Статья опубликована в рамках: XXIII Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 08 апреля 2015 г.)
Наука: Филология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ГЕРМЕНЕВТИКА ДУХОВНОЙ БРАНИ
Гришин Сергей Николаевич
соискатель кафедры философии ЛГПУ, РФ. г. Липецк
настоятель храма прп. Серафима Саровского, РФ, г. Липецк
О проблеме брани на протяжении всей истории человечества много говорили и писали. Устно и письменно передавались секреты борьбы и защиты. В основном эта тема привлекала политиков, военачальников, руководителей различного ранга и различных сфер человеческой деятельности. Но не только их. О духовной брани писали аскеты различных религий.
В настоящее время, как в нашей стране, так и во всем мире растет интерес к этой проблеме в широких кругах различный слоев общества. И связан этот интерес с естественным протестом людей против непрекращающихся военных действий, насилия, массовых военных преступлений, развращения морально деградирующих людей. Всякий, кто знакомится с новостями по этой теме, легко убеждается в разнообразии подходов, как при постановке, так и при исследовании проблемы борьбы. Различие этих подходов настолько велико, что создается впечатление, что, используя термин «брань», мы говорим о разных проблемах.
Однако проблема духовной брани касается каждого из нас потому, что практически всю свою земную жизнь, до самой смерти, человек ведет непрерывную жестокую борьбу против собственной похотливой и страстной плоти, против злого и враждебного мира, против лжебратии, против тайных и явных врагов. Всем известно, например, что внутри человека «плоть борется с духом», внутри общества богатые борются с бедными (богатые богатеют, бедные беднеют), правоохранительные органы государства борются с преступниками, на поле боя сражаются солдаты, на информационной войне — идейные противники и т. д.
Следует учитывать также, что в реальной жизни совсем непросто определить, кто именно является нашим настоящим врагом. Более того, подлинные враги умеют скрывать свое противоборствующее лицо для того, чтобы не проиграть в борьбе за выживание. Отсюда следует, что в этой борьбе жизненно необходимо учиться и совершенствоваться герменевтическому искусству проникновения в суть дела, умению адекватно раскрывать смыслы различных информационных потоков. И в этой связи особый интерес представляют высказывания учителей Восточной Православной Церкви, раскрывающие секреты и закономерности ведения духовной борьбы, протекающей в сфере недоступных чувственному восприятию мыслей и естественного языка (внутренней его формы). Их высказывания основаны на многовековой традиции и практическом опыте подвижников духовной брани.
Итак, если мы имеем в виду войны, битвы и сражения на полях человеческой истории, то там более менее понятно: враг прямо показывает свое обличие, а борьба идет за территории, ресурсы и бесплатный рабский труд. Подогреваются такие войны идейной ненавистью к враждующей стороне. Как правило, люди, имея противоположные взгляды и тенденции своего развития, в борьбе за доминирование на определенной земной территории, используют различное оружие и средства защиты, как материальные, так и духовные. Иными словами люди способны целенаправленно и нравственно разрушать и физически уничтожать друг друга.
Однако не всегда борьба в человеческом обществе имеет своим результатом именно материальное и духовное уничтожение противоборствующей стороны. И в определении понятия термина «брань» есть и иная, положительная характеристика. Дело в том, что во многих других случаях борьба, которая абсолютно присутствует на всех стадиях существования того или иного единства противоборствующих сторон, взаимопредполагает существование этих сторон. Под видом конкуренции и борьбы не только люди в человеческом обществе, но и вообще все живые организмы взаимодействуют между собою, представляют собой единство жизни. И если посмотреть на борьбу именно с этой точки зрения, то можно увидеть интересные законы выживаемости, которые действуют в природе огромное количество лет. Приведем примеры, в чем отличие этого вида физической брани.
Например, в неживой природе сильный ветер ломает огромные стволы деревьев, но не может сломать гибких молодых побегов тех же растений, оболочка живой клетки всю свою жизнь находится в борьбе: в ее основную функцию входит забота отталкивать вредные вирусы и микроорганизмы, и пропускать в себя полезные химические элементы. В целом функционирование всех систем жизнедеятельности различных видов живых организмов основано на борьбе и сопротивлении: чтобы издать крик, животное посылает воздух в гортань, которая активно сопротивляется, в противном случает, если одна из сторон теряет сопротивление и напряжение борьбы, извлечение звука не происходит. Эти же механизмы борьбы и сопротивления работают, когда дельфины пересекают океаны, перелетные птицы пролетаю половину земного шара и точно попадают на нужный им остров, муравьи и пчелы строят разумные сообщества, а полезные микроорганизмы иммунитета побеждают зловредные вирусы.
Особенно важно подчеркнуть тот факт, что когда мы наблюдаем явления борьбы в природе, то отчетливо видим как борьба за выживание организовывает некогда разрозненные группы живых существ: животные сбиваются в стаи, в огромные косяки рыб и птиц, сообщества бактерий и т. д. В обществе разумных людей точно так же происходит объединение различных социальных групп по признакам национальности, религиозной веры, профессии, убеждений, идеологии и т. д. В связи с этим, обосновано и совпадение вкусов и интересов людей, когда они объединяются на «своих» и «чужих» в борьбе за доминирование в единстве устоявшейся общественной системы.
Одной из форм такого единства противоборствующих сторон, которое на время возникает, определенное время существует и вследствие развития борьбы противоположных сторон разрушается и заменяется новым таким единством, является относительное состояние покоя, или так называемого мира. Но это временное и только кажущееся явление, в основе которого осуществляется равнодействие противоборствующих сил.
Поэтому, различая понятие «брань» с точки зрения теории ведения войны и с точки зрения теории жизни, как всеобщей формы бытия в единстве борьбы противобрствующих сторон, можно говорить как об отрицательной, так и о положительной характеристике этой категории.
Однако это не все. В понятие «брань» входит и еще одна существенная характеристика — духовная брань. Специфическая черта, отличающая ее от представления, что такое чувственная физическая брань, состоит в опосредованном ее характере. Если ощущения состояния физической борьбы вызываются в человеке непосредственно предметами материального мира, то ощущения духовной борьбы непосредственно с материальными предметами не связаны, а являются результатом переработки образов, понятий, пережитых эмоций и напряженных актов усилий воли в сознательном духовном мире человека. На экране сознания, в сердце человека, по слову Феофана Затворника сражаются не солдаты, а помыслы [9, с. 506]. Ф.М. Достоевский эту же мысль выразил в афоризме: «Тут диавол с Богом борется, а поле битвы — сердца человеческие» [4, с. 535]!
Именно об этой борьбе мы и поговорим, потому, что из сердца человека исходит все злое: гнев, блуд, убийства, предательства, осуждения, зависть и т. д. [2, с. 46—47]. Внутрь сердца, которое так нужно Богу [3, с. 658] (притч. Соломона — С.Г.), именно в него, глубоко в его основание целенаправленно смотрит и управляет всем сознательным миром человека бессмертная разумная личность. Личность — главный участник духовной и физической брани.
Далее, прежде чем мы скажем о духовной брани, отметим, где пересекаются брань физическая и брань духовная.
Как чувственная борьба, так и духовная, имеют под собой материальную почву на земле, из которой, по церковному преданию, был создан Адам. Человек борется как за еду, так и за невесту. Как сказал Апостол Павел в послании к филлипийцам: «Их бог есть чрево» [2, с. 242], т. е. все горазды хорошо поесть. Когда духовная брань идет в политике, в искусстве и даже в религии, вспомним, к примеру, религиозные войны (крестовые походы, протестантизм, старообрядчество и т. п.), то итогом этих противостояний, как правило, почему то всегда являлся и является передел собственности. Даже внутренняя духовная брань человека, как то борьба помыслов, борьба против похоти плоти, похоти очей и гордости житейской [2, с. 181], имеет общую материальную основу, которая связывает все эти брани в одно целое. В этом пункте бытия духовная и физическая брань пересекаются.
Итак, для относительно точного определения понятия «духовная брань» необходимо указать на одно его принципиальное отличие, в сравнении с чувственной бранью, — это связь с языком, речью. Это отличие нуждается в особом рассмотрении, поскольку язык является средством выражения мыслей, в сфере которых и ведется духовная брань.
Образные представления в сознании человека о предметах и законах физической борьбы хотя и реализуются на практике ведения военных действий, тем не менее, не адекватны мышлению. Эти представления ограничены тем, что в них выражаются лишь знания, непосредственно касающиеся конкретного физического противоборства (для чего предназначен предмет борьбы, как его употреблять и т. д.). Такие образные представления не предназначены специально для воплощения, хранения и передачи информации. Духовная брань ведется на более глубокой основе. Орудия и продукты физической борьбы, на которых практикуется образное сознание человека, не имеют свей целью передавать информацию, их цель другая — удовлетворять материальные потребности людей.
Об этом же говорит пророк Моисей. По свидетельству автора первых книг Библии, праотец Адам трудился в эдемском саду, на практике познавая действительность. Но этого оказалось недостаточно. Бытописатель говорит о том, что первый сотворенный Богом человек давал названия (имена) тварям Божиим [3, с. 2]. Зачем? Люди с первых шагов своего существования почувствовали недостаточность одних только вещественных образов в процессе совместной общественной деятельности и поэтому научились использовать членораздельную речь, язык, как средство для выражения своих мыслей, эмоций и актов воли в общении. Для того, чтобы согласовывать свои действия изначально невозможно было обойтись без передачи сообщений от одного члена общества к другому. В процессе передачи и выражения мысли, природа которой идеальна, саму мысль нельзя ни увидеть, ни услышать, ни воспринять каким-нибудь органом чувств. Но отношение к этой мысли человек выражает внутренней или внешней материальной речью. Мысли отражают реальные события и явления, а язык, по меткому замечанию известного российского философа Валерия Кузнецова, является двойным отражением объективной реальности [5], обозначает ее, то есть выступает символом вещей. При этом название какой-либо вещи не имеет ничего общего с ее природой.
Отмеченное различие между языком и мыслями, в сфере которых ведется духовная брань, в их отношении к предметам и явлениям подтверждается следующим фактом: одни и те же предметы обозначаются в разных языках по-разному, хотя мыслятся одинаково. С точки зрения на духовную брань как борьбу помыслов нас интересует именно мысли как отражения конкретных предметов, которые, по слову Апостола Павла к Римлянам, борются одна с другой, обрабатываются, хранятся и передаются [2, с. 189]. Именно в этом поле помыслов и ведется духовная брань. А в названиях и именах одних и тех же мыслимых предметов просто отражается жизнь общества людей, их занятия.
Например, тридцатилетний мужчина вместо того, чтобы зарабатывать средства и содержать семью, блудно и легкомысленно проводящий отведенную земную жизнь, когда пишет пятнадцатилетней девчонке в «контакте» комплименты и приглашает пообщаться, то в злых мыслях имеет совсем другой замысел, в сравнении с тем смыслом, который расшифровывается в его, казалось бы, внешне добрых словах. Весь мир слушает красивые слова «объективных» американских журналистов о свободе слова и демократии. Однако новейшая история таких стран как Ирак, Югославия, Ливия, Сирия, Украина и др. наглядно показывает, что за этими красивыми лживыми словами стоит алчное желание отобрать природные ресурсы порабощенных стран и стравить деструктивные террористические силы с беззащитным мирным населением. В любой стране, в любой сфере деятельности мы имеем дело с лицемерием, внешней формой духовной брани, против чего неоднократно выступал с обличениями Иисус Христос в своих проповедях [2, с. 27—29].
Таким образом, даже явные материальные явления могут иметь в своей основе совершенно противоположные мысли и цели. К примеру, насильник или вор любой национальности, необязательно только американской, делает хорошее с виду дело, строит детскую площадку, но как делает и с какой целью. Он делает это на деньги, «отмытые» за отработку террористического акта, не с целью исправить свою жизнь, а с целью скрыться от правосудия и продолжить свою преступную деятельность. Видимость, образ и слова в представлении о таком человеке одни, а его подлинные мысли совершенно другие. Поэтому духовная брань ведется не на поверхности, а в глубине, не на словах, правильных или неправильных с точки зрения договорившихся людей, а в борьбе помыслов мыслящих людей.
