Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 18 апреля 2016 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Слепокурова Т.В. АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В СКАЗКАХ Г.Х. АНДЕРСЕНА // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 4(26). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 110-118.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В СКАЗКАХ Г.Х. АНДЕРСЕНА

Слепокурова Татьяна Владимировна

канд. филос. наук, доц. кафедры Современного русского языка и методики его преподавания Института филологии, массовой информации и психологии ФГБОУ ВПО «Новосибирского государственного педагогического университета»,

РФ, г. Новосибирск

ARCHETYPES OF THE COLLECTIVE UNCONSCIOUS IN A FAIRY TALE BY HANS CHRISTIAN ANDERSEN

Tatiana Slepokurova

сandidate of Philosophy, assistant professor of Novosibirsk State Pedagogical University,

Russia, Novosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье представлены результаты психологического анализа текстов сказок Г.-Х. Андерсена. Анализ текстов двадцати шести сказок Г.-Х. Андерсена позволил выделить следующие архетипы коллективного бессознательного: Матери, Женщины (Анимы), Тени, Трикстера, Друга, Героя, Разрушения. Теоретическим основанием для выделения данных архетипов послужили работы К.Г. Юнга. Предпринята попытка проанализировать отражение в сказках индивидуального бессознательного автора и архетипов коллективного бессознательного.

ABSTRACT

This article presents the results of a psychological analysis of fairy tales Hans Christian texts Andersen. Text analysis of twenty-six tales Hans Christian Andersen possible to identify these archetypes of the collective unconscious: Mother, Women (anima), Shadow Trickster, Friend, the Hero of Destruction. The theoretical basis for the allocation of these archetypes were the work of C.G. Jung. An attempt to analyze reflected in the tales of the individual author and the unconscious archetypes of the collective unconscious.

 

Ключевые слова: Г.Х. Андерсен; архетип; индивидуальное бессознательное; коллективное бессознательное.

Keywords: Hans Christian Andersen; the archetype; the individual unconscious; the collective unconscious.

 

В данной статье предпринята попытка психологического анализа текстов сказок Г.Х. Андерсена. Анализ текстов двадцати шести сказок Г.Х. Андерсена [1] позволил выделить следующие архетипы коллективного бессознательного: Матери, Женщины (Анимы), Тени, Трикстера, Друга, Героя, Разрушения, которые отражают психологическое содержание сказок.

Архетипом коллективного бессознательного, по мнению К. Юнга, является то, что не принадлежит к личному опыту человека [8]. В случае Андерсена – это отсутствие собственной семьи, детей. В сказках Андерсена отражаются обе сферы бессознательного: коллективное и индивидуальное. В индивидуальном бессознательном Г.Х. Андерсена отражен его личный жизненный опыт, нереализованные потребности, вытесненные эмоции, а из коллективного бессознательного в сказках Г.Х. Андерсена мы можем встретить архетипы Матери, Женщины (Анимы), Тени, Трикстера, Друга, Героя, Разрушения.

«Всякий образ мыслей обусловлен определённым психологическим типом» [6, с. 207], поэтому своеобразие произведений не создаётся писателем целенаправленно, а вытекает из его психологического, эндокринологического статусов, типа ВНД, в том числе и из их нарушений [4].

Психологическая дихотомия структуры личности (мужская-женская) в творчестве Андерсена может рассматриваться как отражение психосексуальных особенностей самого Г.Х. Андерсена. Например, он с детства выделялся тем, что охотно выполнял женские ручные работы и долго ещё впоследствии шил для кукол платья. Имел женский голос [9]. Сексуальная сфера писателя характеризовалась как «латентно-гомосексуальная» «с сочетанием женских черт с мужскими» [10, с. 323]. Сам Андерсен чувствовал двойственность своей природы: «Он испытывал нервный страх перед суровой реальностью жизни, ему не хватало мужской твёрдости, из-за чего он временами говорил о своей наполовину женской натуре. Его нерешительность проявлялась «в более чем осторожном отношении к женщинам» [3, с. 216].

Об Андерсене известно, что он производил впечатление «незрелого человека», который так и «не отважился вкусить плоды эротики в кратковременной любовной связи, хотя для этого у него были многочисленные возможности ... Его потребность в женщинах была велика, но страх перед ними ещё сильнее» [3, с. 217].

«Андерсен был просто безнадёжно неудачливым в любовных делах эксцентриком, жаждавшим глубоких чувств, ласки и слов одобрения и восхищения» [5, с. 9].

Сочиняя сказки, Г.Х. Андерсен мог социально приемлемым способом отреагировать эмоциональное напряжение от неудовлетворенной любви, от страха перед женщинами. В сказках Г.Х. Андерсен подвергает своих героинь жестоким страданиям.

Например, он их топит: в сказке «Затонувший монастырь» [2] множество женщин заживо погребаются на дне озера.

Превращает в воздух: в сказке «Русалочка» [1, c. 61–81] героиня спасает тонущего принца, влюбляется в него. Ради своей любви она отказывается от родного дома, от своего прекрасного голоса, отказывается от своей сущности, от себя самой. Русалочка полностью отдается во власть судьбы во имя своей любви. Любовь для русалочки – это постоянное преодоление физических и нравственных мук. Физических – потому что «каждый шаг причинял ей такую боль, будто она ступала по острым ножам» [1, c. 75], нравственных – потому что она видит, что принц находит свою любовь. Его свадьба должна убить ее: превратить в морскую пену. Но Андерсен дает Русалочке шанс вернуться обратно в свою семью, во дворец морского царя, и прожить триста лет. Русалочка понимает, что все ее жертвы были напрасны, она теряет все, и жизнь в том числе.

Сжигает в камине: в сказке «Стойкий оловянный солдатик» [1, c. 114–119], верность возлюбленных (один из которых калека, одноногий) заканчивается сожжением героев в очаге - символе любви и домашнего солнца.

Замораживает на холоде в сказке «Девочка со спичками» [1, c. 281–284]. Голодный и босой ребёнок, продавая спички («отец прибьет ее!»), замёрзает на улице в новогоднюю ночь, когда вокруг веселье и праздник.

Заставляет вязать рубашки из крапивы: в сказке «Дикие лебеди» [1, c. 119–133] героиня должна, спасая своих братьев, связать одиннадцать рубашек из крапивы, которую к тому же надо было не только нарвать («руки покроются волдырями от ожогов»), но и размять ногами, да при этом ещё «не говорить ни слова». И даже, выполнив, все эти жестокие требования, девушка лишь в последнее мгновение избегает участи быть сожжённой.

Отрубает голову: в сказке «Огниво» [1, c. 5–11] герой (по замыслу Андерсена – положительный персонаж, архетип Героя) вместо благодарности за возможность неожиданно разбогатеть, обманывает ведьму (старую женщину, архетипы Матери и Анимы) и отрубает ей голову. Затем волшебные собаки каждую ночь привозят герою из королевского замка принцессу. Когда же родители принцессы вмешиваются и пытаются наказать его – псы набрасываются на королевскую чету, швыряют их в воздух, в результате чего они «разбиваются вдребезги» (архетип Разрушение). Солдат женится на принцессе и становится королем. Принцессу не смущает гибель родителей, она выходит замуж и становится королевой.

Таким образом, мы находим многочисленные примеры, как в своих сказках Г.Х. Андерсен подвергает немилосердным мучениям женщин всех возрастных категорий: от девочек до старушек.

Эти факты можно рассматривать как проявление негативных сторон архетипов Анимы и Матери. Как и многие другие архетипы они характеризуется двойственностью проявлений и могут вызывать одновременно диаметрально противоположные эмоции: восторг и ужас, благоговение и страх. Отрицательными символами архетипа Матери «… являются ведьма, … глубокие воды, смерть … бездна, мир мертвых, все поглощающее, искушающее, т. е. то, что вселяет ужас и что неизбежно как судьба» [8, с. 157]. В приведенных выше примерах архетип Анимы отражает такие качества как: сексуальность, разрушительность.

Жестокость по отношению к родителям в сказке «Огниво» можно рассматривать как проекцию Г.Х. Андерсена к собственным родителям. Он рано потерял отца. Семья без отца бедствовала. Мать Г.Х. Андерсена «в связи с пьянством была помещена в богадельню», где и скончалась от белой горячки [3, с. 117]. Г.Х. Андерсен в 14 лет уехал из дома и начал самостоятельную жизнь. Таким образом, неудовлетворенность базовых потребностей в материнской любви и принятии, нищее безрадостное детство, отсутствие эмоционально-теплых отношений с родителями, – и как следствие – бессознательная агрессивность по отношению к ним.

Архетипы Матери и Анимы можно увидеть и в сказке «Снежная Королева». Снежная Королева опять же проявление негативной стороны архетипа Матери: смерть, мир мертвых, искушение. Снежная Королева олицетворяет Смерть. Целуя Кая, она передает ему ощущение смерти, через которое инициированный обязательно должен пройти. Волчий вой, который слышен во время их путешествия, так же служит показателем прохождения пути Смерти, поскольку волки – проводники в потусторонний мир. Герда (архетип Друга, положительные стороны архетипов Матери и Анимы) задабривает реку красными, в цвет крови, башмачками, чтобы она сказала ей, не забрала ли она Кая в мир иной. Реку здесь можно рассматривать, во-первых, как «глубокие воды» – отрицательное проявление архетипа Матери, а, во-вторых, как связующее звено между миром живых и мертвых.

