосердие к другим людям, любовь. Это в свою очередь, говорит о развитии морально-нравственной сферы личности.

Условные обозначения:

3,05 – приятное времяпрепровождение, отдых;

1,44 – высокое материальное благосостояние;

4,17 – поиск и наслаждение прекрасным;

4,88 – помощь и милосердие к другим людям;

4,59 – любовь;

3,59 – познание нового в мире, природе, человеке;

3,02 – высокий социальный статус и управление людьми;

4,98 – признание и уважение людей и влияние на них;

3,54 – социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе;

2,95 – общение;

3,46 – здоровье.

 

Рисунок 2. Профиль ценностных ориентаций православных добровольцев

 

Заключительным этапом нашего исследования стало определение уровня субъективного контроля добровольцев. Была применена методика УСК Д. Роттера. Полученные результаты представлены на Рисунке 3.

 

Рисунок 3. Уровень субъективного контроля православных добровольцев

 

Условные обозначения:

1 – общий индекс интернальности;

2 – индекс интернальности в области достижений;

3 – в области неудач;

4 – в производственных отношениях;

5 – в семейных отношениях;

6 – в межличностных отношениях;

7 – в отношении здоровья.

Данные значения позволили сделать вывод, православные добровольцы больше склонны искать причины жизненных событий в себе, чем во внешних факторах. Однако в некоторых случаях (в межличностных отношениях) добровольцы приписывают ответственность именно внешним причинам.

Из рисунка видно, что для православных добровольцев в большей степени характерны: развитая эмоциональная отзывчивость, интровертированность, ориентация на милосердие и помощь другим людям, эмпатия, ответственность за собственные действия [3, с. 19].

Подведем итоги. Исследование мотивационной и сферы ценностных ориентаций личности православных добровольцев позволило нам сделать ряд предположений: во-первых, православный доброволец ориентирован на решение проблем и нужд окружающих его людей, а не на удовлетворение собственных эгоистичных интересов; во-вторых, ему в наибольшей степени присущи: милосердие, эмпатия, сострадание, сопереживание, сопричастность, желание дарить любовь и заботу, активная жизненная позиция, стремление реализовать себя через творчество; в-третьих, стремление к самосовершенствованию, самоконтролю, ответственности за собственные действия, приводит к развитию и укреплению духовно-нравственной сферы личности.

 

Список литературы:

  1. Бодренкова Г.П. Системное развитие молодежного добровольчества в контексте пропаганды здорового образа жизни: метод рекомендации / Г.П. Бодренкова, С.Е. Караваешников. – М., 2011. – 78 с.
  2. Волонтерство – общие вопросы. – Тверь: Синодальный отдел по делам молодежи Московского Патриархата; Тверское региональное отделение общественной организации «Православная молодежь», 2014. – 7 с.
  3. Новикова Г.В. Социально-психологические технологии формирования социальной активности молодежи в добровольческой деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. – Москва, 2013. – 19 с.
  4. Царапина Т.П. Развитие волонтерства в молодежной среде / Т.П. Царапина. – Пермь, 2011. – 172 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.