Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 19 января 2015 г.)

Наука: Экономика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Примкулова Г.Ж. ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ИНТЕРЬЕРЕ ЖИЛИЩА СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОГО КАЗАХСТАНА (ПОСЛЕДНЯЯ ЧЕТВЕРТЬ ХХ ВЕКА) // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. № 1(18). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ТРАДИЦИИ  И  ИННОВАЦИИ  В  ИНТЕРЬЕРЕ  ЖИЛИЩА  СЕЛЬСКОГО  НАСЕЛЕНИЯ  ЮЖНОГО  КАЗАХСТАНА  (ПОСЛЕДНЯЯ  ЧЕТВЕРТЬ  ХХ  ВЕКА)

Примкулова  Гаукар  Жанкуловна

канд.  ист.  наук,  доцент  МКТУ  им.Х.А.  Ясави,  Республика  Казахстан,  г.  Туркестан

E-mailgauhar-0068@mail.ru

 

Одним  из  важнейших  показателей  этнических  черт  в  материальной  культуре  любого  отдельно  взятого  этноса  является  как  внутренняя  обстановка,  так  и  убранство  жилища.  И  это  в  первую  очередь  касается  этнической  культуры  сельского  населения,  более  подверженного  традиционному  стилю,  в  отличие  от  урбанизированного  городского  населения.  С  другой  стороны,  естественно,  что  интерьер  жилища  современного  населения  многих  регионов  Казахстана  включает  в  себя  и  элементы  городской  культуры.

В  то  же  время  бесспорным  является  тот  факт,  что  на  распространение  традиций  и  инноваций  в  данной  сфере  значительную,  возможно  определяющую  роль  играет  этническая  среда  и  этноконтактная  зона,  включая  длительность  этнокультурных  контактов.  Например,  представители  восточных  этносов,  особенно  тюркоязычных  (казахи,  узбеки,  уйгуры,  турки,  азербайджанцы  и  др.)  больше  ориентированы  на  этнические  традиции,  чем  европейские  этносы-  русско-украинское  или  белорусское.  Во-вторых,  на  наш  взгляд,  в  этом  процессе  немаловажную  роль  играет  также  социально-профессиональная  принадлежность  опрашиваемых  информаторов  и  респондентов.  Чем  ниже  их  образовательный  и  социальный  статус,  тем  выше  направленность  на  усвоение  традиционных  черт  не  только  в  материальной  культуре,  но  и  в  других  сферах  народного  быта.  И  наоборот,  с  повышением  образовательного  и  социального  их  положения  наблюдается  большая  расположенность  к  современным  стандартам.  Эта  особенность  имеет  тенденцию  к  повышению  с  ростом  людности  и  увеличения  в  сторону  поселка  городского  типа  или  городского  населения.  Данная  константа  является  не  абсолютной,  а  априорной,  имеющей  свои  исторические,  региональные  и  другие  особенности. 

Хотя,  с  1970-х  годов  с  выравниванием  экономического  положения  и  культурно-образовательного  уровня  населения,  увеличением  площади  и  камерности  жилья,  превалированием  фабрично-заводской  мебели,  повседневной  бытовой  техники  и  электроники  наблюдается  постепенная  и  нарастающая  нивелировка  этнических  и  местных  региональных  особенностей  интерьера  жилища.  Здесь  мы  имеем  также  дифференциацию  внутреннего  убранства  жилища  в  зависимости  от  функционального  назначения  имеющегося  помещения.

Естественно,  мы  не  забываем  некоторой  унификации  и  усредненности  и  влияния  производственного  быта,  общественной  жизни,  постоянно  возрастающих  требований  к  комфортабельности  жилища,  не  говоря  уже  об  увеличивающейся  тенденции  подражания  городским  стандартам,  получившей  всемерное  развитие  благодаря  доступности  через  средства  массовой  информации  и  периодической  печати.  Вместе  с  тем  в  интерьере  жилища  сельского  населения  коренного  казахского  и  узбекского  населения  этнические  традиции  и  мотивы  по-прежнему  занимают  ведущее  положение.  При  этом  наличие  традиционных  элементов  характерно  прежде  всего  для  гостевой  (парадной)  и  общей  (очажной)  комнаты.

В  казахско-узбекском  жилище,  особенно  индивидуальной  застройки,  наиболее  традиционной  и  своеобразной  по  убранству  чаще  всего  бывает  большая  гостевая  комната  (конак  болме),  т.  к.  её  интерьер  во  многом  является  определяющим  признаком  материального  достатка  семьи,  устоявшихся  народных  традиций,  органически  дополненных  инноваций.  В  ней,  как  правило,  одну  половину  стены  занимает  сервант  с  красивой  и  используемой  только  по  редкому  случаю  посудой,  хрусталем  и  другими  предметами  утвари;  здесь  же  располагается  книжный  шкаф  с  произведениями  классиков  отечественной,  русской  и  зарубежной  литературы,  а  также  гардероб  или  платяной  шкаф.  Другая  стена,  противоположная  к  окну  или  боковая  украшается  большим  красочным  ковром  отечественного  или  импортного  фабричного  производства,  нередко  национального,  местного  ручного  производства,  где  также,  как  правило  располагается  диван-кровать.  Казахи,  как  и  узбеки,  а  также  другие  восточные,  мусульманские  народы  больше  привержены  к  традиционным  коврам,  чем  восточноевропейские.  Поэтому  ковры  в  большей  степени  подчеркивают  национальный  колорит  в  убранстве  их  жилища.  К  сказанному  следует  добавить,  что  во  многих  селениях  исследуемого  региона,  особенно  Туркестана,  женщины,  имея  несложный  ткацкий  станок,  ткут  в  основном  безворсовые  ковры  (тукти  килем)  не  только  для  себя,  и  для  своих  близких,  но  и  для  продажи,  которые  пользуются  большим  спросом  на  местных  рынках  не  только  среди  местного,  но  и  среди  приезжего  населения,  гостей  и  иностранцев.  Вывозятся  они  также  для  продажи  на  рынки  соседних  областей,  южной  столицы  —  Алматы  и  даже  в  Узбекистан.  Технология  их  производства  и  мотивы  орнаментов  достаточно  подробно  изложены  в  исследованиях  казахстанских  этнографов  [9,  с.  58—60].  Следует  отметить,  что  идентичные  предметы  традиционного  искусства,  аналогичные  приемы  их  изготовления  достаточно  распространены  и  среди  других  тюрко-монгольских  этносов  ближнего  и  дальнего  зарубежья,  включая  республики  Центральной  Азии  [4,  с.  160;  2,  с.  140—143;  5,  с.  390—399;  1,  с.  154—161;  12,  с.  56—58;  8,  с.  88—94;  7,  с.  86—87]. 

Степень  использования  предметов  национального  интерьера  в  повседневной  жизни  основного  населения  исследуемого  региона  можно  проследить  по  материалам  проведенного  социологического  опроса  по  городу  и  району  Туркестана  (Таблица  1).

Таблица  1. 

Предметы  традиционного  национального  интерьера  [11]

1.1  Казахи  Туркестанского  района

Социально-профессиональные  группы

Респонденты

Предметы  национального  интерьера,  в  том  числе,  %

войлок

войлочная  кошма

ковер

1

2

3

4

5

Руководители  и  специалисты  старшего  и  среднего  поколения

34

47,1

91,2

67,6

Служащие

181

43,1

84,0

70,2

В  том  числе:

Интеллигенция

87

42,5

87,4

67,8

Квалифицированные  рабочие

100

40,0

84,0

69,0

Неквалифицированные  рабочие

196

45,4

88,3

77,6

Всего

511

43,6

86,1

72,6

 

Обязательными  традиционными  элементами  данной  комнаты  являются  национальные  красочные,  декоративно  отделанные  сундуки,  на  которых  размещаются  красиво  уложенные  стенки  из  разнообразных  и  красивых  одеял  и  подушек  ручной  работы.  Полы  украшаются  войлочными  кошмами  (текемет,  сырмак),  ткаными  ковровыми  полосами  (алаша)  или  коврами,  сверх  которых  постелены  традиционные  одеяла,  как  из  цельной  одноцветной  материи  (корпе),  так  и  сшитых  из  разноцветных  лоскутков  тканей  (курак  корпе).  Такие  лоскутные  изделия  встречаются  и  у  других  соседних  этносов  республик  Центральной  Азии  и  они  согласно  магическим  представлениям,  должны  принести  хозяевам  много  богатств  и  потомства  [10,  с.  203—204].  Эту  национальную  традицию  стремятся  сохранить  несмотря  на  имеющиеся  возможности  обставить  комнату  современной  городской  мебелью. 

Более  скромная  обстановка  характерна  для  спальни  (жатын  болме)  родителей,  которая  характеризуется  сочетанием  как  традиционных,  так  и  современных  предметов.  В  ней  обычно  размещаются  две  отдельные  или  спаренные  деревянные  кровати  со  спинками,  покрытые  красивыми  покрывалами  с  двумя  подушками;  придвинутый  поближе  к  стенке  стол  со  стульями,  шкаф  с  зеркалом,  двустворчатый  шифоньер,  тумбочки  для  мелких  предметов,  традиционный  большой  и  богато  украшенный  сундук,  поверх  которого  уложены  одеяла  и  подушки,  а  также  механическая  или  электрическая  швейная  машина.  И  здесь  непременным  атрибутом  комнаты  является  настенный  ковер.  Если  позволяет  площадь,  то  значительная  часть  пола  имеет  свободное  пространство,  который  также  застилается  орнаментированными  войлочными  или  ручными  ткаными  или  фабричными  коврами,  паласами  или  алашой  [6,  с.  84—85].  Такая  же  тенденция  в  интерьере  спальни  встречается  среди  тюркоязычных  этносов  республик  Средней  Азии  [3,  с.  21].

Другая  комната  (ауыз  уй),  как  правило,  изолированная,  выполняющая  одновременно  функции  кухни,  столовой,  обставляется  менее  нарядно.  В  ней  можно  встретить  фабричный  или  выполненный  на  заказ  посудный  шкаф  с  большим  набором  разнообразной,  повседневной  посуды  и  утвари,  специальные  шкафы  или  тумбы  для  различных  продуктов.  Здесь  же  устраивают  большую  печь  с  духовкой  и  с  автономным  водогрейным  котлом  для  водяного  отопления  радиаторов  внутренних  помещений  в  холодное  время  года,  а  также  для  приготовления  пищи. 

Рядом  с  летней  кухней  под  навесом  размещаются  несколько  очагов  с  выводными  дымоходными  трубами:  традиционная  круглая  хлебная  печь  для  тандыра,  еще  две  печи  с  большим  и  средним  казаном.  Такие  же  удобные  очаги  с  теми  или  иными  незначительными  конструктивными  особенностями  можно  встретить  и  у  других  контактирующих  с  казахами  этносов-узбеков,  азербайджанцев,  таджиков  и  у  других.

Таким  образом,  анализ  интерьера  жилищ  изучаемого  региона  показывает,  что  во  внутреннем  убранстве  домов  преобладает  целесообразность,  отражающая  влияние  как  этнических  традиций,  так  и  современных  стандартов.  Она  больше  заметна  в  сельской  среде  —  в  индивидуальных  домах,  чем  в  городских,  проживающих  особенно  в  этажных,  застроенных  по  государственным  проектам.  Немаловажное  значение  имеет  и  влияние  социально-профессиональной  принадлежности  изучаемых  информаторов.  Несомненно,  здесь  наряду  с  этническими  факторами  и  приверженностью  к  устоявшимся  ценностным  ориентациям  значительное  воздействие  оказывают  природно-климатические  условия,  материально-финансовые  возможности  семьи,  приобщенность  к  современной  урбанизированной  форме  культуры  и  т.  д.

 

Список  литературы:

  1. Вайнштейн  С.И.  История  народного  искусства  Тувы.  М.:  Наука,  1974.  —  223  с.
  2. Васильева  Г.П.  Преобразование  быта  и  этнические  процессы  в  Северном  Туркменистане.  М.:  Наука,  1969.  —  390  с.
  3. Васильева  Г.П.  Некоторые  тенденции  развития  современных  национальных  традиций  в  материальной  культуре  народов  Средней  Азии  и  Казахстана  //  Сов.  этнография.  —  1979.  —  №  3.  —  С.  18—30.
  4. Джанибеков  У.  Эхо...  По  следам  легенды  о  золотой  домбре.  Алма-Ата:  1990.  —  304  с.
  5. Жданко  Т.А.  Народное  орнаментальное  искусство  каракалпаков  //  Труды  ХАЭЭ.  М.,  —  1959.  —  Т.  3.  —  С.  373—409.
  6. Жилина  А.Н.,  Тайжанова  К.  К  изучению  узбекского  населения  Южного  Казахстана  (историко-этнографическая  характеристика  селения  Карамурт)  //  Полевые  исследования  ИЭ.  1980—1981.  М.,  1984.  —  С.  48—55.
  7. Кочешков  Н.В.  Декоративное  искусство  монголоязычных  народов  XIX  —  середины  XX  века.  М.:  Наука,  1979.  —  206  с.
  8. Кузеев  Р.Г.,  Бикбулатов  Н.В.,  Шитова  Н.С.  Декоративное  творчество  башкирского  народа.  Уфа:  Тип.  изд-ва  Башк.  обкома  КПСС,  1979.  —  186  с.
  9. Муканов  М.С.  Казахские  домашние  художественные  ремесла.  Алматы:  1979.  —  120  с. 
  10. Писарчик  А.К.,  Хамиджанова  М.  Узорные  изделия  из  кусочков  материи  //  Таджики  Каратегина  и  Дарваза.  Душанбе,  —  1970.  —  Вып.  2.  —  С.  203—224.
  11. Полевые  материалы  автора.
  12. Садыкова  Н.С.,  Левтеева  Л.Г.,  Султанова  Н.К.  Кустарные  промыслы  в  быту  народов  Узбекистана  XIX—XX  вв.  Ташкент:  ФАН,  1986.  —  228  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.