Затем Герде попадается на пути домик старушки-цветочницы, умеющей колдовать (ведьма – архетипы Матери и Анимы). Старушка решает оставить девочку себе, для чего расчесывает ее волосы волшебным усыпляющим гребнем. Сон здесь тоже можно рассматривать как один из видов смерти (архетип Матери). С этого момента, с каждым новым этапом своего продвижения к цели, девочка приобретает друзей и союзников: розы (символ архетипа Анимы) из сада цветочницы говорят ей, что не видели Кая под землей, когда волшебница заточила их туда. Ворон с вороной знакомят ее с Принцессой и Принцем (положительное проявление архетипов Отца и Матери: сочувствие, забота, покровительство), которые дарят героине карету и теплую одежду для продолжения путешествия. Попадая к маленькой разбойнице, Герда пересекает еще одну архаичную границу между царством живых и мертвых – темный лес (негативные стороны архетипа Матери: тайное, загадочное, темное).

Лапландка и финка призывают добрые силы для главной битвы Герды со Снежной Королевой ради спасения Кая. Их появление в сказке можно рассматривать как проявление архетипа Друга (доброта, душевность, верность, мораль) и положительное проявление архетипа Анимы (интуиция, мудрость).

Таким образом, весь путь Герды к Каю в психологическом значении – это взаимодействие коллективного бессознательного с индивидуальным, результатом которого являются: во внешнем плане возвращение Кая и приобретение новых друзей, а во внутреннем (психологическом) формирование личностных новообразований, таких как выносливость, терпеливость, сила воли, доверие, любовь, доброта к окружающим.

Следующий архетип, который можно выделить – это Трикстер. Трикстер (англ. Trickster – обманщик, ловкач) в мифологии, фольклоре и религии – божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия, либо не подчиняющееся общим правилам поведения [7, с. 338–356]. В современной литературе трикстер сохранился как архетипический персонаж, не обязательно божественный или сверхъестественный. У Г.Х. Андерсена проявлением архетипа Трикстера является персонаж Ганс-Чурбан в одноименной сказке.

В фольклоре и в, частности, в сказках трикстер представляется как сообразительный озорной человек или существо, которое пытается противостоять опасностям и проблемам окружающего мира с помощью различных уловок и хитростей.

Например, во многих сказках можно встретить такой сюжет: верховный правитель выбирает своей дочери жениха, устраивая различные испытания. Храбрые герои, принцы и рыцари по разным причинам не могут эти испытания выдержать. Тогда появляется простой бедный крестьянский сын, который с помощью своей находчивости и ума без борьбы, каким-нибудь необычным способом, или с помощью необычных предметов, дурачит чудовищ, злодеев и избегает прочих опасностей. Таким образом, наименее желательный кандидат проходит все испытания и получает награду. Этот распространенный сюжет лежит в основе сказки Г.Х. Андерсена «Ганс-Чурбан».

Тень – один из основных архетипов в структуре коллективного бессознательного К.Г. Юнга. В творчестве Г.Х. Андерсена она представлена одноименной сказкой.

По Юнгу, чем более дифференцированным становится сознание, тем больше опасность разрушения состояния устойчивости. Для того, чтобы этого избежать, и подняться в своем развитии, человек должен познать свою темную сторону, встретится с собственной Тенью. Тень – это желания, тенденции, переживания, все то, что вытесняется сознанием и уходит в бессознательное. Тень нельзя игнорировать, т. к. можно, не осознавая этого, оказаться в ее плену.

Тень является подавленной, теневой, негативной и животной стороной личности, содержит социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и желания. Но она обладает и положительными качествами. Юнг говорил о Тени как об источнике жизненной силы, спонтанности, творческого начала в человеке.

По мнению Юнга, держать под контролем Тень, направлять в нужное русло ее энергию – задача сознания (Эго). Это необходимо для того, чтобы, во-первых, жить в гармонии с другими, а во-вторых, открыто выражать свои импульсы и реализовывать свой творческий потенциал.

Юнг считал, что личность никогда не может «перепрыгнуть» через собственную Тень или «обмануть» ее. Признание существование Тени необходимо для осознания своего несовершенства.

Увидеть свою Тень человеку очень полезно. Это позволяет лучше осознать светлую сторону своей личности. Два противоположных архетипа – Персона и Тень, которые являются структурными компонентами личности, по теории Юнга, позволяют одновременно воспринимать свою Тень и свой Свет, что дает личности возможность обрести Самость. Тень, входящая в индивидуальное бессознательное, неразрывно связана с коллективным – самой глубинной системой психики.

В сказке Г.Х. Андерсена, Тень – активно действующий персонаж, двойник человека, воплощает в себе все самые дурные стороны, которые человек обычно старается скрыть. Тень всегда старается загородиться от света своим господином, и хочет стать самостоятельной. Эта трагическая сказка была написана в Неаполе, летом 1846 года во время невыносимой жары, которая, по собственному признанию Г.Х. Андерсена, превратила его в «тень». Жара присутствует и в сказке: «… просто сил никаких не было терпеть эту жару! Ученому … казалось, будто он сидит в раскаленной печке … он исхудал и даже тень его как-то вся съежилась» [1, с. 310].

В центре сказки «Тень» – проблема ученого, который пишет книги об Истине, Добре и Красоте. Но в мире, где ценятся только ловкость и деньги, его книги никому не нужны, и он превращается в слугу собственной тени. Но он не готов смириться и не теряет чувства собственного достоинства. Он хочет предупредить королевскую дочь, что ее будущий супруг – тень, но его никто не слушает.

В сюжете сказки Г.Х. Андерсена отражен процесс взаимодействия личности со своими структурными компонентами (архетипами): Эго, Персоной и Тенью. Взаимодействие начинается с того, как ученый и Тень отправляются вместе путешествовать и, поскольку они знакомы с детства, ученый предлагает им выпить и перейти на «ты», после чего Тень начинает чувствовать себя господином. В ней усиливается ненависть, тщеславие, потребность властвовать, выставлять напоказ свое обретенное превосходство. Тень пытается уговорить Ученого сделаться его тенью. Ученый формально не соглашается с предложением Тени, но это ничего не меняет, Тень добивается своего, становится самостоятельно действующим персонажем. Смерть ученого остается никем не замеченной. В психологическом контексте – это означает, что Эго теряет контроль над Тенью, и Тень, как негативная сторона личности, берет управление личностью на себя и, в конце концов, полностью подчиняет себе личность, заменяя собой Эго. Это может свидетельствовать о слабости Эго (Сознания) и о недостаточно сформированной такой психической структуры (архетипа) как Персона (аналог Сверх-Я в структуре личности З. Фрейда), которая отвечает за поведение человека в социуме, умение предвидеть и контролировать последствия своих действий и поступков, выстраивать стратегию поведения с учетом социальных норм.

В сказке Г.Х. Андерсена Тень неуязвима, она многого достигла, стала богатой, имеет высокий социальный статус в обществе (женилась на принцессе), а Ученый пассивен, позволяет Тени быть самостоятельной, добровольно ее отпускает, идет на поводу у нее.

Таким образом, в психологическом содержании сказок Г.Х. Андерсена, мы видим отражение его жизни, личностных свойств и архетипические соответствия основных событий его жизни и личностных качеств, их символы. Его страдания – не только переживания частного лица – это бессознательные экзистенциальные страдания, свойственные большинству людей.

И в сюжетах и в образах его сказок мы находим проявление двух пластов бессознательного: личного и коллективного (в виде архетипов).

 

Список литературы:

  1. Андерсен Г.Х. Полное собрание сказок и историй в одном томе. – М.: Альфа-книга, 2014. – 1056 с.
  2. Андерсен Г.Х. Затонувший монастырь URL: http://www.sky-art.com/andersen/tales/ru/203_1_ru.htm (Дата обращения: 18.02.2016).
  3. Грёнбек Б. Ханс Кристиан Андерсен: Жизнь. Творчество. Личность / Пер. с дат. – М.: Прогресс, 1979. – 237 с.
  4. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М.: Академический проект, 2015. – 327 с.
  5. Уоллас И. Интимная сексуальная жизнь знаменитых людей. Минск: Красико, 1993. – 320 с.
  6. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев: Air Land, 1994. – 405 с.
  7. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов / К.Г. Юнг, К. Кереньи. – М.: Совершенство; Киев: Port Royal, 1997. – С. 338–356.
  8. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991. – 304 с.
  9. Hansen А., H.C. Andersen. Beweis seiner Homosexualität. Jb. Sex. Zwischenst. URL: http://www.hans-christian-andersen.de/biografie (Дата обращения: 18.02.2016).
  10. Lange-Eichbaum W., Kurth W. Genie, Irrsinn und Ruhm. München – Basel: Reinhardt., 1967. – С. 323.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий