Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 12 мая 2015 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Степанова А.С., Лукина И.И. «РАЗМЫШЛЕНИЯ». МАРК АВРЕЛИЙ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5(21). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

«РАЗМЫШЛЕНИЯ».  МАРК  АВРЕЛИЙ

Зеленский  Олег  Александрович

научный  руководитель,  канд.  филос.  наук,  старший  преподаватель,  кафедра  Философии  и  гуманитарных  наук,  МЭСИ,  РФ,  г.  Москва

Степанова  Анастасия  Сергеевна

студент  3  курса,  кафедра  банковского  дела  и  финансового  менеджмента  МЭСИ,  РФ,  г.  Москва

E-mail: 

Лукина  Ирина  Игоревна

студент  3  курса,  кафедра  банковского  дела  и  финансового  менеджмента  МЭСИ,  РФ,  г.  Москва

E-mail: 

 

Марк  Аврелий  был  мудрый  человек,  талантливый  полководец  и  великий  философ,  жизненный  путь  которого  вот  уже  множество  веков  остается  одним  из  лучших  примеров  бескорыстного  и  самоотверженного  служения  государству. 

С  самого  детства  Марк  Аврелий  был  вдумчивым  и  серьезным  ребенком:  в  то  время  как  его  сверстники  играли  в  парках  под  присмотром  слуг,  маленький  Марк  изучал  философию,  риторику  и  геометрию,  упражнялся  в  ораторском  искусстве.  Возможно  это  стремление  к  знаниям,  желание  понять  окружающий  мир,  а  также  сметливость,  собранность  и  серьезность  обратили  внимания  Антонина  Пия  на  восьмилетнего  мальчика  —  император  усыновил  Марка,  дал  ему  прекрасное  образование  и  сделал  своим  преемником  [1].

Надо  сказать,  что  всем  остальным  наукам  Марк  Аврелий  предпочитал  философию,  ведь  именно  в  ней  он  видел  возможность  развития  личности,  общества  и  государства.  В  юношестве  по  совету  своего  учителя  Юния  Рустика  он  прочитал  «Разговоры»  Эпиктета.  Эта  книга  произвела  на  Марка  неизгладимое  впечатление,  и  с  того  момента  он  стал  последователем  стоической  школы  [3].

На  протяжении  развития  всей  человеческой  мысли  люди  задавались  схожими  вопросами:  что  есть  жизнь  и  смерть?  Есть  ли  смысл  в  нашем  существовании?  Как  прожить  отведенный  нам  век  достойно,  как  с  честью  противостоять  невзгодам?  Каждая  философская  школа  отвечала  по-своему,  но  я  расскажу  об  основных  учениях  позднего  стоицизма,  а  точнее,  о  рассуждениях  Марка  Аврелия  в  его  дневнике.  Так  как  «Размышления»  —  это  отражение  идей  Эпиктета  и  Сенеки  через  призму  понимания  императора,  то,  проанализировав  записи  цезаря,  мы  сможем  предположить,  какими  были  представления  стоицизма  того  времени. 

Во-первых,  стоическая  школа  утверждала,  что  существует  высший  разум,  Логос,  которым  и  управляется  все  во  вселенной,  а  поэтому  что  ни  происходит  —  то  благо. 

Значит  долг  человека  —  следование  своей  судьбе  и  принятие  роли,  ему  уготованной.  Марк  Аврелий,  к  примеру,  никогда  не  хотел  быть  императором,  он  мечтал  о  философствовании,  уединении  и  покое  [2].  Однако  судьбой  ему  было  наказано  стать  цезарем  Великой  Римской  Империи,  и  до  последнего  дня  Марк  Аврелий  с  честью  и  достоинством  выполнял  свой  гражданский  долг.  «Любить  то,  что  тебе  выпало  и  отмерено.  Что  уместнее  этого?»  —  пишет  философ  в  «Рассуждениях»,  как  будто  бы  напоминая  себе  о  необходимости  мужественно  принимать  возложенные  судьбой  обязательства,  не  жаловаться  на  них,  а,  наоборот,  быть  благодарным. 

Во-вторых,  стоики  считали,  что  смерть  есть  абсолютно  естественное  явление,  такое  же  благо  как  и  рождение  человека,  а  потому  не  имеет  смысла  бояться  ее  или  всячески  избегать.  В  «Размышлениях»  Марк  Аврелий  утверждает:  «что  ни  случается  —  привычно,  знакомо,  как  роза  по  весне  или  плоды  летом.  Таковы  и  болезнь,  и  смерть,  клевета  и  коварство  и  столько  еще  такого,  что  радует  или  огорчает  глупцов».  Каждый  из  нас  рано  или  поздно  уйдет  из  жизни,  это  закономерное  явление  природы,  так  к  чему  тогда  бессмысленные  переживания?  Итог  один,  а  потому  нельзя  позволять  страху  за  свое  будущее  отравлять  душу.  Жить  нужно  так,  как  будто  каждый  твой  день  —  последний,  и  больше  не  будет  возможности  простить,  или  попросить  прощения,  исправить  ошибки  или  оправдать  свои  деяния. 

Проклятье  нашего  века  —  это  суетность  и  непонимание  близости  смерти,  а  потому  мне  кажется,  что  именно  об  этом  наставлении  необходимо  рассказать  как  можно  большему  количеству  людей,  ведь  в  нем  многие  смогут  найти  успокоение  и  правильный  путь  в  жизни. 

В-третьих,  Марк  Аврелий  придерживался  идеи  о  всемирном  государстве,  в  котором  по  закону  природы  каждый  из  нас  равен  от  рождения.  А  потому  не  важно,  какое  положение  в  обществе  ты  занимаешь  —  раба  или  рабовладельца,  ремесленника  или  императора,  —  ты  в  равной  степени  по  сравнению  с  остальными  наделен  разумом,  а  уж  то,  как  ты  этим  воспользуешься,  зависит  только  от  тебя  самого. 

Скорее  всего,  именно  эта  теория  о  равенстве  всех  людей  перед  природой  и  подтолкнула  цезаря  к  неким  изменениям  в  законах  Римской  Империи.  Со  времен  правления  Марка  Аврелия  законодательство  напоминало  не  строгий  свод  правил,  а  скорее  кодекс,  которому  стоит  придерживаться. 

Помимо  всего  прочего,  Марк  Аврелий  разделяет  идею  своих  предшественников  о  дихотомии  контроля.  Суть  этого  предположения  в  том,  что  в  мире  есть  только  два  вида  вещей:  которые  от  нас  зависят  или  же  не  зависят.  Переживать  по  поводу  последних  не  имеет  никакого  смысла,  так  как  повлиять  на  исход  события  мы  все  равно  не  сможем.  Волноваться  из-за  первых  тем  более  нерационально,  ведь  в  нашей  власти  изменить  результат.  «На  ход  вещей  нам  гневаться  не  следует  —  что  им  за  дело?!»  —  говорит  автор  «Рассуждений»,  подразумевая,  что  мы  не  в  силах  своими  чувствами  и  эмоциями  повлиять  на  судьбу.  Порой  нам  необходимо  вспоминать  об  этом,  ведь  многие  попусту  растрачивают  свои  силы  на  жалобы,  злость  и  метания,  в  то  время  как  следует  просто  смириться  и  принять  сложившийся  исход  событий.

Император  писал  «Размышления»  только  для  себя,  не  рассчитывая  на  то,  что  когда-нибудь  они  станут  доступны  кому  бы  то  ни  было.  Возможно,  именно  по  этой  причине  мысли  во  всех  12  частях  написаны  в  хаотичном  порядке,  бессистемно.  Только  в  первой  его  книге  можно  увидеть  некое  подобие  структуры:  в  ней  автор  благодарит  своих  родственников,  наставников,  друзей  и  Богов  за  те  личностные  качества,  которые  перенял  у  них.  В  последующих  частях  император  просто  записывает  свои  рассуждения  на  различные  темы  как  то:  свобода,  долг,  вечность,  судьба  и  смерть. 

Марк  Аврелий  скончался  на  59  году  жизни  от  чумы,  бушевавшей  в  военном  лагере.  Вместе  с  ним  закончилась  и  эпоха  позднего  стоицизма,  на  смену  ей  пришло  христианство,  многие  идеи  которого  были  созвучны  теориям  стоиков. 

Со  дня  смерти  Марка  Аврелия  прошло  уже  XVIII  веков,  но  мысли,  записанные  в  «Рассуждениях»  и  по  сей  день  находят  отклик  в  душах  многих  из  нас,  помогая  раскрывать  все  новые  грани  понимания  мира  и  самих  себя;  красивые  и  ясные  идеи  не  кажутся  устаревшими  или  неактуальными.  Более  того,  несмотря  на  то,  что  в  век,  когда  многие  люди  озлобились  и  потеряли  понятие  о  чести  и  гражданском  долге,  необходимо  перечитывать  книги,  подобные  этой,  чтобы  не  потерять  себя,  не  поддаться  искушению  жить  в  праздности  без  оглядки  на  окружающих. 

 

Список  литературы:

  1. Жизнь  Марка  Аврелия  Часть  1  //  Электронные  текстовые  данные.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Historia_Augusta/Marcus_Aurelius/1*.html  (дата  обращения:  05.05.2015).
  2. История  западной  философии  //  Электронные  текстовые  данные.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://lib.rus.ec/b/104472/read  (дата  обращения:  04.05.2015). 
  3. Мережковский  Д.С.  Марк  Аврелия  //  Электронные  текстовые  данные.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://dugward.ru/library/merejkovskiy/merejkovskiy_mark_avreliy.html  (дата  обращения:  04.05.2015).

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом