Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 07 июля 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Киселева Е.Г. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ВОКАЛА ДШИ И ДМШ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. № 7(14). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ОСОБЕННОСТИ  РАБОТЫ  КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА  В  КЛАССЕ  ВОКАЛА  ДШИ  И  ДМШ

Киселева  Екатерина  Геннадьевна

концертмейстер  МБОУ  ДОД  «Детская  школа  искусств  №  11»,  РФ,  г.о.  Самара

E-mailKisKet83@yandex.ru

 

Деятельность  концертмейстера  предполагает  сотрудничество  с  представителями  разных  художественных  специальностей:  среди  них  солисты,  вокальные  и  инструментальные  ансамбли,  хоровые  и  театральные  коллективы,  оркестры.  В  каждом  из  этих  направлений  предполагается  музыкальная  поддержка,  а,  значит,  и  совместная  работа  над  художественным  образом  на  разных  этапах  исполнительской  деятельности,  поэтому  концертмейстер  должен  быть  «универсальным»  музыкантом.

Работа  концертмейстера  уникальна  и  увлекательна,  но  надо  отметить,  что  деятельность  концертмейстера  осуществима  лишь  в  том  случае,  если  она  подкреплена  не  только  основами  теории  и  практики  концертмейстерства,  но  и  постоянным  расширением  культурного  тезауруса  [1,  с.  7].

В  образовательном  процессе  учреждений  дополнительного  образования  детей  в  сфере  культуры  и  искусств  (ДШИ,  ДМШ)  концертмейстеру  принадлежит  особая  роль,  поскольку  для  развития  творческой  индивидуальности  ребенка,  воспитания  будущего  музыканта  или  любителя  искусств  необходима  тщательно  продуманная  и  организованная  совместная  работа  руководителя  и  концертмейстера. 

Каждый  из  педагогов,  занятый  в  процессе  обучения,  незаменим.  Концертмейстер  вместе  с  педагогом  участвует  в  выборе  программы.  В  его  обязанности  входит  подбор  и  адаптация  музыкального  материала  с  учетом  индивидуальности  каждого  ученика.  При  этом  критериями  отбора  репертуара  для  учащегося-вокалиста  становятся  его  индивидуально-личностные  характеристики,  интересы,  музыкальные  данные,  диапазон  его  голоса,  артистичность,  а  также  задачи,  которые  педагог  ставит  перед  учеником.  В  этот  период  концертмейстер  исполняет  большое  количество  музыкальных  произведений  различной  сложности,  так  что  необходимо  хорошо  читать  с  листа  и  виртуозно  владеть  инструментом. 

Особенно  важно,  чтобы  в  атмосфере  сотворчества  педагога  и  концертмейстера  проходил  первый  этап  музыкального  воспитания  ребенка.  Очевидно,  что  начальный  период  обучения  будущего  музыканта  или  любителя  музыки  —  едва  ли  не  важнейший  в  его  музыкальной  биографии.  Именно  в  это  время  закладывается  отношение  к  музыке,  вырабатываются  стойкие  симпатии  (а  бывает,  и  антипатии)  к  ней,  формируются  базовые  исполнительские  умения  и  навыки.

Опыт  показывает,  что  функции  концертмейстера  носят  в  значительной  мере  педагогический  характер,  поскольку  они  заключаются  в  развитии  личности  юного  исполнителя,  в  организации  поэтапной  работы  над  музыкальным  произведением,  в  разучивании  с  солистом  нового  репертуара.  Эта  педагогическая  сторона  работы  требует  от  пианиста,  помимо  аккомпаниаторского  опыта  (выразительная  игра,  которая  помогает  ребёнку  воспринимать  форму,  метроритм,  лад,  другие  средства  художественной  выразительности  на  эмоциональном  уровне),  ряда  специфических  навыков  и  знаний  в  области  психологии,  педагогики  и  смежных  исполнительских  искусств.  На  первых  этапах  обучения  пению  значительная  ответственность  лежит  на  концертмейстере. 

Важным  моментом  является  психологическая  совместимость  участников  образовательного  процесса.  Урок  как  живой  процесс  определяется  множеством  самых  разнообразных  факторов.  Следует  выделить  особую  эмоциональную  окрашенность  занятий,  умение  педагога  и  концертмейстера  диагностировать  состояние  учащегося,  предвидеть  и  обеспечивать  его  развитие.  В  такой  атмосфере  учащийся  постепенно  научится  получать  удовлетворение  от  самого  процесса,  а  не  только  от  результата.  И  концертмейстеру,  и  педагогу  очень  важно  обладать  коммуникативной  культурой,  проявлять  педагогический  такт,  терпение  и  оптимизм  в  воспитании  обучающегося. 

Ученикам,  особенно  в  младшем  школьном  возрасте,  свойственна  застенчивость  и  неуверенность,  и  именно  концертмейстер  помогает  преодолеть  эти  черты  личности,  которые  препятствуют  самовыражению  юного  музыканта. 

В  значительной  степени  это  касается  публичного  выступления,  когда  ребенок  испытывает  наибольшее  волнение.  Ведь,  как  известно,  выход  исполнителя  на  концертную  эстраду  относится  к  категории  стрессовых  ситуаций  и  предполагает  адаптацию  к  особому,  отличному  от  рабочего  состоянию.  С  чем  же  приходится  сталкиваться  и  солисту,  и  аккомпаниатору?  Прежде  всего,  с  новыми,  непривычными  условиями:  акустикой  концертного  зала,  освещением.  Юного  вокалиста  могут  отвлечь  неожиданные  внешние  раздражители  и,  как  следствие,  исполнитель  может  забыть  слова,  неточно  воспроизводить  ритмический  рисунок,  не  выдерживая  метроритмические  рамки.  Концертмейстер  в  этой  ситуации  должен  вовремя  «подхватить»  ученика,  для  этого  необходимо  обладать  быстрой  реакцией.  Опытный  преподаватель-концертмейстер  помогает  выступающему  устранить  напряжение  перед  концертом  и  достигнуть  состояние  комфортности  сценического  выступления. 

Выразительное  исполнение  концертмейстера  создает  необходимое  эмоциональное  состояние,  способно  увлечь  солиста  и  помочь  ему  проникнуть  в  содержание  произведения,  подвести  к  предчувствованию  оттенков,  штрихов,  кульминации,  а  значит  сконцентрировать  внимание  учащегося  на  художественной  стороне  исполнения  и  избавить  от  излишнего  волнения.  Самообладание  так  же  необходимо  для  концертмейстера,  он  должен  знать,  что  ошибок  и  поправок  при  выступлении  не  должно  быть,  не  допустимы  также  их  мимические  выражения. 

На  начальном  этапе  обучения  юные  вокалисты  не  имеют  представлений  об  основах  правильного  владения  дыханием,  звукоформирования,  звуковедения,  поэтому  значительное  внимание  уделяется  пению  распевок  и  разнообразных  упражнений  на  развитие  дыхания,  силы  голоса-звука  в  разных  диапазонах.  И  здесь  концертмейстер  может  раскрыть  свои  творческие  способности.  В  помощь  педагогу,  концертмейстер  может  сочинять  необходимый  материал,  должным  образом  обеспечивающий  задания  педагога.  Подбор  и  исполнение  разнообразного  сопровождения  воспитывает  у  детей  гармонический  слух,  развивает  чувство  стиля  и  жанра,  а  также  вносит  разнообразие  в  многократные  повторения  упражнений. 

Также  развитию  гармонического  слуха  у  учащихся  способствует  импровизация  и  аранжировка.  Многие  песни,  особенно  народные,  не  имеют  авторского  сопровождения,  и  в  их  исполнении  детьми  необходима  инструментальная  поддержка.  Освоение  фактурных  формул  различных  жанров  —  необходимая  составляющая  работы  концертмейстера.  Основным  показателем  удачной  аранжировки  является  умение  скомбинировать  в  одном  произведении  несколько  формул  одной  фактуры,  например,  разнообразить  куплеты,  незаметно  ввести  в  аккомпанемент  элементы  мелодии,  что  особенно  важно  в  работе  с  маленькими  вокалистами.  Важно  не  только  найти  правильную  гармонию,  но  и  помочь  вокалисту  в  освоении  стилистики  произведения  и  сохранить  при  этом  тонкость  ансамблевого  исполнения.

Работа  концертмейстера  основывается,  прежде  всего,  на  всестороннем  анализе  произведения,  как  фортепианной  так  и  вокальной  партий,  на  выявлении  стилистических  особенностей,  технических  трудностей,  поиска  средств  выразительности.  Концертмейстеру  полезно  ознакомиться  с  творчеством  композитора,  историей  создания  и  особенностями  произведения,  спецификой  жанра,  формы  сочинения.  Интерпретация  произведений  не  может  быть  излишне  свободной.  В  обязанности  концертмейстера  входит  объяснение  ученику,  в  чем  состоит  авторский  замысел  и  что  нужно  сделать,  чтобы  его  сохранить 

Вместе  с  тем  концертмейстер  вместе  с  преподавателем  осуществляет  музыкально-теоретическое  образование  учащегося,  прививают  ему  чуткое  отношение  к  поэтическому  и  музыкальному  тексту.  Музыкально  неграмотный  певец,  который  не  способен  проанализировать  содержание  и  форму  произведения,  определить  его  характер,  не  сможет  самостоятельно  работать,  и  всегда  будет  зависеть  от  педагога  или  концертмейстера.

Современное  музыкальное  образование  характеризуется  растущим  интересом  к  информационно-коммуникационным  технологиям.  Не  является  исключением  и  работа  педагогов-концертмейстеров  ДШИ  и  ДМШ.  Особое  значение  имеет  использование  специальных  компьютерных  программ  для  создания  и  редактирования  нотных  партитур.  Одна  из  популярных  компьютерных  систем  —  программа  «Sibelius»,  которая  позволяет  прослушивать  музыкальные  произведения,  подбирать  или  гармонизировать  мелодию,  упрощать  музыкальное  сопровождение,  транспонировать  произведение,  таким  образом,  расширяет  возможности  в  аккомпанировании.  Также  можно  использовать  мультимедийные  программы  музыкальных  проигрывателей  Aimp,  Winamp,  J.River  Media  Center  [2,  с.  400].

Очевидно,  что  использование  информационных  технологий  в  деятельности  концертмейстера  предоставляют  возможности  для  совершенствования  содержания,  методов,  организационных  форм,  технологий,  средств  подготовки  учащихся  к  концертным  выступлениям,  расширению  доступа  к  информации  и  являются  одним  из  показателей  профессиональной  компетентности  концертмейстера.

Из  вышеизложенного  можно  заключить,  что  особенности  работы  концертмейстера  с  вокалистами  заключается  в  глубоком  понимании  природы  музыкального  искусства  и  певческого  голоса,  специфики  вокального  пения,  секретов  взаимодействия  инструмента  и  голоса,  в  поиске  разнообразных  методов  педагогической  работы  и  освоении  современных  технологий.  Необходимо  всегда  помнить  о  том,  что  концертмейстерство  —  это  искусство,  а  концертмейстер  в  образовательной  сфере  —  и  пианист,  и  аккомпаниатор,  и  исполнитель,  и  педагог.

 

Список  литературы:

  1. Кубанцева  Е.И.  Концертмейстерский  класс.  Учебное  пособие  для  вузов  /  Е.И.  Кубанцева.  М.:  Академия,  2002.  —  183  с.
  2. Нерушева  О.А.  Использование  компьютерных  технологий  в  деятельности  концертмейстера  детских  школ  искусств  /  О.А.  Нерушева  //  Молодой  ученый.  —  2013.  —  №  7.  —  С.  399—400.
  3. Казаченкова  В.В.  Специфика  работы  концертмейстера  на  уроках  вокала.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/spetsifika-raboty-kontsertmeistera-na-urokakh-vokala  (дата  обращения:  03.07.2014).

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.