Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 19 января 2015 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Пестерев В.В., Кулик Е.В. ОТНОШЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ АВТОРОВ К ПРИМЕНЕНИЮ КОСМЕТИКИ РУССКИМИ ЖЕНЩИНАМИ В XVII ВЕКЕ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. № 1(18). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ОТНОШЕНИЕ  ИНОСТРАННЫХ  АВТОРОВ  К  ПРИМЕНЕНИЮ  КОСМЕТИКИ  РУССКИМИ  ЖЕНЩИНАМИ  В  XVII  ВЕКЕ

Пестерев  Вячеслав  Викторович

канд.  ист.  наук,  доцент  кафедры  Отечественной  истории  и  документоведения  ФГБОУ  ВПО  «Курганский  государственный  университет»,  РФ,  г.  Курган

Кулик  Елена  Владимировна

студент  5  курса  ФГБОУ  ВПО  «Курганский  государственный  университет»,  РФ,  г.  Курган

Е-mail:  selenakulik@gmail.com

 

Сведения  иностранцев  о  Московском  государстве  очень  важны  для  отечественной  истории.  Известный  историк  Ключевский  В.О.  отмечал,  что  иностранец  описывает  будничную  обстановку  жизни,  повседневные  явления,  мимо  которых  без  внимания  проходят  современники,  уже  привыкшие  ко  всему  [3,  с.  8].  В  целом  наблюдения  иностранцев  являются  важным  дополнением  к  известным  фактам  отечественной  истории,  однако  представляют  собой  некий  «взгляд  со  стороны»  на  российскую  действительность.  С  XVII  в.  особо  отчетливо  проявляется  тенденция  письменной  фиксации  впечатлений  иностранцев.  Для  России  этого  периода  характерны  события,  связанные  с  частой  сменой  власти  (Смутное  время). 

Иностранцы,  посещавшие  Россию  в  качестве  дипломатов,  участников  торговых  миссий,  проезжих  или  обычных  гостей,  оставили  в  своих  письменных  трудах  богатый  материал  о  российском  государстве  и  его  народе.  В  большинстве  иностранных  сочинений  встречаются  сведения  и  о  русских  женщинах.  Это  представляется  естественным,  ведь  русская  женщина,  так  или  иначе,  представляла  собой  часть  русской  культуры,  зачастую  остававшаяся  загадкой. 

Необходимо  отметить,  что  нельзя  пытаться  увидеть  в  описаниях  иностранцев  некий  усредненный  образ  русской  женщины  ввиду  того,  что  чаще  всего  иностранцы  пребывали  в  кругу  русской  знати,  преимущественно  московской.  Исходя  из  этого,  необходимо  понимать,  что  в  письменных  источниках  нашли  отражение  описания  внешности  женщин  в  основном  высшего  и  реже  —  среднего  сословий. 

Очень  интересной  и  объемной  является  тема  красоты:  красота  лица,  тела,  рук,  прически  русских  женщин,  походки  и  т.  д.  Достаточно  часто  встречается  в  текстах  источников  упоминание  об  «искусстве  расписывать  лицо»,  и,  забегая  вперед,  можно  сказать,  что  большинство  иностранцев  выделяют  природную  красоту  лица  русских  женщин,  указывая  на  бессмысленность  применения  женщинами  косметики.  Пушкарева  Н.Л.  отмечает,  что  косметика  в  это  время  стала  значительным  фактором  в  создании  внешнего  облика  русской  женщины.  Женщины  старались  закрасить  свою  природную  бледность  кожи  (в  церковных  текстах  слово  «бледная»  означало  «развратная»),  чтобы  избежать  слухов.  Поэтому  они  мечтали  иметь  яркий  румянец  во  всю  щеку  («как  маков  цвет»),  «ясные  очи»  с  поволокой  (с  блеском,  как  у  сокола),  белую  кожу  (как  белый  снег),  черные  брови  (как  «собольи  хвосты»)  [9,  с.  81].  В  то  же  время  европейские  модницы,  напротив,  во  что  бы  то  ни  стало  (даже  в  ущерб  здоровью)  хотели  иметь  бледные  лица  —  и  пользовались  свинцовыми  белилами,  которые  очень  вредили  нежной  коже  лица.  Обращение  к  искусству  «расписывать  лицо»  у  европейских  женщин  происходит  гораздо  позже  —  в  конце  XVII  столетия.  Скорее  по  этой  причине  иностранцы  не  могли  принять  яркий  образ  русских  женщин,  потому  что  для  них  данное  явление  было  непривычным.

Например,  француз  Маржарет  Жак  отмечал:  «…все  они  белятся  и  румянятся,  но  весьма  грубо,  и  считают  стыдным  не  белиться,  не  румяниться,  равно  для  старой  или  молодой,  богатой  или  бедной»  [4].  А  немец  Олеарий  А.,  описывая  внешность  русских  женщин  в  целом,  примечал,  что  в  городах  все  женщины  румянятся  и  белятся,  притом  так  грубо  и  заметно,  что  кажется,  будто  кто-нибудь  пригоршнею  муки  провел  по  лицу  их  и  кистью  выкрасил  щеки  в  красную  краску  [8].  В  свою  очередь  Олеарий  выделил  случаи,  когда  женщины  прибегали  к  помощи  косметики:  «…замужние  женщины  должны  быть  густо  и  жирно  набелены  и  нарумянены,  если  собираются  показаться  на  улице,  в  церкви,  или  же  перед  гостями».  Здесь  будет  уместным  обратиться  к  мнению  Шумской  О.  об  истинном  назначении  косметики.  Первая  точка  зрения:  русские  женщины  накладывали  на  себя  большое  количество  белил  и  румян,  чтобы  их  было  очень  трудно  отличить  друг  от  друга;  вторая  точка  зрения:  косметика  была  прообразом  чадры,  которую  носили  женщины  на  востоке  [11].  Вторая  точка  зрения  представляется  более  уместной,  так  как  «слой»  нанесенной  на  лицо  косметики  вполне  мог  служить  защитой  от  «дурного  глаза»,  либо  это  могла  быть  преграда  для  взора  чужого  мужчины.

Голландский  путешественник  Стрюйс  Я.  писал,  что  женщины  Московии  обычно  хорошо  сложены,  у  них  гладкая  и  белая  кожа,  но,  тем  не  менее,  они  мажут  свои  лица  мазями  и  делают  это  так  искусно,  как  шут,  посыпающий  свое  лицо  мукой.  Они  красят  кисточкой  щеки  и  чернят  брови,  воображая,  что  это  делает  их  необычайно  красивыми  [10].

Очень  многие  иностранцы  удивлялись  распространенному  среди  русских  женщин  обычаю  выщипывать  брови.  Например,  француз  Де  Ла  Невилль  назвал  эту  практику  сумасбродством  [6].  Достаточно  самобытным  является  сведение  чешского  иезуита  Иржи  Д.:  «Лица  свои  они  расписывают  удивительным  образом,  знатные  женщины  особенно.  Они  выдергивают  свои  брови  с  помощью  какого-то  порошка,  а  затем,  как  мне  рассказывали,  подрисовывают  их  черной  краской  в  виде  большого  круга,  поэтому  выглядят,  как  совы»  [1].  Однако  тот  факт,  что  Иржи  Д.  не  был  очевидцем  сказанного,  делает  данное  сведение  менее  достоверным. 

Голландец  Эльзевир  из  Лейдена  отмечал,  что  у  женщин  во  всеобщем  употреблении  притиранья  и  румяны,  дабы  скрыть  природные  недостатки,  на  Руси  не  почитается  за  бесчестие  белиться  и  румяниться,  напротив,  мужья  охотно  делают  издержки  на  сию  прихоть  жен  своих  [12].  Эту  особенность  в  отношении  мужчин  к  данной  «прихоти»  женщин  отмечал  и  Олеарий  А.:  «…жених  обыкновенно  накануне  свадьбы,  между  другими  подарками,  присылает  своей  невесте  и  ящик  с  румянами»  [7].  Нельзя  не  сказать,  что,  если  Олеарий  не  показывает  своего  отношения  к  описанному  им  же  предсвадебному  обычаю,  то  современник  Олеария  австрийский  путешественник  Майерберг  А.  к  этому  относится  крайне  скептически:  «Этот  ложный  обычай  подкрашивать  себе  цвет  лица  до  того  укоренился,  что  даже  в  числе  свадебных  подарков  глупый  жених  посылает  невесте  также  и  румяна,  чтобы  она  себя  подделывала»  [5]. 

Наконец,  в  качестве  своеобразного  вывода  по  данному  аспекту  можно  привести  слова  англичанина  Карляйля  Ч.,  который  писал  о  том,  что  женщины  других  наций  румянами  скрадывают  свое  безобразие,  эти  же  (русские)  только  портят  свою  красоту  [2]. 

Взаимоотношение  культур  представляет  собой  некое  столкновение  взглядов,  стереотипов  на  то  или  иное  явление.  В  отношении  практики  применения  русскими  женщинами  косметики  мы  увидели  одобрительное  отношение  со  стороны  мужчин  —  соотечественников,  и,  напротив,  скептическое  —  со  стороны  мужчин-иностранцев.  Данная  позиция  иностранцев  могла  быть  вызвана  «привыканием»  к  идеалу  бледности  среди  женщин  своей  культуры,  либо  просто  эстетическими  предпочтениями  самих  мужчин.  В  целом,  данная  тема  требует  дальнейшего  исследования.

 

Список  литературы:

  1. Иржи  Д.  Современное  состояние  Великой  России  или  Московии  //  Восточная  литература:  сайт.  1689.  Ч.  3.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Irji_David/frametext3.htm  (дата  обращения:  14.05.  2014).
  2. Карляйль  Ч.  Описание  Московии  //  Восточная  литература:  сайт.  1663—1664.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Carlisle/text2.phtml?id=1780  (дата  обращения:  20.  03.2014).
  3. Ключевский  В.О.  Сказания  иностранцев  о  Московском  государстве.  М.:  Типография  Т-ва  Рябушинских,  1916.  —  300  с. 
  4. Маржарет  Жак  Состояние  великого  княжества  Московии  //  Восточная  литература:  сайт.  1590—1606.  Ч.  I.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Margeret/frametext1.  htm  (дата  обращения:  8.06.2014  г).
  5. Майерберг  А.  Путешествие  в  Московию  //  Восточная  литература:  сайт.  1661—1663.  Ч.  2.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Meierberg2/text2.phtml?id=847  (дата  обращения:  18.04.2014).
  6. Невилль  Де  Ла  Записки  о  Московии  //  Восточная  литература:  сайт.  1682—1697.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Nevill/frametext9.htm  (дата  обращения:  12.04.2014).
  7. Олеарий  А.  Описание  путешествия  в  Московию  //  Восточная  литература:  сайт.  1633—1639.  Ч.  35—38.  Кн.  III.  Гл.  5.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Olearij/text5.phtml?id=1030  (дата  обращения:  3.06.2014).
  8. Олеарий  А.  Описание  путешествия  в  Московию  //  Восточная  литература:  сайт.  1633—1639.  Ч.  39—43.  Кн.  III.  Гл.  9.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Olearij/text6.phtml?id=1031  (дата  обращения:  5.08.2014).
  9. Пушкарева  Н.Л.  Варварская  красота  //  Родина.  —  1995.  —  №  7.  —  С.  81—85.
  10. Стрюйс  Я.  Путешествие  по  России  Голланлца  Стрюйса.  Третье  путешествие  //  Восточная  литература:  сайт.  1647—1675.  Гл.  I—IX.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Strejs/frametext31.htm  (дата  обращения:  10.04.2014).
  11. Шумская  О.В.  Каноны  женской  красоты  в  допетровской  Руси  //  Московия:  исторический  интернет-портал.  М.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://moscowia.su/raboty-konkursa-nasledie-predkov-molodym-2012/kanony-zhenskoi-krasoty-v-dopetrovskoi-rusi  (дата  обращения:  20.  05.2014).
  12. Эльзевир  из  Лейдена.  Руссия  или  Московия  //  Восточная  литература:  сайт.  1630.  Публ.  1991.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Elsevir/text1.phtml?id=1920  (дата  обращения:  16.02.2014).

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий