Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 11 мая 2016 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть 1, Сборник статей конференции часть 2

Библиографическое описание:
Сыдыкбеков Р.Д. АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОПРИРОДНОСТИ МЫШЛЕНИЯ КЫРГЫЗОВ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5(27). Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 38-44.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОПРИРОДНОСТИ МЫШЛЕНИЯ КЫРГЫЗОВ

Сыдыкбеков Расул Дилдекалиевич

канд. филос. наук, ст. науч. сотр., Институт философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Кыргызской Республики,

Кыргызская Республика, г. Бишкек

AXIOLOGICAL MEANING OF SOCIO-NATURALNESS OF THE KYRGYZ’S THINKING

Rasul Sydykbekov

candidate of Philosophical Sciences, Senior Research Scientist, Institute of Philosophy and Political-Legal Studies of National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic,

Kyrgyzstan, Bishkek

 

АННОТАЦИЯ

Актуальность рассматриваемый темы определяется глобальным экологическим кризисом, диктующим необходимость осмысления фундаментальных проблем бытия общества и его взаимодействия с природой и индивидом, существенной трансформации этнического сознания. При этом аксиологическое содержание социоприродного мышления кыргызов состоит в том, что обновляются и развиваются экогуманистические, космоцентрические, эконравственные и этико-эстетические ценности в контексте принципа универсального коэволюционизма, создаются реальные возможности для сохранения целостности и самоценности, уникальности и неповторимости, многообразия и богатства природного бытия.

ABSTRACT

The relevance of the considered topic is determined by the global environmental crisis dictating the necessity of understanding the fundamental problems of society existence and its interaction with nature and the individual, substantial transformation of ethnic consciousness. This axiological content of socionatural thinking of the Kyrgyz is that eco-humanistic, cosmocentric, eco-moral and ethical and aesthetic values are updated and developed in the context of the principle of universal coevolutionism; real opportunities for the preservation of the integrity and self-worth, uniqueness and originality, diversity and richness of the natural life are created.

 

Ключевые слова: социоприродное мышление; аксиологическое значение; устойчивое развитие; коэволюция; экогуманизм.

Keywords: socionatural thinking; axiological meaning; stable development; coevolution; eco-humanism.

 

Сегодня, на пороге третьего тысячелетия, человечество с тревогой вглядывается в свое будущее. Путь приобретения материальных благ за счет утраты культурных и духовных ценностей, потери живительной связи с Природой неуклонно ведет к социально-экономическим и экологическим кризисам, ставит под вопрос само выживание человечества. Политика, основывающаяся на узкогрупповых интересах, разобщает людей, страны, социальные и этнические группы, противопоставляет общество и природу. В условиях современной глобализации появилась реальная угроза потери разнообразия мира и идентичности, самоценности культур, которые являются незаменимой основой и обязательным условием устойчивого развития [2, с. 82].

В рамках каждой национальной или этнической культуры можно выделить как, безусловно, традиционные моменты идеи социоприродности мышления кыргызского народа, требующие своего последующего развития, так и приемлемые (или неприемлемые) в сегодняшних условиях инновационные тенденции этнического социоприродного мышления. В этом плане аксиологическое содержание социоприродного мышления кыргызского народа в контексте традиционного и инновационного оценить однозначно особенно сложно.

Сегодня стоит архиважный вопрос об изменении отношения современного человека к природе, о пересмотре этико-гуманистических принципов в его разнообразном событии с окружающей средой, которая в современных условиях как никогда нуждается в «заботе».

В данном контексте социоприродность мышления кыргызского народа, на наш взгляд, представляют собой систему наиболее общих взглядов и представлений этноса на природу, мотивирующих деятельность и поведение людей в целях обеспечения надежного гарантированного бытия, гармоничного общения с природным макрокосмом. Социоприродность мышления кыргызского народа, выражая духовно-нравственный аспект многогранного, противоречивого отношения людей к природной целостности, имеют эволюционную природу, в частности, эта система социоприродности мышления, с одной стороны, содержит в себе истоки своего бытия; с другой – аксиологическое содержание, ярко обнаруживающаяся в единстве в ней традиционного и инновационного. При развертывании изучаемого феномена в социальном пространстве и историческом времени, как правило, появляются и расширяются новые горизонты, ценностные парадигмы гармоничного взаимодействия субъекта (человека, коллектива, этноса, нации, народностей и народа в целом) и объекта (предметы, явления и процессы биосферы или космической среды), которые показывают диалектичность коэволюционного развития социоприроды.

В новом геосоциальном, геополитическом и этнокультурном пространстве мы стоим перед объективной необходимостью существенного изменения социально-культурного и духовно-нравственного, ценностно-гуманистического измерения человека, т. е. духовного мира, индивидуального и общественного сознания, экологической культуры, социальных (этнических, национальных, гражданских и личностных) и эколого-ценностных ориентаций, жизненных замыслов, морально-эстетических модификаций и др., глубоко затрагивающих систему социоприродных отношений в условиях глобализации. Подобными радикальными изменениями связаны аксиологические императивы идеи социоприродности мышления кыргызского народа, ценностные парадигмы устойчивого развития социума, которые предполагают новую концепцию самореализации личности, людей, активизации их деятельности в развитии коэволюционной социоприродной формы бытия.

Ценностно-инновационный потенциал идеи социоприродности мышления кыргызского народа ярко обнаруживается в ее возрастающей роли в обеспечении устойчивого социально-экологического, и экономического развития. Аксиологическое значение социоприродности мышления кыргызского народа, выступает как важнейший регулятивный фактор формирования эколого-ценностного аспекта устойчивого развития не только общественных, но и социоприродных систем, ибо ее указанное содержание основано на том, что процветание жизни на Земле представляет собой высшую (смыслосодержащую в масштабе всего человечества) непреходящую ценность и стратегическую цель. В этом аспекте «человеческое деяние благородно, когда оно направлено на сохранение гармоничности, красоты, разнообразия и стабильности всех экосистем планеты, и будет противоестественным, если все будет происходить наоборот» [3, с. 98]. Эколого-ценностный аспект устойчивого развития, обусловленный аксиологией социоприродности мышления кыргызского этноса, указывает на систему оценок человеческих поступков с точки зрения экосистемного блага и призывает оценивать, воспринимать природу скорее, как полноценный субъект коэволюции нежели как объект покорения.

Духовно-нравственные, ценностно-нормативные основы устойчивого развития в свое время признавались, обсуждались и западными аналитиками – Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз и Й. Рандерс, которые подчеркивали, что «революция перехода к устойчивому развитию должна включать социальные преобразования, позволяющие воспитывать и проявлять лучшие, а не худшие стороны человеческой натуры» [6, с. 255], тем самым учитывались аксиологические и праксиологические моменты в функционировании социоприродности мышления. Поэтому устойчивое развитие с философско-методологической и социально-экологической позиции, есть системный способ усвоения экологических ценностей, аксиологического содержания идеи социоприродности мышления кыргызского этноса с учетом многообразия их системообразующих элементов, достижения оптимального взаимоотношения, гармонии между обществом и природой, между субъектами мирового сообщества, между настоящим и будущим всего человечества. Такая концепция должна стать новой философией социоприроды, в частности, экологической стратегии развития Кыргызстана в условиях глобализации, обосновывающая необходимость системно-аксиологического подхода к решению общественно-экономических, этно (национально) – культурных, духовно-нравственных и социально-экологических задач в их неразрывном единстве.

Развитие ценностно-инновационных ориентиров социоприродности мышления кыргызского этноса предполагает взаимосвязь устойчивого развития социальных и природных систем различного уровня с духовностью, нравственностью, поскольку становятся очевидными ограниченность традиционных рационалистических основ принятия решений в природопреобразующей, экологической деятельности в целом. В этом отношении в социально-природном развитии становятся востребованными духовные ценности, нормы высокой морали. С этой позиции концепция устойчивого развития основана на предвидении возможной гармонии социально-экономического развития и сохранения природной среды (биосферы), обогащении аксиологического потенциала экологической культуры.

Устойчивое развитие социоприродных систем возможно при определенном разрешении в каждый исторический момент времени противоречий, порождаемых в ходе взаимодействия общества и природы. Эти противоречия носят системный характер, затрагивают чрезвычайно широкий круг вопросов и, в конечном итоге, отражаются на социально-экономических, культурно-исторических, духовно-нравственных и политических процессах. Важнейшим регулятивным фактором в данном случае могут выступить этические принципы, ценности экологической культуры, этики и формирующаяся «культура устойчивого развития» [5, с. 96].

Оптимизация управляемого перехода к устойчивому будущему возможна при условии духовно-нравственного совершенствования людей, развития значимости социоприродности мышления кыргызского народа, изменения субъектных качеств (личностных, этнонациональных, гражданских и др.) на основе гуманистическо-экологических ценностей. Значит необходимо принять поистине срочные меры, чтобы обрести свойство экологического самообеспечения, и прежде всего, этому должен способствовать переход на новую культуру, в отличие от традиционной, можно назвать эконравственной, а в перспективе и ноосферной (инновационной) культурой, глубокое усвоение ценностей социоприродности мышления кыргызского этноса [4, с. 25–28]. Именно такой подход соответствует установкам аксиологически наполненного содержания системы социоприродности мышления кыргызов, которые означают, что активная экологическая деятельность людей, социумов не должна нарушать законы природы, а общественное производство следует развивать с учетом культурно-созидательного потенциала социоприродности мышления кыргызского этноса, антропокосмических ценностей, чтобы социально-культурное, социумно-цивилизационное развитие, его диалектика в целом отвечало требованиям как социально-экономической, так и экологической эффективности, целесообразности и экологического благополучия [7, с. 31–38].

Необходимо подчеркнуть, что в эволюционной сущности, имманентном содержании социоприродности мышления кыргызского народа важное место занимают моральные нормы и нравственность поведения, действия и отношения в довольно сложной системе «человек-общество-природа». На самом деле, в силу того, что область их функционирования – это фундаментальные, базовые взаимоотношения общества и природы, они выделяются по своей значимости среди других системообразующих элементов общего социоприродного мышления безусловной важности. Здесь следует также обозначить особое место социоприродности мышления кыргызского народа во всей структуре социоприродного знания и поведения. Имея в виду выше сказанное, основатель учения о биосфере В.И. Вернадский писал: «Самыми главными вопросами являются вопросы этические, вопросы о том, как следует вести себя при тех или иных условиях жизни» [1, с. 386]. Наверное, позволительно дополнить это авторитетное высказывание предположением, что квинтэссенция социоприродности мышления кыргызского народа проявляется прежде всего, в оздоровлении духовного мира общества, освоении высокой культуры и гуманистической морали, развитии духовно-нравственного потенциала субъектов по отношению к миру (природного и социоприродного бытия), признание сущностной ценности природных объектов.

Таким образом, в аксиологическом содержании социоприродности мышления кыргызского этноса преобладают ценностно-мировоззренческие, духовно-нравственные и гуманистическо-нормативные подходы к сущности взаимодействия общества, природы и человека. Тем самым совокупность объективно функционирующих правил и принципов экологического мировоззрения нашего этноса системно выражает ценностный характер и аксиологическое содержание ее бытия. Множество принципов системы социоприродности мышления кыргызского народа (ненасилие, экологический императив, партнёрство, экогуманизм, социально-экологическая ответственность и др.) с разных сторон, аспектов выражает особенности духовно-моральной сущности данного феномена.

 

Список литературы:

  1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста [Текст] / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1988. – 519 с.
  2. Конопляников Ю. Человек и Вселенная: каналы взаимодействия [Текст] / Ю. Конопляников // Материально-техническое снабжение. – 1991. – № 7. – С. 80–84.
  3. Кунанбаев А. Книга слов [Текст] / А. Кунанбаев. – Алма-Ата: Жалын, 1982. – 260 с.
  4. Логвинов А.А. Ценностные факторы в развитии социоприродных систем (философский анализ) [Текст]: автореф. дис. … канд. филос. наук. – М., 2006. – 29 с.
  5. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование [Текст] / Н.М. Мамедов. – М.: РЭФИЯ, 1996. – 151 с.
  6. Медоуз Д.Х. За пределами роста [Текст] / Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз, Й. Рандерс. – М.: Прогресс: Пангея, 1994. – 304 с.
  7. Шепа В.В. На пути к экоонтологии [Текст] / В.В. Шепа. – Ужгород: Карпаты, 1991. – 125 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.