Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 07 апреля 2014 г.)
Наука: Филология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
СТЕРЕОТИП «ДОМ» В ЖАНРЕ ЗАГАДКИ
Перевалова Дарья Алексеевна
аспирант, Томский государственный национально-исследовательский университет, РФ, г. Томск
E-mail: Daryaperevalova89@gmail.com
В современной лингвистике, как и в других гуманитарных науках, активно исследуется вопрос восприятия и отображения в сознании человека окружающей его действительности, находящего свое воплощение в языковых формах, языковой картине мира (далее ЯКМ): «отражённый средствами языка образ сознания — реальности, модель интегрального знания о концептуальной системе представлений, репрезентируемых языком» [6, с. 44]. Поскольку изучение ЯКМ в целом представляется слишком объемной задачей, интерес лингвистов сосредоточен на рассмотрении отдельных фрагментов ЯКМ, отдельных, наиболее значимых единиц ЯКМ, «узловых точек картины мира» [5, с. 23], отображающих принципы категориального членения мышления человека. Существуют различные подходы к изучению единиц ЯКМ, одним из способов исследования является реконструкция стереотипов восприятия отдельных предметов и явлений ЯКМ, отображающих типизированное представление большинства носителей языка об этих предметах и явлениях.
Отдельного внимания заслуживает исследование представлений о доме, как о центральном образе внутреннего, «своего» пространства человека. Фольклорные жанры отображают смену акцентов в восприятии дома: от деревенской избы к городскому многоэтажному дому, небоскребу.
Цель данной работы: анализ стереотипа «дом» в жанре традиционной и современной загадки.
Материалом для исследования послужили тексты традиционных и современных загадок, собранных автором в сети Интернет: http://www.ruskid.ru/zagadki/, http://crazymama.ru, http://kid-game.ru, http://flaminguru.narod.ru, http://zagadki.tel/ и др.
В лингвистике активно исследуются варианты воплощения картины мира, свойственные различным социальным группам, или участникам определенной ситуации, что обусловливает систему когнитивных координат, формирующую свою специфику мировосприятия в рамках данной ситуации. Данный подход аспектирует подход к анализу ЯКМ, актуализируя изучение «функционально обусловленных вариантов языковой картины мира» — дискурсивные картины мира (ДКМ). В частности, актуальным оказывается изучение фольклорной дискурсивной картины мира (ФДКМ).
Одним из актуальных направлений исследования ЯКМ в целом и отдельных ДКМ в частности становится изучение отдельных единиц категоризации действительности и хранения информации о тех или иных значимых фрагментах картины мира. В данной работе мы рассматриваем стереотип как «коллективное видение какой-либо реалии действительности в совокупности ее типичных характеристик, имеющее устойчивое языковое воплощение» [1, с. 59]. Стереотип может быть представлен набором отдельных фасет, отображающих наиболее значимые характеристики реалии.
Стереотипизация оказывается характерна для фольклорного жанра загадки, направленного на передачу традиционного коллективного представления о предметной реальности, окружающей человека. Загадка отображает восприятие реалий действительности в совокупности их наиболее типичных, значимых свойств. Анализ стереотипов восприятия в загадке позволяет реконструировать фрагмент ФДКМ.
Образ дома в ФДКМ является центром «своего» пространства. «Понятие дом включает в себя представления не только о жилище человека, но и о семье, о народе, о связи поколений, о единстве, о труде и отдыхе, т. е. охватывает всю сферу бытования человека. Дом являет собой модель мира, соединяющую бытовое и сакральное, выстраивающую отношение человека к социуму и к самому себе, выполняющую функцию этической, эстетической оценки действительности» [4, с. 11]. «Дом противопоставлен внешнему миру и потому является объектом разнообразных магических ритуалов, совершаемых для его защиты и ограждения от злых сил» [7, с. 116]. В загадках пространство дома представлено как текстами о самом жилище (избе, небоскребе), так и загадками, описывающими его составные элементы и предметы в доме. Остановимся подробнее на загадках, посвященных самой реалии «дом».
Традиционные загадки (созданные до второй половины XX века), отображающие стереотип «дом», посвящены, прежде всего, деревенской избе, они отображают дом / избу как целостный объект, здание: Стоит бычище, / Проклёваны бочищи; У дуба-дубища / Проклёваны дуплища. В данных загадках, в первую очередь, актуализируется фасета внешний вид предмета, и его составные элементы. Эти признаки опосредованы и относятся не к загаданной реалии (изба), а к предмету, ее отображающему (бык, дуб). Значимой является характеристика размера предмета, реализующаяся за счет использования суффиксов субъективной оценки: бычище, бочищи, дубище, дуплища (внешний вид), — и наличие отверстий в структуре целого предмета: проклеваны дуплища / бочищи (составные элементы предмета). Формируется стереотип дома как большого целого предмета, обладающего отверстиями вовне. Отметим, что отверстия преподносятся как искусственные (проклеванные) для данного объекта (главные окна крестьянской избы вырубались плотниками в уже готовом срубе [6баранов]). Дом представлен как нечто существующее изначально, тогда как окна или двери (отверстия) — привнесенное извне человеком. Такое осмысление реалии связано с мифологическим представлением о доме как о чем-то первоначальном, «первоосновным», неслучайно сопоставление жилища в загадках с быком и дубом: «Бык — в народной традиции особо почитаемое животное, воплощение силы и мужского начала; жертвенное животное. В южнославянской мифологии бык — космофор, опора земли» [8, с. 272]; «Дуб — в традиционной культуре славян самое почитаемое дерево, связанное с богом-громовержцем и символизирующее силу, крепость и мужское начало…» [2, с. 141]. Образ дома оказывается в одном ряду с символами опоры, основы мира. Такое представление о доме является характерным для ФДКМ: «Дом принадлежит к числу ключевых символов, обозначает центр вселенной, освоенный, защищенный от влияния извне мир» [4, с. 11].
Современные загадки (созданные после значительных перемен в социо-культурной жизни, произошедших в середине XX века) о доме описывают, в первую очередь, городской многоквартирный дом или небоскреб, как его разновидность. Это связано как с изменениями локализации фольклорного дискурса в целом, так и особенностями бытования жанра загадки в иных дискурсах, тесно связанных с жизнью города. В этих загадках дом представлен как результат человеческого труда, систему упорядоченных человеком элементов: «Друг на дружке ровно в ряд / Эти кубики стоят, / В каждом есть окно и вход, / В каждом кто-нибудь живет (Дом)»; «Домик строят – чудеса, / Спинку небесам чесать! / Вот он в полный рост встаёт… / Всё равно не достаёт. (Небоскреб)». Эти загадки формируют стереотип представления о доме, актуализируя фасеты внешнего вида, функции и структурных элементов. В первой загадке фасета внешний вид опосредована, используется художественная метафора «квартиры дома / кубики», фасета составные элементы и функция предмета прямо соотнесены с загаданной реалией (наличие входа и окна, предназначение дома служить жилищем). Присутствует характеристика размера дома – за счет указания принципиально большого количества составных элементов (друг за другом, в каждом). Происходит несоответствие размера загаданного предмета и описывающей его реалии: кубик / этаж дома. Формируется стереотип дома как многосоставной сложной системы, обладающей набором идентичных элементов (друг над другом ровно в ряд эти кубики стоят, в каждом есть окно и вход), служащей для жизни людей (в каждой кто-нибудь живет). Акцент в представлении реалии сделан на однотипности элементов. В фокусе внимания оказывается представление о способе создания, строительства дома: одинаковые кубики ставятся друг на друга. Исчезает уникальность жилища человека, в центре оказывается однотипность жизненного пространства («кубики»). Во второй загадке фасета внешний вид опосредована метафорой «небоскреб / расческа для неба» (спинку небесам чесать), формирующей представление о больших размерах дома-небоскреба. Загадка описывает ситуацию, в которой важным становится признак внешнего вида реалии: Вот он в полный рост встаёт… / Всё равно не достаёт (до неба). Обыгрывается внутренняя форма слова-отгадки: небоскреб — скребущий небо. Также используется несоответствие размеров описываемой реалии («домик») и загадываемой ( «небоскреб»), реализующееся при помощи использования уменьшительно-ласкательного суффикса «-ик».
В таблице отражена фасетная структура стереотипа «дом» в традиционной и современной загадке. Традиционная загадка отображает стереотип, актуализируя фасеты внешний вид и структурные элементы предмета. Современная загадка формирует стереотип «дом», актуализируя фасеты внешний вид и структурные элементы и функция предмета.
Таблица 1.
Фасетная структура стереотипа «дом» в загадках
Фасеты |
Традиционные загадки |
Современные загадки |
Внешний вид |
+ |
+ |
Структурные элементы |
+ |
+ |
Местоположение |
- |
- |
Функция |
- |
+ |
Сравнение фасетного наполнения отображаемых в загадках стереотипе «дом» позволяет говорить о смещении акцента представления о реалии в современном фольклоре: добавление функциональной характеристики. В современных загадках, как и в традиционных, формируется представление о доме как о большом сложном предмете, но «дом» уже не представляется целостным, «первоосновным» предметом, жилище человека — результат его труда, строительства. Появляется нехарактерное для традиционных загадок указание на функцию предмета: служить жилищем для человека. Помимо внешних изменений самой реалии (от деревенской избы — к городскому дому) происходит изменение в оценке роли человека относительно реалии: предмет создается человеком для службы человеку, тогда как в традиционных загадках жилище представлялось самостоятельным, самоценным объектом.
Список литературы:
- Абдрашитова М.О. Миромоделирующая функция жанра загадки в фольклорном дискурсе: дисс. на соиск. степени канд. филол н. / М.О. Абдрашитова. Томск, 2012. — 176 с.
- Агапкина Т.А. Дуб // Славянские древности. Т. 2. М., 2004. — С. 141—146.
- Баранов Д.А. Русская изба: иллюстрированная энциклопедия // Д.А. баранов, О.Г. Баранова, Е.Л. Мадлевская и др. СПб., 1999. — 376 с.
- Житникова М.Л. Дом как базовое понятие народного мировидения (лингвокультурологический аспект): автореферат дисс. на соиск. степени канд. филол. н. Томск, 2006 — 27 с.
- Картины русского мира: современный медиадискурс / З.И. Резанова, Л.И. Ермоленкина, Е.А. Костяшина и др. Томск, 2010 — 287 с.
- Манакин В.Н. Сопоставительная лексикология. / В.Н. Манакин. М., 2004. — 326 с.
- Плотникова А.А. Дом. / А.А. Плотникова, В.В. Усачова // Славянские древности. Т. 2. М., 2004. — С. 116—120.
- Толстой Н.И. Бык // Славянские древности. Т. 1. М., 2004. — С. 272—274.
дипломов
Оставить комментарий