Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 19 января 2015 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Жораева Г.Т. УЗБЕКАЛИ ДЖАНИБЕКОВ У ИСТОКОВ ВОЗРОЖДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. № 1(18). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

УЗБЕКАЛИ  ДЖАНИБЕКОВ  У  ИСТОКОВ  ВОЗРОЖДЕНИЯ  НАЦИОНАЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ  КАЗАХСТАНА

Жораева  Гулжамал  Тулегеновна

канд.  ист.  наук,  и.о.  доцент  МКТУ  имени  Х.А.  Ясави,  Республика  Казахстан,  г.  Туркестан

E-mail:  guljamal-77@mail.ru

 

Историческое  своеобразие  периода,  предшествовавшего  рождению  суверенного  Казахстана,  состоит  в  том,  что  его  можно  сравнить  с  состоянием  клинической  смерти,  которую  переживал  крупнейший  государственный  организм  —  Союз  Советских  Социалистических  республик  [4,  с.  366—367].  Начиная  с  апрельского  пленума  ЦК  КПСС  1985  года,  когда  фактически  стартовала  «перестройка»  и  вплоть  до  своего  окончательного  распада,  страна  погрузилась  в  осмысление  самых  сложных  лабиринтов  своей  истории.  Оживали  образы  миллионов  репрессированных,  воскресали  лики  уничтоженной  тоталитарной  машиной  интеллегенции,  большим  и  малым  народам  начала  возвращаться  память  о  своей  исконной  истории  [5,  с.  9].

В  истоке  возрождения  национальных  традиций  стоял  Узбекали  Джанибеков.  Именно  он,  став  замминистра  культуры  в  70-ых  годах,  первым  делом  взялся  за  возрождение  национальной  традиционной  культуры  всего  Казахстана,  тюркоязычного  населения.  Восстанавливал  религию.  С  именем  Узбекали  Джанибекова  связана  вся  реставрация,  возрождение,  модификация,  консервация,  исследование  всех  памятников  истории  культуры  Казахстана.

Образ  Узбекали  Джанибековича  совершенно  выбивался  из  привычного  стереотипа  советской  номенклатуры.  Узбекали  Джанибекович  умудрялся  внести  творчество,  свежие  идеи  и  инициативы  в  рутину  более  чем  бюрократической  деятельности  советских  партийных  и  государственных  органов.  Два  десятка  лет  мы  решаем  проблему  восстановления  статуса  казахского  языка,  у  Узбекали  Джанибековичу  безо  всяких  проблем  удалось  в  маленьком  городке  Аркалыке,  областном  центре  Тургайской  области  воссоздать  небольшой  островок  возрожденной  национальной  культуры,  когда  никаких  директив  и  постановлений  по  этому  поводу  еще  не  было  и  не  могло  быть  по  существу.  В  разгар  партийной  кампании  по  следам  очередного  съезда  КПСС,  который  внедрял  своим  решением  образ  советского  человека  без  выраженной  национальной  идентичности,  Узбекали  Джанибекович,  секретарь  обкома  партии  по  идеологии,  в  это  время  реализовывал  собственные  творческие  инициативы.  Создавал  Областной  историко-краеведческий  музей,  Областной  театр  музыкальной  драмы  при  областной  филармонии  —  коллектив  казахского  музыкального  творчества  «Шертер»,  оркестр  казахских  музыкальных  инструментов  «Гасырлар  пернеси»  в  Тургае…  Это  были  его  детища,  в  каждое  из  которых  он  вкладывал  всю  свою  душу  [3,  с.  2].

Узбекали  Джанибекович  —  человек,  который  знал  и  любил  историю  своего  народа,  который  смог  дать  первое  дыхание  возрождению  культуры  Казахстана.  Он  уважал  все,  что  касалось  казахского  народа:  начиная  с  необъятной  Казахской  степи  и  гостеприимного  народа  до  самых  мелочей  —  узоров  и  орнаментов  национальной  одежды,  элементов  древних  танцев.

Наврят  ли  найдется  такой  человек,  который  смог  бы  упрекнуть  Узбекали  Джанибековича  в  том,  что  он,  что-то  не  сделал  для  Казахстана.  Днями  и  ночами  напролет,  он  отдавал  не  время,  но  и  жизненные  силы,  всю  свою  любовь  этому  делу.  А  остальное  он  просто  не  успел….

Главным  принципом  жизни  Узбекали  Джанибековича  была  щепетильность,  как  уважение  к  истории.  Он  всегда  мог  отличить  искусственное  от  настоящего.  Работая  на  износ,  он  того  же  требовал  от  всех  окружающих  его  людей.  Если  за  дело  брался  Джанибеков,  все  уже  наперед  знали,  что  все  до  мелочей  должно  быть  сделано  качественно,  ведь  Узбекали  Джанибекович  не  потерпел  бы  халатностей  и  промахов. 

По  всему  Казахстану  живут  и  процветают  его  труды.  Его  достижения  вызывают  восхищения  до  сих  пор.  Многие  не  могут  понять,  как  в  бюрократическое  время  Советского  Союза  ему  удалось  сделать  столько  для  народа  Казахстана.  Некоторые  утверждают,  что  Узбекали  Джанибекович  был  везучим  человеком,  я  могу  согласиться,  но  все  же  мне  кажется,  главной  путеводной  звездой  этого  человека  была  любовь.  Любовь  к  своему  народу.  И  он  любил  до  самого  конца  и  был  предан  этому  чувству…

Если  взглянуть  вглубь  истории,  то  можно  понять,  что  формирование  народности,  государства  сложный  механизм,  требующий  слаженной  работы  каждой  детали.  И  если  хоть  одна  деталь  будет  потеряна  или  выйдет  из  строя,  этот  механизм  нарушает  свою  слаженную  работу  или  вовсе  останавливается.  И  вот,  однажды  нами  был  потерян  Великий  праздник  Наурыз.  Казалось,  что  все  просто  забыли  о  нем.  Но  разве  такое  возможно?  Этот  праздник  наследие  пришедшее  через  века  от  предков.  Часть  нашей  истории.  В  Советское  время  праздник  Наурыз  был  определен  как  религиозный,  за  что  и  были  запрещены  массовые  народные  гуляния.  Этот  человек  сделал  революцию  в  истории  Казахстана,  вернув  нам  праздник  наших  предков.  Десятки  отреставрированных  и  взятых  под  охрану  государства  памятников  культуры,  созданные  при  нем  музеи  и  театры  —  все  это  работа  видного  государственного  и  общественного  деятеля  Узбекали  Джанибекова.  Именно  благодаря  ему  еще  сохранился  музей  Ахмеда  Ясави,  пополнен  экспонатами  Центральный  музей  Казахстана,  создан  единственный  в  Казахстане  Национальный  музей  музыкальных  инструментов.

А  возрожденный  им  Наурыз  в  Казахстане  отпраздновали  весной  в  1988  году,  весной  же  1991-го  по  указу  президента  он  получил  официальный  статус.  Именно  Узбекали  Джанибеков,  занимавший  в  80-е  годы  посты  министра  культуры,  секретаря  ЦК  КП  Казахстана,  сделал  очень  многое  для  возвращения  этого  теплого  праздника.  По  существу  он  первый  человек  в  Казахстане,  кто  решился  сказать  членам  московского  ЦК,  что  Наурыз  —  праздник  совсем  не  религиозный,  а  просто  народный.  Когда  первый  весенний  праздник  с  шествием  по  городу,  с  театрализованными  представлениями  на  Старой  площади,  с  угощением  кумысом  все  же  провели  в  Алма-Ате,  Узбекали  Джанибековичу  звонили  коллеги  из  других  союзных  республики,  в  частности,  из  Киргизии,  с  единственным  вопросом:  «КАК  вам  это  удалось?!»  [2,  с.  136].

Возрождать  традиции  он  начал  с  самого  начала  своей  партийной  работы.  К  примеру,  в  70-е  годы  в  Аркалыке,  будучи  секретарем  Тургайского  обкома  Компартии  Казахстана,  он  создал  музей  степного  комиссара  Амангельды  Иманова  и  театр.  На  счету  Джанибекова  также  ансамбли  национальных  инструментов  "Шертер"  и  "Адырна",  ансамбль  национальных  танцев  "Алтынай".  Кстати,  специально  для  создания  "Алтынай"  Узбекали  Джанибекович  пригласил  известного  в  те  времена  московского  специалиста  Ольгу  Галушкевич.  Вместе  с  ней  он  копался  в  архивах,  объездил  казахские  аулы,  в  которых  они  расспрашивали  аксакалов  и  апашек  о  забытых  национальных  танцах.  Ни  слова  не  знавшие  по-русски  казахские  старушки  и  ни  бельмес  по-казахски  Галушкевич  каким-то  образом  понимали  друг  друга.  Язык  танца  —  он  ведь  везде  общий.  Так  были  восстановлены  казахские  мужские  танцы,  о  существовании  которых  не  подозревали  и  отечественные  историки.  Первый  такой  танец,  "Буын  би",  во  время  которого  молодые  ребята,  раздетые  по  пояс,  показывают  свою  силу  —  бицепсы,  позже  был  поставлен  во  время  премьеры  оперы  "Кыз-Жибек"  в  ГАТОБе.

Знавший  тысячи  разновидностей  казахских  узоров  Узбекали  Джанибеков  сам  принимал  участие  в  разработке  настоящих,  а  не  стилизованных,  какие  шили  в  советское  время,  казахских  костюмов  для  танцоров.  Не  будь  Джанибекова,  возможно,  не  было  бы  и  наших  прославившихся  на  весь  мир  музыкантов  Айман  Мусаходжаевой,  Гаухар  Мурзабековой,  Аиды  Аюповой.  Потому,  что  именно  с  его  подачи  в  середине  80-х  в  республике  впервые  была  создана  коллекция  струнных  смычковых  инструментов,  подобные  были  только  в  Москве  и  Киеве  [1,  с.  109].

Узбекали  Джанибекович  всю  жизнь  во  всех  своих  поездках  по  Казахстану  расспрашивал  о  быте  казахского  народа:  какую  одежду  раньше  носили,  какие  узоры  наносили,  какие  юрты  ставили,  как  выглядели  казахские  войлочные  бани  и  многое  другое.  Родные  удивляются,  как  при  его  загруженности  он  умудрялся  еще  вести  научные  исследования  в  области  казахской  этнографии,  перелопачивать  целые  тома  исторических  исследований.  Из-под  пера  Узбекали  Джанибекова  вышли  десятки  книг,  в  том  числе  "Казак  киiмi",  «Эхо…»,  «Культура  казахского  ремесла»  и  многие  другие.

Мысли  о  возрождении  забытого  прошлого  не  давали  покоя  Узбекали  Джанибековичу  всю  жизнь,  он  все  мечтал  создать  большой  театр  казахских  национальных  традиций,  а  еще  организовать  театр,  в  котором  показать  свое  искусство  мог  бы  каждый  из  многочисленных  народов  Казахстана.  Он  даже  вносил  этот  проект  в  Госплан  СССР,  однако  не  получилось:  разрушился  Советский  Союз,  потом  пришло  время  самому  уходить  на  пенсию.  Но  и  вне  работы,  уже  в  своих  книгах,  Джанибеков  говорил  о  необходимости  национальной  идеи,  которая  бы  стала  объединяющей  не  только  для  казахского,  а  для  всех  народов  Казахстана.  Он  умер  полным  энергии  и  мудрости,  ему  всего-то  было  66  лет… 

Оглядываясь  назад  и  анализируя  жизнь  таких  сильных  личностей,  как  Узбекали  Джанибекович  Джанибеков  невольно  задумываешься  о  будущем  нашей  республики.  Нам  есть  к  чему  стремиться,  мы  будущее  Казахстана  и  поэтому,  каждый  из  нас  должен  сделать  все  что  возможно  чтобы  сохранить  независимость  и  стать  достойным  продолжением  нашей  истории.

 

Список  литературы:

  1. Джанибеков  У.  Ата-баба  мұрасы:  Уақыт  пен  өмір  талаптары  тұрғысынан.  Алматы,  Рауан,  1996.  —  143  с.
  2. Джанибеков  У.  Тағдыр  тағылымы  (естеліктер).  Алматы,  Рауан,  1997.  —  136  с.
  3. "Егемен  Казахстан"  2009.  19-қыркүйек.
  4. Назарбаев  Н.  Казахстанский  путь.  Караганда,  2006.  —  372  с.
  5. Султанова  Б.  Казахстан  сегодня.  Алматы:  КИСИ  при  президенте  РК,  2009.  —  416  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.