Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 07 июля 2014 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мидько А.С. МЕЦЕНАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В. В. ТАРНОВСКОГО-МЛАДШЕГО КАК ПРИМЕР АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. № 7(14). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

МЕЦЕНАТСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  В.  В.  ТАРНОВСКОГО-МЛАДШЕГО  КАК  ПРИМЕР  АКТИВНОЙ  ГРАЖДАНСКОЙ  ПОЗИЦИИ

Мидько  Алина  Сергеевна

ст.  преподаватель  Черниговского  обласного  института  последипломного  педагогического  образования  имени  К.Д.  Ушинского,  Украина,  г.  Чернигов

E-mailalya2879@mail.ru

 

 

Меценатство  в  Украине  имеет  давние  и  богатые  традиции  и  является  важным  фактором  сохранения  культурного  наследия.  Как  отмечает  исследовательница  Л.Я.  Лаврененко:  «...  в  истории  цивилизации  эта  деятельность  в  различных  формах  проявления  присутствовала  всегда,  без  нее  невозможно  представить  человеческого  бытия»  [3,  с.  249].

В  наши  дни  о  благотворительности  говорит  почти  каждый.  Меценаты  строят  школы,  оказывают  материальную  помощь  различным  культурным  учреждениям,  проводят  художественные  акции.  Однако,  мало  кто  из  них  размышляет  над  сущностью  этого  дела,  кроме  очевидного  положительного  имиджа  в  глазах  социума.  По  нашему  мнению,  искренная  доброта  не  предусматривает  запланированной  выгоды,  это  в  первую  очередь  зов  души.

История  Украины  богата  именами  людей,  деятельность  которых  подтверждает  их  сознательную  гражданскую  позицию,  направленную  не  в  желание  получить  себе  славу,  а  в  стремление  сохранить  историко-культурные  традиции  своего  народа.  Одним  из  наиболее  ярких  и  интересных  представителей  такой  позиции  является  В.В.  Тарновский-младший.

Большие  возможности  для  формирования  общественно-гуманистических  особенностей  жизненного  кредо  В.В.  Тарновский-младший  получил  благодаря  укладу  жизни  в  родовом  имении  Качановка  —  культурно-художественной  усадьбе  XIX  в.  Меценат  рос  в  семье,  для  которой  было  характерно  воспитание  детей  на  лучших  патриотических  традициях,  уважение  к  истории  украинского  казачества,  стремление  получить  хорошее  образование  и  сделать  как  можно  больше  для  улучшения  жизни  простого  народа  [5,  с.  54].  Все  это  удачно  нашло  свое  отражение  в  действиях  одного  человека.

Родился  В.В.  Тарновский-младший  20  марта  1838  г.  в  селе  Антоновка  (ныне  Варвинского  района  Черниговской  области).  Получил  хорошее  воспитание  и  образование.

Поcле  окончания  полного  курса  наук  в  Киевском  университете  Св.  Владимира  молодой  и  энергичный  человек  24  сентября  1862  г.  начал  службу  в  должности  кандидата  в  мировые  посредники  в  Борзенском  уезде  Черниговской  губернии,  а  22  ноября  1864  г.  «Вступил  в  отправления  должности  Мирового  Посредника  Парафиевскаго  участка»  [1,  л.  81].  Через  5  лет  «Высочайшим  приказом  по  Министерству  Внутренних  Дел»  за  образцовую  службу  17  января  1869  г.  получил  чин  губернского  секретаря  и  был  избран  уже  5  июля  предводителем  дворянства  в  Борзенском  уезде  до  выборов  1872  г.  [1,  л.  83].

К  сожалению,  информации  о  его  служебных  обязанностях  сохранилось  не  так  много,  а  об  общественно-полезной  активности  на  сегодня  известно  немало.  Так,  например,  при  Парафиевском  сахарном  заводе  в  1869  г.  им  была  устроена  больница.  В  следующем  году  на  его  средства  была  открыта  публичная  библиотека  в  Борзне.  Для  прихожан  Георгия-Хозевитской  церкви  был  возведен  двухкомнатный  дом,  чтобы  зимой  они  могли  согреться  и  от  дохнуть  [4,  с.  189].

Американский  историк  П.-Р.  Магочи  в  своей  книге  вспоминает,  что  благодаря  поддержке  двух  украинских  землевладельцев-филантропов  —  В.В.  Тарновского-младшего  и  Г.П.  Галагана  —  Н.И.  Костомаров,  П.А.  Кулиш  и  Т.Г.  Шевченко  не  только  публиковали  собственные  труды  в  Санкт-Петербурге,  но  и  основали  культурный  кружок,  известный  под  названием  «Громада»  [7,  с.  366—367].

Неоднократно  Василий  Васильевич  делал  взносы  и  на  издание  исторического  журнала  «Киевская  старина».  На  протяжении  XIX  —  начала  ХХ  в.  этот  журнал  направлял  развитие  гуманитарных  наук,  был  центром  национально-культурного  возрождения,  занимал  важное  место  в  научном  и  лутературному  процессе.  С  журналом  сотрудничали  ведущие  ученые  в  области  этнографии,  истории,  фольклористики,  литературоведения.  К  этой  плеяде  украинской  и  русской  элиты  принадлежал  и  основатель  Музея  украинских  древностей,  в  доме  которого  часто  проходили  заседания  редакционного  комитета.

За  счет  общественного  деятеля  было  издано  немало  и  других  уникальных  изданий,  в  частности  широкомасштабная  работа  В.Б.  Антоновича  и  В.А.  Беца  «Исторические  деятели  Юго-Заподной  России  в  биографиях  и  портретах»,  которая  посвящена  историческим  личностям  периода  Гетьманщины.  Значительная  часть  портретов,  которые  вошли  в  книгу,  —  это  копии  портретов  из  коллекции  мецената  написанных  масляными  красками.

Не  без  участия  благодетеля  в  1888  г.  вышла,  новаторская  для  своего  времени,  книга  Д.И.  Яворницкого  «Запорожье  в  остатках  старины  и  преданиях  народа».  Как  известно,  одним  из  направлений  собирательской  деятельности  коллекционера  была  казацкая  старина,  поэтому  когда  Василию  Васильевичу  выпала  возможность  поездить  по  местам  запорожской  славы  вместе  с  опытным  историком  и  археологом,  он  с  энтузиазмом  воспринял  эту  весть.  А  после  окончания  путешествия  меценат  всячески  поддерживал  Д.И.  Яворницкого  в  деле  написания  обобщающего  труда  по  истории  казачества,  будучи  глубоко  убежденным  в  ее  большом  значении  для  подъема  самосознания  простого  народа.

Значительное  внимание  коллекционер  уделил  сохранению  вещей  великокняжеского  периода,  который  стал  неотъемлемой  частью  его  коллекции.  С  легкой  руки  Василия  Васильевича  под  руководством  Н.Ф.  Биляшивского  в  1890  г.  на  территории  городища  Княжа  гора  начались  археологические  раскопки.  В  течение  двух  сезонов  поисковых  работ  затраченные  средства  вернулись  сполна:  число  древнерусских  сокровищ  составляло  несколько  тысяч  и  впечатляло  своей  уникальностью  и  ценностью.  Однако,  после  возведения  «Каталога  украинских  древностей  коллекции  В.В.  Тарновскаго»  из-за  нехватки  средств  исследования  прекратились.

Вместе  с  И.И.  Билозерским,  П.А.  Кочубеем,  Н.В.  Туманским,  А.С.  Долгоруким,  И.М.  Скоропадским,  Н.В.  Гербелем  и  многими  другими  представителями  культурной  элиты  В  В.  Тарновский-младший  оказал  материальную  помощь  на  обустройство  памятника  Н.В.  Гоголя  в  Нежине.  После  торжеств  по  случаю  открытия,  которое  произошло  4  сентября  1881  г.,  предводитель  Нежинского  дворянства  устроил  прием,  на  котором  присутствовали  более  100  человек  [2,  с.  142—143].  Также  сохраняются  данные  о  его  значительных  пожертвованиях  и  на  сооружение  памятников  Б.М.  Хмельницкому  в  Киеве,  И.П.  Котляревского  в  Полтаве,  а  также  на  изготовление  чугунного  креста-памятника  на  могиле  Т.Г.  Шевченко,  возле  Канева,  на  берегу  Днепра  (предоставил  1000  рублей)  [6,  c.  25].

История  последних  взаимоотношений,  основанная  несколькими  поколениями  семьи  Тарновских,  занимает  отдельную  страницу  в  жизни  черниговского  благодетеля.  Она  свидетельствует  о  его  безмерной  искренности,  дружбе  и  уважении  к  личности  Великого  Кобзаря.  Массив  документов,  высокохудожественных  произведений,  личных  вещей,  отражающих  различные  периоды  биографии  поэта,  сохранились  именно  благодаря  коллекционеру.

Дружескими  отношениями  собиратель  старины  был  связан  с  семьей  Кулешов.  Он  неоднократно  оказывал  финансовую  помощь  в  издательском  деле,  потом  вместе  с  Александрой  Михайловной  (женой  П.А.  Кулиша)  занимался  составлением  могилы  списателя  [4,  c.  188].  Личный  архив  общественного  деятеля  стал  достоянием  именно  коллекции  Тарновского.

Пожалуй,  одним  из  крупнейших  увлечений  В.В.  Тарновского-младшего  была  семейная  усадьба  Качановка.  После  смерти  отца  молодой  человек  унаследовал  территорию,  площадь  которой  достигала  500  га,  и  до  конца  своей  жизни,  не  жалея  денег,  заботился  о  ней.  На  протяжении  четверти  века  имение,  которое  стало  настоящим  произведением  искусства,  привлекало  представителей  украинской  и  русской  культуры:  И.Ю.  Репин,  Т.Г.  Шевченко,  В.И.  Штернберг,  Н.К.  Бодаревский,  А.Я.  Волосков,  В.А.  Бец,  А.М.  Лазаревский,  Д.И.  Яворницкий,  Н.В.  Гоголь,  М.И.  Глинка  —  и  это  далеко  не  полный  перечень.  Последний  приют  здесь  нашли  для  себя  выпускник  Петербургской  Академии  художеств,  автор  воспоминаний  о  Т.Г.  Шевченко  Г.Н.  Честяхивский,  а  также  художник  А.А.  Агин.

Несомненной  заслугой  В.В.  Тарновского-младшего  было  то,  что  несмотря  на  все  социально-политические  сложности  эпохи  в  его  деятельности  нашлось  место  для  милосердных,  благотворительных  и  меценатских  деяний.  Поэтому  память  о  таком  человеке  останется  на  долгие  времена,  а  его  высокие  моральные  и  духовные  принципы  общественной  позиции  всегда  будут  примером  для  подражания  будущих  поколений.

 

Список  литературы:

  1. ДАЧО.  Ф.  127.  Оп.  26  а.  Д.  220  О  Утверждении  лиц  избранных  на  должности  Уездных  Предводителей  Дворянства,  157  л.
  2. Костенко  І.П.  Пам'ятник  М.В.  Гоголю  у  Ніжині  //  Сіверянський  літопис.  —  1997.  —  №  3.  —  С.  142—143.
  3. Лаврененко  Л.Я.  Благотворительность  в  народном  образовании  (рус.  меценаты,  XVII  —  нач.  XX  вв.)  //  Народное  образование.  —  2003.  —  №  2.  —  С.  249—254.
  4. Половнікова  С.О.  Василь  Васильович  Тарновський:  духовні  витоки  українського  патріотизму  та  благодійності  //  Скарбниця  української  культури:  зб.  наук.  праць.  Чернігів:  Сіверянська  думка,  —  2007.  —  Вип.  8.  —  С.  183—190.
  5. Товстоляк  Н.М.  Земська  діяльність  В.В.  Тарновського-старшого  //  Знаки  питання  історії  України:  українська  історія  у  європейському  контексті:  збірник  матеріалів  ІІ  Міжнародної  конференції.  Ніжин:  НДУ  ім.  М.  Гоголя,  2005.  —  С.  54—57.
  6. Шпак  В.  Світло  і  тіні  великого  колекціонера  //  Урядовий  кур’єр.  —  2012.  —  №  69.  —  С.  25.
  7. Magocsi  P.-R.  A  History  of  Ukraine:  The  land  and  its  peoples.  2-nd  ed.  Toronto:  University  of  Toronto  Press,  2010.  —  894  p.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.