Согласно библейскому преданию, начало лжи было положено еще в раю во время грехопадения. Диавол говорил праматери Еве одни слова: «Бог вас обманывает, вы будете как боги и без Бога» [3, с. 3], но за этими внешне сочувствующими словами стояла лютая ненависть, зависть и желание погибели человека.
Актуальность различения языка и мышления в духовной брани заключается в том, что показывает, кто именно является участником духовной битвы — это мыслящая личность человека, которая способна убеждать и подчинять волю другого человека. Наше внимание в духовной брани направлено не на игру слов по телевидению, радио и интернету, которые попросту замусоривают наше воспринимающее сознание. В духовной брани важно увидеть, кто именно и с каким настроением стоит за информационным потоком. Что может и хочет сделать с тобой говорящий человек.
Когда журналисты спросили у преподобного Силуана Афонского: «Почему вы не выписываете газет?», — он ответил, что мысли, которые там выражаются приходят с опозданием и к тому же, «новости ваши ложны», т.к. не соответствуют действительности» [1, с. 401]. Только молитва, как общение с Богом, по словам старца, способна вовремя, адекватно и достоверно по отношению к реальности осведомлять сознание и изменять в направлении всеобщего блага мысли человека. Вот за что ведется борьба в духовной брани.
Подчеркнем, что духовная брань ведется за убеждения, за свободно избранную позицию, за личное отношение человека к используемым вещественным образам и мыслям, которые уже потом материализуются в физической брани. Вот в чем самая суть духовной борьбы, а для того, чтобы привлечь на свою сторону легион ангелов или размахивать мечом, ума много не надо. Важно духовно победить человека, все остальное он сделает сам. Именно в процессе постоянной жесточайшей борьбы за изменение сознательного отношения личности к своему накопленному жизненному опыту и ведутся духовные битвы.
В духовной брани важны не столько тип характера и интеллекта человека, сколько именно изменение его личного отношения к своей целенаправленной мотивированной деятельности. Греческое слово «изменение» переводится на русский язык также как «покаяние». Вот почему это понятие, выражающее самую суть духовной брани так часто употребляется в проповедях Иисуса Христа и святых отцов Церкви. Вот о чем речь. Духовная брань — это борьба не за территорию, не за кусок хлеба или невесту, это борьба не за набор знаний, желаний и эмоций, а за убеждения и свободу личности, которая является (или должна являться) хозяином бессмертной души человека.
Вместе с тем, в духовной борьбе принципиально важно иметь надежное средство защиты. Прекрасным примером такого средства защиты в духовной брани является причастность человека к Православной Церкви, как сообществу верующих и объединенных вокруг Христа людей. Если защищаясь от внешних врагов, мы строим башни и стены, и чем больше, тем лучше, то и в духовной брани чем, больше вера в Иисуса Христа и чем больше таких верующих, тем сильнее социальная сила земной воинствующей Православной Церкви. Не случайно Иисус Христос сказал: «Созижду Церковь мою и врата ада не одолеют ее» [2, с. 19].
Однако проясним, в чем именно заключается защита, которую дает нам православная вера, Православная Церковь. Преподобный Иоанн Дамаскин в книге «Точное изложение православной веры» говорит о том, что Господь воздвигнет силу свою за тварь и делом учитель будет [8]. О том же говорит и пророк Давид в книге «Псалтирь» [3, с. 606—607]. Не мечи, пушки и ракеты, а учение Господа Иисуса Христа и кровь его крестной жертвы — вот защита для человека в духовной брани. Получить защиту, значит быть причастным к группе людей, верующих в свое правое дело, своими искренними чувствами и решительными поступками способными увлекать за собой еще большое количество преданных, сильных идейным духом людей.
В этой связи особый интерес представляет конкретное определение духовной идеи, на основе которой объединяются люди не за страх, а за совесть, по убеждению. Очевидно, что такую реальную защиту, выступающую в виде могущественной социальной силы, трудно будет одолеть врагу, т. к. народ победить нельзя. Именно эта специфика основного способа защиты в духовной брани и определяет существенное различие ее от физической чувственной обороны.
Поэтому защита в данном случае христианских и вообще общечеловеческих ценностей таких как православная вера, семья, любовь к труду, любовь к своей Родине, любовь к Богу и людям, общечеловеческая порядочность, совесть, мужество, честь, верность своему слову и долгу и т. д., основанных на христианских добродетелях, по слову святителя Феофана затворника [9], происходит внутри человеческого сердца, которое борется с грехом (нарушение закона Божиего — С.Г.) внутри ограды Православной церкви.
В этом же смысле говорит и Апостол Петр: «Кто кем побежден, тот тому и раб» [2, с. 178], т. е. иная, враждебно настроенная по отношению к человеку личность не должна быть его хозяином и похищать его из стада Христова. А для того, чтобы проверить, кто в доме хозяин Церковь предлагает своим членам пост и молитву, регулярные исповедь и причастие Св. Тайн, как особые средства защиты в духовной брани не только для монахов и служащих Церкви, а вообще для всех христиан.
Послушаем, как об этом согласно говорят святые отцы Православной Церкви. Вот несколько примеров. Преп. Макарий Оптинский пишет: «Духовную брань должны вести все христиане, не только монахи, но и миряне. Если же христианин не чувствует мысленной брани, то это тревожный знак. Если не будет брани у христианина, наставляет он, — то еще хуже; значит, тот имеет содружество с врагами, и они не борют его» [7]. Цель мысленной брани — уничтожение страстей, питаемых помыслами. Главное средство мысленной брани — Иисусова молитва. Преподобный Исаак Сирин ясно говорит: «Понудь себя к непрестанному труду молитвы перед Богом в сердце, носящем помысел чистый, исполненный умиления, и Бог сохранит твой ум от нечистых и скверных помыслов» [6].
В заключении скажем о том, что герменевтика духовной брани с точки зрения учителей православной церкви обращает наше внимание на более глубокие основания ведения духовной борьбы в сфере невидимых мыслей человека. И поэтому многовековой опыт духовных подвижников Православной Церкви в наш век информационных войн необходимо учитывать для того, чтобы научиться побеждать!
Список литературы:
- Архимандрит Софроний Сахаров. Старец Силуан афонский. М.: Подворье русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря. 1996. — 463 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.k-istine.ru/library/sofroniy_saharov-01.htm (дата обращения 08.04.2015).
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические с параллельными местами./ Новый Завет. М.: Библейская Лига.2005. — 292 с.
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические с параллельными местами./ Ветхий Завет. М.: Библейская Лига.2005. — 925 с.
- Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15-ти томах. Т. 9. Братья Карамазовы./ Книга третья. Сладострастники./ Исповедь горячего сердца. В стихах. Л.: «Наука», 1991 — 703 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ilibrary.ru/text/1199/p.17/index.html (дата обращения 08.04.2015).
- Кузнецов В.Г. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления./ философско-литературный журнал «Логос». № 10 (20). М.: Дом интеллектуальной книги. 1999. — 136 с. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_10/04.htm (Дата обращения 23.03.2015).
- Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические./ О невольных лукавых помыслах, происходящих от нерадивого наблюдения за предшествовавшими им помыслами. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.hesychasm.ru/library/isaaksr/txt89.htm (дата обращения 08.04.2015).
- Преподобный Макарий Оптинский. Письма./ Симфония к письмам преподобного Макария Оптинского. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.optina.ru/lec_mac/5/#19 (дата обращения 08.04.2015).
- Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. / Книга третья./ Глава1./ О Божественном домостроительстве и попечении в отношении к нам, и о нашем спасении. М.:1992. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/damaskin/damask01.htm (дата обращения 08.04.2015).
- Святитель Феофан Затворник Вышенский. /Начертание Христианского нравоучения./ Состояние сил познавательных. М.: Лепта, 2008. — 752 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=nachertanie (дата обращения 08.04.2015).
дипломов
Оставить комментарий