Статья опубликована в рамках: XVIII-XIX Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 08 декабря 2014 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ СОУЧАСТИЯ В ПРЕСТУПЛЕНИИ
Катунцев Семен Владимирович
магистрант, Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования Современная гуманитарная академия, РФ, г. Уссурийск
E-mail: katuncev1987@mail.ru
Одной из важных и достаточно сложных тем в теоретических положениях уголовного права является институт соучастия, что вызвано объективными причинами. Как и любая деятельность человека, преступная деятельность также может осуществляться группой лиц, причем группой, отличающейся определенной организацией и даже иерархической структурой, члены которой наделяются разнообразными так называемыми правами и обязанностями и именуются организаторами, исполнителями, пособниками и укрывателями.
Как показывает правоприменительная практика, в форме соучастия совершается примерно одна треть преступлений от общего их количества, причем преступления эти зачастую тяжкие и опасные, потому что совместность и согласованность преступных действий соучастников повышает общественную опасность преступного деяния. Поэтому этому преступному виду деятельности в уголовном законодательстве отводится большое место, в том числе и в теории уголовного права [5, с. 45].
В уголовном законодательстве РФ определение понятия соучастия также основывается на ключевых положениях. В то же время глава 7 Уголовного кодекса Российской Федерации [1, с. 3] (далее — УК РФ) дает научно-практическое определение понятия соучастия и его видов, отражающее концепцию русских ученых-юристов еще второй половины XIX века.
Согласно статье 32 УК РФ, соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления.
Юридическая природа института соучастия в преступной деятельности вызывает споры ввиду существования различных позиций и взглядов на нее.
Разные мнения и взгляды ученых юристов можно свести к двум основополагающим составляющим:
1. При совершении преступления как с умышленной формой вины, так и неосторожной, возможно ли неосторожное соучастие;
2. Основа соучастия может ли быть акцессорной, т. е. базис соучастия заключается в исполнении, или все соучастники преступного деяния являются своего рода его исполнителями, несмотря на их различное «процессуальное» положение, при этом сам непосредственно исполнитель является центральной фигурой, а остальные как бы являются его помощниками [3, с. 345].
Статья 32 УК РФ дает ответ на часть вышеуказанных вопросов.
Что касается второго вопроса, то по этому поводу содержится определение в части 1 статьи 33 УК РФ: «Соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник». Это положение четко определяет круг лиц, несущих ответственность в соответствии с главой 7 УК РФ, но саму юридическую природу формы соучастия раскрывает плохо. Отсюда можно сделать вывод, что данная законодательная формула в полном объеме демонстрирует акцессорность соучастия в уголовном законодательстве.
Природа акцессорности заключается в признании очевидности того факта, что исполнитель является ключевой фигурой, обусловливающей вообще соучастие, хотя отсутствие других действующих лиц, таких как организатор, подстрекатель, пособник могут и не исключать соучастие. Немаловажен и тот момент, что только при условии окончания преступного деяния или даже его начала уголовные нормы, регулирующие особую форму привлечения соучастников к ответственности, имеют свою силу. Таким образом, соучастие по своей сути напрямую зависит от действий исполнителя, т. е. оно акцессорно.
Соучастие как правовое явление характеризуется объективными и субъективными признаками.
Для индивидуализации уголовной ответственности при соучастии уголовное законодательство дает четкую правовую характеристику действий соучастников, объединяя их в определенные виды. Критерием такого объединения является характер и степень участия в совершении преступного деяния, которые определяются ролью соучастника и размером его «вклада» в содеянное. К видам соучастников относят:
Исполнитель — это лицо, непосредственно выполняющее действия, характеризующие объективные признаки преступного деяния. Например, при совершении кражи исполнитель не только тот, что вынес ценности из помещения, но и тот, кто это помещение взламывал.
Кроме того, пункт 2 статьи 32 УК РФ предусматривает, что исполнителем является и тот, кто в своем преступлении использует других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости и иных обстоятельств, исключающих уголовную ответственность согласно УК РФ. Согласно УК РФ, исполнители делятся на два вида:
1. Непосредственный исполнитель — это тот, кто сам в полном объеме либо в части выполняет объективную сторону преступления. Конструкция некоторых преступных деяний такова, что его совершить могут соисполнители (совиновники), т. е. один исполнитель совершает одну часть объективного состава преступления, другой – соответственно другую часть. Например, согласно пункту 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 15.06.2004 № 11 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренными статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации» [2, с. 2], групповым изнасилованием или совершением насильственных действий сексуального характера должны признаваться не только действия лиц, непосредственно совершивших насильственный половой акт или насильственные действия сексуального характера, но и действия лиц, содействовавших им путем применения физического или психического насилия к потерпевшему лицу. При этом действия лиц, лично не совершавших насильственного полового акта или насильственных действий сексуального характера, но путем применения насилия содействовавших другим лицам в совершении преступления, следует квалифицировать как соисполнительство в групповом изнасиловании или совершении насильственных действий сексуального характера (часть 2 статьи 33 УК РФ).
2. Опосредованный исполнитель — это тот, который не выполняет объективную сторону преступления, а использует для этого малолетних либо невменяемых. Посредственное исполнение имеет место и тогда, когда, например, преступник неожиданно толкает человека в сторону жертвы, а тот, потеряв равновесие и ища опоры, толкает жертву, и последний падает под колеса транспорта. Опосредованное исполнение может иметь место и в случае психического насилия, под влиянием приказа и т. д. Кстати, советское уголовное законодательство не содержало положений о таком виде исполнения [6, с. 34].
Несмотря на вышесказанное, далеко не исполнитель является опасной фигурой преступления в форме соучастия. Эта фигура организатор преступления, т.е. лицо, организовавшее совершение деяния либо руководившее его исполнение, а равно создавшее организованную группу либо преступное сообщество (преступную организацию) или руководившее ими.
Для того, чтобы именовать одного из соучастников организатором, необходимо наличие факта, что лицо смогло не только возбудить в другом лице решимость совершить преступление, но организовать его, а именно: разработать план, определить и детально описать роли соучастников, обеспечить необходимыми орудиями преступления, транспортом, обучить исполнителя определенным приемам, необходимым ему для совершения преступления и т. д. Организатора — руководителя характеризует то, что он не принимает непосредственного участия в подготовке преступной деятельности, но осуществляет руководство ею путем, например, отдачи распоряжений.
Еще один вид соучастия — это подстрекательство. Подстрекатель — это лицо, склоняющее к совершению преступления разными способами и методами: уговоры, подкуп, угрозы и т. д. УК РФ не содержит перечня форм подстрекательства и приемов. Иначе подстрекателя можно именовать идейным вдохновителем остальных участников преступной деятельности. Особенность подстрекательства, что подстрекатель всегда подстрекает к конкретному преступлению [4, с. 90]. Подстрекательство всегда характеризуется активными действиями, в форме бездействия невозможно подстрекать на что-либо.
Последний вид соучастников — это пособничество. Пособник — это лицо, содействующее исполнителю, помогающее ему в совершении преступления.
Итак, соучастие в преступлении — это случаи совершения преступного деяния несколькими лицами и является более опасной формой преступной деятельности, чем аналогичные преступления, но совершенные одним лицом. Специфика соучастия определяет особенности квалификации данного вида преступного деяния и пределы ответственности соучастников. Законодательное отграничение участников преступления в форме соучастия имеет большое значение. Правильное представление о видах соучастников, о присущих им особенностях позволяет избежать ошибок при квалификации содеянного ими. Анализ судебной практики свидетельствует о том, что эта тема имеет свою проблематику и на практике возникает большое количество ошибок, при привлечении к ответственности соучастников преступления, многие из которых связаны с неоднозначным пониманием соответствующих положений закона.
Список литературы:
- Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 1996., № 25. Ст. 2954; 2014. № 23. Ст. 2927. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.nashyprava.ru/news5.php?subaction=showfull&id=7784&archive=&ucat=5& (дата обращения 22.10.2014).
- Постановление Пленума Верховного суда РФ «О судебной практике поделам о преступлениях, предусмотренными статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации»от 15 июня 2004 г. № 11 // Российская газета. 2004. № 3513. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rg.ru/2004/06/29/iznasilovania-razjasnenie.html (дата обращения 22.10.2014).
- Надеев Н.Д. Соучастие как форма преступления. Мн.: Юридическое издательство, 2011. — 345 с.
- Устиненко Р.Р. Постатейный комментарий к УК РФ. Мн.: СПб., 2011. — 90 с.
- Черданцев Н.Е. Уголовное право в РФ. Мн.: Юриспруденция, 2011. — 45—46 с.
- Шевяков Р.П. Уголовное право в РФ. Мн.: СПб, 2011. — 34—38 с.
дипломов
Оставить комментарий