Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 11 августа 2014 г.)
Наука: История
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ТУВИНСКАЯ ЭТНОГРАФИЯ В МУЗЕЯХ РОССИИ И МОНГОЛИИ (К ИСТОРИОГРАФИИ ПРОБЛЕМЫ)
Дыртык-оол Анна Оюновна
канд. ист. наук, доцент Тувинского государственного университета,
зам. директора Национального музея Республики Тыва, РФ, г. Кызыл
E-mail: annaojun@rambler.ru
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в 2014 году (проект № 14-11-17001 а/р по теме «История формирования и пропаганда памятников материальной культуры тувинцев в государственных музеях России и Монголии»).
Тувинцы — коренное население Республики Тыва (Тува) в составе Российской Федерации. Этнические группы проживают в Монголии (25 тыс.), Китае (Синьцзян-Уйгурский автономный район — около 5 тыс.) и в Красноярском крае (села Верхнеусинское и Нижнеусинское).
Ведущей отраслью хозяйства тувинцев c древнейших времен было экстенсивное кочевое скотоводство. Тува, как и Центральная Азия, является одним из древнейших скотоводческих районов мира. Разводили овец, коров, лошадей, также сарлыков (яков) и верблюдов. А жители горно-таежной Тоджи занимались оленеводством и охотой. Скот круглый год находился на подножном корму. Вместе со скотом тувинцы кочевали с одного пастбища на другое, меняя их в зависимости от времени года. Скот являлся главным источником существования и основой хозяйства тувинцев. Он давал им самое необходимое: мясо, молоко, шерсть, кожу. Лошади и крупный рогатый скот использовались также в транспортных и вьючных целях.
Традиционная культура тувинцев (материальная и духовная) — такое же древнее и уникальное явление, бережно сохранённое в таком же первозданном виде, как и её природа. Богатейшее по своим традициям народное искусство Тувы есть отражение жизни тувинцев-кочевников, скотоводов. Специфические национальные черты искусства тувинцев выражаются в прикладном характере, а многовековое взаимодействие человека с природой послужило тонкому пониманию структуры окружающего мира и отразилось на прикладном искусстве. Предметы материальной культуры в большей части сохранены в музеях России и Монголии.
С середины XX в. процесс урбанизации в Туве и Монголии стал проходить быстрыми темпами и традиционные для кочевников предметы материальной культуры стали реже использоваться в быту, постепенно исчезают из нашей жизни. Однако они сохранились в первозданном виде в историко-краеведческих и этнографических музеях России и Монголии. Как вещественные памятники этнографические коллекции имеют информационный потенциал, что в первую очередь вызывает огромный интерес у посетителей своими репрезентативными свойствами. До настоящего времени недостаточно введены в научный оборот сведения по этнографии тувинцев в музейных собраниях России, за пределами внимания исследователей оказались памятники материальной культуры наших соплеменников в музеях Монголии. Назрел вопрос об обобщении всех сведений по истории формирования и сохранения историко-культурного наследия тувинских коллекций музейными средствами.
Предметы по традиционной культуре тувинцев хранятся и экспонируются не только в Национальном музее имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, но и в таких российских музеях, как Минусинский региональный краеведческий музей имени Н.М. Мартьянова, Красноярский краевой краеведческий музей, музей Археологии и этнографии Сибири при Томском государственном музее, Российский этнографический музей, Кунсткамера имени Петра Великого в Санкт-Петербурге, Этнографический музей при Казанском (Поволжьем) государственном университете, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства и Музей Востока в Москве. Помимо вышеперечисленных музеев стоит упомянуть и зарубежные музеи: это Берлинский музей народоведения и Гамбургский музей этнографии, где хранятся тувинские коллекции, собранные П.Е. Островских и В.Н. Васильевым, Государственный национальный музей Монголии в Улан-Баторе, краеведческие музеи Хубсугульского и Баян-Ольгийского аймаков.
Первые сведения о тувинских коллекциях имеются в книге Е.К. Яковлева «Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея», изданной в 1900 году. «Издать такую работу удалось благодаря трехлетнему бескорыстному труду Евгения Константиновича Яковлева», — так сказано в предисловии. Были трудности в комплектовании фондов по этнографии, в процессе которого приобретались в основном недорогие предметы быта и одежда из-за отсутствия финансирования. Производились незначительные закупки на средства музея только в последние три года, т. е. в 1888—1900 гг. и то для всемирной выставки в Париже. Большая часть этнографических предметов в качестве дара музей приобрел от купца Г.П. Сафьянова и его семьи, И.Н. Бякова, Н.О. Веселкова, М.Н. Троякова и др. В хранилище музея предметы по этнографии были систематизированы по хошунам (территориальная единица края — от авт.). Большую помощь по данному направлению оказывал профессор Казанского университета Н.О. Катанов [4, с. 10—14].
Тувинская коллекция была подразделена на 7 тематических групп, те в свою очередь на подгруппы: I. Тип; II. Костюм; III. Жилище и убранство; IV. Наркотические и пищевые свойства (питание и курение); V. Предметы быта и материальной культуры (орудия передвижения, уход за скотом и молочное хозяйство, домашние ремесла, сельскохозяйственные орудия, охота, рыболовство); VI. Духовная жизнь (шаманизм, ламаизм, письменность, воспитание детей, игры детей, игры взрослых, музыка и искусство, медицина и гигиена, орудия пытки и наказание, гостеприимство); VII. Торговля. Как отметил автор в свое время, большим недостатком является отсутствие иллюстраций (фотографий) в книге.
В 2009 г. Минусинский музей выпустил книгу «Иллюстрированная этнография Тувы», где представлено собрание тувинских предметов, фотографий и негативов, многие из которых были впервые опубликованы. Автор данных строк также принимала участие в отборе материалов по традиционной культуре тувинцев и в уточнении местных названий. Сотрудниками музея В. Чернышевой и О. Боярченко была подготовлена вступительная статья об истории комплектования фондов музея русскими путешественниками и учеными. Достоинство большого труда заключается в том, что в нем содержатся уникальные фотографии конца XIX — начала XX вв. Ф. Кона, П. Островских, Н. Федорова, А. Левингтона. Этнографические предметы тувинцев неоднократно экспонировались на выставках «Народное искусство Тувы», «Тува в конце XIX — начале XX вв.», «Деревянная посуда конца XIX — начала XX вв.», «Музыкальные инструменты», «В мире игрушек» в Минусинском краеведческом музее [3].
По сведениям Н.П. Денисова известно, что этнографические материалы в музее Археологии и этнографии Сибири при Томском государственном университете были приобретены от Г.П. Сафьянова в 1888 г., А.В. Адрианова в 1919 г., А.А. Адрианова в 1928 г. и Д.А. Клеменца (дата не указана — от авт). Отмечено, что имеется крайне интересный предмет, не отмеченный в исследованиях ученых. Это народный календарь, который представляет собой деревянный брусочек с резными знаками. Как считает автор, он связан с годовыми хозяйственными циклами [1].
Конкретное изучение этнографической коллекции Ф.Я. Кона принадлежит ученой Тувинского института гуманитарных исследований, культурологу А.К. Кужугет, выступившей в мае 2014 г. с докладом на научно-практической конференции, посвященной 110-летию пребывания русского путешественника в Туве. К сожалению, из-за отсутствия финансирования издание сборника материалов запланировано лишь в 2015 г. В сентябре 2014 г. во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства намечается открытие выставки «Тува — в беге времени», приуроченной к 100-летию единения России и Тувы, где такие музеи, как Национальный музей РТ, РЭМ, Кунсткамера совместно с Русским географическим обществом представят материалы по тувинской этнографии. В составлении каталога принимала участие и автор данных строк.
В 2009—2010 гг. автор в составе этнографической экспедиции Тувинского государственного университета побывала в Баян-Ульгийском и Хубсугульском аймаках Монголии, где ознакомилась с экспозициями краеведческих музеев. Работы выполнялись при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ и РГНФ (проект № 10-01-63700 е/Т ).
Был изучен опыт краеведческого музея Баян-Ульгийского аймака по комплектованию фондов музея. Директор музея господин Хыжабагийн считает, что при ее разработке необходимо учитывать возможности материально-технической базы музея, опыт сотрудников. Обращено внимание на то, что основными видами работ по сбору этнографической коллекции являются работа с информаторами, фиксация вещественных материалов, которые представляют интерес для музея, из-за нежелания владельца уступить вещь и нехватки средств на приобретение, личные наблюдения участников экспедиции.
В музеях Монголии и России этнографическая коллекция подразделяется по хозяйственной деятельности и быте, материальной и духовной культуре: это занятие кочевников (скотоводство, земледелие, охота, собирательство, рыболовство), домашнее производство, ремесла и промыслы (ткачество, плетение, обработка кожи, дерева, металла, ковроткачество, вышивка, ювелирное дело), материальная культура (жилище и его убранство), пища и утварь, одежда и украшения, средства передвижения. По духовной культуре представлены религиозные верования (шаманизм, буддизм), музыкальные инструменты, народное декоративно — прикладное искусство.
В аймачном краеведческом музее г. Морэн особо выделяется экспозиция о хозяйственной деятельности этнических тувинцев — цаатанов (цаа означает олень — прим. авт). В диораме представлена картина из быта таежных оленеводов: мужчина в традиционной одежде, сшитой из обработанной шкуры домашнего животного, седлает оленя. Типичная жизнь цаатанов до сих пор привлекает внимание туристов из разных стран [2].
Автором данных строк поставлена цель в будущем изучить уникальные коллекции алтайских урянхайцев в Государственном музее Монголии, а также этнографические материалы тувинцев в фондах музеев Сибири.
Этнографические материалы имеют огромное научно-познавательное и воспитательное значение. Они оказывают большое эмоциональное воздействие на посетителей музея, передавая значительную часть информации образно, через внешние признаки. Формирование этнографических коллекций позволяет проследить процесс развития той или иной культуры, того или народа, а также сохранить и показать особенности жизнедеятельности.
Список литературы:
- Денисов Н.П. Тувинские этнографические коллекции в Томском университетском музее// Ученые записки ТНИИЯЛИ. Выпуск XVII. Кызыл, 1975. — С. 250—251.
- Дыртык-оол А.О. Этнографические экспозиции в музеях Северной Монголии и Южной Тувы//Вестник ТувГУ. 2010. Социальные и гуманитарные науки. Вып. 1. Кызыл, 2011. — С. 29—34.
- Иллюстрированная этнография Тувы. Из собрания Минусинского регионального краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова. Абакан: ООО «Кооператив «журналист», 2009.
- Яковлев Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея. Минусинск, 1900.
дипломов
Оставить комментарий