Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 07 апреля 2014 г.)
Наука: Экономика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
РЕФОРМИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ С ПОЗИЦИЙ АВСТРИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
Перепелкин Константин Андреевич
студент ЮФУ, РФ, г. Ростов-на-Дону
E-mail: kostya93@gmail.com
Шевченко Дмитрий Александрович
канд. экон. наук, доцент ЮФУ, РФ, г. Ростов-на-Дону
E-mail: d.shewchenko@mail.ru
В течение последних 120 лет мировые кризисы стали характерной особенностью финансового ландшафта. Не считая финансового кризиса 2008 года, все остальные кризисы можно разделить на четыре периода [3, с. 14].
1. Эра золотого стандарта 1880—1913 гг.
2. Межвоенный период 1919—1939 гг.
3. Бреттон - вудский период 1945—1971 гг.
4. Современный период с 1973—1997 г.
Причем стоит заметить, что в эпоху Золотого стандарта интенсивность и частота кризисных явлений была минимальна в отличие от многочисленных потрясений современного периода. Одним из очевидных объяснений этого факта является наличие фиксированных валютных курсов и невозможность спекулировать на них при такой системе.
При явном негативном воздействии валютных спекуляций, обвале валют и возможности воздействовать на экспорт и импорт, просто ослабляя или укрепляя валюту, нельзя не отметить тот факт, что экономика бумов и спадов стала привычной для подавляющего числа экономистов и всего человечества в целом. Возможности построения более эффективной и справедливой банковской системы можно представить с позиции Австрийской экономической школы.
В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки). Центральный банк проводит государственную эмисссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций, в результате которых существенно увеличивают объем денежной массы (агрегат М2).
Говоря об особенностях современной банковской системы, необходимо отметить, что одним из ее основных слабых мест является риск ликвидности. Этот риск носит очень специфический характер: банк принимает на себя обязательства, которые он может выполнять исключительно в том случае, если их предъявят не все из тех, кто легально может сделать это в данный момент. То есть, если все вкладчики банка или по крайней мере их большинство одновременно потребуют у банка вернуть их вклады, то банк почти с 100 % вероятностью не сможет выполнить свои обязательства. Также стоит обратить внимание на роль Центрального банка в этом процессе. Когда с периодической постоянностью банки сталкиваются с такого рода проблемами, Центральный банк, выступая в роли кредитора последней инстанции, просто накачивает ликвидностью банковскую систему, чтобы банки смогли расплатиться по своим обязательствам.
После данного обзора одного из основных системных рисков современной банковской системы стоит обратиться к истокам этой проблемы, а именно к нарушениям классических принципов права.
В своей книге «Деньги, банковский кредит и экономические циклы» Хесус Уэрта де Сото Бальестер приводит текст договора иррегулярного хранения [2, с. 14]. Уэрта де Сото справедливо замечает, что при хранении таких вещей как нефть и зерно ни у кого не вызывает сомнения, что использование нефти и зерна в отсутствии хозяина этих товаров будет естественно приравнено к краже. Однако когда речь идет о денежных единицах, то ясное понимание неправомочности использования депозитов до востребования для банковских операций стремительно исчезает, тот факт, что по данному договору деньги есть такой же товар как нефть или зерно, полностью игнорируется. Необходимо подчеркнуть, что основным интересующим нас положением этого договора является то, что «иррегулярная поклажа всегда непосредственно доступна для поклажедателя» — как подчеркивает профессор Уэрта де Сото. И так как деньги можно назвать квинтэссенцией заменимых вещей, то это значит, что 100 %-ный резерв наличных денег необходим исходя из обязательства хранения по этому договору.
Несоблюдение классических норм права, которые отражены в вышеприведенном договоре, ведет к серьезным кризисным последствиям и потрясениям, о чем свидетельствует вся история кризисов и циклический характер экономического роста.
Банковскую практику с частичным резервированием начали ставить под сомнение как минимум с XVI—XVII вв. [1, с. 315] когда над этой проблемой размышляли теоретики Саламанкской школы. В XVIII в. это был Давид Юм и теоретики, работавшие в традиции Джефферсона-Джексона. В XIX в. во Франции это были Чернуски и Модесте, в Германии — Михаэлис, Хюбнер, Гейер и Телькампф. В XX веке можно выделить ряд выдающихся экономистов, таких как Людвиг фон Мизес, Фридрих Хайек, Милтон Фридмен, Джеймс Тобин и Морис Алле, которые были сторонниками идеи 100 % резерва.
В рамках Австрийской экономической школы логически формулируются конкретные меры по реформированию банковской системы. С одной стороны, институты, относящиеся к финансовому рынку, должны быть приведены в соответствие с традиционными принципами права. С другой стороны, влияние государственных агентств, которые до сих пор контролируют финансовую систему, необходимо свести к минимуму. Для того чтобы создать по-настоящему стабильную финансовую и денежную систему, которая защитит экономику от циклических колебаний, необходимо обеспечить: (1) свободу в выборе валюты; (2) свободу банковской деятельности и упразднение центрального банка (3) обязательное соблюдение классических принципов права всеми субъектами, участвующими в банковской деятельности, а именно соблюдение принципа, в соответствии с которым ни один субъект банковского рынка не может воспользоваться возможностью оперировать вкладами до востребования для предоставления ссуд, иначе говоря никто не создает деньги из ничего и бесконтрольно увеличивает денежную массу.
Хесус Уэрта де Сото рекомендует приватизировать деньги и прекратить вмешательство со стороны государства или центрального банка в вопросы их эмиссии или контроль за их покупательной способностью. Эта задача предполагает упразднение законодательства об узаконенном средстве платежа, что является существенным моментом всякого дерегулирования финансового рынка. Такая «денационализация денег» позволит экономическим агентам эффективнее принимать предпринимательские решения, на основе уникальной коммерческой информации, которая есть у каждого активного субъекта рынка.
Второй пункт предложения Уэрта де Сото указывает на необходимость ликвидации центрального банка и даже такой радикальной меры как отмена банковского законодательства. По мнению де Сото в основу законодательного обеспечения банковской системы войдут такие договоры традиционного права, как договор иррегулярной поклажи, основанный на естественных и классических принципах права.
Очевидно, что банковскую деятельность следует привести в соответствие с классическими принципами права, что предполагает обеспечение условия 100 %-ного коэффициента резервирования по вкладам до востребования и обязанности банка поддерживать этот резерв постоянно, чтобы вкладчики имели возможность снять свои средства со счета в любой момент времени. Свобода банковской деятельности не означает разрешения на нарушение этого правила или попытку оправдать деятельность такого рода на законодательном уровне; поскольку такое нарушение одинаково соблазнительно как для банков, так и для государства, то сложно представить, что современную банковскую систему можно изменить в краткосрочном периоде. Однако такой механизм управления банковской системой не только нарушает классические принципы права, но может вызвать ряд последствий, губительных для экономики.
С нашей точки зрения меры по реформированию банковской системы, предлагаемые Хесусом Уэрта де Сото Бальестером, трудно осуществить в рамках современной правовой и банковской систем, так как это полностью изменит сложившийся финансовый порядок и, самое главное, лишит государство возможности финансировать политические и военные проекты за счет средств и инструментов центрального банка, проще говоря печатный станок уже нельзя будет включать так часто, как это делается сейчас. Несмотря на упускаемые выгоды предложений де Сото: 1) Лишение банков возможности запускать механизм экономического цикла (отсутствие кредитной экспансии и 100% резерв) и существенное снижение мошенничества в финансовой сфере 2) Изменение экономического роста с циклического на поступательный (2—3 % год) за счет ликвидации кредитной экспансии 3) Снижение инфляции (инфляция на уровне 1—2 %) и т. д., очевидно, что в обозримой перспективе эти реформы реализовать не удастся. Тем не менее, используя даже отдельные, точечные меры в рамках Австрийской экономической мысли, такие как повышение нормы обязательных резервов для банков и совершенствование банковского законодательства на основе классических принципов права, можно существенно оздоровить современную экономическую ситуацию.
Список литературы:
- Блауг М.. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1996.
- Уэрта де Сото Х. Деньги, банковский кредит и экономические циклы. М.: Социум, 2008.
- Юдина И.Н. Происхождение финансовых кризисов и их объяснение: ретроспектива зарубежного опыта // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2009. Том 9. выпуск 3.
дипломов
Оставить комментарий