Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 12 марта 2014 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ПРОЦЕССЫ УРБАНИЗАЦИИ В ХИВИНСКОМ ХАНСТВЕ В XVI — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКОВ
Таджиева Феруза Джумабаевна
преподаватель кафедры Истории Ургенческого государственного университета, Республика Узбекистан, г. Ургенч
E-mail: ftj@rambler.ru
Каримов Зафар Бектурдиевич
магистрант кафедры истории, Ургенческого государственного университета, Республика Узбекистан, г. Ургенч
E-mail: zk.0787@mail.ru
Известно, что социально-экономические и этнокультурные отношения, протекавшие в определенный исторический период, обладают существенными особенностями. Следует отметить, что данные отношения занимали важное место в судьбе населения, сыгравшего своеобразную роль «локомотива» в развитии общества. С данной точки зрения не являются исключением из вышеизложенного и исторические процессы, протекавшие в низовьях Амударьи в XVI — первой половине XIX веков. Согласно историческим сведениям, процесс социально-экономического развития Хивинского ханства в XVI — первой половине XIX веков можно разделить на два исторических периода:
I. Исторический период, охватывающий 1511—1770 годы (эпоха Шейбанидов).
II. Исторический период, охватывающий 1806—1850 годы (Кунградская династия).
В указанный исторический период наблюдается резкое различие в развитии исторических событий, имевших место в судьбе населения Хорезмского оазиса. В первый исторический период происходили, в основном, исторические события негативного характера. Отражение данного процесса можно наблюдать в политической, экономической и этнической сферах. После смерти Шейбанихана у населения оазиса, проживавшего среди песчаных барханов, появилась возможность сделать первые шаги к своей независимости. Глубоко прочувствовав данную ситуацию, жители Вазира заложили основу государства Хорезм. В годы правления Эльбарсхана территория Хорезма была расширена до Каспийского моря, а на севере — Аральского моря, реки Атрек и Серахса. С изменением русла Амударьи была прекращена деятельность Вазира в качестве политического центра, Хива превратилась в административно-политический центр. На протяжении всего ХVI века Хивинское ханство не было централизованным государством. Этому способствовали следующие факторы.
1. сильные позиции родоплеменных отношений.
2. территория была разделена на множество уделов, правители которых правили самостоятельно, не подчиняясь центру.
3. различие населения с этнической точки зрения (новое поколение существовавшего прежде населения, туркменские и каракалпакские племена, а также племена, переселившиеся из Дашти-Кипчака).
В XVI веке большим бременем на население оазиса ложились враждебные отношения Хивинского ханства со своим ближайшим соседом Бухарой.
Хотя на всем протяжении ХVII века в Хивинском ханстве царила политическая раздробленность, города оставались центрами ремесла и торговли. В особенности, после превращения города Хивы в политический центр еще более усилился ее потенциал. В то же время, такие населенные пункты, как Хазарасп, Каткаъла (Сул Сохил), Гурлен, Ханки, Кият, функционировали в качестве ремесленных центров. Основанный Абулгази Баходурханом Новый Ургенч представлял собой центр ремесленного дела. Сущность данного исторического периода характеризуют такие события, как завоевание Хивинского ханства иранским шахом Надиршахом и нарастающее стремление России к захвату Хивы. Согласно историческим сведениям, в результате завоевания Надиршахом таких населенных пунктов, как Хива, Хазарасп, Ханки, как отмечает Мунис, в Хиве осталось только 40 семейств [3, c. 80]. Когда весть о том, что ежедневно жители Хивинского ханства вымывают золото из Амударьи дошла до правителя России, тот снарядил сюда экспедицию Бековича-Черкасского. В XVII веке Хива превратилась в точку соприкосновения интересов России, Ирана и Бухары.
Таким образом, в XVI—XVII веках, хотя Хивинское ханство получило официальный статус, отсутствие устойчивой централизованной власти характеризовалось низким уровнем процесса урбанизации в социально-экономическом и культурном развитии общества. В результате беспощадного разграбления населения и непрерывных опустошительных войн с соседними странами, что имело место в конце XVIII — первой половине XIX веков, население было вынуждено покидать насиженные места, вследствие чего плодородные в недалеком прошлом земли были полностью разорены и истощены.
Дворцовая аристократия и народные массы пришли к выводу, что основным фактором общественного развития является прекращение межплеменных распрей и войн. После прихода к власти в Хивинском ханстве племени Кунград наблюдается возникновение централизованного с политической точки зрения управления. Это, в свою очередь, подготовило почву для процесса урбанизации, охватившего все сферы общественного развития. Воздействие данного процесса особо наблюдалось в Хиве, Хазараспе, Каткаъле, Ташаузе, Куня-Ургенче.
В XVIII — первой половине XIX веков в развитии городов Хивинского ханства особое место принадлежало Хиве. Хива была не только административным политическим городом, но и центром ремесла и торговли. Для развития внутренней и внешней торговли в период правления Аллакулихана в центральной части города Хивы было расчищено и обезвожено озеро, а на его месте был организован базар, занимающий 15 гектаров [2, c. 34—35]. Начиная с XVII века в восточной части города функционировал старый базар, а рядом с воротами Палван дарвоза осуществляли свою деятельность два крупных базара [1, c. 32].
Ханский дворец, мавзолей, медресе и мечети составили собой архитектурный комплекс, получивший название Ичанкала и раскинувшийся на 26 гектарах. Состоящий из 163 комнат Ташхаули, вбирающий в себя Куня Арк, мечеть Жоме, Ак мечеть, мавзолей Уч авлиё, медресе Ширгазихана, каравансарай Аллакулихана, мавзолей Кутлуг Мурад Инака, медресе Мухаммад Амин Инака и др., воплощает воздействие урбанизации в сфере зодчества, протекавшей в конце XVIII — первой половине XIX веков. Хазарасп, Куня-Ургенч, Ургенч, Ташауз, Илянли, Мангыт, Ходжейли, Кунград, Ханки были центрами внутренней торговли и ремесленного дела в ханстве.
Хазарасп представлял собой южный форпост и военный городок, по этой причине он был обнесен мощными оборонительными редутами. Хазараспский поэт Рашиддин Вот-Вот верно отметил, что жители Хазараспа стоят на страже стен и долга.
Таким образом, учитывая вышеизложенные исторические сведения, можно вывести определенные суждения. Многочисленные распри, непрекращающиеся междоусобицы, войны с соседними странами, имевшие место с момента появления на политической арене в начале XVI века независимого Хивинского ханства до середины XVIII века, определили общественный облик. В 70-е годы XVIII века на историческую арену выходит кунградская династия, правление которой продолжалось до 1920 года. В конце XVIII — первой половине XIX веков Хивинское ханство развивалось с общественно-экономической и культурной точки зрения. Главным богатством ханства считалась земля. Орошаемые земли назывались ахья, а неорошаемые земли — адра. Были построены и расширены такие каналы, как Янгиарык, Тошли, Ёрмиш, Клычниязбий, Шават. Уникальные работы в сфере зодчества проводились в Ичанкале.
Этническая история ханства отличается разнообразием. 65 % населения составляли узбеки, 26 % — туркмены, а остальную часть составляли каракалпаки, казахи. Вышедшие именно из этой среды инженеры, сохраняя традиции зодчества наших предков, возрождали их в глинобитных строениях, мечетях, мавзолеях и дворцах.
Следует отметить, что Хивинское ханство не было в необходимой степени развитым государством с экономической и военной точки зрения. По этой причине оно впоследствии было завоевано Россией.
Список литературы:
- Абдурасулов А. Хива (историко-географический очерк). Ташкент: Узбекистан, 1997.
- Ахмедов Б.А. Новые сведения о Хиве // Общественные науки в Узбекистане. Ташкент: Фан, 1982.
- Фирдаус ал-икбал — [Электронный ресурc] — Режим доступа. — URL: http://kungrad.com/history/khorezm/firdous/
дипломов
Оставить комментарий