Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLV Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 28 февраля 2017 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Демчук Н.В., Морозов А.С. ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ДРЕВНЙ ГРЕЦИИ КАК ФЕНОМЕН АНТИЧНОЙ ФИЗИЧСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XLV междунар. науч.-практ. конф. № 4(38). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 28-34.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ДРЕВНЙ ГРЕЦИИ КАК ФЕНОМЕН АНТИЧНОЙ ФИЗИЧСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Демчук Наталья Владимировна

доцент кафедры Физического воспитания и спорта, Балтийский государственный технический  университет «ВОЕНМЕХ» имени Д.Ф.Устинова,

РФ, г.Санкт-Петербург

Морозов Александр Сергеевич

старший преподаватель кафедры О-5 «Физического воспитания и спорта», Балтийский государственный технический  университет «ВОЕНМЕХ» имени Д.Ф.Устинова,

 РФ, г.Санкт-Петербург

OLYMPIC MOVEMENT IN ANCIENT GREECE AS A PHENOMENON OF ANTIQUE PHYSICAL EDUCATION

Natalia Demchuk

assistant  professor of Physical Education and Sport

Baltic State Technical University «VOENMECH» named after D.F. Ustinov,

Russia, St.Petersburg

Alexander Morozov

senior Lecturer, Chair O-5 «Physical Education and Sport»

Baltic State Technical University «VOENMECH» named after D.F .Ustinov,

Russia, St.Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

В статье представлен анализ особенностей возникновения, развития и окончания древних олимпийских игр в период рассвета и угасания древнегреческой цивилизации с точки зрения всемирного культурологического наследия. Рассмотрена проблема смены культур, как неизбежная форма их исторического существования, взаимопроникновения и взаимозаменяемости.

ABSTRACT

The article explores the comparative historical analysis of rise, evolution and termination of the ancient Olympic Games from prosperity till standstill period of the Greek civilization in context of culturological heritage. Authors also payed attention to the problem of cultural replacement as a certain form of historical existence, interpenetration and interchangeability.

 

Ключевые слова: пайдейя; агон; олимпионик; спондофор; экхерия; Олимпийские игры.

Keywords: paideia; agon; olympionic; spondophor; ekheriya; Olympian Games.

 

Этимология слова «культура» приводит исследователей данной темы во времена античности. Латинское cultio – возделывание, обрабатывание, как и слово cult – «культ», возникли из одного  древнего источника. Первоначально в латыни родственный глагол colere имел значение «возделывать», «обрабатывать». Несколько позже эти понятия были оторваны от земной почвы и метафорически стали соотноситься с разумностью, приобрели значение «почи       тать», «поклоняться».

В античном сознании понятие «культура» отождествлялось с пайдейей, т.е. с образованностью, знаниями. По определению Платона, пайдейя значит руководство, способ  изменения всего существа человека [1,c.6].

Культура — творение человека, превосходящее природу, несмотря на то, что именно она является источником, материалом и местом реализации человека своих идей и практик.

Различные стороны бытия являются неотъемлемой чертой культуры в разные эпохи цивилизаций человечества. Отсюда множественные трактовки понятия «культура»: антропологическая, социальная, философская и др. Помимо этого, вполне привычным звучит сейчас словосочетания, как «культура ума», «культура чувств и поведения», «физическая культура».

В переносном смысле понятие «культура» и производное от него понятие «культ» изначально соотносились с культурой чего-то:  культура души, культура разума, культ богов и культ предков[1,с. 5].  Культ тела, как божественное творение, особенно ярко наблюдался в древней Греции. На этой почве долгие сотни лет формируется античная культура, выражающая, прежде всего активное творческое начало в человеке, которое тяготеет к возвышенному, гармоничному развитию. Греки были одной из первых наций у которых кроме рассвета наук и искусства пропагандировался атлетический образ жизни. Физические упражнения и спорт составляли повседневную жизнь. Физическая культура этого периода времени  демонстрировалась во множественных агонах – состязаниях и спорах во время религиозных или политических празднеств и на Олимпийских играх. Это создавало условия для культурного обмена, позволяло развивать систему физической подготовки и совершенствовать ее посредством обмена опыта во время перемирий среди древних средиземноморских государств, развивало внешнеполитические связи,.

У древних эллинов было много богов. Пожалуй, столько не было ни у какого другого народа. Когда люди сталкивались во внешнем мире с чем либо непонятным и пугающим, они придумывали на этот случай новое божество.

Боги существовали на все случаи жизни. Придумывая их, греки делали богов похожими на себя: с такими же достоинствами и недостатками как у обычных людей. Боги могли быть старыми и молодыми, красивыми и уродливыми, добрыми и злыми, весёлыми и угрюмыми, мстительными, ловкими и прочее. Единственное, что отличало их от людей — бессмертие. Людям самим хотелось стать похожими на богов, но бессмертия им можно достичь только в памяти потомков, совершив подвиг. Скажем, во время войны это было совсем несложно, там героем мог стать каждый. Но затем затеряться среди многих других имен не составляло труда. Единственный победитель на долгие времена по городам и весям оставался в памяти людей олимпионик – победитель в Олимпийских играх. Почести победителям в Олимпийских играх и красота человека были сравнимы с почестями, воздаваемыми древними греками своим богам. Вот интересный факт из «Истории» Геродота (5 в. до н.э.). Он рассказывает историю о некоем Филиппе, обрученном с дочерью царя сибаритов: «он был олимпийским победителем и самым красивым из эллинов своего времени. За его красоту эгестейцы воздали ему исключительные почести, как никому другому. На его могиле воздвигли храм и приносят ему жертву (как герою)».

История возникновения первых Олимпийских игр и причин их организации в истории множество. Известно лишь из легенд, мифов и преданий, персонажи которых – почитавшиеся древними греками «боги» и герои. Итак, легенда первая... Могучий Зевс-громовержец одолел в смертельном бою своего беспощадного отца Кроноса – пожирателя собственных детей, освободил их и в честь этого знаменательного события повелел проводить Игры, которые (по месту, где они устраивались) получили название Олимпийских. Легенда вторая... Придумал и организовал первые Игры знаменитейший Геракл, сын Зевса, – тот самый, который совершил свои двенадцать легендарных подвигов. В честь одного из них и стали проводить

Олимпийские игры. Причем легенда донесла до нас одну очень интересную подробность. Геракл собственными стопами отмерил дистанцию для бега – шестьсот стоп. Так появилась одна из наиболее распространенных мер длины в Древней Греции, она называлась «стадий». Отсюда возникло слово «стадион». Если перевести эту меру в современные единицы, то получится, что дистанция составляла 192 метра 27 сантиметров. Легенда утверждает, что долгое время атлеты выявляли победителя только в одном виде соревнований – беге. А потом Геракл ввел и другие спортивные соревнования. Например, панкратион – довольно таки суровый вид спорта, соединявший в себе борьбу и кулачный бой. Легенда третья... Игры учредили в честь победы Пелопса, внука великого громовержца Зевса, над царем города Писы Эномаем в состязаниях конных колесниц. В благодарность богам Пелопс воздвиг в Олимпии святилище, где приносил жертвы. А еще – и это главное – он учредил Игры. Легенда утверждает, что именно благодаря Пелопсу Игры стали традиционными [3,с.31-36].

 Еще по одному из преданий, Ифит, царь Элиды, той самой, где находилась Олимпия, обеспокоенный постоянной враждой и омерзительными войнами, решил отправиться к дельфийскому Оракулу, чтобы согласно его предсказаниям уберечь свой народ от нападений и грабежей. Ему был дан ответ: «Твой народ спасут сопернические игры, угодные богам!» Умный правитель отправился к своему соседу — царю воинственной Спарты Ликургу и рассказал ему о предсказаниях Оракула,  спартанский государь не только согласился с этим пророчеством, но и решил взять Олимпию под защиту, объявляя её нейтральной землёй. Так, по их решению, согласованному с правителями других мелких раздробленных государств, учреждаются Олимпийские игры, посвящённые главному богу‑олимпийцу Зевсу. Греки по предложению историка Тимеоса, установили особое «олимпийское летоисчисление, которое было привязано к первому полнолунию после летнего солнцестояния. С тех пор раз в четыре года, или через каждые 1417 дней, именно в эти даты, стали проводить состязания в Олимпии. Точную дату и время открытия праздника в Олимпии оглашали задолго до его начала. Извещались все греческие города‑государства, куда посылали специальных глашатаев — спондофоров, которые извещали, что с момента начала Олимпиады начнётся экхерия — перемирие на время проведения соревнований. Обычно экхерия длилась по элейскому календарю два месяца, которые назывались апполоний и парфений. В это время не только Олимпия, но и вся Элида провозглашались «зоной мира», куда мог прибыть каждый без страха за свою жизнь, поскольку почти не было случаев нарушения перемирия, а тем, кто посмел нарушить это правило, полагалось наказание — огромный штраф и запрет на участие в Олимпиаде. Так мудрый Ифит Элидский смог прекратить междоусобные войны, заставив, ярых противников отложить в сторону оружие и отправится на праздник мира, спорта и культуры, чтобы поучаствовать в состязаниях или посмотреть на них и почувствовать себя не отдельными гражданами одного государства, а единым народом. Были в Древней Греции и другие подобные праздники: в Коринфе — Истмийские, в Дельфах — Пифийские, а в Немее, где Геракл бился с каменным львом — Немейские. Но самыми значительными для всей Эллады стали, конечно же, Олимпийские игры. Место, избранное для проведения первых игр, назвали Олимпия, чтобы напоминало о близости к богам и их жилищу — божественной горе Олимп. Располагается оно на юго‑западе Греции, в области Элида самого большого греческого полуострова  Пелопоннеса. Это тихая зелёная долина реки Алфей у

самого подножья горы Кронос, где шумит дубовая роща Алтис, которую после возведения Храма Зевса, как и всё святилище Олимпии, также посвятили главному богу‑олимпийцу.

В самом начале истории Игр состязания спортсменов не были самоцелью Олимпийских празднеств. Они являлись составной частью религиозных обрядов поклонения олимпийским богам и лишь, затем переродились постепенно в самодостаточные спортивные соревнования. По обычаю, первый  день Игр был посвящён Зевсу и богам‑покровителям: им приносились жертвы, к ним были направлены молитвы, им клялись в честности и неподкупности, им посвящались спортивные победы. В период своего расцвета игры длились 5 дней. Первые три были предназначены для спортивных мероприятий, в то время как два других дня использовались для ритуалов и торжеств. В последний день все участники посещали праздник, на котором съедали 100 быков, которые были убиты в первый день Олимпиады в качестве жертвы Зевсу.  Греки считали, что для богов было большим удовольствием созерцать демонстрируемую ими ловкость, силу и красивые тренированные тела. Точная дата первых Олимпиад, безусловно, «канула в Лету», но, по некоторым предположениям, они проводились начиная с 776 г. до н. э. Именно этим годом датируется первая победа на Олимпийских играх. При раскопках была найдена мраморная плита, на которой высечено имя самого первого олимпийского чемпиона — элидского повара Корэба и дата этой победы — 776 г. до н.э. С 84-х игр частью программы олимпийских состязаний стал конкурс искусств. На играх выступали Геродот, Сократ, Демосфен, Лукиан, Пифагор. Соперничали в ораторском искусстве философы и ученые, выступавшие на аренах, актеры устраивали театрализованные представления.  На 96-ой Олимпиаде в 396 году до н.э. были введены особые дисциплины: состязания трубачей и герольдов как логическое следствие соединения спорта и эстетического наслаждения в воззрениях эллинов. Греки и римляне были уверенны, что для гармонии человек должен быть развит не только физически, но и духовно. Эллины получали огромное эстетическое наслаждение от музыки. Во время Олимпийских игр поэты читали свои стихи, художники устраивали выставки своих картин. В финале игр скульпторов просили изготовить статуи победителей, а поэтов – сложить хвалебные песни. Агоны превращались в красочную демонстрацию физических и духовных возможностей человека, красоты его тела [2, с.15] .

Всего античных Олимпиад было проведено 293. Завершающими стали Игры 393 г. н.э. После чего император Феодосий Преподобный, правивший единолично всей восточной частью Римской Империи, куда к тому времени и входила Олимпия, выбрал христианство в качестве государственной религии, и поставил под запрет все языческие культы, к которым причислил  Олимпийские игры. Вскоре после запрета Олимпиад все храмовые и спортивные сооружения были сожжены по приказу Феодосия II (в 426 г. н. э.), а через сто лет и окончательно разрушены сильными землетрясениями и разливами рек.

Тысячелетняя история Олимпийских игр Древней Греции оставила неизгладимый след человечеству. Безусловный политический и экономический авторитет этих состязаний среди народов средиземноморья, делал значение Игр в развитии культурных, эстетических, педагогических и других видов наук и искусств неизбежным. Олимпийские игры способствовали объединению полисов, становлению священного перемирия, духовному и эстетическому взрослению народов, физическому совершенствованию  людей, а также создавал новый мир культур - мир ценностей, в конечном итоге, процветанию древнегреческой цивилизации. Наследие древнегреческой культуры и искусства дошли до наших дней, и являются классическим образцом мировосприятия.

 

Список литературы:

  1. Гуревич П.С. Культурология: элементарный курс:  учеб. пособие. – М.: «Гардарики», 2003. – С.5-6.
  2. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие. -- М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С.15
  3. Родиченко С.В. Твой олимпийский учебник: учеб. для вузов. -- М.: издат. «Советский спорт», 2014. – С. 31-34.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий